Сегодня одной из актуальных проблем человечества является загрязнение окружающей среды. Республика Казахстан также осознает важность решения этого глобального вызова. В Казахстане по-новому строится государственная система экологической безопасности, принят ряд важнейших законодательных актов в области охраны окружающей среды (Лесной, Водный, Земельный и Экологический Кодексы), реализуется Концепция экологической безопасности Казахстана на 2004–2015 гг., Стратегия «Казахстан – 2050». Все указанные программы и законодательные акты объединяет общий вопрос о необходимости обеспечения экологической безопасности.
Цель исследования: изучение актуальных вопросов деятельности органов природоохранной прокуратуры в сфере обеспечения экологической безопасности государства.
В ходе написания данной статьи были использованы сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический, статистический методы научного исследования. В качестве материала исследования изучены статистические данные, отчеты о деятельности природоохранной прокуратуры.
Понятие «экологическая безопасность»
Экологическая безопасность является основным показателем благоприятности окружающей среды, устойчивого (иными словами, безопасного) развития государства. Экологическая безопасность является важной составляющей национальной безопасности и основой сохранения природных ресурсов, окружающей среды. Термин «экологическая безопасность» тесно сопряжен с понятиями «личность», «права и свободы человека», «общество», «государство», «биосфера», «флора», «фауна».
В Республике Казахстан понятие экологическая безопасность закреплено в подпункте 91) статьи 1 Экологического Кодекса Республики Казахстан, согласно которому «экологическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду» [1].
Из содержания закрепленного определения необходимо обозначить такие важные элементы, как «права личности», «общество», «государство».
Сегодня жизненно важно экологическое безопасное развитие государства. Известно, что принципами экологического безопасного развития государства являются устойчивое развитие, всеобщий экосистемный подход, всеобщая экологическая безопасность, обязательность компенсации за ущерб, нанесенный здоровью человека и окружающей среде, доступность экологической информации, всецелое соблюдение международных экологических норм и иные важнейшие принципы.
Важно осознавать необходимость изменения отношения к рациональному использованию природных ресурсов, с учетом сохранности окружающей среды, всеобщую экологизацию социально-экономической системы государства.
Необходимо подчеркнуть, что в Республике Казахстан особенно остро стоит вопрос обеспечения экологической безопасности, ввиду того, что в стране сложилась преимущественно ресурсно-сырьевая культура природопользования. В этой связи растет количество зон экологического бедствия, в ряде регионов появляются кризисные зоны экологического бедствия [2]; растет социальная напряженность, связанная с ухудшением экологии; растет количество бытовых и промышленных отходов, большая часть из которых является токсичной. Все изложенное негативным образом влияет на устойчивое функционирование экологической безопасности и возможность ее полноценного обеспечения.
Сегодня в научной среде все еще не сформулировано однозначное понятие экологической безопасности.
По мнению ряда исследователей, экологическая безопасность обозначает уровень защищенности населения, флоры, фауны и окружающей среды от последствий, вследствие антропогенного фактора и стихийных бедствий [3]. Полагаем, что следует согласиться с данным утверждением, так как ухудшение экологической ситуации вызвано именно за счет негативного антропогенного воздействия.
Интересной представляется точка зрения исследователей Джорабекова Ж.М., Туратбековой А.Т., подчеркивающих «дискуссионность определения экологической безопасности, приписывая ему отсутствие угроз, связанных с причинением ущерба природе и здоровью человека» [4].
Сегодня, несомненно, находит свое подтверждение точка зрения исследователя академика Легасова В.А., который указал на необходимость формирования нового вектора концепции безопасности, вследствие негативного и опасного воздействия от антропогенной деятельности.
Все указанные мнения ученых, несомненно, заслуживают особого внимания.
По нашему мнению, понятие «экологическая безопасность» является довольно объемным. Оно включает в себя вопросы обеспечения экологической безопасности:
1) продовольствия и продуктов питания;
2) здоровья населения;
3) среды проживания и жизнедеятельности человека;
4) сохранности биоразнообразия и природных ресурсов.
Виды загрязнений в Республике Казахстан
На сегодняшний день в Казахстане имеют место следующие виды загрязнений окружающей среды:
– загрязнение атмосферного воздуха – загрязнение имеет место от предприятий цветной металлургии, черной металлургии, транспорта, нефтяного сектора. К наиболее загрязненным областям относятся: Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области; среди городов – Зыряновск, Актау, Атырау, Жезказган, Темиртау, Тараз, Петропавловск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Алматы;
– деградация земель и почвы – большинство регионов страны;
– загрязнение водных ресурсов – наиболее загрязненными являются реки Иртыш, Нура, Сырдария, Или, озеро Балхаш;
– радиоактивное загрязнение – отходы неработающих предприятий уранодобывающей и перерабатывающей промышленности, территории, загрязненные в результате испытаний ядерного оружия, отходы нефтедобывающей промышленности и нефтяного оборудования, отходы, образовавшиеся в результате работы ядерных реакторов, и радиоизотопная продукция (отработанные источники ионизирующего излучения) [5];
– загрязнение в результате промышленных и бытовых отходов, в том числе токсичных.
Деятельность органов прокуратуры по надзору в сфере экологической безопасности
В Казахстане особая роль в обеспечении экологической безопасности в государстве возложена на природоохранные структуры государства.
В частности, особое внимание заслуживает деятельность специализированной природоохранной прокуратуры. Сегодня в Казахстане функционируют специализированные прокуратуры. Так, согласно пункту 1 статьи 48 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре» под специализированными прокуратурами понимаются военные, природоохранные, транспортные, а также прокуратуры специальных объектов [6].
Одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры, в частности, специализированной природоохранной прокуратуры Казахстана, является надзор в сфере экологической безопасности.
Специализированная природоохранная прокуратура осуществляет прокурорский надзор за применением природоохранного и экологического законодательства Республики Казахстан. Прокуроры пресекают экологические правонарушения, привлекают к ответственности виновных лиц (административной, дисциплинарной, материальной), взыскивают причиненный виновными лицами материальный ущерб. Особое внимание уделяется надзору за соблюдением законодательства о недрах и недропользовании. Более того, природоохранной прокуратурой ведет борьбу по противодействию нарушениям с незаконным изъятием животного и растительного мира, способствует предупреждению и недопущению нарушения природоохранного законодательства.
Иными словами, органы специализированной природоохранной прокуратуры следят за экологическим правопорядком в стране, сдерживают нарушения экологического и природоохранного законодательства. Это подтверждается многочисленными статистическими данными деятельности природоохранной прокуратуры. Так, к примеру, специализированной природоохранной прокуратурой Алматинской области за 9 месяцев 2015 года, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, всего проведено 28 (43) проверок, выявлено 1481 (1607) нарушений законности, из них устранено 1302 (1503) нарушений; внесено и удовлетворено 20 (21) протестов, отменено и изменено 155 (247) незаконных актов, из них нормативных правовых актов – 3 (1), рассмотрено представлений – 64 (67), привлечено к дисциплинарной ответственности 68 (79), к административной ответственности – 114 (133) лиц, к материальной ответственности 4 (1), уголовных правонарушения, по которым начато досудебное расследование в результате проверки – 3 (3). По мерам прокурорского реагирования возмещено в доход государства 18 910 844 (32 717 913) тенге. Дано 5 (1) разъяснений закона.
Несмотря на расплывчатость и многофункциональность деятельности природоохранной прокуратуры, в Казахстане все еще отсутствует специальный законодательный акт, регулирующий их деятельность. Однако несмотря на это, природоохранная прокуратура показывает эффективность своей деятельности в сравнении с результатами деятельности профильного государственного органа – Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан. Данный вывод следует из статистических данных и результатов исследований.
По нашему мнению, природоохранная прокуратура Казахстана выполняет ряд важнейших задач:
1) препятствует увеличению нарушений природоохранного законодательства;
2) способствует возмещению причиненного ущерба;
3) привлекает виновных лиц к юридической ответственности;
4) способствует поддержанию экологического правопорядка в стране.
Полагаем, что в целях обеспечения экологической безопасности прокурорский надзор природоохранной прокуратуры должен постоянно совершенствоваться, учитывая новые вызовы современной реальности и ухудшающуюся экологическую обстановку в стране и мире. В частности, основной акцент должен быть направлен на повышение эффективности и качества именно прокурорского экологического надзора. Учитывая, что природоохранная прокуратура Республики Казахстан обладает широкими полномочиями, полагаем, что сегодня назрела необходимость в принятии самостоятельного правового акта, регулирующего их деятельность. Это позволит внести ясность в их деятельность, расширить их полномочия и компетенции.
Таким образом, полагаем возможным сделать следующие основные выводы:
1. Понятие «экологическая безопасность» объемно, оно включает в себя состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, связанных с ухудшением состояния окружающей среды. Из его содержания следует выделить такие важные элементы, как «права личности», «общество», «государство».
2. Важнейшими составными элементами экологической безопасности являются продовольственная безопасность, здоровье населения, благоприятная среда проживания и жизнедеятельности человека, сохранность биоразнообразия и природных ресурсов.
3. Сегодня основная нагрузка по обеспечению экологической безопасности ложится на плечи природоохранных государственных структур. Один из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры, в частности, специализированной природоохранной прокуратуры, это надзор в сфере экологической безопасности. Органы специализированной природоохранной прокуратуры следят за экологическим правопорядком в стране, сдерживают количество нарушений экологического и природоохранного законодательства. В целях внесения точности и расширения сферы их полномочий и компетенции, полагаем необходимым принятие самостоятельного законодательного акта, регулирующего деятельность специализированной природоохранной прокуратуры Республики Казахстан.
Заключение
Сегодня необходимо создание эффективного и действенного правового поля в целях обеспечения соблюдения экологического законодательства. Это необходимо в силу ухудшающейся экологической обстановки как в стране, так и во всем мире. Сегодня все меры должны быть нацелены на обеспечение экологической безопасности. Этому во многом способствуют природоохранные организации государства, к их числу относится специализированная природоохранная прокуратура. Деятельность специализированной природоохранной прокуратуры в сфере обеспечения экологической безопасности обладает достаточным потенциалом. В связи с чем она представляет большой интерес в дальнейшем научном осмыслении.