Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CREATIVITY AND CREATIVE THINKING AS IMPORTANT COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS-DESIGNERS

Madzhugina M.A. 1 Tolmacheva G.V. 1
1 Omsk State Technical University
Objectives of higher education has always been focused on training, with potential positive changes in the scope of its activities. In this regard, of particular relevance becomes a problem of professional competences, content and objectives of the training in higher education, the expansion of training methods that enable you to develop creativity and creative thinking. These requirements are particularly relevant for designers, whose professional competence includes both the ability to work according to standards, and create original and non-standard product designers requirements requirements mutate and grow much faster than it’s time to respond to the educational system. Question-what direction should move design education in order to take into account all the requirements of time and features of scientific and technical progress.
design
creativity
creative thinking
learning
professional competence

В последнее время дизайн является динамично развивающейся профессией. Профессионалы в области дизайна становятся все более востребованными, расширяется круг их профессиональных задач. В этой связи особо актуальной становится проблема сформированности профессиональных компетенций, содержания и целей подготовки дизайнеров в высшей школе, а именно повышение теоретического и практического уровня дисциплин, расширение методов обучения, введение в программы методик, позволяющих развивать креативность и творческое мышление.

Основной задачей высшего образования является не только обучение профессионала, но и подготовка специалиста с высокой творческой активностью и развитыми личностными качествами. Эти требования являются особенно актуальными для дизайнеров, чья профессиональная компетентность включает в себя как умение работать по имеющимся стандартам, так и создавать оригинальный и нестандартный продукт. Востребованным является дизайнер, который способен действовать креативно и создавать оригинальный продукт, используя схожее оборудование, материалы и средства. Следовательно, творческое, нестандартное мышление является важнейшим качеством как будущего дизайнера на этапе обучения, так и готового специалиста в его профессиональной деятельности.

В создавшейся ситуации педагогам приходится признавать тот факт, что подготовка студентов дизайнерских направлений не всегда соответствует динамике изменений, которые происходят в профессии. Предъявляемые к дизайнерам требования видоизменяются и растут гораздо быстрее, чем на это успевает реагировать образовательная система. Остро встает вопрос – в каком направлении должно двигаться дизайн-образование, для того чтобы учесть все требования времени и особенности научно-технического прогресса.

Кроме того, меняется отношение к личностным характеристикам студентов-дизайнеров. По мнению педагогов, для успешного обучения профессии дизайнера, необходимы такие качества личности, как интерес к миру вещей и понятливость, способность к анализу и обобщению увиденного и понятого, но в то же время автономность мышления и способность к абстрагированию от окружающей реальности.

Современная педагогическая наука уделяет большое внимание творческому потенциалу личности обучающихся, создается образовательная среда, в которой возможно его развитие и саморазвитие. Тем не менее, сохраняется острая потребность в разносторонней подготовке студентов на отделениях дизайна, в развитии творческого мышления и креативности будущих специалистов, их способности максимально эффективно и творчески применять приобретенные в процессе обучения профессиональные компетенции.

Изучение вопросов развития и формирования творческого мышления имеет философские корни. Н.А. Бердяев связывает философию творчества со свободой творца, который изменяет материал, полученный из окружающего мира [1]. С.Л. Рубинштейн определяет творчество как созидающую деятельность, создание чего-то нового и оригинального [8]. Исследованию креативности посвящены работы таких зарубежных и отечественных исследователей, как Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, Р. Дилтс, К. Роджерс, П. Эдварс, А.Х. Маслоу, С.А. Медник, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплова. В работах данных авторов креативность рассматривается как способность к творчеству, как стремление личности к творчеству, изучаются качества личности и типы мышления, влияние образовательной среды на формирование креативности, разрабатываются и классифицируются креативные методы и техники профессиональной деятельности [6].

В целом подходы к изучению креативности можно разделить на три основные группы. Первая группа исследователей отводит ведущее место в творчестве личностным чертам, мотивации, ценностям, общей когнитивной одаренности, отрицая существование творческих способностей как отдельной характеристики личности. Вторая группа придерживается мнения, что креативность – это самостоятельный, не зависящий от интеллекта фактор, и если и существуют корреляции между уровнем интеллекта и творческим мышлением, то они весьма незначительны. Третья группа считает, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческого мышления [4].

Дж. Гилфордом выделяется два основных типа мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление характеризуется способностью находить единственно верное решение, посредством большого количества усилий, а дивергентное – способностью создавать большое количество различных и оригинальных решений в условиях однообразной деятельности. Именно дивергентный тип мышления автор рассматривает в качестве основы креативности и творческих способностей.

По мнению Гилфорда, в креативном мышлении выделяются следующие особенности: нацеленность на поиск собственного, оригинального решения; стремление к новому в интеллектуальном процессе; семантическая гибкость – способность рассматривать объект с нестандартной стороны или обнаруживать возможности использования объекта в новом качестве; адаптивная гибкость – способность к изменению восприятия объекта так, чтобы увидеть его скрытые стороны; способность к генерации новых, разнообразных идей, даже в той ситуации, которая к этому не располагает [3].

Рассматривая креативность как один из компонентов профессиональной компетентности дизайнера, В.Ю. Сапугольцев утверждает, что обязательной характеристикой дизайнерской деятельности является именно способность к творчеству [9]. Ю.Р. Варлакова считает, что креативность дизайнера – это основанная на знаниях, умениях и творческом потенциале способность личности к творчеству. По мнению исследователя, креативность характеризует оригинальность, уникальность и беглость мышления, которые проявляются в способности отходить от традиционных решений и предлагать множество новых и нестандартных [2].

На взаимосвязь креативности и интеллекта указывают М. Волах и К. Коган. Авторы выделяют четыре группы обучающихся, в зависимости от уровня развития креативности и интеллекта и способа адаптации к внешним условиям.

Первую группу составляют студенты, для которых характерным является высокий уровень креативности и высокий коэффициент интеллекта. Данные студенты уверены в себе и своих способностях, обладают адекватно высоким уровнем самооценки. Для них характерна свобода действий и суждений, которые регулируются высоким уровнем профессиональной рефлексии и самоконтроля. Такие личности адаптивны, инициативны и независимы.

Второй группе учащихся – с низким показателем креативности и высоким уровнем интеллекта – свойственна соревновательная мотивация. Такие студенты предпочитают не рисковать, тяжело реагируют на неудачи и критику, сдержанны и не любят выражать своё мнение публично.

Третья группа учащихся, которая характеризуется высоким уровнем творческих способностей при достаточно низком уровне интеллекта, испытывает затруднения с адаптацией к требованиям учебного процесса. Рамки, в которые их ставит учебное учреждение, являются для них ограничением свободы, и они предпочитают проявлять свою креативность вне стен учебного заведения.

Учащиеся с низкой креативностью и низким коэффициентом интеллекта и достаточно успешно адаптируются к учебному процессу. Они общительны и в целом удовлетворены своим положением, зачастую имеют хорошие отношения со сверстниками. Но, обладая низкими показателями интеллекта и творческого мышления, такие студенты не достигают высоких успехов в учебе и, как следствие, в дальнейшей профессиональной деятельности.

Анализируя особенности каждой из четырёх групп обучающихся, можно сделать вывод о том, что для достижения наибольших успехов в обучении и последующей дизайнерской деятельности необходимо обладать не только высоким уровнем академических способностей и развитым интеллектом, но и достаточно развитым творческим мышлением.

Таким образом, важнейшими личностными качествами креативного специалиста для успешной профессиональной деятельности являются достаточно высокий уровень уверенности в себе в сочетании с адекватной самооценкой, особенности мышления, а именно его беглость и гибкость, а также умение оперативно применять знания, умения и навыки, которыми обладает специалист. Кроме того, креативная личность должна обладать развитым воображением, способностью к созданию разнообразных, нестандартных, нетрадиционных идей, подходящих для решения поставленной задачи, творческой смелостью и умением рисковать и высоким уровнем профессиональной рефлексии. Для того, чтобы стать хорошим специалистом, сегодня недостаточно простого приобретения знаний умений и навыков. Существует необходимость в развитии таких сторон личности, которые будут в наибольшей степени соответствовать индивидуальным задаткам и творческому потенциалу.

Подготовка высокопрофессионального, конкурентоспособного специалиста, который обладает способностью не только применять полученные в процессе обучения знания, но и создавать собственные, нетрадиционные и оригинальные идеи, должна стать целью высшего образования. В процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров не должно доминировать изучение общепринятых технологий и способов работы. Главным направлением в обучении должно стать творческое развитие обучающегося, направленное на формирование его креативности.

Необходимо отметить, что креативность является основной, но не единственной способностью, которая обеспечивает своевременную образовательную деятельность. Наряду с креативной деятельностью осуществляется и познавательная деятельность, вследствие того, что в результате творчества у студентов непременно происходят когнитивные процессы, составляющие процесс познания. В свою очередь, для того чтобы креативные и когнитивные процессы выражались в общеобразовательных результатах студента и имели общую структурную основу, необходима организационная деятельность, которая осуществляется на базе таких способностей, как целеустремленность, целеполагание, самоопределение, рефлексия и др. [7].

В процессе обучения студент задействует три основных вида деятельности. Это непосредственно процесс познания окружающего мира и знаний о нем, процесс созидания или создания обучающимися индивидуального продукта образования, основанного на переработке полученных знаний, а также организация взаимодействия перечисленных видов деятельности в образовательном процессе.

Образовательная организация, которая создает благоприятные условия для реализации перечисленных видов деятельности, способна обеспечить высокий уровень формирования профессиональных знаний и компетенций. При обучении студентов профессии дизайнера положительное влияние на выявление креативных возможностей обучающихся оказывает проведение различных конкурсов, выставок, создание творческой среды.

Принимая участие в творческих мероприятиях, студенты демонстрируют когнитивные качества личности, которые необходимы в процессе познания, а также креативные качества, которые влияют на успешное формирование личностного, индивидуального, творческого продукта деятельности.

В настоящее время большинство теорий обучения берут свою основу в философии конструктивизма. В рамках данного подхода простое заучивание материала считается неэффективным, так как изучаемые факты и явления не являются значимыми и осмысленными для обучающегося и, вследствие этого, не запоминаются надолго. Для студентов-дизайнеров, когда знания приобретаются не путем механического запоминания, а методом глубокого осмысления, анализа и обобщения, а задача приобретает нестандартный, выходящий за рамки привычного, характер, это возможный путь создания нестандартного, оригинального продукта.

Современное обучение должно быть направлено не столько на процесс получения готовых знаний и способов решения задач, сколько на конструирование, построение новых знаний на основе уже имеющихся, путем включения новых знаний и умений в систему ранее освоенных. При таком подходе учащиеся самостоятельно и активно могут планировать и конструировать учебный процесс, что способствует высокой эффективности обучения и развитию творческой составляющей деятельности будущего профессионала [5].

Как показывает проведённый анализ, для того чтобы стать востребованным дизайнером, недостаточно простого приобретения знаний, умений и навыков. Образовательная система должна предусматривать создание определенных педагогических условий для эффективного развития креативности студентов.

При построении индивидуального темпа и пути развития креативности, необходимо учитывать личностные особенности каждого студента, педагогом должно осуществляться сопровождение реализации данной программы. Должна быть организована активная творческая и профессиональная деятельность, осуществлено совместное включение в эту деятельность педагога и студента, организованы коллективные формы творческой работы. Педагог должен оказывать помощь в формировании у студента личностного отношения к предстоящей деятельности, создавать проблемные ситуации, которые мотивируют студентов на самостоятельный поиск и выбор средств их решения. При этом неординарные, выходящие за рамки обыденных, способы решения проблемы должны особенно поощряться. Студент должен участвовать в оценке собственных образовательных результатов для формирования адекватной профессиональной самооценки и рефлексии. Кроме того, в самом вузе должна быть создана креативная среда, способствующая развитию творческого мышления обучающихся.

По мнению авторов, реализация выявленных педагогических условий развития креативности будущих дизайнеров окажет помощь в их личностном и профессиональном развитии и становлении, а также сможет задать направление для дальнейшего творческого самосовершенствования специалиста, что благотворно скажется на развитии общества в целом.