Рассмотрим известный на протяжении многих веков институт брака, который имеет своей целью сохранение и приумножение гуманитарных традиций, который в современном быстроменяющемся темпе жизни сохранил свою ценность и значимость, поскольку призван быть очагом и символом совместной жизни нескольких поколений.
В контексте анализа рассмотрены лишь некоторые аспекты сквозь призму юридической науки, в то время, как семья, безусловно, была и является объектом исследования фактически всех областей социогуманитаристики.
Безусловно, брак – это союз не только юридический, но и, прежде всего, союз людей свободных, построенных на условиях полного взаимосогласия, с целью создания семьи, порождающий, как известно, имущественные и личные неимущественные отношения между супругами. Логично, что этот союз призван сплачиваться вокруг рождения и воспитания детей.
По формальным признакам, брак заключается по определенным правилам, и как следствие, порождает права и обязанности.
Известно, что имеется ряд теорий относительно природы брака. В сконцентрированном виде их можно понимать в формате брака как договора, как особого таинства, как института особого рода. Вне споров, что теория брака как договора имеет давнюю традицию и свое начало отсчитывает еще с Древнего Рима.
Важно также отметить, что в римском праве формы вступления в брак носили признаки в большей степени простой гражданской сделки.
А вот, к примеру, И. Кант отмечает, что концепция договора неприемлема для брака. Договор, согласно его исходным позициям, не может порождать брак, поскольку имеет временный характер и, следовательно, достигнув цели, исчерпывается, а брак, в данном смысле охватывает совместную жизнь и прекращается только со смертью, если не принимать во внимание, что брак может быть и расторгнут в силу ряда различных причин, как объективного так и субъективного характера [3].
Существует также мнение о том, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но правоотношение, по мнению Г.Ф. Шершеневича, не является гражданским обязательством. Данный автор признавал факт, порождающий правоотношение – договором, отношение же, возникающее на его основе, относил к институтам особого рода [3].
Кыргызстанское семейное законодательство, безусловно, как и во многих государствах, придает важное, непреходящее значение только зарегистрированному браку. При этом регистрация брака, как известно, через представителя не допускается, как и особо отмечаются возраст, другие важные характеристики.
Так, в Законе КР «О браке и семье» регламентируются вопросы семейных прав, когда граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими правами, вытекающими из данного круга отношений [2].
Закономерно, что осуществление брачно-семейных прав не должно нарушать права, свободы и интересы иных субъектов. Важно также признать, что семейные права охраняются законом, за исключением случаев, противоречащих назначению этих прав.
Распоряжение гражданами принадлежащими им правами, вытекающим из этих отношений, по своему усмотрению часто ограничено законом. Такие ограничения, как правило, вызваны публичными интересами, необходимостью защитить права, прежде всего, детей и обусловлены рядом факторов:
– Особенностью правоотношений является то, что права одномоментно выступают в качестве обязанностей. Так, к примеру, право родителей на воспитание детей является основной обязанностью, имеющей конституционно-закрепленное свойство, что зафиксировано в Основном законе КР [1].
– Отказ от осуществления права возможен только в отношении конкретных, уже существующих прав и не распространяется на будущие права.
– Усмотрение сторон при осуществлении каждого права ограничено правами других лиц.
Следовательно, осуществление прав не должно нарушать права, свободы и законные интересы других.
Важно отметить, что в данном аспекте отношения, будучи подотраслью гражданского права, регламентируются аналогичным образом. К примеру, мать ребенка после расторжения брака ограничивает права отца на общение с ребенком, чем нарушает права и интересы не только ребенка, но и отца и других родственников (бабушка, дедушка).
Если же этот аспект перенести на отношения с иностранным элементом, то не всегда эти интересы могут быть соблюдены в силу разности юрисдикций и регламентации этих отношений в других государствах, о чем свидетельствуют многочисленные примеры текущего момента, как, к примеру, определение места пребывания ребенка после развода родителей, наличие алиментов и т.д.
Иностранные граждане в КР, как известно, могут заключать и расторгать браки с гражданами КР, также это соотносимо с равностью прав и обязанностей, как и для граждан КР в соответствии с международными договорами, ратифицированными КР.
Отметим, что при подаче заявления в орган ЗАГС, согласно установленным процедурам, должна быть предъявлена совокупность документов:
– гражданин КР, постоянно проживающий в КР или временно пребывающий за границей, предъявляет удостоверение личности;
– гражданин КР, постоянно проживающий за границей – паспорт гражданина КР с отметкой о постановке на учет, как постоянно проживающего за границей;
– иностранный гражданин, постоянно проживающий в КР, предъявляет вид на жительство в КР, а также документ, разрешающий временное проживание в КР.
– ЛБГ, постоянно проживающее в КР предъявляет удостоверение с отметкой о регистрации по месту жительства;
– ЛБГ, временно пребывающее в КР, предъявляет документ, выданный компетентными органами страны его проживания.
В последнее время участились случаи заключения браков наших соотечественников с иностранными гражданами, которые наряду с предъявлением паспорта должны представить нотариально удостоверенный перевод текста. Перевод, как известно, удостоверяется в консульстве государства, гражданином которого является это лицо, или МИДом этого государства.
Далее важно отметить, что в законодательстве ряда государств признаются действительными браки с иностранными гражданами, когда вступающие в брак получили разрешение компетентного органа. Так, орган ЗАГС при приеме заявления выясняет, получено ли такого рода разрешение иностранным гражданином.
Безусловно, в случае, если законодательство иностранного государства требует получения специального разрешения на брак с иностранцем, а такого разрешения нет в силу ряда объективных причин, орган ЗАГС должен разъяснить гражданину КР, что их брак может быть признан недействительным в стране с лицом, с которым вступают в брак.
Если, к примеру, заявители настаивают на регистрации брака, вне всякого сомнения, он регистрируется, а в записи акта о заключении брака отмечается, что лица ознакомлены с действующим порядком вступления в брак с иностранцами.
Также логично, что в случае вступления в брак была принята фамилия одного из супругов, орган ЗАГС рекомендует обменять удостоверение личности.
Важно отметить, что регистрация брака граждан КР с лицами, возвратившимися на историческую Родину (кайрылманами) производится на общих основаниях и не имеет ограничений. Органы ЗАГС в обязательном порядке направляют сообщение о регистрации брака граждан КР с иностранными гражданами в Министерство юстиции КР.
Таким образом, лица (в том числе иностранцы, ЛБГ), состоявшие ранее в браке, должны предъявить органу ЗАГС документ, подтверждающий прекращение прежнего брака, которое, как известно, подтверждается при наличии документа о расторжении брака, о смерти супруга, решении суда о признании брака недействительным.
Важным основанием является решение иностранного суда, подтверждающее прекращение брака, и представляется с переводом, удостоверенным в консульстве КР за границей. Это также может быть посольство государства, гражданином которого является иностранный гражданин (страны постоянного проживания ЛБГ) либо МИД этого государства, либо нотариально.
Вне сомнений, что семейные отношения коррелируют с национальными традициями, религией, бытовыми обычаями, в силу чего семейное право различных государств отличается и не поддается унификации, что в совокупности обусловливает коллизии законов в данной области.
Важно также отметить, что унификация брачно-семейных отношений с иностранным элементом заметно активизировалась к началу XX в. и, как известно, способствовала выработке емкого комплекса Гаагских конвенций. В их числе такие документы, как: «Об урегулировании коллизий законов и юрисдикции в области разводов и судебного разлучения супругов» (1902 г.); «О сотрудничестве в области иностранного усыновления» (1993 г.). Между тем, указанные конвенции имеют некоторые недостатки, к ним относят ограниченный круг их участников.
Также выработан ряд конвенций относительно правового статуса детей, рожденных вне брака (1975 г.), «Конвенция СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» (1993 г.), что в целом, способствует международно-закрепленной унификации и выработке рекомендаций в этой сфере отношений.
Отметим, что согласно Основному закону КР иностранные граждане и ЛБГ пользуются в КР национальным режимом в семейных отношениях [1]. Если вспомнить интернационализм, активно пропагандировавшийся в СССР, то интернациональные браки всегда приветствовались, так как нивелировался вопрос общей советской идентичности, и эти аспекты в условиях полиэтничности, способствовали выстраиванию новой модели межэтнических отношений в Советском Союзе. В Кыргызстане отношение к бракам соотечественников с иностранцами было не всегда одинаковым и толерантным, в том числе и негативным, что объяснялось с одной стороны, потерей национальных традиций, забвением родного языка, культуры и ментальности. Однако следует учитывать, что эта сфера носит исключительно межличностный характер и не может влиять на выбор тех, кто вступает в данные отношения.
Хотелось бы отметить, что относительно порядка заключения брака и его форм в разных государствах существуют специфические особенности и имеется дифференциация. Это, к примеру, устоявшиеся модели:
– гражданской формы брака (РФ, Швейцария, ФРГ, Япония);
– религиозной (Израиль, Ирак, Иран, отдельные штаты США);
– гражданской и религиозной (Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, частично государства ЦА и Северного Кавказа).
В последнее время также наблюдается тенденция гражданско-правовых последствий неузаконенного совместного проживания, это так называемые «пробные» и «гостевые» браки. Так, к примеру, в ряде штатов США сожительство по истечении определенного срока позволяет установить прецедент презумпции законного брака [4, с. 92].
Также существенно разнятся условия заключения брака в национальных юрисдикциях, однако можно выделить ряд наиболее общих свойств:
– достижение брачного возраста;
– ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих заключению брака;
– запрет браков между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными;
– запрет вступления в брак с ограниченно дееспособными или полностью недееспособными лицами.
Так, условия заключения брака на территории КР, как уже отмечалось выше, определяются для каждого из лиц законодательством государства, гражданином которого лицо является (к примеру, при заключении брака гражданина КР с гражданкой другого государства).
Отметим также, что предусмотрена специальная форма заключения браков, это консульские браки. Специалистами признается наличие проблем с иностранным элементом, это т.н. «хромающие» браки. К примеру, в Израиле смешанные браки, заключенные за границей, признаются, если венчание проведено в синагоге.
В целом можно констатировать, что принятие Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака (1995 г.) способствовало тому, что ситуация в данной сфере значительно трансформировалась. Вместе с тем, указанная конвенция в силу пока не вступила.
Таким образом, по итогам обзора можно резюмировать некоторые выводы:
– Отмечена особая значимость и ценность семьи, как ячейки общества, в которой передаются значимые традиции социума, охраняемые Основным законом КР.
– Семейное законодательство Кыргызстана регламентирует все аспекты данного типа отношений, в том числе и с иностранными гражданами.
– Рассмотрен ряд важнейших аспектов действительности брака граждан КР с иностранными гражданами.
– Рассмотрены некоторые аспекты порядка и условий заключения брака, а также особенности данных отношений в других государствах.