Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT AND VERIFICATION OF THE EFFECTIVE OF MODELS OF INTEGRATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS PROFILE

Konovalov I.E. 1
1 Volga region state academy of physical culture sport and tourism
The article aims to study the potential of attracting people with disabilities to enter and study in higher educational institutions. Higher education is one of the most important stages of socialization of people with disabilities in society, it gives a freedom of choice, spiritual and material independence, to shape the worldview and life goals, developing the ability to adapt, gives life vitality and harmony of existence. Today, however, the accessibility of higher education for persons with disabilities remains a major social problem the solution of which is possible by developing a practical model aimed at the formation of readiness of people with disabilities to enter the university and their subsequent integration into the educational environment of the society. The article presents the model of formation of readiness of persons with disabilities to integrate into the educational environment of the university. The article describes the structure of the model, which is a scheme, which reflects the basic methodological principles, the structure of the communication education course, interaction of subjects of educational environment, performance criteria, expected result. The results of studies that confirm the effectiveness of the developed model.
persons with disabilities
pedagogical model
integration into the educational environment of higher educational institutions

На сегодняшний день вопрос профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стоит очень остро. Современное общество пришло к осознанию имеющихся различий между людьми, значительно сократился уровень социальной дистанции, происходит повышение мотивации людей с ОВЗ к профессиональному самоопределению. В вузах, подведомственных Минобрнауки РФ, активно реализуются программы, основанные на инклюзивном подходе [10].

В свою очередь в вузах физической культуры и спорта (ФКиС) инклюзивное образование только сейчас приобретает свои очертания. Необходимо отметить, что образовательный процесс в вузах ФКиС имеет свои специфические особенности. При поступлении в вуз ФКиС абитуриентов с ОВЗ важно учитывать особенности таких поступающих, потому что в данном случае вопрос образования по избранному направлению подготовки затрагивает их способность к двигательной деятельности, что соответственно должно согласовываться с их нозологическими характеристиками [6].

Целью исследования является разработка и реализация модели формирования лиц с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза физкультурной направленности.

Результаты исследования. В последнее время все вузы, согласно требованиям законодательной базы, должны осуществлять справедливый прием людей с ОВЗ и обеспечить им после поступления надлежащие условия получения образования в соответствии с требованиями высшей школы [1, 2, 7, 8, 9].

Построение модели включает в себя три этапа: поисковый, познавательный и реализационный [3].

Для обеспечения равноправных условий для поступления и последующего полноценного обучения людей с ОВЗ в вузы физкультурной направленности нами была разработана модель. Модель в контексте нашего исследования – это форма (оболочка), в рамках которой происходит системный процесс формирования готовности людей с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза [4].

Модель представляет собой схему, где отражены основные методологические положения (цель, задачи и принципы), структура коммуникационно-образовательного курса, взаимодействие субъектов образовательной среды (администрация вуза, преподавательский состав, родители, соцработники, студенты, студенты с ОВЗ), критерии эффективности (социальный, психологический, медико-биологический и образовательный аспекты), ожидаемый результат [5].

Целью модели является реализация процесса формирования готовности людей с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза физкультурной направленности через инклюзивный подход.

Возможность достижения поставленной цели зависит от реализации следующих задач:

1. Стимулирование людей с ОВЗ к получению высшего образования в вузе в рамках инклюзивной группы.

2. Мотивация людей с ОВЗ к получению образовательных услуг в вузе.

3. Содействие интеграции людей с ОВЗ в образовательную среду вуза посредством формирования готовности к обучению.

В качестве основополагающих принципов реализации разработанной нами модели были следующие:

1. Принцип гуманизации.

2. Принцип сознательности и активности.

3. Принцип индивидуализации.

4. Принцип инклюзивности.

5. Принцип вариативности.

Системообразующим ядром разработанной нами модели является коммуникационно-образовательный курс. Структура программы курса состоит из следующих модулей: психологическая готовность, физическая готовность, компетентностная готовность, самостоятельная подготовка.

Эффективность организации образовательной среды зависит от вовлеченности в него всех заинтересованных субъектов процесса. Субъектами образовательной среды вуза согласно разработанной нами модели являются администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, родители и социальные работники, студенты и студенты с ОВЗ.

Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса должно проходить при полном доверии сторон и носить взаимовежливый характер. Так администрация вуза обеспечивает безбарьерную среду на территории и в помещении учебного заведения, а также оснащенность учебных аудиторий необходимым оборудованием и другими вспомогательными средствами, создает условия для получения людьми с ОВЗ довузовской подготовки, сопровождает в рамках законодательства РФ поступление абитуриентов с ОВЗ в вуз, обеспечивает равные права всем студентам, в том числе студентам с ОВЗ в получении качественных образовательных услуг, оказывает содействие в последующем трудоустройстве выпускников с отклонением состояния здоровья.

Родители имеют возможность осуществлять контроль за соблюдением прав обучающихся, посещать учебные занятия и другие формы организации образовательного процесса, контактировать с администрацией вуза, преподавателями и студентами.

Социальные работники осуществляют контроль за соблюдением прав обучающихся, посещают учебные занятия и другие формы организации образовательного процесса, выявляют потребности студентов с ОВЗ и их семей в сфере социальной поддержки, определяют направления помощи в адаптации и социализации.

Критерием эффективности разработанной нами модели является всестороннее развитие людей с ОВЗ, выражающееся в реализации его личностного потенциала, отражающегося в следующих основных аспектах: социальный аспект: адаптация в социуме, этическая и эстетическая культура; психологический аспект: развитие личностных качеств и свойства характера, формирование мотиваций: мотивов, интересов и потребностей, воспитание преодолевать психологические внутренние барьеры и внешние стереотипное восприятие и шаблоны; медико-биологические аспекты: стабилизация нозологических показателей, адаптация к учебной и профессиональной нагрузкам, увеличение резерва сопротивляемости неблагоприятным воздействиям внешней среды, морфофункциональное состояние организма; образовательный аспект: гуманитарная, предпрофессиональная и профессиональная подготовка.

По итогам реализации модели ожидается результат, который выражается в готовности людей с ОВЗ к поступлению в вуз и обучению в нем, и признания себя полноправным участником социума и активным субъектом образовательного процесса.

Разработанная нами модель формирования готовности людей с ОВЗ в образовательную среду вуза была апробирована в 2016 году на базе ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» в период с января по июнь включительно. В рамках апробации модели для людей с ОВЗ, участвующих в нашем исследовании, были проведены несколько мероприятий.

В январе-феврале 2016 года для людей с ОВЗ была организована экскурсия, с целью ознакомления с имеющимися возможностями ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» обеспечения безбарьерной среды для организации образовательного процесса и досуговой деятельности.

В марте месяце силами исследовательской группы был организован круглый стол с лицами с ОВЗ на тему «Нормативно-правовая база, права и возможности поступления и обучения в высшем учебном заведении».

В апреле месяце был проведен семинар, в рамках которого реализован коммуникационно-образовательный курс. В контексте нашего исследования, учитывая выявленные ранее проблемы, были сформулированы виды готовности, включенные в коммуникационно-образовательный курс. Таким образом, структура курса состоит из четырех модулей: психологическая готовность, физическая готовность, компетентностная готовность, самостоятельная подготовка.

В мае и июне для людей с ОВЗ проводились консультативные мероприятия по вопросам правил приема в вуз, наличия льгот для данной категории поступающих, сроков подачи и перечня документов, расписания вступительных испытаний (по необходимости), сроков зачисления и другой необходимой информации.

С целью выявления эффективности реализации модели формирования готовности людей с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза в 2015 и 2016 годах нами было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие люди с ОВЗ, которые принимали участие в нашем исследовании. В анкетном опросе приняли участие 70 респондентов.

Основным показателем сформированности готовности людей с ОВЗ получать высшее профильное образование является их желание получить данное образование. Так, в результате анкетирования в 2015 году людей с ОВЗ, желающих получить высшее физкультурное образование, практически не было, респонденты в основном выбирали профессии, не связанные с физкультурно-спортивной деятельностью. В 2016 году людей с ОВЗ, желающих получить высшее физкультурное образование, стало 32 человека (41,71 %), при этом получить высшее образование захотели 55 человек (78,57 %) из 70. Радует тот факт, что более половины из опрошенных людей (51,4 % – 36 человек) после получения высшего образования хотят работать в сфере физической культуры и спорта, получив профильное высшее образование или пройдя курсы переподготовки.

В начале исследования в 2015 году среди причин, по которым приходилось отказываться от получения образования, большинство респондентов указали на отсутствие безбарьерной среды в учебном заведении, на не корректное отношение преподавателей и сокурсников, слабую мотивацию самих людей с ОВЗ. Повторное анкетирование показало, что на первый план выходят причины личностного характера (слабая подготовка, вера в собственные силы и т.д.). Большинство респондентов любят физическую культуру и спорт, и они готовы заниматься физическими упражнениями.

Вывод. На основании полученных данных была выявлена необходимость в разработке и последующем внедрении модели формирования готовности людей с ОВЗ к интеграции в образовательную среду вуза физкультурного профиля. Разработанная нами модель представляет собой схему, где отражены основные методологические положения, структура коммуникационно-образовательного курса, взаимодействие субъектов образовательной среды, критерии эффективности, ожидаемый результат. Внедрение разработанной нами модели позволило создать условия для формирования готовности людей с ОВЗ к поступлению в учебное заведение и создает предпосылки для их интеграции в образовательную среду вуза физической культуры и спорта, о чем свидетельствуют полученные результаты.