Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

TO THE QUESTION OF CASE-METHOD USAGE ON ENGLISH LESSONS

Kabenova D.M. 1 Uskenbaeva S.T. 2 Gainutdinova G.F. 2
1 E.A. Buketov Karaganda State University
2 Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz
The article is devoted to the problem trainees of critical thinking formation, the relevance of which is conditioned by modern tasks of the education system. The stages of the lesson and the simple methods of instruction integrated into the case-study are described in detail. The authors highlight issues of using the method of brainstorming, discussion and presentation in the practice of teaching Russian. The article gives examples of the use of creative analysis, the method of situational analysis, the method of analyzing business documents. Case-method is useful in that it contributes to conscious creative learning of knowledge, practical skills and abilities. This method forms teamwork skills, the ability to lead a discussion, formulate questions and argue the answers, instills a sense of responsibility. Participation in discussions becomes a demonstration of students’ verbal and logical skills. The vision of the authors of the article will be interesting to specialists in the field of language disciplines.
critical thinking
case-method
Internet resources
discussion
presentation
teamwork

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» четвертым приоритетом развития нашего государства обозначено улучшение качества человеческого капитала. Составная и важная часть человеческого капитала – образование, роль которого особо значима в новой модели экономического роста страны. Задачами системы образования являются развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Приоритетным направлением является формирование IT-знаний [1].

В связи с поставленными Президентом задачами кейс-метод, на наш взгляд, будучи интерактивным методом обучения, отвечает требованиям, предъявляемым к системе образования. Кейс-метод – это синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, научно-исследовательского метода. Данный метод, обеспечивающий применение теоретических положений на практике, популярен в современном вузовском образовании в связи с ориентацией подготовки выпускника на запросы рынка. Работа над ситуациями, которые могут встретиться студенту в будущей практической деятельности, способствует приобретению азов профессиональных компетенций, формирует познавательный интерес и позитивную мотивацию к учебе. Усвоение и совершенствование знаний, формирование умений и навыков является результатом творческой самостоятельной деятельности студентов по решению противоречий. Благодаря этому происходит развитие мыслительных способностей и осознанное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями. Студентам для обсуждения предлагаются практические ситуации, решение которых актуализирует усвоенные теоретические знания.

Кейс-метод имеет присущие ему особенности. А.М. Долгоруков к преимуществам метода case-study относит приобретение навыков решения практических задач, навыков работы в команде, совершенствование навыков обобщения результатов труда и его оформления, навыков ведения дискуссии [4].

Под методом обучения в дидактике понимается упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. В современной дидактике выделяют три большие группы методов:

1) методы организации и осуществления учебно-воспитательного процесса (словесные, наглядные, практические);

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования интереса к учению – мотивации; познавательные игры, учебные дискуссии; методы стимулирования долга и ответственности – метод разъяснения цели учебного предмета; требования к изучению предмета; поощрение и наказание в обучении);

3) методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля и самоконтроля, письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля) [3].

Кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы также простые методы познания. В него входят моделирование, «мозговой штурм», проблемный метод, презентации, методы описания, классификации, дискуссия, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.

Рассмотрим этапы работы по кейсу и методы, применяемые при них.

1. Подготовка к занятию преподавателем и студентами. На этом этапе самым важным являются вопросы, которые необходимо изучить, исследовать. Преподаватель формулирует «проблемы», ориентируясь на цель и задачи предстоящей деятельности. При определении содержания работы необходимо учитывать особенности восприятия учебного материала аудиторией. Системная, последовательная подача вопросов, их классификация, выделение опорных схем, таблиц и т.д. способствует успешному решению кейс-задачи.

Немаловажное значение имеет составление списка рекомендуемой литературы, необходимой студентам для усвоения учебной темы.

2. Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом. При подготовке к решению практической ситуации студенты работают с учебно-методическим обеспечением, получают и изучают дополнительную информацию (сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы) для прочного овладения материалом учебной темы, выполнения и решения задач.

Это может быть работа в библиотеках, с базой Интернет, интервьюирование специалистов-практиков и т.д. Студенты получают наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал, памятки «Работа с кейсом», список рекомендуемой литературы.

Ясно представляя цель, задачи, содержание, методы и формы работы, важно приступить к разработке плана занятия.

3. Организационная часть занятия состоит из предъявления темы, цели и хода занятия, выдачи кейса. В кейсах рекомендуется дать подробное описание практических ситуаций, точно сформулировать вопросы, конкретизировать задания.

4. Проверка усвоения теоретического материала по теме. Прежде чем приступить к работе по решению кейс-ситуации, необходимо проверить уровень усвоения теоретического материала. Методами проверки усвоения нового материала могут быть устный фронтальный опрос, взаимопроверка, работа по карточкам, тестирование и т.д.

5. Работа студентов в командах. Работа в командах над кейс-ситуацией развивает способности к сотрудничеству, коллективизму, формирует ответственность, прививает навыки самоконтроля и самооценки [5].

Самым оптимальным для командной работы, на наш взгляд, является метод «мозгового штурма», который стимулирует творческую активность студентов. Результат – выдача студентами множества самых разнообразных идей за определенный промежуток времени.

Следующий метод – это творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы.

Особое место при работе в командах занимает дискуссия, в ходе которой студенты представляют варианты решения ситуации, спорят. На данном этапе работы совершенствуются умения формулировать вопрос, аргументировать ответ. Студенты выступают с аргументами, выслушивают других, анализируют полученный результат, проектируют и моделируют решения, действия. При дискуссии студенты находят противоречия, ошибки, неточности, отстаивают мнение команды.

Результатом дискуссии является принятие единого, наиболее оптимального решения, формирование умений, навыков решения нестандартных задач и развитие логического мышления.

6. Оформление студентами итогов работы. На данном этапе студенты выступают с результатами работы и используют презентацию как эффективный способ представления информации. Широко распространены мультимедиапрезентации, представляющие собой слайды, содержащие краткие фрагменты текстов, рисунки и наглядную часть (изображения). По мнению ученых Н.В. Акимовой, Ю.А. Бессоновой, использование презентации при изучении речевого или языкового материала позволяет структурировать его, выделив ключевые вопросы (лингвистические термины, категории) с использованием цвета, изменения шрифта, рубрикации и т.д. Презентация на занятиях по русскому языку предполагает активную творческую деятельность студентов: сбор и обработку материала, упорядочение информации, составление слайдов, защиту проекта и обсуждение проекта. Умение презентовать интеллектуальный продукт, показать его достоинства максимально вырабатывает навыки публичной деятельности и участия в дискуссии, становится демонстрацией речевых и логических умений студентов. Коммуникативный момент, согласно мнению ученых, является одним из ключевых в процессе такой учебной деятельности и предполагает выработку соответствующих языковых компетенций [2].

7. Подведение итогов преподавателем.

Разные методы проведения занятий с использованием кейс-метода предполагают разные подходы к оцениванию студентов. При применении кейс-метода оцениваются умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать грамотное решение, логически мыслить, поэтому оценка выставляется за участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности студента, за подготовленные письменные работы. Необходимо обращать внимание на новизну и неординарность решения проблемы, краткость и четкость изложения, качество оформления решения проблемы, этику ведения дискуссии, активность работы всех членов команды [4].

Приведем примеры применения кейс-метода на занятиях русского языка. Творческий анализ проблемы или вопроса на лингвистическую тему. Студентам предлагаются темы «Нужно ли специалисту акимата учиться составлять документы официально-делового стиля?», «Для чего студенту специальности «Международные отношения» знать о культуре речи?» и др. Работа направлена на поддержание эффективной коммуникации и выработку общего решения. Задача может решаться как индивидуально, так и в группе. Ее решение предполагает сбор информации из различных источников, в том числе Интернет, с последующими систематизацией, обобщением и презентацией, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Метод разбора деловой корреспонденции. Контекст задания: разработать и конкретизировать ситуацию, связанную с невыполнением плана работником учреждения. По составленной ситуации написать докладную. Обратите внимание на специфику составления документов официально-делового стиля речи. Разработать и конкретизировать ситуацию, связанную с увольнением сотрудника. По составленной ситуации написать приказ об увольнении. Уточнение задания: нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии.

Студенты получают от преподавателя папки с описанием ситуации; пакет документов, способствующих пониманию ситуации и вопросы, которые позволяют найти решение.

Метод ситуационного анализа – самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студенту предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения.

Ваш сосед попросил одолжить денег. Вы дали в долг 100 000 тенге. Срок возврата денег давно прошел. Сосед отказывается вернуть деньги. Что Вы теперь предпримете? Контекст задания: как нужно было поступить? Как сделать так, чтобы избежать подобных ситуаций? Как оформляется юридически подобная процедура? На что необходимо обратить внимание? Уточнение задания: составьте расписку в получении денег. Выясните, какую структуру должна иметь расписка (для использования ее с целью возврата денег через правоохранительные органы). В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце занятия студенты представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Таким образом, применение кейс-метода на занятиях по русскому языку в вузе позволяет студентам осознанно подойти к освоению материала. Обучение является успешным, так как студент чувствует полезность и нужность усваиваемых знаний. Кейс-метод основывается на принципе связи обучения с жизнью, обеспечивающем гносеологические, социологические и психологические аспекты формирования будущего специалиста, и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих для всех и важных для каждого обучающегося задач: получения нового опыта и овладения новыми знаниями.