Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

ADAPTIVE INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES FOR INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION OF PEOPLE WITH LIMITED POSSIBLE HEALTH AND DISABLED IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Martynova E.A. 1 Romanеnkova D.F. 1
1 Chelyabinsk State University
To the article the analysis of the use of adaptive information and of communication technologies is driven as an effective method of individualization of educating of people with limited possible health and disabled in professional educational organizations. It is shown that their use allows to decide compensatory, correction, didactic and communicative tasks and assists social and professional adaptation. For a capture individual skills of the corresponding informatively-communication technique use are offer the specially worked out adaptation discipline. Her mastering allows to overcome cognitive and communicative barriers and forms the individual receptions of educational work. As a result students with limited possible health and disabled equally with all can seize the pre-arranged competences of state educational standard, lining up basis of effective individual informative space in educational and professional activity.
pedagogical science
secondary professional education
individualization
people with limited possible health
disabled
adaptive information and communication technologies
adaptation discipline

Инклюзивное обучение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ) и инвалидов в профессиональных образовательных организациях актуализирует фактор индивидуального подхода к этим обучающимся с целью их эффективного развития, совершенствования знаний, познавательных интересов, формирования креативности и умений учебного и профессионального труда. При этом особое значение приобретает направленность психолого-педагогического процесса на изучение и учет индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов с целью минимизации влияния ограниченных возможностей их здоровья на процесс и результат среднего профессионального образования.

Как отмечается в ряде работ, обобщающих накапливающийся за последние годы опыт инклюзивного среднего профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов, индивидуализация профессионального обучения может быть осуществлена в совокупности различных видов организационной и психолого-педагогической деятельности [1, 4]. Это профориентационная работа, направленная на адекватный личностный профессиональный выбор; создание специальных материально-технических условий доступности образовательной среды; индивидуализация образовательных технологий; организация индивидуальной помощи в формах психолого-педагогического, организационного, социального, профилактически-оздоровительного сопровождения; вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в социокультурную и профессиональную среду.

Интегрирующим условием индивидуализации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является обучение по адаптированным образовательным программам, определяющим в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся формы, сроки и специальные условия обучения. Принципы инклюзивного образования не допускают дифференциации или каких-либо ограничений в отношении осваиваемых компетенций и видов профессиональной деятельности выпускников с ОВЗ и инвалидностью. Поэтому существенное значение для индивидуализации обучения лиц с ОВЗ и инвалидов имеет включение в адаптированные программы специальных адаптационных дисциплин, направленных на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующих минимизации влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов на формирование общих и профессиональных компетенций с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы, социальной и профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидов [2].

Особое значение при инклюзивном обучении лиц с ОВЗ и инвалидов по адаптированным программам имеют материально-технические условия формирования компетенций, связанных с использованием учебной информации. Специфика состоит в том, что работа с информацией, а зачастую и весь процесс приема-передачи необходимой учебной информации должен осуществляться с использованием специальных технических и программных средств, которые реализуют преобразование информации в индивидуальный формат, доступный для восприятия обучающимися с ОВЗ и инвалидами, имеющими сенсорные и двигательные нарушения.

Причины ограничений жизнедеятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, препятствующие нормальному процессу приема-передачи информации, сугубо индивидуальны и по виду, и по степени нарушений. При нарушениях слуха – это затруднения при получении информации, затруднения в передаче информации, значительные ограничения в общении с окружающими, снижение скорости усвоения получаемой информации, преобладание наглядно-образного мышления [5]. Для обучающихся с нарушениями зрения характерны замедленность процесса восприятия информации, темпа переключения внимания, снижение его объема и устойчивости, что происходит из-за снижения количества получаемой информации, ограничения возможностей формирования образов памяти. Ограничения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата вызывают нарушения или утрату двигательных функций, что может сопровождаться медленной и неточной зрительно-моторной и психической координацией. Для обучающихся с соматическими нарушениями характерны нарушения социально-психологической адаптации, неэффективность социальных контактов, высокое эмоционально-стрессовое напряжение.

Все эти факторы требуют индивидуального подхода при обучении, и для компенсации нарушений восприятия и передачи информации важно использовать всю ту информацию, которая поступает и от сохранных, и от нарушенных анализаторов. Это может быть сделано исключительно с применением информационных и коммуникационных технологий универсального и специального назначения.

Информационные и коммуникационные технологии позволяют облегчить решение следующих задач индивидуализации обучения [7]:

1. Компенсаторные задачи: возмещение (компенсация) недостатка естественных функций организма и, таким образом, оптимизируется процесс получения информации, а также создаются условия для усвоения знаний и формирования компетенций.

2. Коррекционные задачи: повышение возможностей коррекционно-образовательного процесса в таких направлениях, как диагностика и мониторинг развития знаний, умений, формирование компетенций обучающихся, обогащение их жизненного опыта, восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.

3. Дидактические задачи: максимальная реализация интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, создание условий для применения современных стратегий обучения и контроля знаний, в том числе дистанционных образовательных технологий.

4. Коммуникативные задачи: технологии выступают посредниками в процессе общения, а иногда являются единственным способом связи с внешним миром. Коммуникации для лиц с ОВЗ и инвалидов имеют индивидуальный характер и могут состоять из использования шрифта Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как и печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступные информационно-коммуникационные технологии.

Для решения вышеперечисленных задач, связанных с преодолением целого комплекса затруднений, в структуру адаптированной образовательной программы необходимо, как уже было отмечено выше, включать адаптационные дисциплины для развития индивидуальных навыков использования соответствующей специальной информационно-коммуникационной техники приема-передачи учебной информации, для формирования индивидуальных приемов учебной работы, коррекции коммуникативных умений, а также для социальной и профессиональной адаптации [6].

Положительную роль в свете данной проблематики может играть разработанная адаптационная дисциплина «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» [3]. Цель этой учебной дисциплины состоит в освоении обучающимися с ОВЗ и инвалидами системы теоретических знаний, практических навыков и умений использования универсальных и адаптивных информационных и коммуникационных технологий, а также специальных технических и программных средств, компенсирующих индивидуальные физические нарушения обучающихся с целью эффективной организации учебной деятельности.

К непосредственным задачам изучения этой дисциплины относятся: ознакомление обучающихся с ОВЗ и инвалидов с возможностями использования адаптивных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности; формирование у них умения обоснованно выбирать и эффективно использовать соответствующие средства в зависимости от вида и характера нарушений здоровья; развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; приобретение опыта использования адаптивных информационных и коммуникационных технологий и альтернативных средств коммуникации в индивидуальной и коллективной учебной, а также в будущей профессиональной деятельности. В результате ее освоения обучающиеся с ОВЗ и инвалиды получают знания о современных информационных технологиях переработки и преобразования текстовой, табличной, графической информации; современном состоянии уровня и направлений развития технических и программных средств универсального и специального назначения; приемах использования сурдотехнических средств реабилитации, индивидуальных слуховых аппаратов и звукоусиливающей аппаратуры (обучающиеся с нарушениями слуха); о приемах использования тифлотехнических средств реабилитации (обучающиеся с нарушениями зрения); о приемах использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-вывода информации (обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Получаемые знания и умения дают возможность обучающимся с ОВЗ и инвалидам работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям; со специальными техническими и программными средствами, позволяющими компенсировать физические ограничения в восприятии информации; уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для хранения и обмена данными; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами; работать в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать сетевые средства поиска и обмена информацией; осуществлять поиск информации в сети Интернет и преобразовывать ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом индивидуальных физических ограничений.

В результате использование адаптивных информационных и коммуникационных технологий позволяет «подстраивать» процесс образования лиц с ОВЗ и инвалидов в профессиональной образовательной организации под их индивидуальные особенности, преодолевать когнитивные и коммуникативные барьеры, овладевать запланированными общими и профессиональными компетенциями федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности СПО наравне со всеми, выстраивая основу эффективного индивидуального информационного пространства не только в учебной, в профессиональной, но и в повседневной общественной и личной деятельности.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по проекту №27.4293.2017/НМ «Научно-методическое обеспечение развития специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях».