Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ABOUT SOME ASPECTS OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL ECONOMIC RIGHTS IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Kutsenko K.I. 1
1 LLC «Kutsenko and Partners»
In article the analysis of the social and economic rights which in Kyrgyzstan are constituted is carried out and are an indicator of real living conditions. In the sphere of work, employment and other formats of measurement the specified rights are matrixes on which it is possible to find the valid level of society. The attention to various indicators of IHD and conditions in which the specified rights can develop in the due direction is paid. In the review also degree of study and their updating is specified in new operating conditions of EEU taking into account the specifics caused by economic indicators on a number of key indicators. The tendency of social differentiation and stratification of society, inequality of various groups admits, and the taken measures for alignment of sharpness in questions of inequality, for the present haven’t achieved obvious results. Situation is aggravated by high rates of unemployment, weak adaptability to the market relations, fast rates of inflation, sharp stratification of society, the next round of a world economic crisis.
rights and freedoms
protection of constitutional rights
action mechanisms
indicators
concepts

В Кыргызстане социально-экономические права конституированы, они, вне всякого сомнения, являются показателем реальных условий жизни. В сфере труда, занятости и других форматах измерения указанные права являются некими матрицами, по которым можно обнаружить действительный уровень развития социума [3]. При этом степень обеспеченности указанных прав коррелирует с уровнем развития национальной экономики.

На данном этапе развития Кыргызстана обнаруживается четкая тенденция развития прав и свобод, соответствующей их охраны. При этом принципиальное влияние на эти тенденции, вне всякого сомнения, оказывает Основной закон КР [1]. Так, на базе действующего Основного закона создана государственность, функционирующая с учетом сбалансированной системы «государство – личность». Безусловно, права и свободы признаются высшей ценностью, значит, подлежат их особой защите [5].

Полагаем, что на современном этапе конституционное регулирование способствует емкому закреплению весомого комплекса прав и свобод, безусловно отвечающих международным стандартам [6].

Вместе с тем, сегодня Кыргызстан не может в полной мере обеспечить их реализацию, поскольку проявляется недостаточное выполнение им международных обязательств и норм, призванных обеспечить такой уровень жизни, в числе которых сегодня можно обнаружить:

– слабую обеспеченность права на труд,

– дисбаланс в оплате за труд,

– уровень и качество жизни, вобравшие в себя такие аспекты, как достаточное питание, жилище, медобслуживание [12], социальную поддержку государства [7].

Стоит также отметить, что активно прослеживается тенденция социальной дифференциации и стратификации социума, неравенство различных страт и групп. Вместе с тем, принимаемые меры по выравниванию остроты в вопросах неравенства очевидных результатов пока еще не достигли. Положение, по нашему мнению, обострено высокими показателями безработицы, слабой адаптивностью к рыночным отношениям, быстрым темпам инфляции, резким расслоением общества, очередным витком мирового экономического кризиса [11].

Так, к примеру, Кыргызстан по индексу человеческого развития (ИЧР) в 2015, 2016 гг. вошел в группу стран со средним уровнем развития и занимает лишь 120 позицию среди стран мира [7]. Кыргызстан в числе государств формата СНГ, занял предпоследнюю позицию, опережая по уровню только лишь Таджикистан [8].

Вместе с тем, положительная динамика развития Кыргызстана в последнее время обусловлена существенной поддержкой Правительства КР. Так, известный документ – Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) на период 2013–2017 гг. вобрала в свое содержание наиболее значимые принципы, более того, были включены индикаторы развития в отдельную матрицу мониторинга.

Примечательным фактом признается то, что по отдельным аспектам ИЧР Кыргызстан добился значительных результатов. Так, к примеру, крайняя бедность по итогам 2014 г. составляла 1,2 %. Уровень грамотности признан достаточно высоким и превышает 99 %. Также в СМИ и официальной статистике презентованы такие сегменты анализа, подтверждающие сокращение доли населения, имеющего только начальное образование или же не имеющие никакого образования [13].

А вот по данным статистики за 2013 г., гендерный баланс в сфере образования указывает на высокое представительство женщин, получивших среднее и высшее образование, в сравнении с мужчинами. Особняком стоит проблема охвата детей общим образованием, которая также имеет тенденцию роста. Так, в 2009/2010 г. охват составлял 96,7 %, соответственно, уже в 2013/2014 г. этот показатель составил 98,4 %, что свидетельствует об определенной положительной динамике роста [13].

Одним из показателей ИЧР, как известно, является ожидаемая продолжительность жизни, которая в Кыргызстане, все же стоит признать, растет. Однако данный показатель достаточно высок в более развитых государствах мира, что обусловливает дальнейшую работу в этом направлении, как госинститутов, так и всей сферы гражданского общества. Также представителями от Кыргызстана было заявлено, что в отношении ряда других показателей отмечается не столь существенный прогресс. Более того, экспертами отмечается рост неравенства в доходах и сокращении многомерной бедности, но данный рост признан относительно незначительным, что обусловливает дальнейшее, всестороннее изучение и детализацию [13].

Стоит также отметить и другой аспект проблемы. Наличие высокого уровня образованности в целом по стране указывает на недостаточно высокое качество образования, которое, к сожалению, неуклонно падает. Однако охват средним образованием, который также конституирован в Кыргызстане, является низким, что обусловливает другие аспекты, в частности, продолжение этапов реформирования в области образования. При этом, на наш взгляд, оно напрямую коррелирует с проблемами бедности, имеющими тенденцию роста среди семей, где в совокупности низок уровень образования [2].

В 2013 г. проводились различные консультации по определению путей на перспективу, целью которых был выбор вектора важных направлений. Так, если углубиться в историю вопроса, отметим, что в 2015 г. была разработана Национальная добровольная презентация (НДП) – итоговый документ, в рамках которого был представлен комплекс разрабатываемых мер в Кыргызстане. В данной связи в конце 2015 г. согласно Постановлению Правительства КР от 22 декабря 2015 г. образован Координационный комитет по адаптации и мониторингу до 2030 г. в КР.

Между тем, стоит признать, что в Кыргызстане сохраняется криминализация социально-экономической сферы. Меры, осуществляемые госорганами, к сожалению, признаются недостаточно эффективными. Можно признать и другую констатацию, так тенденция роста количества нарушений указанных выше прав и свобод сохраняется и сегодня, что, по нашему мнению, приводит к росту напряженности и утрате доверия к властным структурам. Однако, на наш взгляд, именно правозащитные организации, различные НПО в Кыргызстане способствуют достижению эффективности в разрешении этого узла задач.

Можно полагать, что анализ процессов свидетельствует о несбалансированности механизмов обеспечения прав и свобод в указанной сфере. В конституционно-правовой науке Кыргызстана, по нашему мнению, актуализирована разработка четкого механизма государственного обеспечения экономических прав и свобод. Считаем, что попытки освещения сущности обеспечения указанных прав с учетом как отечественного опыта, так и практики ведущих государств находят свою реализацию в кыргызстанском законодательстве в этой области. Однако в науке Кыргызстана эти попытки предпринимались не столь часто, либо же рассматривались отдельные его аспекты.

По нашему мнению, указанные аспекты обусловливают и практическую значимость, определяют необходимость комплексного, всестороннего изучения нормативно-правового обеспечения их в Кыргызстане.

Проблемы реализации, обеспечения, защиты экономических прав, безусловно, активно разработаны в юридической и других смежных науках и отраслях. В Кыргызстане указанные аспекты детально и плодотворно исследовались в работах B.C. Белых, Е.Ш. Дусипова, Э.Э.Дуйсенова, О.А. Кабышева, К.К. Керезбекова, Е.Г. Лыкина, В.Д. Мельгунова, А.П. Овечкина, В.В. Терешкина. Также проводятся исследования и молодыми авторами, в их числе С.Е. Савина, Ч.К. Карынов, Э.М. Сарбашев и др.

Учитывая единое информационное, культурное, социально-экономическое и иные измерения, а также взяв во внимание, что государства формата СНГ находятся в идентичных по содержанию национальных правовых системах, следует признать ведущую роль российских ученых по этому кругу проблем.

Указанные аспекты нашли детальное освещение в монографиях С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева, А.Г. Бережнова, Н.А. Бобровой, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева [11]. Это также работы А.П. Герасимова, В.Д. Зорькина, В.А. Иваненко, В.В. Лазарева, С.А. Муромцева, К.В. Сангаджиевой, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фарбера, Б.С. Эбзеева и ряда других исследователей [12].

Безусловно, следует признать, что исследования указанных авторов сформировали теоретический базис понимания феномена и специфики правового статуса личности, гарантий его реализации в условиях формата ЕАЭС [8].

Так, Э.Э. Дуйсенов в одной из своих публикаций отмечает позитивный опыт влияния конституционных норм на организацию системы органов власти в международно-правовом ключе. Ряд авторов также исследует и несколько иную по содержанию проблематику политических и социально-экономических преобразований и трансформаций, но в целом, коррелирующих с выбранными нами анализом экономических прав в Кыргызстане.

Полагаем, что итогом представленного обзора следует признать:

– наличие проблем в сфере обеспечения указанного типа прав;

– по сути, они были предметом научных поисков и анализа, но все еще требуют дополнительных исследований;

– в свет вышло достаточно монографий в этой области, но их недостаточное освещение определенным образом сказалось на развитии юридических средств, охраняющих экономические права, равно как и требует дальнейшего развития универсальная концепция прав человека и гражданина;

– обусловлен учет дифференциации в анализе базовых, универсальных норм, институтов, комплексов и отраслей в национальных правовых системах государств СНГ.