Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

TRADITION AS THE BASIS OF SOCIAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN SOCIAL WORK

Atabieva Z.A. 1 Zheligotova R.M. 1 Kushkhova A.F. 1
1 Тhe Kabardino- Balkarian state university by Kh.M. Berbekov
The article defines the role of traditions in the socio-pedagogical work with young people in modern society. The relevance of the topic due to the heightened importance of social upbringing of youth in conditions of value crisis and deviant behavioral manifestations of young people. A review of approaches to the problem of social education of the individual. On the basis of the theoretical analysis made assumptions about the social institutions that perform educational function for young people. Examines the role of social work through socio-pedagogical work. The attention of the authors focused on the pedagogical role of traditions and customs in working with young people. The conditions and successive stages of development of personality in the process of formation on the basis of traditional education . The article defines the socializing potential of traditions and customs, the possibility of their influence on the state of public and individual consciousness, as well as their practical use to improve the effectiveness of social – pedagogical work with young people.
social education
young people
socio-educational activities
traditions
and social work

Важнейшей функцией любого общества и непременным условием его развития является социальное воспитание подрастающего поколения, социальное воспроизводство в нем таких ценностей, которые будут способствовать самосохранению нации. В современных условиях актуализация социального воспитания молодежи обусловлена ценностным кризисом современной молодежи и необходимостью использования в социальной работе и социальной педагогике инновационных концепций воспитательной работы с молодыми людьми, в том числе через традиции народной педагогики – носителя главных духовно-нравственных устоев человеческого сознания.

Социальное воспитание молодежи является предметом внимания государства в лице различных социальных институтов, а также науки и практики в области педагогики и социальной работы. При этом заметим, что на сегодня нет однозначной трактовки самого понятия «социальное воспитание». Если одни представляют его как социальный аспект любого воспитания и приравнивают к социальной педагогике, то другие видят в нем достижение целей нравственного воспитания и социального поведения, сводя его к социальной этике. В исследованиях современных авторов социальное воспитание представляет собой «эффективную систему духовного воспитания народа» (А.И. Арнольдов), «заботу общества и государства о своем прогрессе» (Р.В. Овчарова), а также «вид духовных отношений» (В.Д. Семенов) [1].

Отдельные ученые рассматривают этот вид воспитания так же, как и социальное научение, в качестве формы социальной работы, имеющей целью изменение или формирование личности. Авторским коллективом под руководством В.Г. Бочаровой и Б.П. Битинас была разработана концепция социального воспитания, в которой оно рассматривается как система общественной помощи, имеющая педагогическую ориентированность и целесообразность и необходимая молодым людям в период их включения в жизнь социума. В работах Л.В. Мардахаева оно представлено в качестве системы общественной помощи молодому поколению на этапе взросления.

Если в трудах Н.Н. Суртаевой оно представлено в качестве процесса, направленного на создание условий, способствующих успешной социализации и социальному развитию личности, выполнению им социальных ролей, развитию его умений и построению собственной жизнедеятельности, формированию личностных качеств, соответствующих морально-нравственным основам общества, то А.В. Мудрик видит его в планомерном создании условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации [2].

Обобщая обозначенные подходы, можно резюмировать, что социальное воспитание рассматривается в качестве структурной составляющей социально контролируемой социализации и предполагает создание максимально благоприятных условий для формирования и развития духовно-ценностных установок и ориентаций человека. Наряду с этим, социальное воспитание основано на понимании его в единстве образования, организации социального опыта или социальном научении и адресной индивидуальной помощи человеку.

Несмотря на то, что субъектом процесса социального воспитания молодёжи являются многие социальные институты, приоритет в социальном воспитании, по мнению социальных педагогов, отдается семье, поскольку именно здесь человек проходит первичную и основную социализацию, а остальные общественные структуры являются агентами вторичной социализации. Именно на современную семью возложена ответственность за восполнение недостатка духовности и нравственности, который мы наблюдаем у большой части молодых людей, социальные службы и социальная среда, в которой находится молодой человек, должны оказывать влияние на нравственное становление личности, координируя и дополняя семейное влияние.

Как отмечает А.В. Мудрик, в качестве субъектов социального воспитания можно рассматривать организации двух видов: воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием [3]. Исходя из этого, семью и образовательные учреждения можно отнести к воспитательным организациям, а органы социальной работы с молодежью – к управленческим, определяющим и оказывающим влияние на парадигму социального воспитания молодых людей.

Современная парадигма социального воспитания предполагает формирование у представителей молодёжи духовно-нравственной основы, которая сочетала бы гармонию духа, ума и физического здоровья. По мнению немецкого ученого, профессора Б. Брецинка, доброжелательная обстановка в семье, малых группах и общностях, с которыми взаимодействует и в которые включен индивид, а также вера в собственные силы, собственная нравственная жизнестойкость и концентрация усилий как в мыслях, так и в делах на самом главном и позитивном – все это составляет внутреннюю опору человека, необходимую для обретения им жизнестойкости. Внутренняя опора при этом основана на внешнем подкреплении, которое составляют надежные жизненные устои общества, нравственные ориентиры, имеющиеся индивидуальные и общественные идеалы, в которых органически сочетаются душевные силы самого человека и понимание духовной основы своей культуры [4].

В этом контексте использование народных традиций как основы воспитательного воздействия представляется нам важнейшим условием эффективной социально-педагогической работы с молодежью. По своей сути, они являются отражением в концентрированном виде всей национальной культуры воспитания, о необходимости возрождения которой в современном российском обществе все чаще пишут в прессе и говорят различные представители государственных и общественных структур.

Существуют понятия, которые от частого употребления в повседневной жизни делаются само собой разумеющимися. К таким понятиям относится «традиция». К традиции причисляют и устойчивые привычки, сложившиеся в социуме, и типы общественных устройств, и способы философствования. Складывается ситуация, когда почти все «живущие в традиции» знают и понимают, что это такое. Но при попытке прояснить смысл самого понятия, возникает некоторый когнитивный диссонанс.

Происхождение понятия «традиция» исходит от латинского «traditio» – передача. Первоначально значение этого термина связывалось с регулировкой механизмов наследования, но со временем оно претерпело значительные изменения, и сегодня под этим понятием принято подразумевать определенные ценности, жизненные установки, нормы и правила поведения, т.е. элементы социального опыта, исторически сложившиеся формы поведения людей, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время решительно во всех областях общественной жизни.

Таким образом, под словом «традиция» понимаются также вошедшие в привычку, закрепившиеся, то есть стереотипные формы человеческого поведения, которым следуют не задумываясь, только потому, что так принято.

Традиции и обычаи, которые поддерживаются и транслируются в семье, будучи одними из древнейших и наиболее эффективных средств воспитания подрастающих поколений, которые сформированы временем, играют важную роль в воспитании нравственных качеств детей и молодежи. Ими предусмотрены и регулируются буквально все стороны жизни общества: от норм взаимоотношения людей и отношения индивида к обществу до восприятия мира в целом и культуры других народов. Развитие общественной жизни, миропонимания народа и формирование исторического самосознания возможны лишь при бережном отношении к этим духовным сокровищам народа. Не зря в народе принято говорить: «Если ты выстрелишь в прошлое своего народа пистолетом, будущее выстрелит в тебя пушкой».

Таким образом, гармоническое воспитание социально здоровой и развитой молодежи в современных условиях может быть обеспечено только всенародным вниманием к формированию молодого поколения и возрождением всего подлинно народного из педагогических традиций. В духовной культуре будущего великую созидательную роль призвана сыграть тысячелетняя «педагогическая память народа» – кладезь неисчерпаемого опыта и идей социального воспитания. Как указывает профессор А.М. Кумыков, социальная память – одна из форм бытия общества и личности, когда обращенность человеческого разума в будущее обуславливает постоянную актуализацию тех или иных пластов индивидуальной и коллективной памяти. Вопрошание памяти является онтологической потребностью, удовлетворение которой дает возможность обществу и человеку выбирать способы и пути решения современных задач [5].

Поскольку социально-педагогическая деятельность в социальной работе – это деятельность, способствующая решению индивидуальных проблем личности посредством изучения развития личности и окружающего его социума, выявления средств, помогающих самостоятельно решить свою проблему, то она может быть реализована системой ценностей, содержащихся в народной педагогике.

При этом перед социальными педагогами ставится ряд задач, способствующих достижению воспитательной цели:

– Создание индивидуальных эффективных форм социально-педагогической помощи молодым людям.

– Формирование в процессе социально-педагогической и коррекционной работы у молодого человека новых позитивных ценностных ориентаций.

– Формирование у молодежи интересов и увлечений и вовлечение ее в общественно полезную деятельность.

– Воспитание личности, обладающей социальной активностью, устойчивой гражданской позицией, патриотизмом и качествами семьянина на основе формирования положительной самооценки.

– Создание условий и формирование установок для укрепления физического и психического здоровья молодых людей.

– Формирование основ социально-правовой культуры и навыков «выживания» в современных кризисных условиях.

Поскольку в широком педагогическом смысле воспитание понимается как целенаправленное формирование у воспитанников нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали через систематическое воздействие на их сознание, чувства и поведение, то педагогическая роль народных традиций видится нами в передаче накопленных и подкрепленных временем ценностей, в том числе духовных и нравственных, старшими поколениями младшим.

Процесс формирования на основе традиционного воспитания личности включает четыре последовательные ступени, по которым поднимается каждое новое поколение.

I-я ступень – подражание. Экономический строй общества новое поколение воспринимает отраженным в системе идеологических отношений и в качестве людей старшего поколения.

II-я ступень – это осознание требований, которые предъявляются к личности, и усвоение правил, норм и принципов морали, принятие различных уровней взглядов, т.е. того идейного содержания, в котором отражена существующая в данное время система ценностей.

III-я ступень – это усвоение действий и поступков, требуемых определенной системой экономических отношений, через которые раскрываются такие качества личности, как убеждения (в том числе политические, религиозные и нравственные), интересы и потребности, эмоции и чувства (религиозные, нравственные, интеллектуальные, эстетические), а также личностные привычки.

IV-я ступень – формирование у молодых людей нравственно-эстетических и духовных качеств в практике реализации социальных связей и отношений.

Таким образом, усвоение народных традиций и обычаев происходит через целенаправленное воспитательное воздействие на молодежь со стороны семьи, ближайшего окружения, социальных и образовательных учреждений, что обусловливает необходимость реформирования имеющегося процесса воспитания просветительской направленности и включения в учебные программы учреждений среднего и профессионального образования обязательного курса, освещающего, наряду с другими нормами, сущность традиций и обычаев.

Важно учитывать, что народные обычаи и традиции следует использовать не назидательно и иносказательно. Социальные педагоги, учителя и родители, хорошо зная и понимая их сущность, должны целенаправленно воздействовать на воспитанников и формировать у молодых людей нравственные качества, транслируемые традиционной культурой, в том числе уважение к старшим, учителям, уважительное отношение к учению, трудолюбие, доброжелательность, гостеприимство и толерантность к представителям других этносов, патриотичность.

Социально-педагогическая работа при построении стратегии адаптации личности должна быть основана на учете особенностей национальных ценностей, традиций и обычаев людей. Однако речь не идет ни о слепом следовании традициям, ни о полном отказе от них. Главное здесь – найти серединную линию в воспитательном процессе [6].

Стабильность и легкость жизнедеятельности членов социума напрямую определяется степенью устойчивости традиционных адаптивных стратегий. Однако следует иметь в виду, что если традиции и устойчивые адаптивные стратегии в стабильные периоды развития общества облегчают жизнь людей, то они же тормозят процессы приспособления людей в трансформирующихся динамичных обществах, в периоды модернизации.

Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что в такие периоды развития, когда устаревшие культурные формы вытесняются новыми, в сфере взаимных прав и обязанностей людей образуются области неопределенности. Наступает временное разрушение нормальных структур, которое в социологии определяется как состояние аномии, при котором те, кто привык руководствоваться традиционными нравами и обычаями, уже не могут жить по-старому, но при этом еще не освоили или не выработали новых образцов поведения, действия, взаимодействия [7].

Следовательно, происходит увеличение численности маргинальных, слабоадаптированных или неадаптированных членов общества, молодых людей с девиациями, склонных к крайним, экстремальным формам поведения.

В то же время их успешная социализация в условиях трансформации общества нужна не только им самим для выживания и стабильной жизнедеятельности, но и для общественной безопасности и прогрессивного развития социума. Именно помощь в социальной адаптации и интеграции в общество плохо адаптированных людей является задачей социальной работы как профессии, причем не столько в плане улучшения материального благосостояния нуждающихся, сколько в расширении сферы социального участия этих людей, их активной социализации и адаптации к меняющимся жизненным условиям.

Обычаи и традиции выполняют общую для них роль стабилизации и воспроизводства общественных отношений в ряду сменяющих друг друга поколений. И те, и другие представляют собой механизмы «социального наследия», преемственности поколений, что возможно только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее. Это требует координации помощи молодежи всех ведомств и построения единой системы социально-педагогических действий [8, с. 68].

С учетом воспитательного и социализирующего потенциала традиций и обычаев, а также возможности их влияния на состояние индивидуального и общественного сознания, при разработке социальных программ предупреждения девиации среди молодежи должно приниматься во внимание их практическое использование, что, на наш взгляд, будет в целом способствовать повышению эффективности и совершенствованию всей социально-педагогической деятельности.

При этом эффективность осуществления профилактических мероприятий в отношении молодых людей с дезадаптацией и отклоняющимся поведением с помощью традиций и обычаев зависит от успешного замещения в их сознании и поведении антиобщественных традиций (экстремистских, криминальных, аддиктивных и др.) на те традиции и обычаи, которые содержат высоконравственные принципы и образцы человеческого поведения.

Все вышесказанное указывает на то, что имеется необходимость разработки социально-воспитательных методик, которые позволят донести до молодежи важность соблюдения традиционных обычаев и традиций в повседневной жизни, привести их к пониманию красоты, простоты и мудрости их национальной культуры. Самыми прогрессивными традициями, сложившимися на Северном Кавказе, на наш взгляд, являются такие, как трудолюбие, патриотизм и чувство долга перед семьей, родом и народом, честь и достоинство, уважение к старшим, гостеприимство и т.д. Нормы и правила, моделирующие личное и общественное поведение, а также уклад в семье, позволяют сохранять нравственные устои и основные ценностные ориентации в этих сферах.