Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ABOUT CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF THE ECONOMIC RIGHTS OF CITIZENS OF THE KYRGYZ REPUBLIC

Kutsenko K.I. 1
1 LLC «Kutsenko and Partners»
The complex analysis of constitutional and legal bases of the economic rights of citizens of the Territory is carried out. In the Fundamental law of KR (in the new edition of Dec 28. 2016) the format of the economic rights, capacious on contents, is enshrined in Art. 42. According to the universally recognized international standards the specified rights have to be guaranteed as Kyrgyzstan ratified them. It is noted that the existing system not fully can provide the specified right. In the Fundamental law of KR in item 4. Art. 53 is directly indicated that social activity of the state shouldn’t take the form of state guardianship which can limit economic freedom, activity and opportunities to the individual most to reach economic wellbeing for itself and members of the family.
rights and freedoms
protection of constitutional rights
action mechanisms
economic rights and freedoms

Уровень жизни граждан Кыргызстана в целом отвечает общепризнанным стандартам. Для достижения высокого уровня жизни необходимо наличие множества факторов институционального характера.

Стоит отметить, что еще в 1999 г. Казахстан, Беларусь, Россия, Кыргызстан и Таджикистан подписали известный Договор о намерении создать ТС и Единое экономическое пространство. Уже в октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС. И в 2006 г. Межгосударственный совет ЕврАзЭС принял решение о создании ТС в составе Беларуси, России и Казахстана. Как известно, с 1 января 2012 г. страны ТС приступили к формированию ЕЭП и достижению договоренностей не позднее 2015 г. выйти на подписание договора о ЕврАзЭС.

Так, на заседании Межгоссосвета ЕврАзЭС 19 октября 2011 г. в г. Санкт-Петербург было принято решение о присоединении Кыргызстана к ТС. Таким образом, процедурно Кыргызстан получил одобрение высшего органа ТС на проведение переговоров по присоединению к ТС. Этот момент стал ключевым, поскольку кыргызстанцам была предоставлена возможность полноценно участвовать в интеграционных процессах, способствуя развитию национальной экономики, привлечению инвестиций, реализации экономических прав граждан Кыргызстана. Для рядовых граждан это стало мощным толчком для развития малого и среднего бизнеса, что существенно изменило некоторые сегменты и отрасли национальной экономики. Однако имеется достаточно нерешенных проблем, которые требуют своего решения.

Отметим, что Конституция КР (в новой редакции от 28 дек.2016 г.) закрепляет в ст. 42 емкий по содержанию формат экономических прав. Согласно общепризнанным международным нормам указанные права должны гарантироваться, поскольку Кыргызстан ратифицировал их. Вместе с тем, существующая система не в полной мере может обеспечить указанное право. Законодатель в Основном законе КР в п. 4. ст. 53 прямо указывает на то, что социальная деятельность государства не должна принимать форму госпопечительства, которое может в некоторой степени ограничивать экономическую свободу, активность и возможности индивиду самому достигать экономического благополучия для себя и членов своей семьи [1].

Состояние экономики, а следовательно, и ситуации, в которой пребывает Кыргызстан, актуализирует создание эффективных государственных механизмов реализации экономических прав.

В Конституции КР в целом закреплен механизм реализации гарантий экономических прав. Между тем, законодательство КР, регулирующее реализацию экономических прав, на наш взгляд, требует разработки должной концептуальной основы.

В настоящее время в КР действует достаточно законов, регламентирующих правоотношения в указанной сфере, равно как и большой массив подзаконных нормативных актов, что вкупе не должно затруднять реализацию гражданами КР указанного права. Однако чрезмерно большой массив регламентирующих актов в целом, создает предпосылки для нарушения права, зачастую усложняет их обеспечение. Так, в повседневной практике стали чаще встречаться известные факты рейдерства, лжебанкротства, активизации теневой сферы бизнеса.

Данные обстоятельства, на наш взгляд, необходимы для изучения и соотнесения экономических прав с действующей конституционной моделью, определения принципов, на которые необходимо ориентироваться кыргызстанскому законодателю.

Можно утверждать, что более активного анализа требуют проблемы природы экономических прав, их взаимосвязи и корреляции. В недостаточной степени исследован и конституционный механизм их реализации [3]. Можно констатировать, что в Кыргызстане, конституционные экономические права требуют новаций в силу быстроменяющихся общественных отношений, как внутри страны, так и за ее пределами. Можно также обнаружить тенденцию изменения сущности данного права, а также трансформации свойств экономических прав и представлений о социальном государстве, тем более, что в Основном законе КР зафиксирована норма, которая ориентирована на отказ от государственного попечительства [1]. В указанной связи широкий спектр экономических прав как элемент социального государства не ставится в зависимость от усмотрения государства. Это, прежде всего, касается проблем, напрямую связанных с преобразованиями в экономической и социальной сферах. При этом, в Конституции КР четко закреплено, что весь объем помощи, осуществляемый государством, в соответствии с его экономическими возможностями обеспечивают уровень жизни не ниже установленного размера прожиточного минимума [1].

В качестве сложностей текущего момента можно признать незавершенность правового разграничения полномочий органов власти различного уровня в социально-экономической сфере, что в целом, обусловливает сложности в достижении желаемого результата и недопущения нарушений экономических прав в Кыргызстане.

Конечно, важно признать, что уровень жизни кыргызстанцев непосредственно связан с реализацией норм Основного закона КР. Логично, что вопросы такой реализации на законодательном уровне, зависят, по нашему мнению, от успешности развития социально-экономической базы государства, материального базиса суверенитета, совершенствования конституционно-правовых механизмов этой системы в целом.

Конституционные экономические права являются составной частью системы прав и свобод и составляют, как известно, самостоятельную группу прав. Природа указанных прав опосредована правовой формой обеспечения достойного существования «каждого». Достойная жизнь может быть обеспечена, если «каждому» будут предоставлены равные возможности для удовлетворения потребностей: в свободе труда, жилище, охране здоровья, свободе предпринимательства, экономической свободе, активности и возможности самого индивида. При этом категория «каждый», по своему содержанию является более емкой. Ориентируясь на концепцию всеобщего благосостояния, все же следует иметь в виду, что вмешательство государства должно носить характер взаимодействия и всемерной поддержки [2].

Конституционные экономические права имеют некоторую совокупность особенностей, на которые следует обратить внимание:

– их распространенность в определенной сфере жизнедеятельности;

– реализации прав посредством эффективного госрегулирования, состояния экономики и ресурсов, как, к примеру, это имеет место в Республике Китай;

– обеспечение достойной жизни для всех категорий лиц;

– оптимизация текущего законодательства [4].

В соответствии с Основным законом КР [1], в государстве охраняются частная собственность, свобода предпринимательства, экономическая свобода, труд, здоровье людей, обеспечивается всемерная господдержка семьи, материнства и детства [1]. Из признания этого факта следует, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом, а является первоочередной задачей общегосударственной политики. Именно успехи социально-экономической политики, проводимой Правительством КР, характеризуются как деятельность по достижению высокого уровня жизни населения. По ним можно судить, как государство исполняет свою обязанность соблюдать и защищать права и свободы, создавать условия для осуществления этих прав и свобод. Вместе с тем, по некоторым оценкам экспертов, качество и уровень жизни кыргызстанцев находятся в прямой зависимости от очередного витка экономического кризиса и являются не столь оптимистичными, что побуждает сотни тысяч наших соотечественников искать работу в других странах. И цифры трудовой миграции за последнее десятилетие свидетельствуют о том, что переток взрослого трудоспособного населения только растет.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы:

– поиск оптимальных моделей по реализации экономических прав нельзя возлагать только на государство, что обусловливает обоюдное участие индивида и государства.

– Система защиты и поддержки в нынешних условиях не призвана обеспечивать всех нуждающихся, так как в условиях рыночной экономики человек сам ответственен за результаты благополучия. Таковы законы рыночно ориентированной экономики Кыргызстана.

– Реализация экономических прав является одной из составляющих социально-экономической политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.

– Оптимизация всего комплекса защиты экономических прав в процессе становления материальной базы государства становятся действенным залогом устойчивого развития.