Самостоятельная внеаудиторная работа студентов – одна из обязательных форм учебной деятельности в российских вузах, направленная на достижение ряда целей. Согласно ФГОС третьего поколения доля внеаудиторной самостоятельной работы должна составлять не менее трети объема времени, запланированного на дисциплину. Формирование у студентов профессиональных компетенций по дисциплине, а также навыков самообразовательной деятельности, самоорганизации, ответственности, творческой инициативы и развитие исследовательских умений осуществляется в ходе целенаправленной, систематической и планомерно организованной самостоятельной работы студентов [1, 2]. Особенного внимания требует организация данного вида учебной деятельности для студентов-первокурсников. Адаптация к процессу обучения и становление навыков образовательной деятельности в высшем учебном заведении являются в этот период наиважнейшими процессами в студенческой жизни, и потому обязательно должны быть учтены в планировании и осуществлении образовательного процесса [3, 4]. Очевидно, что методическое обеспечение самостоятельной работы студентов должно быть качественным и направленным на реализацию вышеуказанных целей.
Цель работы: повышение эффективности внеадиторной работы студентов через усиление ее системности путем создания соответствующего учебно-методического комплекса.
Материалы и методы исследования
Сотрудниками кафедры химии Омского государственного медицинского университета разработано учебное пособие «Биоорганическая химия» (в 3 частях) для студентов 1-го курса специальности 31.05.03 – Стоматология. Для оценки результативности созданного учебного пособия был проведен анализ показателей качества образовательной деятельности (успеваемости, качества знаний и среднего балла) за 2012–2013 уч. год (n=114, обучение по стандарту ФГОС ВПО) и 2014–2015 уч. год (n=118, обучение по стандарту ФГОС ВО с уменьшением доли аудиторных занятий и с использованием для обучения учебного пособия). Для статистической обработки полученных данных использовались непараметрические методы анализа. Полученные результаты представлены как Ме (Q1–Q3), где Ме – медиана, Q1 – 25-й процентиль, Q3 – 75-й процентиль. Статистическая значимость различий сравниваемых величин (р) оценивалась с помощью критерия Манна-Уитни (U). Критический уровень значимости различий результатов принимался равным 0,05. За контрольную группу принят поток студентов 2013–2014 учебного года.
Результаты исследования и их обсуждение
Учебно-методический комплекс был создан для решения ряда задач. Во-первых, комплекс должен способствовать адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения. Изучение химических дисциплин у студентов, обучающихся по специальности 31.05.03 – Стоматология, начинается с первого дня их учебной деятельности в вузе, поэтому решение когнитивных задач образовательного процесса тесно взаимосвязано с реализацией его развивающего компонента [5]. Студентам нужно помочь научиться «учиться в вузе», в том числе учиться самостоятельно. Во-вторых, комплекс должен способствовать сохранению прежнего уровня результативности образовательного процесса в условиях сокращения доли аудиторной работы студентов. В настоящее время число аудиторных лекционных часов, отводимых на изучение дисциплины согласно ФГОС ВО сократилось вдвое (с 24 до 12 часов). Также уменьшилось количество часов, отводимых на лабораторно-практические занятия (с 48 до 32 часов). В связи с уменьшением числа лекций были внесены изменения в содержание лекционного материала. В настоящее время на лекции в основном осуществляется формирование мотивации изучения дисциплины, выделение структуры каждой темы и рекомендации по работе с источниками информации, а также рассмотрение лишь отдельных наиболее сложных вопросов.
Содержание учебного пособия соответствует рабочей программе, составленной на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Пособие, так же как и рабочая программа, составлено по модульному принципу и является необходимой составной частью учебно-методического комплекса дисциплины «Химия» специальности 31.05.03 – Стоматология.
Дисциплина биоорганической химии в медицинском вузе выполняет целый ряд задач:
• фундаментальная общехимическая подготовка студентов, формирование у них химической картины природы в общем контексте естествознания и медицины в частности;
• развитие у студентов логики и интеллектуальных умений для дальнейшего освоения фундаментальных теоретических и клинических специальных дисциплин, в частности, умение прогнозировать реакционную способность органических веществ, а также возможность протекания биохимических процессов;
• осознание студентами значимости химических знаний и умений во всей их последующей профессиональной медицинской деятельности.
Пособие состоит из предисловия, тематических разделов дисциплины «Биоорганическая химия», инструкции по охране труда и пожарной безопасности для студентов при работе в лабораториях кафедры химии, кодификатора дисциплины, экзаменационных вопросов, демонстрационного варианта экзаменационной работы и инструкции по ее выполнению, заключения, глоссария, ответов на задания, списка литературы и приложений. Тематические разделы, в свою очередь, имеют следующую структуру: теоретическое введение в тему, типовые задания и ситуационные задачи с анализом их решения, контрольные вопросы и задания, рекомендуемая литература и электронные ресурсы.
Контрольные вопросы служат ориентиром при ознакомлении с источниками информации по данной теме. Ответы на эти вопросы студенты готовят для выступления и обсуждения в группе на занятии. Пособие позволяет студенту «не заблудиться» в изобилии информации по изучаемым вопросам, отсылает к конкретным презентациям лекций, учебникам и другим источникам информации. Это позволяет студентам рационально расходовать свои временные и трудовые затраты на подготовку к занятиям. Теоретическое введение помогает новые знания обобщить. В ходе выполнения заданий и решения задач происходит закрепление учебного материала, а также развитие логики и других интеллектуальных умений. В пособии представлены задания различных типов, различного уровня сложности. Часть заданий приведена с решением. Содержание задач и заданий включает все программные вопросы изучаемой темы. Кроме того, решение практико-ориентированных заданий и задач междисциплинарного характера призвано стимулировать познавательную активность и внутреннюю мотивацию студентов к внимательному изучению дисциплины, видению связи данной дисциплины с дисциплинами старших курсов: «Биохимией», «Нормальной физиологией», «Патологической физиологией», «Фармакологией», и в конечном итоге, с будущей профессией. Следующим за внеаудиторной самостоятельной работой студентов этапом освоения учебной дисциплины является работа на лабораторно-практическом занятии, где тщательным образом, с помощью различных методов, осуществляется контроль самостоятельной работы студентов по подготовке к занятию. Структурные компоненты учебного пособия (контрольные вопросы, задания и т.д.) прошли многократную предварительную апробацию. Пособие характеризуется цельностью и системностью рассматриваемых тем. Прослеживается четко выверенная нить изучения каждой темы, проходящая от первоначального знакомства на лекции, через организованную внеаудиторную самостоятельную работу студентов, совместное обсуждение и обобщение на лабораторно-практических занятиях и, заканчивая итоговым контролем в форме экзамена. Выверенность каждого слова учебного пособия дает студентам спокойствие и уверенность при освоении дисциплины, позволяет не заблудиться в большом объеме информационных источников и содержащейся в них разнообразной информации. Посильный, хорошо продуманный объем самостоятельной работы поддерживает в студентах энтузиазм и желание изучать данную дисциплину. Студенты знают, что добросовестно и, вместе с тем, без ненужных трудозатрат, выполнив домашнее задание, они успешно справятся со всеми видами устных и письменных заданий на лабораторно-практическом занятии. И, в конечном итоге, с этой же уверенностью они подходят к итоговому контролю – экзамену. Кодификатор дисциплины, являясь документом по итоговому контролю результатов обучения для реализации компетентностного подхода, представлен в пособие для подготовки студентов к итоговому контролю по данной дисциплине – экзамену [5]. С этой же целью в пособии представлены демонстрационный вариант экзаменационного билета, а также инструкция по выполнению экзаменационной работы и критерии ее оценивания. Для подготовки к экзамену студентам максимально ясно представлены объем и содержание контролируемых знаний и умений, а также критерии оценивания работы, с целью устранения ненужных сомнений и трудозатрат.
Для установления сопоставимости исследуемых групп студентов был проведен анализ результатов входного контроля за оба анализируемых периода. Исходный уровень знаний проверялся по тестам. Границы тестовых баллов пятибалльной системы оценок: 80–100 баллов – «пять», 60–79 – «четыре», 38–59 – «три». Результаты представлены в табл. 1.
В сравниваемых группах в результатах входного контроля различий не выявлено. Следовательно, группы являются одинаковыми по исходному уровню знаний. На втором этапе исследования были проанализированы результаты итогового контроля – экзамена (табл. 2).
Таблица 1
Группы |
Число студентов в группе, в % |
Результаты входного контроля |
|
2013–2014 уч. г. (Контрольная группа) |
2013–2014 уч. г. |
||
I (80–100 баллов) |
8 % |
90 (85–93) |
87 (83–90) pU=0,796 |
II (60–79 баллов) |
35 % |
73 (67–77) |
72 (66–76) pU=0,592 |
III (38–59 баллов) |
45 % |
45 (44–58) |
52 (45–55) pU=0,126 |
IV(ниже 38 баллов) |
12 % |
22 (18–27) |
24 (19–28) pU=0,933 |
Таблица 2
Учебный год |
Качество знаний |
Успеваемость |
Средний балл |
2013–2014 |
50 |
67 |
3,5 |
2014–2015 |
55 |
90 |
3,6 |
Несмотря на уменьшение лекционной нагрузки в 2014–2015 учебном году в сравнении с предыдущим периодом, показатели эффективности образовательного процесса не только не ухудшились, но и изменились в лучшую сторону.
Заключение
Внеаудиторная работа студентов дает положительные результаты лишь в том случае, если она является целенаправленной, систематической и планомерной. Лидирующую роль в организации самостоятельной работы студентов играет наличие соответствующего методического обеспечения, в том числе учебных пособий надлежащего качества, направленных на то, чтобы самостоятельная работа студентов была реально выполнимой, максимально структурированной и организованной, а также практико-ориентированной.
Решая комплексную задачу формирования компетентности будущего специалиста-медика, как выраженной способности применять свои знания и навыки, учебное пособие позволяет организовать системную плодотворную самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Содержание всех компонентов структуры пособия позволяет студентам-первокурсникам освоить программный материал, способствует его глубокому и прочному усвоению, что очень важно для будущего врача, поскольку химия входит в число наук, составляющих фундамент современной медицины. Медико-биологическая направленность предлагаемых заданий значительно расширит представления студентов-первокурсников о тесной связи химии и медицины, а также роли химии и ее методов в прогнозировании, диагностике и выявлении молекулярных механизмов возникновения различных заболеваний. Это открывает большие возможности для использования более эффективных средств их профилактики и лечения.