Инклюзивное обучение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ) и инвалидов в профессиональных образовательных организациях актуализирует фактор индивидуального подхода к этим обучающимся с целью их эффективного развития, совершенствования знаний, познавательных интересов, формирования креативности и умений учебного и профессионального труда. При этом особое значение приобретает направленность психолого-педагогического процесса на изучение и учет индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов с целью минимизации влияния ограниченных возможностей их здоровья на процесс и результат среднего профессионального образования.
Как отмечается в ряде работ, обобщающих накапливающийся за последние годы опыт инклюзивного среднего профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов, индивидуализация профессионального обучения может быть осуществлена в совокупности различных видов организационной и психолого-педагогической деятельности [1, 4]. Это профориентационная работа, направленная на адекватный личностный профессиональный выбор; создание специальных материально-технических условий доступности образовательной среды; индивидуализация образовательных технологий; организация индивидуальной помощи в формах психолого-педагогического, организационного, социального, профилактически-оздоровительного сопровождения; вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в социокультурную и профессиональную среду.
Интегрирующим условием индивидуализации инклюзивного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» является обучение по адаптированным образовательным программам, определяющим в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся формы, сроки и специальные условия обучения. Принципы инклюзивного образования не допускают дифференциации или каких-либо ограничений в отношении осваиваемых компетенций и видов профессиональной деятельности выпускников с ОВЗ и инвалидностью. Поэтому существенное значение для индивидуализации обучения лиц с ОВЗ и инвалидов имеет включение в адаптированные программы специальных адаптационных дисциплин, направленных на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующих минимизации влияния ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов на формирование общих и профессиональных компетенций с целью достижения запланированных результатов освоения образовательной программы, социальной и профессиональной адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидов [2].
Особое значение при инклюзивном обучении лиц с ОВЗ и инвалидов по адаптированным программам имеют материально-технические условия формирования компетенций, связанных с использованием учебной информации. Специфика состоит в том, что работа с информацией, а зачастую и весь процесс приема-передачи необходимой учебной информации должен осуществляться с использованием специальных технических и программных средств, которые реализуют преобразование информации в индивидуальный формат, доступный для восприятия обучающимися с ОВЗ и инвалидами, имеющими сенсорные и двигательные нарушения.
Причины ограничений жизнедеятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, препятствующие нормальному процессу приема-передачи информации, сугубо индивидуальны и по виду, и по степени нарушений. При нарушениях слуха – это затруднения при получении информации, затруднения в передаче информации, значительные ограничения в общении с окружающими, снижение скорости усвоения получаемой информации, преобладание наглядно-образного мышления [5]. Для обучающихся с нарушениями зрения характерны замедленность процесса восприятия информации, темпа переключения внимания, снижение его объема и устойчивости, что происходит из-за снижения количества получаемой информации, ограничения возможностей формирования образов памяти. Ограничения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата вызывают нарушения или утрату двигательных функций, что может сопровождаться медленной и неточной зрительно-моторной и психической координацией. Для обучающихся с соматическими нарушениями характерны нарушения социально-психологической адаптации, неэффективность социальных контактов, высокое эмоционально-стрессовое напряжение.
Все эти факторы требуют индивидуального подхода при обучении, и для компенсации нарушений восприятия и передачи информации важно использовать всю ту информацию, которая поступает и от сохранных, и от нарушенных анализаторов. Это может быть сделано исключительно с применением информационных и коммуникационных технологий универсального и специального назначения.
Информационные и коммуникационные технологии позволяют облегчить решение следующих задач индивидуализации обучения [7]:
1. Компенсаторные задачи: возмещение (компенсация) недостатка естественных функций организма и, таким образом, оптимизируется процесс получения информации, а также создаются условия для усвоения знаний и формирования компетенций.
2. Коррекционные задачи: повышение возможностей коррекционно-образовательного процесса в таких направлениях, как диагностика и мониторинг развития знаний, умений, формирование компетенций обучающихся, обогащение их жизненного опыта, восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.
3. Дидактические задачи: максимальная реализация интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, создание условий для применения современных стратегий обучения и контроля знаний, в том числе дистанционных образовательных технологий.
4. Коммуникативные задачи: технологии выступают посредниками в процессе общения, а иногда являются единственным способом связи с внешним миром. Коммуникации для лиц с ОВЗ и инвалидов имеют индивидуальный характер и могут состоять из использования шрифта Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как и печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступные информационно-коммуникационные технологии.
Для решения вышеперечисленных задач, связанных с преодолением целого комплекса затруднений, в структуру адаптированной образовательной программы необходимо, как уже было отмечено выше, включать адаптационные дисциплины для развития индивидуальных навыков использования соответствующей специальной информационно-коммуникационной техники приема-передачи учебной информации, для формирования индивидуальных приемов учебной работы, коррекции коммуникативных умений, а также для социальной и профессиональной адаптации [6].
Положительную роль в свете данной проблематики может играть разработанная адаптационная дисциплина «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» [3]. Цель этой учебной дисциплины состоит в освоении обучающимися с ОВЗ и инвалидами системы теоретических знаний, практических навыков и умений использования универсальных и адаптивных информационных и коммуникационных технологий, а также специальных технических и программных средств, компенсирующих индивидуальные физические нарушения обучающихся с целью эффективной организации учебной деятельности.
К непосредственным задачам изучения этой дисциплины относятся: ознакомление обучающихся с ОВЗ и инвалидов с возможностями использования адаптивных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности; формирование у них умения обоснованно выбирать и эффективно использовать соответствующие средства в зависимости от вида и характера нарушений здоровья; развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; приобретение опыта использования адаптивных информационных и коммуникационных технологий и альтернативных средств коммуникации в индивидуальной и коллективной учебной, а также в будущей профессиональной деятельности. В результате ее освоения обучающиеся с ОВЗ и инвалиды получают знания о современных информационных технологиях переработки и преобразования текстовой, табличной, графической информации; современном состоянии уровня и направлений развития технических и программных средств универсального и специального назначения; приемах использования сурдотехнических средств реабилитации, индивидуальных слуховых аппаратов и звукоусиливающей аппаратуры (обучающиеся с нарушениями слуха); о приемах использования тифлотехнических средств реабилитации (обучающиеся с нарушениями зрения); о приемах использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-вывода информации (обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Получаемые знания и умения дают возможность обучающимся с ОВЗ и инвалидам работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям; со специальными техническими и программными средствами, позволяющими компенсировать физические ограничения в восприятии информации; уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для хранения и обмена данными; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами; работать в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать сетевые средства поиска и обмена информацией; осуществлять поиск информации в сети Интернет и преобразовывать ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом индивидуальных физических ограничений.
В результате использование адаптивных информационных и коммуникационных технологий позволяет «подстраивать» процесс образования лиц с ОВЗ и инвалидов в профессиональной образовательной организации под их индивидуальные особенности, преодолевать когнитивные и коммуникативные барьеры, овладевать запланированными общими и профессиональными компетенциями федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности СПО наравне со всеми, выстраивая основу эффективного индивидуального информационного пространства не только в учебной, в профессиональной, но и в повседневной общественной и личной деятельности.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по проекту №27.4293.2017/НМ «Научно-методическое обеспечение развития специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях».