Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE FORMATION OF THE SOCIAL-ECOLOGICAL BEHAVIOR STEREOTYPES PUPILS: COGNITIVE CRITERIA

Shilova V.S. 1 Трикула Л.Н. 1
1 National research university
In article is considered one of the main problems social-ecological formation student youth – a shaping social-ecological stereotype of the behavior training. In this connection in study open social and larval level of his (its) consideration, is defined structure. The article discusses the degree of formation of the social and environmental behavior stereotype pupils based on their respect for nature; It identifies the main criteria, indicators and levels. More details revealed cognitive component: the content of the studied criterion, specific indicators and levels of exposure.
socio-ecological pattern
criteria
indicators and levels of its establishment
the cognitive component and its indicators

Целенаправленное изучение и раскрытие отдельных элементов системы образования школьников в области социоприродных взаимодействий связаны с необходимостью формирования гармоничных отношений с природным окружением. При этом следует опираться на принципы осознанного регулирования и коррекции, обеспечения его восстановительного потенциала, создания таких культурных условий, которые будут способствовать прогрессу биосферы и социосферы в перспективе. Отсюда цель нашей работы – определение комплекса условий, способствующих становлению стереотипа бережного отношения обучающихся к природе (СЭСП). Он предполагает опору в создании социоприродных связей на знание социальных и природных законов, рациональное пользование потенциалом природы, всестороннее содействие его возобновлению. В результате целенаправленной педагогической деятельности учителя постепенно складывается стереотип бережного отношения обучающихся к естественному окружению [3; 2; 4].

Достижение этой цели осуществлялось комплексом методов: теоретическими (анализ, синтез, аналогия, конкретизация, выделение главного, обобщение, систематизация), эмпирическими (тестирование, анкетирование, изучение педагогического опыта), статистическими методами.

Результаты. Изучение социально-экологического стереотипа поведения обучающихся, особенностей его становления в образовательном учреждении привело к раскрытию его сути, конструкции содержания, выявлению особенностей проявления на уровне социума и личности [7]. Была выявлена и необходимость установления соответствующих критериев, показателей и уровней его сформированности в основной школе. Учитывая общую конструкцию поведения обучающихся, в нашей работе предполагалось оценить каждый его компонент. Ранее нами был определен мотивационно-целевой критерий. Он проявляется в познавательном интересе, связанном с объектами природы; в осознании ее аксиологического характера; стремлении получать и усваивать социоприродные знания, применять их в своей деятельности, в творческой активности по охране и восстановлению природных богатств (там же). Одновременно была установлена связь мотивационно-целевого критерия с социально-экологическими знаниями, развитием умений обучающихся вести себя в окружающей природе в соответствии с правилами и нормами поведения.

Следующим важным критерием, обязательным к рассмотрению, является знаниевый. Он предполагает накопленные школьниками знания о социоприродных связях, обеспечивающих и подготовку в области школьной биологии, экологии, истории, географии, а также других, в том числе и гуманитарных предметах. Безнравственное поведение обучающихся в природе объясняется, на наш взгляд, следующими некоторыми причинами. Во-первых, некоторым объемом и конкретным уровнем социально-экологических знаний, усвоенных школьниками, во-вторых, несформированностью у них убежденности в применении этих знаний, наличием противоречия между ними и имеющимся опытом общения с природным окружением. Однако в процессе формирования социоприродных знаний обязательно как их усвоение и расширение объема, так и умение личности видеть различные нарушения норм, меры и правил природопользования [1]. Ученик призван не только знать особенности природы, но и принимать непосредственное участие в деятельности по восстановлению природных богатств [7]. Итогом изучения научных основ школьных дисциплин, раскрывающих экологические особенности, должна стать система социально-экологических знаний (фактического материала, представлений, понятий, обобщений, законов и др.) [6].

Свою роль в формировании когнитивного компонента структуры личности ученика играет школьный курс физической и социально-экономической географии, построенный на геосистемных, хоро-хронологических, геосферных и ноосферных основаниях. Курс ориентирует школьников на поиск и усвоение аксиологических, эмоционально-волевых, технологических аспектов, обеспечивающих качественно новый уровень рассмотрения социоприродных связей. Кроме того, география, будучи интегративной наукой, позволяет формировать в ее рамках и рассматриваемый нами стереотип поведения обучающихся [7].

Отметим, что уже выявлена сущность и определены структура социально-экологических знаний; необходимые ключевые понятия, раскрывающие содержание этих знаний (Шилова В.С.). По обоснованному определению В.С. Шиловой, социально-экологические знания – это идеальный результат социоприродных взаимодействий, начиная с ранних этапов истории. Их содержание представлено в системе следующих категорий: природопользование, человек, общество, техника, природа, ресурсы природы; средства производства, виды производства; население [6].

В контексте выделенных понятий и предмета нашего исследования установлен обязательный состав социально-экологических знаний. Он представлен следующими содержательными модулями: информацией об основных компонентах природы; о человечестве, как мощной геологической силе (Вернадский В.И.), воздействующей на природу в истории древних цивилизаций; информацию об уровнях их развития, взаимообусловленности природы и общества на ранних исторических этапах; о типах социоприродных отношений; о закономерностях развития всех оболочек Земли; обусловленности развития цивилизаций богатствами природы. В структуре этих знаний свое место занимают этические знания, отражающие сведения о нормах и правилах взаимодействия общества с каждым природным компонентом, о необходимости учета меры в процессе природопользования, природоохраны, природовосстановления и природовозобновления (там же).

Степень усвоения обучающимися социально-экологических знаний устанавливается путем применения конкретных показателей. Нами предполагается применить систему качеств знаний, разработанную Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко. Ими выявлены и основные характеристики этих качеств, проявляющихся в интеллектуальных операциях [5].

Рассмотрим их. Так, в качестве первого показателя усвоения обучающимися формируемых знаний выступает их полнота (объем). Она предполагает объем усвоенной учениками информации об объектах, происходящих в социоприродной системе; о связях причины и следствия, законах функционирования и развития социально-экологических взаимодействий, их средствах и результатах.

В количественном выражении этот показатель представлен следующей формулой (Шамова Т.И. и др.):

С = Smi/mN,

где i = 1; mi – количество отношений и связей, которые уже усвоены обучающимися; m – количество отношений и связей, которые необходимо усвоить; N – общее количество обучающихся.

Следующим показателем качества усваиваемых социально-экологических знаний выступает их прочность. Она предполагает систему определенных качеств, прежде всего, развернутость (свернутость), осознанность. Этот показатель связан со сформированными у школьников информационными и интеллектуальными умениями, которые позволяют планировать свою деятельность, формулировать ответы, разрабатывать структуру и содержание изучаемых тем, одним словом, закладывать основы запоминания изучаемого материала.

Что касается социально-экологических знаний, то их прочность устанавливается через отношение показателя полноты репродукции знаний к их отсроченному воспроизведению (К2) к коэффициенту полноты при непосредственной репродукции (К1):

П = К2/К1,

где К – коэффициент полноты; определяется по формуле

К=Sni|nN,

где i = 1; ni – количество правильно приведенных признаков понятия; n – количество признаков (элементов знаний), необходимых для усвоения; N – количество опрошенных школьников.

Еще одним необходимым показателем формируемых знаний, призванных выполнять функцию направления деятельности личности школьника, является действенность. При этом обучающиеся должны уметь использовать знания о взаимодействии общества с природой в разных обстоятельствах, причем, как в урочное время, так и в разнообразных формах внеурочной деятельности: факультативах, кружках, экскурсиях; в своей жизнедеятельности. Кроме того, этот показатель предполагает и умение организовывать учениками условия своей учебной деятельности: ставить цели и формулировать задачи, планировать, выполнять, контролировать, корректировать, регулировать. В результате у школьников появляется возможность применять усвоенные социально-экологические знания в нестандартной ситуации, в процессе творческой деятельности.

Количественно показатель действенности представлен следующим образом:

D = Mpn,

где M – общее количество действий; n – количество обучающихся; p – количество произведенных операций.

Кроме рассмотренных показателей, нами были охарактеризованы и соответствующие уровни, выделение которых осуществлялось с учетом достижений ученых-педагогов: Беспалько В.П., Шамовой Т.И., Шиловой В.С. и др. [1; 5; 6]. Эти уровни отражают сформированность у обучающихся умений распознавания, воспроизведения и применения на практике усвоенных знаний. Остановимся на уровнях подробнее.

Так, первый уровень – репродуктивный. Характеризуется следующими чертами: школьники называют главные признаки категорий, понятий, законов, отражающих социально-экологические знания; решают задачи по образцу на выявление сущности социоприродных отношений, выполняют задания на установление причинно-следственных связей. В этом случае преобладает репродуктивное мышление. Знания учащихся носят прагматический характер, имеют низкую степень осознанности необходимости гармонизации отношений общества и природы.

Второй уровень – репродуктивно-конструктивный. На нем учащиеся выполняют задания по образцу, но с одним измененным условием. Усвоенные знания о взаимодействии общества и природы применяются в знакомых ситуациях. Это помогает школьникам устанавливать единичные связи между понятиями, между причиной и следствием. Однако имеющиеся знания они все еще не могут применять в нестандартной обстановке. Что касается представлений о гуманных социоприродных отношениях, то и они осознаются слабо. Иначе говоря, ученики правильно определяют сущность социально-экологических понятий, законов, ценностей, норм, однако, пока еще редко используют полученную информацию, плохо устанавливают причинно-следственные связи, не могут объяснить некоторые социоприродные явления и процессы.

Третий уровень – конструктивный. Показывает, что прочно усвоенные социально-экологические знания (факты, представления, понятия, категории и др.) обеспечивают достаточно высокую степень их систематизации. Ученики умеют устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, приводить примеры нравственного и безнравственного поведения в природной среде, определять место и роль человека в ней в зависимости от типа экологического сознания: антропоцентрического или экоцентрического. Обучающиеся этого уровня гуманистически ориентированы, направлены на экологическую целесообразность. У них отсутствует противопоставление природы и человека, формируется восприятие природных объектов в качестве активных участников взаимодействия, они нацелены на гармонизацию социоприродных взаимодействий [7].

В заключение подчеркнем, что в представленном исследовании когнитивный компонент формируется в рамках краеведческого принципа и включает следующие знания: о неживой и живой природе, связях ее компонентов, видовом разнообразии социоприродных взаимодействий; о целостном единстве человека и природы, их взаимном влиянии; об экзогенных и эндогенных процессах, влияющих на облик нашей планеты; о необходимости сбережения, восстановления и возобновления природного потенциала; о рациональном природопользовании; о нормах, мере и правилах деятельности и поведения в природном окружении, посильном вкладе каждого в дело сохранения природы для настоящих и будущих поколений.

Кроме того, социально-экологические знания связываются со знанием эколого-географического положения своей местности, представлением об антропогенном влиянии на ее ресурсы, изменениях геолого-географической среды, о воздействии местного населения на окружающую природу, о природоохранных и восстановительных мероприятиях изучаемой территории.