Проблеме детских страхов в психологической литературе уделяется особое внимание ввиду увеличения количества детей, испытывающих различные страхи. Наличие страхов у ребенка длительное время служит признаком его неблагополучия, что приводит к физической и нервной ослабленности, снижению положительных эмоций, развитию эмоциональной неудовлетворённости, неуверенности в себе. Данная проблема становится особенно актуальной для детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, где неконструктивное поведение родителей и конфликтные отношения еще больше провоцируют и закрепляют страхи у ребенка.
В зарубежной психологии проблема страхов, в основном, рассматривается с точки зрения изучения невротических страхов и фобий у взрослых, а также в аспекте психотерапии страхов (Д. Вольпе, Дж. Келли, А. Фрейд, З. Фрейд, Ф. Шапиро, Ч. Спилбергер, Д. Боулби и др.). Отечественные исследователи (А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, Е.К. Яковлева, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, A.M. Прихожан) отмечают, что наибольшее количество страхов у детей проявляется в младшем школьном возрасте, когда страх более сложно психологически мотивирован. Под страхом А.С. Спиваковская, А.М. Прихожан, А.И. Захаров понимают «специфическое острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации» [2]. А среди причин возникновения школьных страхов у младших школьников авторы выделяют психотравмирующий характер самой системы обучения; стиль общения и особенности личности педагога; личностные особенности ребенка [3; 7].
Анализ литературы показал, что большинство психологов причину страхов и нарушений в эмоциональной сфере у детей видят, в первую очередь, в семейном неблагополучии, на которое оказывает влияние детско-родительские отношения, внутрисемейные конфликты, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание. Так, И.В. Дубровина и М.К. Бардышевская считают, что общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития сверстников, растущих в благоприятных социальных условиях. У таких детей отмечаются замедленный темп психического развития и ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, проявление страхов и позднее формирование навыков саморегуляции и адекватного поведения [1; 4; 8]. Поведение таких детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. В дальнейшем, как правило, у детей формируются такие качества, как замкнутость, эгоизм, страхи различной этиологии, отклоняющее поведение, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми [5; 6].
С целью изучения детских страхов, особенностей психоэмоционального состояния детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 30 детей младшего школьного возраста в возрасте 6–7 лет.
На основании результатов проективной методики «Рисунок семьи» (В.К. Лосева, Г.Т. Хоментаускас) и социальных данных школы были сформированы две группы: экспериментальная группа – дети из неблагополучных семей (15 человек) и контрольная группа – дети из благополучных семей (15 человек).
Для выявления и уточнения преобладающих видов страхов у младших школьников из неблагополучных семей была использована методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой. Анализируя результаты (рис. 1), можно сделать вывод, что страх смерти и медицинские страхи характерны для детей из обеих групп, что соответствует особенностям младшего школьного возраста. Страх умереть, а также осознание смерти близких вызывает чувство тревоги, напряжения и страха. В этом возрасте постепенно развивается понимание, что смерть окончательна, что все жизненные функции прекращаются, когда человек умирает, что определённые жизненные обстоятельства изменить невозможно.
Однако наряду с возрастными страхами (страх смерти; «медицинские» страхи), у детей из неблагополучных семей добавляются специфические страхи. К ним можно отнести пространственные страхи (78,5 %), страх темноты (71 %), а также социально-опосредованные страхи (страх перед родителями и наказания ими – 85 %). Можно сделать вывод, что усиление пространственных страхов у детей из неблагополучных семей (в частности, страх замкнутого пространства) приводит к тому, что такие дети менее адаптивны, им сложнее осваивать новые пространства, например, классные кабинеты, дорогу в школу и т.д.
Рис. 1. Доминирующие страхи у детей из неблагополучных и благополучных семей по результатам проективной методикой «Мои страхи» А.И. Захарова
Страх перед родителями приводит к тому, что внутрисемейные конфликты являются источниками формирования детских страхов, а также устойчивых нарушений психологического благополучия данных детей. В таких семьях у детей нет поддержки со стороны родителей, чаще всего родители в таких семьях не уделяют должного внимания детям, что является существенным фактором, искажающим становление личности ребенка. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Высокий уровень страха у детей из неблагополучных семей приводит в дальнейшем к формированию неуверенности в себе, нерешительности, низкой самооценке, недоверчивости к окружающим, проявлению агрессии и подозрительности.
Применение коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена позволило выявить связи между различными видами страхов у детей из разных групп. В ходе корреляционного анализа были обнаружены статистически значимые связи между семейным неблагополучием ребенка и уровнем страхов у младших школьников (r = +0,838, при p<0,01). Также было обнаружено, что у детей младшего школьного возраста страх смерти тесно связан со страхом нападения (r=+0,551, при р<0,01), страхом заболевания (r=+0,542, при р<0,01), страхом смерти родителей (r=+0,209, р<0,01), и страхом животных (r=+0,509, при р<0,01). Все эти страхи имеют угрозу для жизни, если не прямую, то связанную с заболеваниями или со смертью родителей. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, могут обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью.
Сравнительный анализ детско-родительских отношений благополучных и неблагополучных семей с помощью методики диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) показал (рис. 2), что родители из неблагополучных семей имеют высокие показатели по сравнению с родителями из благополучных семей по следующим типам родительского отношения: гиперсоциализация (контроль) – 54,37 % и эмоционально отрицательное отношение (отвержение) – 43,93 %. Родители контролируют поведение детей, авторитарны в отношениях с ним. При этом родители воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его.
Следует также отметить, что высокие показатели у родителей из благополучных семей по сравнению с родителями из неблагополучных семей наблюдаются по шкале «кооперация» – 35,63 %.
Рис. 2. Родительское отношение в благополучных и неблагополучных семьях по результатам теста-опросника (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Таким образом, у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, наличие страхов связано с показателем неблагополучия и трудностями взаимоотношений с родителями. Чем менее благоприятной воспринимает ребенок ситуацию внутрисемейных взаимоотношений, тем больше у него страхов, и тем выше его эмоциональное напряжение. У детей из таких семей страх характеризуется большей эмоциональной интенсивностью, напряжённостью и выраженностью, а также длительным течением или постоянством. Ощущение страхов у младших школьников, воспитывающихся в неблагополучных семьях, значительно острее и интенсивнее, чем у детей из благополучных семей. Страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Соответственно, таким детям нужен специальный подход, предполагающий разработку и проведение коррекционных программ.