Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

INNOVATIONS IN MODERN EDUCATION, THE ANALYSIS OF INNOVATIONS IN THE ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION OF THE UNIFIED STATE EXAM

Dzhevala S.S. 1 Butenko L.I. 2
1 MBOU SOSH № 7 in the village of Konstantinovskaya
2 Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute a branch of the Volgograd State Medical University
Russia’s entry into WTO has provided the impetus for the modernization of higher and secondary education with the aim of increasing the competitiveness of graduates of educational institutions. This process is accompanied by significant innovation in the theory of educational activities and in practice of educational work the Aim of this work is the discussion of innovations in modern education and try to analyze the innovations in the assessment of the quality of education of the unified state exam. Unconditionally positive innovative example of modern pedagogy could serve as distance learning. Modern advances in communication: the Internet, Skype allow many students who are not able to attend school, get proper education. Six years after the reform, the society still cannot accept the introduction of a single exam. The main claims relate to the real objectivity of assessment of technical knowledge on the subject by means of tests.. The main disadvantages of the unified state examination are: the lack of real objectivity of assessment of technical knowledge on the subject by means of tests; the lack of individual approach to the students the depersonalization of education. The teacher, as one of the main figures of education, is excluded from the evaluation of the results of his students that leads to the depersonalization of education. The school’s role at the modern stage of enhanced flavor in the graft of the young generation to education, to learn to enjoy learning, learn to learn, to develop the curiosity, despite the Procrustean bed of the exam.
innovation
distance education
unified state exam
assessment of the quality of education
objective assessment
individual approach to the graduates

Будущее любого общества будет определять молодое поколение, которое воспитывается в семье и в школе. Воспитывая сегодня молодежь, мы формируем наше будущее и будущее следующих поколений. Поэтому современные проблемы эффективности общего среднего образования являются самыми актуальными и животрепещущими. На фоне всеобщей компьютеризации и доступного интернета настоящее время в России характеризуется снижением общей культуры населения, преобразованием норм литературного языка не в лучшую сторону. Педагоги, учителя, методисты видят и понимают, что в педагогической сфере сегодня не все благополучно, т.к. результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и в повседневной жизни. Формирование в сознании учащихся целостной картины мира становится возможным лишь при достижении достаточного уровня развития познавательного интереса и познавательной активности. Задача современного образования заключается в усвоении учащимся основ гуманитарных и естественнонаучных мировых достижений. Используя полученные знания, любой молодой человек (независимо от места проживания) мог проявить свои таланты и творческий потенциал. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, технологии организации образовательного процесса и переоценкой целей и результатов образования.

Вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО), позволяющее Российскому образованию выйти на мировой рынок образовательных услуг, дало импульс для модернизации высшего и среднего образования с целью повышения конкурентоспособности выпускников учебных заведений. Данный процесс сопровождается значительными инновациями как в теории педагогической деятельности, так и в практике учебно-воспитательной работы. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности – это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы.

Целью данной работы является обсуждение инноваций в современном образовании и попытка провести анализ нововведений в оценке качества образовании – единого государственного экзамена.

Термину «инновации» в энциклопедиях и в словарях даются различные определения. Слово «инновация» (от латинского inovatis) происходит из латинского языка и в переводе означает обновление, новинку, изменение, то есть ввод чего-то нового, введение новизны. Английское слово Innovation в переводе на русский язык означает нововведение, новация, возобновление, изменение, обновление, то есть это изменения внутри системы.

В педагогической интерпретации инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако не все нововведения ведут к улучшениям, некоторые могут и ухудшить систему. Так как образование отвечает за социальное здоровье будущего общества, то основной принцип, которым должны руководствоваться все новаторы, – не навреди. Правда, в педагогике результаты новшеств можно оценить по истечении нескольких лет, когда исправить уже ничего нельзя. К сожалению, многие новшества в педагогической практике отрицательно сказываются на результатах обучения. Поэтому можно сказать, что ошибки образования породили все пороки современного молодого поколения.

Может быть, именно для того, чтобы говорить о нововведениях, преобразованиях, новаторстве и улучшениях там, где их нет, и понадобилось мудреное иностранное слово. Дело в том, что для замены чего-либо новым существует английское слово «novation» (новации). Инновация же означает такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (In – внутри) ресурсов (резервов). Значит, все, что приходит из других сфер деятельности – это не инновации, здесь требуется другой термин. Но, как показывает время, слово, которое может быть заимствовано из другого языка, претерпевает метаморфозы и смысл термина расширяется.

Главным вектором инновационного подхода в педагогике становится личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика. В контексте педагогической деятельности – это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Инновации становятся наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. В контексте педагогической деятельности – это обновление на базе современных информационных технологий и гуманистических принципов всех компонентов педагогической системы.

Безоговорочно положительным инновационным примером в современной педагогике может служить дистанционное обучение. Современные достижения связи: интернет, Skype позволяют многим учащимся, не имеющим возможности посещать школу, получать полноценное образование.

Не все инновации в образовании без сомнения характеризуются положительно, как использование глобальной системы персональной связи – интернет-телефонии. Реалиями современного образования является единый государственный экзамен ЕГЭ – это экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Основными целями введения ЕГЭ являются обеспечение государственных гарантий доступности и обеспечение равных условий при поступлении школьников в любое высшее учебное заведение страны. Сдача выпускных экзаменов в форме ЕГЭ в России существует уже около пятнадцати лет, но однозначного мнения о пользе или вреде этого новшества в педагогической практике нет. Даже директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Решетникова Оксана Александровна заявляет, что «споры о том, какими должны быть контрольные измерительные материалы для государственной итоговой аттестации, не затихают до сих пор» [1]. «Подходы к содержательному анализу результатов выполнения экзаменационной работы определяются, как правило, традициями предмета. Однако здесь явно видна тенденция перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме, от анализа достижений по отдельным контролируемым элементам содержания к анализу сформированности групп умений или видов деятельности» [2].

Любое нововведение переживает три стадии роста: этого не может быть, это естественно и так и должно быть. Единый государственный экзамен в России переживает еще первую стадию, поэтому много критики и по порядку проведения экзамена и по содержанию контрольных измерительных материалов (КИМов).

Спустя шесть лет после реформы общество все еще не может смириться с введением единого экзамена. Основные претензии касаются реальной объективности оценки владения материалом по предмету с помощью тестов. При тестировании в большинстве вопросов верный ответ можно найти и без глубоких знаний, методом исключения или просто наугад. Получается, что на ЕГЭ оцениваются не знания предмета, не теоретические навыки, а способности ученика угадывать правильный ответ.

Разработчики кимов для ЕГЭ утверждают: «Ведущим направлением нашей работы является разработка научно-методических подходов к созданию перспективных моделей контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена, основного государственного экзамена и совершенствование действующих экзаменационных моделей. Контрольные измерительные материалы для государственной итоговой аттестации разрабатываются на основе экзаменационной модели, которая отражается в документах, регламентирующих ежегодную разработку контрольных измерительных материалов— в спецификации, кодификаторе, демонстрационном варианте» [1]. В качестве методической литературы издаются учебные пособия, в которых приводятся шаблонные задания по предмету. Ученики последние два года учебы тренируются по этим шаблонам. Подменяются учебные цели – вместо полноценного обучения одиннадцать лет школы превращаются в подготовку к «самому главному тесту». Причем тестированная оценка знаний в школе начинается с начальной школы. Кроме того, простое заучивание правильных ответов привело к резкому снижению уровня образования, даже знания по предметам, выбранным для сдачи ЕГЭ, не являются достаточными для дальнейшей полноценной учебы в вузах.

Другой важный недостаток ЕГЭ – это отсутствие индивидуального подхода к выпускникам, обезличивание выпускников. Таланты, творческий потенциал и индивидуальные способности школьника не интересуют проверяющих, они их не знают. Выпускник на время экзамена должен уподобиться машине: нельзя волноваться, растеряться, ошибиться, любая малейшая ошибка карается отсутствием баллов. Одаренные ученики не пройдут испытания ЕГЭ.

Таким образом, основными недостатками единого государственного экзамена являются: отсутствие реальной объективности оценки владения материалом по предмету с помощью тестов; отсутствие индивидуального подхода к выпускникам – обезличивание образования. Учитель, как один из главных фигур образования, отстраняется от оценки результатов его учеников, что приводит к обезличиванию всего образования.

Роль школы на современном этапе усиливается в привитии вкуса у молодого поколения к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность, несмотря на прокрустово ложе ЕГЭ. Для достижения такой цели ничто не может заменить авторитета учителя, а также диалог между учителем и учеником. Педагог необходим потому, что его присутствие предполагает живой контакт более образованного человека, носителя опыта и мудрости. Учитель передает знания, умения и инструмент размышления, позволяющие молодому поколению стать «просвещенными пользователями», способными выделять главное, видеть положительный вклад и границы прогресса.