В Кыргызстане социально-экономические права конституированы, они, вне всякого сомнения, являются показателем реальных условий жизни. В сфере труда, занятости и других форматах измерения указанные права являются некими матрицами, по которым можно обнаружить действительный уровень развития социума [3]. При этом степень обеспеченности указанных прав коррелирует с уровнем развития национальной экономики.
На данном этапе развития Кыргызстана обнаруживается четкая тенденция развития прав и свобод, соответствующей их охраны. При этом принципиальное влияние на эти тенденции, вне всякого сомнения, оказывает Основной закон КР [1]. Так, на базе действующего Основного закона создана государственность, функционирующая с учетом сбалансированной системы «государство – личность». Безусловно, права и свободы признаются высшей ценностью, значит, подлежат их особой защите [5].
Полагаем, что на современном этапе конституционное регулирование способствует емкому закреплению весомого комплекса прав и свобод, безусловно отвечающих международным стандартам [6].
Вместе с тем, сегодня Кыргызстан не может в полной мере обеспечить их реализацию, поскольку проявляется недостаточное выполнение им международных обязательств и норм, призванных обеспечить такой уровень жизни, в числе которых сегодня можно обнаружить:
– слабую обеспеченность права на труд,
– дисбаланс в оплате за труд,
– уровень и качество жизни, вобравшие в себя такие аспекты, как достаточное питание, жилище, медобслуживание [12], социальную поддержку государства [7].
Стоит также отметить, что активно прослеживается тенденция социальной дифференциации и стратификации социума, неравенство различных страт и групп. Вместе с тем, принимаемые меры по выравниванию остроты в вопросах неравенства очевидных результатов пока еще не достигли. Положение, по нашему мнению, обострено высокими показателями безработицы, слабой адаптивностью к рыночным отношениям, быстрым темпам инфляции, резким расслоением общества, очередным витком мирового экономического кризиса [11].
Так, к примеру, Кыргызстан по индексу человеческого развития (ИЧР) в 2015, 2016 гг. вошел в группу стран со средним уровнем развития и занимает лишь 120 позицию среди стран мира [7]. Кыргызстан в числе государств формата СНГ, занял предпоследнюю позицию, опережая по уровню только лишь Таджикистан [8].
Вместе с тем, положительная динамика развития Кыргызстана в последнее время обусловлена существенной поддержкой Правительства КР. Так, известный документ – Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) на период 2013–2017 гг. вобрала в свое содержание наиболее значимые принципы, более того, были включены индикаторы развития в отдельную матрицу мониторинга.
Примечательным фактом признается то, что по отдельным аспектам ИЧР Кыргызстан добился значительных результатов. Так, к примеру, крайняя бедность по итогам 2014 г. составляла 1,2 %. Уровень грамотности признан достаточно высоким и превышает 99 %. Также в СМИ и официальной статистике презентованы такие сегменты анализа, подтверждающие сокращение доли населения, имеющего только начальное образование или же не имеющие никакого образования [13].
А вот по данным статистики за 2013 г., гендерный баланс в сфере образования указывает на высокое представительство женщин, получивших среднее и высшее образование, в сравнении с мужчинами. Особняком стоит проблема охвата детей общим образованием, которая также имеет тенденцию роста. Так, в 2009/2010 г. охват составлял 96,7 %, соответственно, уже в 2013/2014 г. этот показатель составил 98,4 %, что свидетельствует об определенной положительной динамике роста [13].
Одним из показателей ИЧР, как известно, является ожидаемая продолжительность жизни, которая в Кыргызстане, все же стоит признать, растет. Однако данный показатель достаточно высок в более развитых государствах мира, что обусловливает дальнейшую работу в этом направлении, как госинститутов, так и всей сферы гражданского общества. Также представителями от Кыргызстана было заявлено, что в отношении ряда других показателей отмечается не столь существенный прогресс. Более того, экспертами отмечается рост неравенства в доходах и сокращении многомерной бедности, но данный рост признан относительно незначительным, что обусловливает дальнейшее, всестороннее изучение и детализацию [13].
Стоит также отметить и другой аспект проблемы. Наличие высокого уровня образованности в целом по стране указывает на недостаточно высокое качество образования, которое, к сожалению, неуклонно падает. Однако охват средним образованием, который также конституирован в Кыргызстане, является низким, что обусловливает другие аспекты, в частности, продолжение этапов реформирования в области образования. При этом, на наш взгляд, оно напрямую коррелирует с проблемами бедности, имеющими тенденцию роста среди семей, где в совокупности низок уровень образования [2].
В 2013 г. проводились различные консультации по определению путей на перспективу, целью которых был выбор вектора важных направлений. Так, если углубиться в историю вопроса, отметим, что в 2015 г. была разработана Национальная добровольная презентация (НДП) – итоговый документ, в рамках которого был представлен комплекс разрабатываемых мер в Кыргызстане. В данной связи в конце 2015 г. согласно Постановлению Правительства КР от 22 декабря 2015 г. образован Координационный комитет по адаптации и мониторингу до 2030 г. в КР.
Между тем, стоит признать, что в Кыргызстане сохраняется криминализация социально-экономической сферы. Меры, осуществляемые госорганами, к сожалению, признаются недостаточно эффективными. Можно признать и другую констатацию, так тенденция роста количества нарушений указанных выше прав и свобод сохраняется и сегодня, что, по нашему мнению, приводит к росту напряженности и утрате доверия к властным структурам. Однако, на наш взгляд, именно правозащитные организации, различные НПО в Кыргызстане способствуют достижению эффективности в разрешении этого узла задач.
Можно полагать, что анализ процессов свидетельствует о несбалансированности механизмов обеспечения прав и свобод в указанной сфере. В конституционно-правовой науке Кыргызстана, по нашему мнению, актуализирована разработка четкого механизма государственного обеспечения экономических прав и свобод. Считаем, что попытки освещения сущности обеспечения указанных прав с учетом как отечественного опыта, так и практики ведущих государств находят свою реализацию в кыргызстанском законодательстве в этой области. Однако в науке Кыргызстана эти попытки предпринимались не столь часто, либо же рассматривались отдельные его аспекты.
По нашему мнению, указанные аспекты обусловливают и практическую значимость, определяют необходимость комплексного, всестороннего изучения нормативно-правового обеспечения их в Кыргызстане.
Проблемы реализации, обеспечения, защиты экономических прав, безусловно, активно разработаны в юридической и других смежных науках и отраслях. В Кыргызстане указанные аспекты детально и плодотворно исследовались в работах B.C. Белых, Е.Ш. Дусипова, Э.Э.Дуйсенова, О.А. Кабышева, К.К. Керезбекова, Е.Г. Лыкина, В.Д. Мельгунова, А.П. Овечкина, В.В. Терешкина. Также проводятся исследования и молодыми авторами, в их числе С.Е. Савина, Ч.К. Карынов, Э.М. Сарбашев и др.
Учитывая единое информационное, культурное, социально-экономическое и иные измерения, а также взяв во внимание, что государства формата СНГ находятся в идентичных по содержанию национальных правовых системах, следует признать ведущую роль российских ученых по этому кругу проблем.
Указанные аспекты нашли детальное освещение в монографиях С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева, А.Г. Бережнова, Н.А. Бобровой, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева [11]. Это также работы А.П. Герасимова, В.Д. Зорькина, В.А. Иваненко, В.В. Лазарева, С.А. Муромцева, К.В. Сангаджиевой, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фарбера, Б.С. Эбзеева и ряда других исследователей [12].
Безусловно, следует признать, что исследования указанных авторов сформировали теоретический базис понимания феномена и специфики правового статуса личности, гарантий его реализации в условиях формата ЕАЭС [8].
Так, Э.Э. Дуйсенов в одной из своих публикаций отмечает позитивный опыт влияния конституционных норм на организацию системы органов власти в международно-правовом ключе. Ряд авторов также исследует и несколько иную по содержанию проблематику политических и социально-экономических преобразований и трансформаций, но в целом, коррелирующих с выбранными нами анализом экономических прав в Кыргызстане.
Полагаем, что итогом представленного обзора следует признать:
– наличие проблем в сфере обеспечения указанного типа прав;
– по сути, они были предметом научных поисков и анализа, но все еще требуют дополнительных исследований;
– в свет вышло достаточно монографий в этой области, но их недостаточное освещение определенным образом сказалось на развитии юридических средств, охраняющих экономические права, равно как и требует дальнейшего развития универсальная концепция прав человека и гражданина;
– обусловлен учет дифференциации в анализе базовых, универсальных норм, институтов, комплексов и отраслей в национальных правовых системах государств СНГ.