Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CURRENT STATUS AND COVERAGE OF PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM MODELLING IN THE TECHNICAL UNIVERSITY

Ogolcova Е.G. 1 Oshanov N.Z. 1
1 Karaganda State Technical University
The authors analysed the present condition and problems of coverage of the modeling of professional education system in the technical university. The article emphasizes that the educational system is perceived as a certain form integrating the entire educational process within univarsity. This is the robust integrity, which unites, on the basis of the values and goals of nurturing all kinds of activities in an educational institution and determines the nature of the relationship of participants in the educational process. The principal difference of the educational system of higher technical educational institution is the professional peculiarities in training methods applied to the future specialists. These peculiarities determine the account at creation of educational system conditions for such conditions as social order, economic development and educational potential of the participants. The authors concluded that modelling process allows providing for a complex system of education, which is the educational system, in the form of meaningful combination of components and elements, comprehension of which makes it possible to implement the system model in the real practice of an educational institution. An analysis of the experience of the educational system, in turn, allows us to deepen the theoretical understanding of the interrelationship and interdependence between its various components.
professional education system
modeling
educational process
technical university

Системный подход в педагогике и его влияние на теорию и практику процесса воспитания, а также его широкое распространение не только в современной науке, но и менеджменте и технике привело к появлению такого понятия, как «воспитательная система». Активно этому способствовали следующие причины:

– осознание профессорско-преподавательского состава учебных заведений, что использование отдельных технологий не приводит к качественным изменениям в воспитательном процессе;

– педагогические наработки в области воспитания подрастающего поколения, позволяющие создавать авторские воспитательные системы;

– внедрение в учебный процесс авторских воспитательных систем и констатация факта качественных изменений.

При анализе психолого-педагогических исследований был выявлен ряд закономерностей в процессе моделирования процесса профессионального воспитания высшего учебного заведения: данные модели объединяют в себе все основные компоненты процесса профессионального воспитания; наглядно демонстрируют особенности процесса формирования и воспитания профессиональных качеств; связывают в общую систему все составные части процесса профессионального воспитания.

Анализ источников показал, что существует большое количество вариантов толкования сущности, структуры и функций воспитательной системы.

Н.В. Бордовская и А.А. Реан понятие сущности воспитательной системы трактуют как «совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной структуры и логики выполнения социального заказа» [2, с. 58].

В.П. Беспалько в своих работах приходит к выводу, что воспитательная система представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, непосредственно связанных с преподавательской деятельностью в учебных заведениях [1].

Ряд ученых трактовку понятия «воспитательная система» неразрывно связывает с целями данной системы. Так, Е.Н. Степанов под воспитательной системой понимает упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функций содействия развитию личности [8]. Ю.С. Мануйлов определяет воспитательную систему как «упорядоченную вокруг целей совокупность связей субъектов и объектов со средой, обеспечивающих позитивный развивающий и формирующий эффект» [5, с. 18].

Таким образом, воспитательная система воспринимается как определенная форма упорядоченности всего воспитательного процесса вуза. Это устойчивая целостность, которая объединяет на основе ценностей и целей воспитания все виды деятельности в учебном заведении и определяет характер отношений участников образовательного процесса.

На данный момент неоспоримым является положение о том, что качественные изменения в воспитательном процессе учебного заведения возможны только в рамках организованной воспитательной системы. Отдельные учебные заведения, с учетом своего профиля, исследуют и активно внедряют в свой учебный процесс функциональный опыт использования существующих воспитательных систем [6].

Данный вопрос всегда вызывал бурное обсуждение в педагогическом сообществе, что обусловлено в значительной мере сложностью и противоречивостью исследуемых явлений и понятий, а также принадлежностью ученых к различным научным школам и направлениям. И тем не менее, все единодушно сходятся в необходимости применения системного подхода в процессе воспитания. Такое единодушие обусловлено несколькими причинами:

– личность студента наиболее гармонично развивается в целостном интегрированном педагогическом процессе, где все компоненты в максимальной степени связаны между собой;

– качественные изменения в процессе воспитания возможны лишь при объединении усилий всех субъектов воспитания, а это возможно только при использовании системного подхода;

– внедрение в учебный процесс воспитательной системы приводит к экономии времени и сил профессорско-преподавательского коллектива учебного заведения (за счет использования традиционных форм и методов построения деятельности и отношений, которые не требуют изучения и новой апробации);

– несомненно развитию творческого самовыражения, личностному росту и гуманизации всего процесса обучения способствуют определенные условия, участвовавшие в построении воспитательной системы;

– использование в учебном заведении определенной (авторской) воспитательной системы определяет «лицо» данного учебного заведения, его неповторимый облик, что, несомненно, приводит к индивидуализации выпускников данного учебного заведения;

– использование воспитательной системы позволяет расширить диапазон педагогического воздействия на такие области, как социальная среда и др., что, несомненно, ведет к качественным изменениям в воспитательном процессе.

Возросший интерес к проблеме системного подхода в процессе воспитания объясняется следующими факторами:

– для формирования единого представления об объекте воспитания необходимо исследование педагогического объекта как целостного явления, на это и направлен системный подход в воспитании;

– системное исследование осуществляется на основе междисциплинарного изучения воспитательных явлений и процессов, что способствует получению более глубокого, детального и разностороннего педагогического знания.

При разработке и внедрении в учебный процесс воспитательных систем высшее учебное заведение должно обязательно учитывать особенности подготовки будущих специалистов. В технических вузах это обусловлено социальным заказом (высококвалифицированный инженер), экономическим развитием государства (высокие темпы индустриально-технического развития), воспитательным потенциалом субъектов деятельности (подавляющее большинство преподавателей технических вузов не имеют психолого-педагогического образования).

Анализ воспитательных концепций высших технических учебных заведений показывает, что попытка разделения процессов образования и воспитания является пагубной для достижения данной цели. Н.В. Кузьмина в своих работах рассматривает весь учебно-воспитательный процесс технического вуза как единую педагогическую систему и указывает на ее следующие принципиальные характеристики:

– сама педагогическая система объединяет в себе отдельные компоненты, которые обладают общими элементами, подчинены единым задачам;

– конечный результат деятельности педагогической системы – формирование конкурентоспособного специалиста;

– критерии продуктивности педагогической системы связывают с уровнем адаптированности выпускника к требованиям профессиональной деятельности и социальному заказу общества.

Таким образом, цели и задачи профессионального воспитания в техническом вузе в полной мере соответствуют основной характеристике учебного заведения и влияют на построение его педагогической системы. Организуя данный процесс, следует учитывать, что каждый студент представляет собой самоорганизующуюся и саморегулирующуюся сложную систему, которая непрерывно изменяется под влиянием закономерностей внутреннего развития и разнообразных внешних факторов. Отсюда следуют принципиальные требования к процессу управления профессиональным воспитанием в вузе:

– система профессионального воспитания должна представлять собой единое целое, где все субъекты и объекты связаны между собой общими целями, принципами и т.д.;

– процесс профессионального воспитания должен обязательно учитывать этапы и закономерности развития личности будущего специалиста (этапы вхождения обучающихся в профессию, профессиональная адаптация и т.д.);

– развитие профессионального самосознания будущих специалистов («Я-образ», «Я-концепция»);

– профессиональное воспитание в техническом вузе должно развиваться по двум направлениям: профессионально-личностное (осознание себя как представителя той или иной профессии) и профессионально-субъектное (повышение самооценки в свете включения в практическую деятельность).

Практический пример внедрения в учебный процесс технического вуза воспитательной системы мы видим на примере Тюменского индустриального университета. Продуктивность данной системы объясняется прежде всего интеграцией воспитательной работы и учебного процесса в свете будущей профессии студента. Основное внимание уделено выявлению и использованию воспитательного потенциала конкретного предмета для будущей профессиональной деятельности, позволяющей активизировать личностную позицию студента; определение и использование в воспитательных целях внутрипредметных и межпредметных связей; приближение процесса изучения гуманитарных наук к будущей профессии учащихся. В данных условиях всемерно повышается роль преподавателя, который в своей работе реализует не только учебную, но и воспитательную функцию.

В последние годы появился ряд исследований, посвященных, в той или иной мере, разработке моделей профессионального воспитания и их внедрению в учебный процесс технических вузов.

В работе И.В. Вяткиной «Педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе» предпринята попытка создать модель профессионального воспитания «… для достижения главного результата – повышения уровня сформированности профессиональной воспитанности каждого студента» [3, с. 47]. И.В. Вяткиной выводятся «педагогические условия, необходимые для достижения поставленной цели: учет потенциального уровня сформированности профессионально важных качеств студентов; организация воспитательной среды, способствующая формированию качеств, составляющих профессиональную воспитанность; применение активных практико-ориентированных форм и методов профессиональной подготовки, направленных на формирование профессионально важных качеств студентов; мониторинг уровня сформированности качеств студентов, составляющих профессиональную воспитанность» [3, с. 52].

Данная модель была внедрена в учебный процесс Казанского государственного технологического университета и, несомненно, позволила качественно изменить процесс профессионального воспитания в данном вузе. В данной работе И.В. Вяткина исследует изменения, происходящие в процессе профессионального воспитания технического вуза при внедрении в весь объем учебного процесса (гуманитарные, естественно-научные, технические дисциплины) определенных педагогических условий. На наш взгляд, специальные дисциплины в техническом вузе уже по своему содержанию несут в себе компонент профессионального воспитания и не нуждаются в соблюдении специальных педагогических условий. Нас интересует вопрос организации процесса профессионального воспитания в техническом вузе при изучении именно непрофильных дисциплин.

Данной проблемой, но применительно к военно-инженерным вузам, занимался и О.Г. Заец. В своей работе «Повышение эффективности профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов» он указывает на то, что «профессиональное воспитание рассматривается как целостная педагогическая модель, под которой понимается комплекс структурно-педагогических компонентов, образующих целенаправленный и системный процесс формирования и развития личности учащихся, овладения ими социокультурными и военно-профессиональными компетенциями и побуждения к самовоспитанию качеств, необходимых для успешной военно-инженерной деятельности». На основании своих исследований автор делает вывод о том, что модель процесса профессионального воспитания неоднородна: она состоит из отдельных компонентов, которые связаны между собой и влияют на функционирование самой модели.

Данное наблюдение очень ценно для наших дальнейших исследований. Тем не менее, мы признаем, что в процессе профессионального воспитания студентов военно-инженерного вуза влияние социального компонента более значимо (в силу специфики военных вузов), чем в техническом учебном заведении. Это, несомненно, найдет свое отражение в построении модели профессионального воспитания в техническом вузе.

Для осуществления задачи построения модели профессионального воспитания в техническом вузе нам представляется важным определить содержание элементов воспитательной системы, входящих в тот или иной её компонент. Более чёткое представление о них способствует разработке модели, адекватно отражающей специфику и ресурсы образовательного учреждения, реализующего воспитательную систему [4].

Нами были разработаны определенные шаги по созданию модели профессионального воспитания. Все элементы предложенной модели представлены в виде модулей. Уточним, что понятие «модуль» в данном контексте употребляется в значении «отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации» [7, с. 356].

Первый шаг. Определение потребностей современного рынка в специалистах, выявление специфических особенностей конкретного учебного заведения, понимание процесса развития и саморазвития личности будущего профессионала и роли процесса воспитания в его становлении, определение целей и результатов от реализации воспитательной системы. Реализация этого шага предполагается в трех модулях: цели и задачи, организационно-педагогические условия и ожидаемые результаты.

Второй шаг. Создание определенных психолого-педагогических условий в учебном заведении для реализации данной модели (условие «комфортности»), которые будут способствовать мотивированности как для обучающихся, так и для обучающих. Для этого предполагается разработать два модуля: основные принципы организации воспитательного процесса; определение педагогических условий функционирования системы.

Третий шаг. Разработка содержания модуля: определение его структуры, концепции, программы, методического сопровождения. Итогом этого шага выступает создание пяти модулей: организационно-педагогическая структура воспитательной системы; концепция воспитательной системы; целевая программа воспитания студентов; план реализации программы, включающий комплекс мероприятий; методическая база.

Четвертый шаг. Предполагается анализ уже предложенных и разработка новых педагогических технологий, которые, учитывая специфику данного учебного заведения, способствуют эффективной реализации данной воспитательной системы. Модулями, формируемыми в рамках данного шага, являются: педагогические технологии (в том числе технология управления); концепция управления воспитательной системой; диагностика результатов воспитания; коррекция программы, применяемых технологий.

Выводы

Таким образом, система профессионального воспитания в вузе является сложным, многоступенчатым образованием. Процесс моделирования данной системы дает возможность добиться качественных изменений при подготовке конкурентоспособных специалистов. Данная модель (с незначительными изменениями) может быть внедрена и в других узкопрофильных вузах.