Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE CHARACTERISTICS OF THE MANIFESTATION OF FEARS OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE FROM DISADVANTAGED FAMILIES

Ovcharova E.V. 1 Polina A.V. 1
1 Volzhsky Institute of Humanities branch of VolSU
This exploration studies the problem of children’s fears and peculiarities of their manifestations in children living in dysfunctional families. In work the theoretical analysis of approaches to understanding the essence of fear, the reasons for their occurrence in younger school age, as well as adverse effects on the mental development of the child. In the process of empirical research was able to detect specific features of manifestation of fear in the younger students living in disadvantaged families. It is revealed that along with age-related fears (fear of death, fear of disease, fear of attack), these children are added to specific fears, such as: spatial fears, fear of the dark, and fear of parents and punish them. The result of this research was to identify statistically significant connections between family disadvantage child and the level of fear in the younger students. In other words, the presence of fear is closely associated with increased distress and difficulties of relationship with parents.
emotional sphere
dysfunctional families
early school age
children’s fears
child-parent relations

Проблеме детских страхов в психологической литературе уделяется особое внимание ввиду увеличения количества детей, испытывающих различные страхи. Наличие страхов у ребенка длительное время служит признаком его неблагополучия, что приводит к физической и нервной ослабленности, снижению положительных эмоций, развитию эмоциональной неудовлетворённости, неуверенности в себе. Данная проблема становится особенно актуальной для детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, где неконструктивное поведение родителей и конфликтные отношения еще больше провоцируют и закрепляют страхи у ребенка.

В зарубежной психологии проблема страхов, в основном, рассматривается с точки зрения изучения невротических страхов и фобий у взрослых, а также в аспекте психотерапии страхов (Д. Вольпе, Дж. Келли, А. Фрейд, З. Фрейд, Ф. Шапиро, Ч. Спилбергер, Д. Боулби и др.). Отечественные исследователи (А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, Е.К. Яковлева, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, A.M. Прихожан) отмечают, что наибольшее количество страхов у детей проявляется в младшем школьном возрасте, когда страх более сложно психологически мотивирован. Под страхом А.С. Спиваковская, А.М. Прихожан, А.И. Захаров понимают «специфическое острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации» [2]. А среди причин возникновения школьных страхов у младших школьников авторы выделяют психотравмирующий характер самой системы обучения; стиль общения и особенности личности педагога; личностные особенности ребенка [3; 7].

Анализ литературы показал, что большинство психологов причину страхов и нарушений в эмоциональной сфере у детей видят, в первую очередь, в семейном неблагополучии, на которое оказывает влияние детско-родительские отношения, внутрисемейные конфликты, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание. Так, И.В. Дубровина и М.К. Бардышевская считают, что общее физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития сверстников, растущих в благоприятных социальных условиях. У таких детей отмечаются замедленный темп психического развития и ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, проявление страхов и позднее формирование навыков саморегуляции и адекватного поведения [1; 4; 8]. Поведение таких детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. В дальнейшем, как правило, у детей формируются такие качества, как замкнутость, эгоизм, страхи различной этиологии, отклоняющее поведение, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми [5; 6].

С целью изучения детских страхов, особенностей психоэмоционального состояния детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 30 детей младшего школьного возраста в возрасте 6–7 лет.

На основании результатов проективной методики «Рисунок семьи» (В.К. Лосева, Г.Т. Хоментаускас) и социальных данных школы были сформированы две группы: экспериментальная группа – дети из неблагополучных семей (15 человек) и контрольная группа – дети из благополучных семей (15 человек).

Для выявления и уточнения преобладающих видов страхов у младших школьников из неблагополучных семей была использована методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой. Анализируя результаты (рис. 1), можно сделать вывод, что страх смерти и медицинские страхи характерны для детей из обеих групп, что соответствует особенностям младшего школьного возраста. Страх умереть, а также осознание смерти близких вызывает чувство тревоги, напряжения и страха. В этом возрасте постепенно развивается понимание, что смерть окончательна, что все жизненные функции прекращаются, когда человек умирает, что определённые жизненные обстоятельства изменить невозможно.

Однако наряду с возрастными страхами (страх смерти; «медицинские» страхи), у детей из неблагополучных семей добавляются специфические страхи. К ним можно отнести пространственные страхи (78,5 %), страх темноты (71 %), а также социально-опосредованные страхи (страх перед родителями и наказания ими – 85 %). Можно сделать вывод, что усиление пространственных страхов у детей из неблагополучных семей (в частности, страх замкнутого пространства) приводит к тому, что такие дети менее адаптивны, им сложнее осваивать новые пространства, например, классные кабинеты, дорогу в школу и т.д.

ovch1.tiff

Рис. 1. Доминирующие страхи у детей из неблагополучных и благополучных семей по результатам проективной методикой «Мои страхи» А.И. Захарова

Страх перед родителями приводит к тому, что внутрисемейные конфликты являются источниками формирования детских страхов, а также устойчивых нарушений психологического благополучия данных детей. В таких семьях у детей нет поддержки со стороны родителей, чаще всего родители в таких семьях не уделяют должного внимания детям, что является существенным фактором, искажающим становление личности ребенка. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Высокий уровень страха у детей из неблагополучных семей приводит в дальнейшем к формированию неуверенности в себе, нерешительности, низкой самооценке, недоверчивости к окружающим, проявлению агрессии и подозрительности.

Применение коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена позволило выявить связи между различными видами страхов у детей из разных групп. В ходе корреляционного анализа были обнаружены статистически значимые связи между семейным неблагополучием ребенка и уровнем страхов у младших школьников (r = +0,838, при p<0,01). Также было обнаружено, что у детей младшего школьного возраста страх смерти тесно связан со страхом нападения (r=+0,551, при р<0,01), страхом заболевания (r=+0,542, при р<0,01), страхом смерти родителей (r=+0,209, р<0,01), и страхом животных (r=+0,509, при р<0,01). Все эти страхи имеют угрозу для жизни, если не прямую, то связанную с заболеваниями или со смертью родителей. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, могут обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью.

Сравнительный анализ детско-родительских отношений благополучных и неблагополучных семей с помощью методики диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) показал (рис. 2), что родители из неблагополучных семей имеют высокие показатели по сравнению с родителями из благополучных семей по следующим типам родительского отношения: гиперсоциализация (контроль) – 54,37 % и эмоционально отрицательное отношение (отвержение) – 43,93 %. Родители контролируют поведение детей, авторитарны в отношениях с ним. При этом родители воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его.

Следует также отметить, что высокие показатели у родителей из благополучных семей по сравнению с родителями из неблагополучных семей наблюдаются по шкале «кооперация» – 35,63 %.

ovch2.tiff

Рис. 2. Родительское отношение в благополучных и неблагополучных семьях по результатам теста-опросника (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Таким образом, у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, наличие страхов связано с показателем неблагополучия и трудностями взаимоотношений с родителями. Чем менее благоприятной воспринимает ребенок ситуацию внутрисемейных взаимоотношений, тем больше у него страхов, и тем выше его эмоциональное напряжение. У детей из таких семей страх характеризуется большей эмоциональной интенсивностью, напряжённостью и выраженностью, а также длительным течением или постоянством. Ощущение страхов у младших школьников, воспитывающихся в неблагополучных семьях, значительно острее и интенсивнее, чем у детей из благополучных семей. Страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Соответственно, таким детям нужен специальный подход, предполагающий разработку и проведение коррекционных программ.