Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FOREIGN STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF TOLERANCE

Karmanova T.M. 1
1 Penza state University
The article considers psychological characteristics such as «tolerance» presents the results of empirical study of some psychological characteristics of foreign students with different levels of tolerance for the use of diagnostic data in a consultative and correctional practices of the teacher-psychologist with vulnerable groups. The study examined such psychological characteristics as: empathy, self-attitude, personal anxiety. The study revealed that there is a relationship of some psychological characteristics of foreign students with different levels of tolerance.. The obtained results are the starting point for the study of tolerance of foreign students in a new sociocultural conditions. In the future we plan not only the expansion of the sample, and conducting a comprehensive diagnosis that includes the study of ethnic identity and adaptation of foreign students to the new sociocultural environment.
tolerance
international students
empathic ability
self-attitude
personal anxiety

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема формирования толерантности. Обращенность к ее исследованию можно объяснить резким расслоением мировой цивилизации по социальным, экономическим, и другим признакам. С этим связан рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, а также обострение межнациональных отношений, которое вызвано различными локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Уяснение и понимание сущности и особенностей толерантности необходимо для устранения этих причин.

Этническая толерантность является одной из важнейших характеристик межэтнических отношений [3]. По определению Лебедевой Н.М., под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре при наличии позитивного образа своей собственной культуры [6].

В настоящее время наблюдается особый интерес к изучению толерантности личности, методологические проблемы рассматривает Бондырева С.К. [1], к проблемам этнической толерантности обращены исследования Ениколопова С.Н., Лебедевой Н.М., Стефаненко Т.Г., Солдатовой Г.У., Шлягиной Е.И.) [7, 8, 9].

Также толерантность изучается в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии (Роджерс К., Олпорт Г.), в онтологии общественного сознания и самосознания (Золотухин В.М., Кондаков A.M., в процессе обретения целостности (Асмолов А.Г., Казаков Е.Ф., Тишков В.А.) [2, 4, 5].

Цель исследования: изучение психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога с лицами группы риска.

Объект исследования: характеристики личности иностранных студентов.

Предмет: психологические характеристики иностранных студентов с разным уровнем толерантности.

Гипотеза: существует связь некоторых психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности.

В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

• Анкета – Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

• Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко;

• Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

• Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС);

• Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

В исследовании приняли участие 62 человека (иностранные студенты Пензенского государственного университета). Возраст испытуемых от 19 до 22 лет.

Анализируя результаты Анкеты – Экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), можно сделать следующие выводы: для большинства испытуемых характерен средний уровень толерантности (71 %), это свидетельствует о том, что данным испытуемым свойственно сочетание толерантных и интолерантных черт. В зависимости от социальной ситуации, испытуемые могут вести себя как толерантно, так и интолерантно. Испытуемых с высоким уровнем толерантности 17 %, с низким – 12 %. По результатам методики было выявлено, что распределение по шкалам достаточно равномерное с преобладанием среднего уровня толерантности.

В результате анализа показателей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) было установлено, что в группе испытуемых высокий уровень коммуникативной толерантности наблюдается у 26 % испытуемых, средний – у 53 % испытуемых, низкий – у 19 % испытуемых, полное неприятие окружающих у 2 %.

В результате Опросника достаточно высокие суммарные оценки, свидетельствующие о низком уровне толерантности, были получены по таким поведенческим блокам как: «Использование себя в качестве эталона при оценках других», «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства», «Нетерпимость к дискомфортным состояниям партнера по общению», «Неумение приспосабливаться к другим участникам общения». Это свидетельствует о том, что испытуемые во время оценки поведения, образа мыслей и других характеристик людей рассматривают самого себя в качестве эталона; не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, которые возникают при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров; также для данных испытуемых характерна нетерпимость к различным дискомфортным состояниям партнеров по общению.

Достаточно низкие суммарные оценки, свидетельствующие о высоком уровне толерантности, были получены по таким поведенческим блокам, как: «Неприятие или непонимание индивидуальности человека» и «Категоричность или консерватизм в оценках людей». Данные испытуемые хорошо понимают и принимают индивидуальные особенности других людей, для них не свойственна категоричность и консерватизм в оценках других людей.

В результате диагностики уровня эмпатических способностей по Методике В.В. Бойко было установлено, что в группе испытуемых высокий уровень эмпатии наблюдается у 24 % испытуемых, средний – у 64 % испытуемых, заниженный – у 12 %, низкий уровень выявлен не был.

Анализируя показатели отдельных шкал методики, было выявлено, что у 64 % испытуемых преобладает рациональный канал эмпатии, у 38 % – эмоциональный, у 29 % – интуитивный, у 19 % преобладают установки, способствующие эмпатии, у 12 % испытуемых преобладает такое коммуникативное свойство, как проникающая способность в эмпатии, и у 12 % – идентификация. Таким образом, можно сделать вывод, что данная выборка характеризуется направленностью внимания, восприятия и мышления на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы.

Результаты исследования самоотношения по методике С.Р. Пантилеева (МИС) указывают на преобладание средних показателей по всем девяти шкалам в исследуемой группе.

Для испытуемых характерны высокие показатели по шкале самоценность, что отражает переживание ими ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других. Высокие значения принадлежат людям, высоко оценивающим богатство своего внутреннего мира, духовный потенциал. Данные испытуемые обычно воспринимают себя как индивидуальность и достаточно высоко ценят собственную неповторимость. Благодаря уверенности в себе, они легко противостоят средовым воздействиям и способны рационально воспринимать критику в свой адрес.

С помощью методики «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина» мы исследовали только уровень личностной тревожности испытуемых. Нами были получены следующие результаты: в группе молодых людей преобладает умеренная тревожность, она характерна для 67 % испытуемых. Высокий уровень тревожности характерен для 12 % испытуемых; у 21 % наблюдается низкий уровень тревожности. Полученные результаты говорят о том, что дела у обследуемых более или менее благополучны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

По результатам математико-статистической обработки данных с помощью метода ранговой корреляции Спирмена мы обнаружили, что существует связь общего уровня толерантности с общим уровнем эмпатии и рациональным каналом эмпатии, это свидетельствует о том, что толерантный человек умеет сопереживать, а также понимать мысли и чувства другого. Рациональный канал эмпатии характеризуется направленностью эмпатирующего на состояние, поведение и сущность другого человека. Между общим уровнем эмпатии и «неприятием индивидуальности других» была выявлена обратная связь, это свидетельствует о том, что человек, который не умеет либо не хочет понимать или принимать индивидуальные особенности других людей, не способен сопереживать другому и понимать его мысли и чувства.

Также была выявлена связь между общим уровнем коммуникативной толерантности и эмоциональным каналом эмпатии, это свидетельствует о том, что испытуемые, обладающие высокой коммуникативной толерантностью, способны входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Лица, способные наладить эффективный процесс общения, легче осуществляют эмоциональную подстройку, это помогает им лучше понять внутренний мир другого человека. Роль связующего звена от эмпатирующего к эмпатируемому выполняют соучастие и сопереживание.

Существует связь этнической толерантности с самопринятием личности, это свидетельствует о том, что если человек испытывает симпатию к себе, полностью принимает себя вместе с недостатками и слабостями, то ему проще налаживать контакты с представителями других этнических групп.

Также была выявлена связь между толерантностью как чертой личности и самоуверенностью, можно сказать, что человеку, обладающему такими чертами личности, как уверенность, самостоятельность и надежность, знающему, что ему есть, за что себя уважать, присущи толерантные установки и убеждения.

Связь между неприятием индивидуальности других и внутренней конфликтностью можно объяснить следующим образом: человек, у которого преобладает негативный фон отношения к себе, который находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я» не хочет понимать или принимать индивидуальные особенности других людей, поскольку полностью сконцентрирован на себе.

Существует связь между неумением приспосабливаться к другим участникам общения и замкнутостью, т.е. человек, который склонен избегать открытых отношений с самим собой, не желает раскрывать себя, признавать существование личных проблем, плохо умеет приспосабливаться к характерам, привычкам или притязаниям других людей.

Существует обратная связь этнической толерантности с личностной тревожностью. Мы можем объяснить эту связь следующим образом: человек с высоким уровнем личностной тревожности воспринимает большой круг ситуаций как угрожающие, т.е. к представителям других этнических групп изначально такие люди относятся настороженно, интолерантно.

Уровень личностной тревожности также связан с консерватизмом, т.е. люди с высоким уровнем личностной тревожности консервативны в оценках людей, им не хватает гибкости и широты кругозора из-за боязни выйти из свой «зоны комфорта».

В результате проведенного исследования гипотеза о том, что существует связь некоторых психологических характеристик иностранных студентов с разным уровнем толерантности подтвердилась.