Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SOME PROBLEMS OF COMPARATIVE PEDAGOGICS

Donbaeva A.B. 1 Tanabaeva G.U. 1 Zhamasheva J.R. 1 Ermakhanova S.M. 1 Ermakhanov M.N. 1
1 South Kazakhstan state University n. a. M. Auezov
This article deals with the problems of comparative education. There were also studied historical, ethno-cultural, resource approaches of comparative education.Comparative pedagogy or comparativistics originated in the framework of philosophy, which addressed many issues, including the problems of educating the younger generation in different countries. Already from ancient times in the philosophical teachings contained many descriptions of how the children were trained and brought up in different countries. The values and methods of education were generalized, the features of the transfer of experience from the older generation to the younger were analyzed.
comparative pedagogy
training

В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат. comparativus – сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В английском языке «tocompare» также означает «сравнивать». Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная педагогика».

Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова «педагогика» («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtioncompare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogiecomparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов.

В самом общем виде сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах и регионах. Сравнительная педагогика в широком смысле – это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования зарубежного опыта. Сравнительная педагогика в более конкретном смысле определяется как «область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляющая формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта» [7, с. 376]. Все три подхода к пониманию сравнительной педагогики характеризуют специфику её содержания. Во-первых, это определенная область педагогической науки. Во-вторых, нацелена на изучение процесса развития образования, воспитания, обучения, педагогической теории и практики в разных странах и регионах мира. В-третьих, анализ осуществляется в сравнительно-сопоставительном плане для того, чтобы использовать зарубежный опыт. В-четвертых, выявляются возможные формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем. Сравнительная педагогика, являясь отраслью педагогики, имеет собственный предмет, объект, цель и задачи. На современном этапе ее развития в определенной степени модифицируются цели и задачи. Американский компаративист Г. Ноа считает, что первоочередной целью такого рода исследований должно стать определение основных тенденций в развитии образования зарубежных стран, с тем, чтобы установить не только то, что происходит там, но и лучше понять свое собственной прошлое, определить свое место в настоящем, четче спрогнозировать будущее своего образования [11].

В Германии практическая цель и социальная функция сравнительной педагогики сводится к «изучению различных процессов, происходящих в области образования и общественного развития за рубежом, для получения практически полезных знаний как основы последующего научного обсуждения (осмысления), выявления позитивных и негативных сторон различных социальных и педагогических процессов и тенденций их развития как предпосылки для дальнейшего проведения экспериментальной работы на национальном уровне в интересах развития теории и практики отечественной педагогики» [12, с. 43].

Видный английский компаративист Б. Холмс ключевой задачей сравнительной педагогики видит «стремление лучше понять отечественные системы образования и способствовать реформе образования не на основе причуд и предрассудков, а в свете тщательно собранных данных и анализа проблем, которые стоят перед национальными правительствами» [13, с. 54].

В целом, к задачам сравнительной педагогики относят [11]:

  • выявление положительных и отрицательных сторон в развитии образования в различных странах;
  • установление общественно-политических и экономических условий, определяющих возникновение как положительных, так и отрицательных явлений в сфере образования;
  • определение, как эти явления воздействуют на общественное развитие страны (или группы стран), региона, мира в целом;
  • прогноз возможных последствий переноса школьной системы в целом или ее отдельных компонентов в условия другой страны.

Возросший интерес к исследованиям в области международного и сравнительного образования, характерный для большинства стран мира, во многом объясняется тенденциями взаимозависимости и взаимовлияния государств в эпоху глобализации и интеграции, как в общественной жизни, так в и сфере образования. При исследованиях необходим синтез самих педагогических наук в подходе при оценке состояния и развития: это дидактики, теории воспитания, этнопедагогики, истории педагогики, педагогики высшей школы и др.

Для научных исследований в области сравнительной педагогики методологически важны амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и некоторые другие подходы.

Амбивалентный подход реализуется при исследовании противоречивых тенденций в процессе развития того или иного явления; позволяет изучать проблемы сравнительной педагогики с учетом противоречия между самобытностью и спецификой развития образования в какой-то стране с учетом неизбежности его некоторой унификации в условиях современного мира. Этот подход полезен также при анализе кризисных явлений развития образования, которые характерны для многих стран.

Комплексный подход важен для выделения и анализа наиболее значимых компонентов (составляющих) современного образования (например: содержание образования, методы образования, формы организации обучения, ценности воспитания, основные этапы или уровни образования и т.д.). Реализация данного подхода позволяет сравнивать между собой образовательные системы по тем или иным основаниям. Весьма значимыми для сравнения разных образовательных систем являются такие составляющие современного образования, как, например, цель воспитания или цель обучения, которые дают представление об образовательном идеале системы.

Гуманистический подход значим для понимания путей и способов развития личности в образовании, её роли и значения. Здесь важна субъектная позиция как педагога, так и воспитанника; анализ учета гуманистических возможностей образования в разных странах и значение выдающихся деятелей образования, которые внесли существенный вклад в мировую педагогику. Данный подход помогает при анализе взаимоотношений между учителем и учениками в различных образовательных системах, а также понимания социальной и индивидуальной позиции личности каждого обучающегося в том или ином образовательном учреждении.

Исторический подход позволяет анализировать и характеризовать образование в разных странах, учитывая процесс становления, динамики развития во времени и в меняющихся исторических, социально-экономических, политических и других условиях. При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования в той или иной стране.

Культурологический подход дает возможность соотнесения состояния развития образования в той или иной стране основам развития культуры общества. Этнопсихологический подход базируется на понимании влияния национальных особенностей народов, их самосознания, обычаев и традиций на развитие образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования. Так, исследователями-компаративистами был предложен цивилизационный подход к анализу историко-педагогических явлений, нацеленный на понимание сущности той или иной цивилизации, без чего невозможно объективно исследовать образование, его истоки, тенденции и закономерности. С некоторой долей условности можно сказать, что цивилизационный подход представляет собой сочетание и интеграцию культурологического, этнопсихологического и исторического подходов.

Аксиологический подход позволяет анализировать процессы образования в контексте их ориентированности на главные ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране. Исторический подход. Важно изучение не только современного состояния системы образования или, как мы называем, “горизонтального среза” показателей и параметров образования, но и исторической ретроспективы ее развития, поскольку именно она позволяет определить причинно-следственные связи, специфику, особенности, возможность переноса педагогического опыта, определить временные рамки совершенствования образования.

Этнокультурный подход предполагает выявление общих закономерностей и национальных особенностей в развитии народного образования и культуры отдельных стран, регионов и в глобальном масштабе. Тенденция глобализации и интеграции национальных образовательных систем позволяет выделить основополагающий принцип данного подхода в сравнительно-педагогических исследованиях – сочетание общемирового развития и необходимости сохранения многообразия национального, расширения глобализационных и укрепление национальных процессов в образовании.

Ресурсный подход в сравнительно-педагогических исследованиях подразумевает изучение проблемы ресурсного обеспечения системы образования: законодательные и политические ресурсы, социально-экономическая среда и обстановка, материально-финансовые ресурсы, человеческие ресурсы, совокупность информационных ресурсов сферы образования. Развитие теории и методологии сравнительной педагогики в эпоху глобализации, зарождение отрытого образовательного пространства предполагает, в первую очередь, обновление понятийно-категориального аппарата науки. Сравнительная педагогика является отраслью педагогической науки, и категории ее складываются из основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение, – а также из категорий собственно сравнительной педагогики. К последним считаем возможным отнести следующие понятия: «система образования», «мировое образовательное пространство».

Мировое образовательное пространство становится реальностью благодаря глобализационным процессам. Оно объединяет национальные системы образования, в которых появляются одинаковые тенденции развития при сохранении разнообразия. Так, к одинаковым тенденциям относится демократизация образования; гуманизация, которая направлена на переход от технократического к гуманистическому знанию и закрепление общечеловеческих ценностей; информатизация образования; диверсификация образования.

Следствием диверсификации являются новые свойства образования, такие как вариативность (выбор варианта траектории обучения или образовательных программ), профильность (выбор профиля обучения в старшей ступени среднего образования) и др. Рассмотрим понятие «вариативность образования» как свойство, характеристику системы образования. Заметим, что понятие «система образования» более широкое, чем понятие «педагогическая система», которая является одной из ее подсистем. Но именно свойства, признаки педагогической системы будут наиважнейшими, стержневыми, системообразующими для системы образования. То есть вариативность образования, в первую очередь, является свойством, характеристикой именно педагогической системы. Понятие «вариативность» отличается от понятий «вариант» и «вариация», таким образом, рассмотрим многообразие их определений из различных словарей, но попутно заметим, что эти слова используются в биологии, музыке, физике, филологии и других науках, что, безусловно, определяет их междисциплинарный характер.