Получение среднего профессионального образования молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и с инвалидностью является эффективным условием их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [7]. Началом формирования профессиональной успешности обучающегося с ОВЗ или с инвалидностью в системе среднего профессионального образования и его дальнейшего активного профессионального развития в качестве рабочего, служащего или специалиста среднего звена может и должно явиться построение индивидуальной профессионально-личностной образовательной траектории [2]. Ее построение предполагает реализацию принципа индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ и инвалидам, направленность психолого-педагогического процесса на изучение и учет их индивидуальных психофизических особенностей, образовательных интересов и запросов.
Цель индивидуального подхода к профессиональному обучению лиц с ОВЗ и инвалидов состоит в эффективном развитии, совершенствовании знаний, познавательных интересов, формировании логического мышления, креативности и умений учебного и профессионального труда, общих и профессиональных компетенций каждого из обучаемых с ОВЗ и инвалидов. При этом должна решаться задача минимизации влияния ограниченных возможностей их здоровья на процесс и результат среднего профессионального образования с опорой не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития и личные возможности адаптации обучаемых с ОВЗ и инвалидов. [4].
Первейшим условием этого процесса и главной отправной точкой в адекватном планировании индивидуальной образовательной траектории молодого человека с ОВЗ или с инвалидностью при поступлении на учебу в профессиональную образовательную организацию является пропедевтическая профориентационная работа, направленная на оказание поддержки будущему специалисту в его профессиональном становлении. Эта деятельность на ранней стадии профессионального самоопределения предполагает постановку целей и ведущего направления в области получения среднего профессионального образования, которые формулируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, основных мотивов, потребностей личности с учетом имеющихся ограничений здоровья [3].
Организация профориентационной работы для лиц с ОВЗ и инвалидностью – это достаточно новый вид деятельности профессиональных образовательных организаций, поскольку в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидами становится задачей государственной политики, нацеленной на доступность профессионального образования, на инклюзивное обучение, на социализацию и на развитие у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов тех социокультурных и профессиональных качеств личности, которые востребованы современным обществом, отвечают избранной профессии и позволяют сформировать активную, инициативную, самостоятельную личность [1].
Проблемность и специфика профориентационной работы в рассматриваемом случае состоит в том, что зоной риска для оптантов с ОВЗ и инвалидов в плане адекватного планирования своей индивидуальной образовательной траектории зачастую является непонимание своих профориентационных возможностей и требований к условиям профессиональной деятельности, узость представлений о мире профессий. А в то же самое время маршрут их профессионального развития и его результат будет зависеть от того, в какой степени они осознают свою особую ситуацию и ограничения возможностей здоровья. В связи с этим профориентационная помощь лицам с ОВЗ и инвалидам со стороны профессиональной образовательной организации в плане выявления и развития профессиональных наклонностей при планировании индивидуальной образовательной траектории должна быть выстроена в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями [6].
Эта деятельность должна быть научно обоснованной и системной. Системообразующим фактором должен являться осознанный, адекватный и самостоятельный выбор индивидуальной образовательной траектории молодым человеком с ОВЗ или с инвалидностью. Индивидуальный подход в процессе профориентации не должен быть эпизодическим или быть представленным отдельными мероприятиями, а постоянным элементом развивающего психолого-педагогического профориентационного процесса. Его особенностью является акцент на усиление роли личностного фактора сознательности, так как для оптантов с ОВЗ и инвалидов в ситуации выбора профессии высока степень личной осознанности в оценке состояния своего здоровья, способностей и возможностей, в выборе адекватного профессионального пути, формы и содержания среднего профессионального образования. Поэтому результат профессиональной ориентации должен быть ориентирован на самостоятельное решение о выборе профессии среднего профессионального образования с опорой на осознанное знание состояния своего здоровья; своих образовательных возможностей, а также социальных, материальных и других возможностей в освоении профессии; на понимание личностного смысла выбора профессии, путей и содержания своего профессионального обучения. Адекватный выбор профессионального вида деятельности, в соответствии с состоянием здоровья, возможностями и задатками, личностной профессиональной направленностью и личным планом построения профессиональной и социальной карьеры, в конечном счете, и определяет построение индивидуальной образовательной траектории [5].
Исходя из имеющегося опыта, можно утверждать, что эффективность профориентационной работы, закладываемой в основу построения и реализации адекватной индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ и инвалидов, достигается путем институционально закрепленной деятельности профессиональной образовательной организации при наличии в организации соответствующих специалистов (психологов, специальных психологов, педагогов, социальных педагогов, имеющих подготовку и опыт в сфере профориентации), реализации оптимального содержательного компонента профориентации и применения соответствующих психолого-педагогических технологий профориентации, учитывающих особенности и социальный опыт оптантов.
Эта деятельность находится в прямой связи с психологией адаптации лиц с ОВЗ и инвалидов, погружения и освоения образовательной среды; их пониманием необходимости получения профессионального образования; познанием и утверждением себя; приобретением и систематизацией знаний; уяснением собственных проблем и способов их преодоления; ориентацией на свою будущую профессиональную деятельность; осознанием себя как будущего специалиста. В первую очередь, это понимание вопросов, связанных с социальной и профессиональной адаптацией, классификацией профессий, этапов профессионального становления личности (оптация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, профессионализм, мастерство), мотивов профессиональной деятельности на каждом из этапов профессионального становления, формирования самооценки, идентичности, уровня притязаний, постановки жизненных и профессиональных целей, проблем и факторов выбора профессии, профессиональной пригодности и непригодности, правильных ориентиров, личностных регуляторов выбора профессии, основ социально-правовых знаний.
В качестве важного аспекта отметим, что узкая специфика профориентационной психолого-педагогической деятельности состоит в том, что в процессе профориентации необходимо сочетать вопросы, связывающие индивидуализированное изучение психофизиологии молодых людей с ОВЗ и инвалидов, их особенностей, задатков, способностей и других личностных качеств с выбором профессиональной деятельности, включая противопоказания, и ее успешностью; с влиянием этих особенностей на учебную и трудовую деятельность; с развитием умений саморегуляции, когнитивных и волевых качеств; с формированием адекватной самооценки; с развитием потенциала адаптации.
Многоаспектный психолого-педагогический характер проблемы профориентации лиц с ОВЗ и инвалидов на этапе выбора профессионально-образовательной траектории, позволяющей обеспечить разумное и оптимальное профессиональное развитие при их обучении в профессиональной образовательной организации, задает требования к самой профориентационной работе.
Процесс профориентации не должен осуществляться стихийно, а под влиянием целенаправленной психолого-педагогической помощи с целью формирования готовности к самостоятельному профессиональному самоопределению и соответствующему выстраиванию индивидуальной образовательной траектории. Выявление имеющегося социального опыта, запаса знаний, личных интересов и склонностей в выборе профессиональной деятельности, характера и степени тяжести нарушения, доступных видов труда позволяют определить содержание, методы и формы профориентационной работы с разными категориями инвалидов и лиц с ОВЗ.
Единство четырех функций деятельности педагогов, психологов и других субъектов профориентации обеспечивает эффективность профориентации, закладывая основу для применения дифференцированного подхода при построении индивидуальной образовательной траектории.
Это – профконсультация на начальном этапе как определение наличия первичного выбора профессионального маршрута; профдиагностика как своевременное выявление существа имеющихся проблем, анализ возможных противоречий на пути реализации профессионального маршрута; профпросвещение как выбор путей и способов построения индивидуальной образовательной траектории, ее оформление и последующая коррекция с помощью планомерного мониторинга, а также профориентационная помощь на этапах реализации индивидуальной образовательной траектории.
Системный подход к профориентации для лиц с ОВЗ и инвалидов включает в себя и такой компонент, как индивидуализация профориентационных психолого-педагогических технологий с учетом их адаптации на основе индивидуального уровня развития оптантов, их психофизиологических особенностей и индивидуального социального опыта. Применяемые технологии должны быть направлены на развитие их познавательной способности, активности, творческой самостоятельности, на создание оптимальных условий для выявления индивидуальных профессиональных интересов и способностей и ориентированы на потенциальные профессиональные возможности лиц с ОВЗ и инвалидов. К эффективным технологиям относится моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности при интерактивном погружении оптантов с ОВЗ и инвалидов в групповой процесс с учетом их социального опыта, вовлечение в форме тренингов, деловых игр, дискуссий в различные виды профессиональной деятельности, создание рефлексивных ситуаций по развитию адекватного восприятия собственных профессиональных возможностей.
Актуальность в процессе профориентации приобретают и такие смежные условия, как информирование о спектре образовательных программ, реализуемых в профессиональной образовательной организации; о тех из них, которые осваиваются с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения; с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность; а также об условиях доступности для обучающихся с ОВЗ и инвалидов объектов и предоставляемых услуг – безбарьерная среда, материальное оснащение специальными техническими адаптивными аппаратными и программными средствами, доступность учебных ресурсов, наличие подразделений, куда можно обратиться за оказанием сопровождения, возможности социокультурной среды.
В результате такая целенаправленная по методам и содержанию системная профориентация, осуществляемая профессиональной образовательной организацией, помогает молодым людям с ОВЗ или с инвалидностью определить свои профессиональные перспективы, выстроить свой индивидуальный путь к цели получения среднего профессионального образования, стать полезным обществу специалистом современного уровня и достичь жизненного успеха.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по проекту №27.4293.2017/НМ «Научно-методическое обеспечение развития специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях».