Глобализация, как феномен современности, характеризующийся необходимостью международного сотрудничества в различных сферах функционирования общества, решаемые проблемы, объективно существующие сегодня, способствуют объединению усилий государств по решению возникающих трудностей, в том числе в сфере образования. Предпринимаются попытки на международной арене по выработке единой парадигмы мирового социального развития и обновления политики в сфере образования. Актуально, что ЮНЕСКО в своих докладах объявила XXI век «веком образования». Деятельность Организации в области образования представляет собой важный механизм по достижению целей содействия укрепления мира, стабильного развития и межкультурного диалога. ЮНЕСКО выступает за целостное и гуманистическое видение качественного образования во всём мире и реализацию всеобщего права на образование, а также продвигает идею о центральной роли образования в развитии человеческого потенциала, общества и экономики. Способствуя достижению стратегической цели, заявленной как «всеобщее образование для устойчивого развития стран и общества», ЮНЕСКО стремится создать условия для формирования у обучающихся компетенций, взглядов и ценностей, необходимых для совершенствования и укрепления надежного будущего в мире.
Стремительный темп развития всех сфер жизни, вызовы современности фиксируют потребность того, чтобы каждый стремился и желал обновлять свои компетенции в период всей жизни, был конкурентоспособным в профессии и социуме, в мире, основанном на знании. Поэтому образование взрослых и непрерывное образование стали настоятельной необходимостью и предметом изучения, находясь в поле зрения исследователей с точки зрения развития законодательных инициатив в этой области и андрагогического потенциала [1, 2].
Арне Карлсон, представляющий Институт Юнеско по обучению взрослых, транслировал мысль: «Страны всё чаще рассматривают обучение взрослых в качестве неотъемлемой части политики в области обучения на протяжении всей жизни и составного элемента устойчивого развития. И заинтересованные стороны найдут убедительные аргументы, доказывающие, что обучение и образование взрослых способствуют достижению устойчивого развития, построению более здоровых обществ, расширению занятости и формированию более активной гражданской позиции» [3]. Эта мысль интерпретирует идеи, высказанные в Глобальном докладе об обучении и образовании взрослых, который в международный день грамотности был оглашен с трибуны Юнеско и поляризует векторы развития образования в ключе инвестирования в обучение на протяжении всей жизни.
Юнеско, как ведущее учреждение Организации Объединенных Наций, которое занимается вопросами образования, помогает странам концептуализировать и реализовывать модернизацию систем образования на всех уровнях и в предлагаемых форматах: формальное, неформальное и информальное образование для детей, молодежи и взрослых. Для помощи странам, участвующим в международной совместной работе мирового сообщества по гарантированию всеохватывающего качественного непрерывного обучения человека, Юнеско транслирует свой опыт по планированию и управлению в области систем образования. Поскольку векторной позицией непрерывного образования является понимание того, что образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека и укреплении социальных связей, Организация считает своей миссией в свете представленных идей дать образование всем, на всех уровнях и обеспечить непрерывный характер.
Социальный институт высшего образования, являясь преимущественным звеном создания общества, основанного на знаниях, выступает одним из слагающих звеньев обучения и образования в течение всей жизни. Юнеско генерирует идеи, строит политику, основанную на надежных данных, формулирует необходимость и стимулирует к действию с тем, чтобы высшее образование приобретало инклюзивный и инновационный характер. В докладах этой организации опорными точками создания современных инклюзивных систем образования называются следующие пути: осуществление последовательной образовательной политики и согласованный план действий, в том числе и международный. Сотрудничество в сфере аналитической обработки, формулирования стратегических планов международной образовательной политики, в том числе и в техническом плане, Юнеско осуществляет с Международным институтом планирования образования.
Также Организация связывает инициативы стран, распространяет идеи, осведомляет и стимулирует к действию международную общину высшего образования в таких решаемых задачах, как мобильность, взаимозачет квалификации в профессиональных областях, повышение качества образования и межуниверситетскую мобильность и сотрудничество.
Изучая существующую систему образования во многих странах, авторы сделали вывод, что техническое и профессиональное образование являются ключевым компонентом обучения на протяжении всей жизни для молодежи и взрослых. Эти виды образования помогают вырабатывать, укреплять и наращивать компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности и социальной интеграции. Международный центр Юнеско – Юневок помогает странам оптимизировать существующие системы технического и гуманитарного профессионального образования и формулирует проблемные вопросы для всесторонних дебатов на предмет его качественного изменения и модернизации.
На протяжении более чем 70 лет своего существования, Организация по противодействию войне и за мир во всем мире с 1945 года, как года создания, инициативно принимает участие в оптимизации и модернизации систем образования во всем мире через исследование, наработку и исполнение первых и решительных шагов, оказание технических консультаций и порождение потенциально здоровой организационной сети образовательных учреждений в международном сообществе. Главенствующую роль в увеличении лояльности государств, участвующих в деятельности Организации относительно подготовки и исполнения образовательной политики, играет институт Юнеско по развитию образования взрослых.
Государствам-членам Юнеско рекомендует исследовать, изучать и внедрять образование взрослых как всеобщее дело, с которым Организация связала себя обещанием и готовностью быть «рупором мирового сообщества в научных, образовательных и культурных вопросах».
Отправной точкой в истории развития международной образовательной политики по вопросу непрерывного образования принято считать «Рекомендации о развитии образования взрослых», принятые на Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которая состоялась в г. Найроби в 1976 г. Рекомендация опирается на следующие утверждения, озвученные и предлагаемые в качестве моста перехода к новому образованному обществу [4]:
– гарантии права каждого человека получать образование и свободно принимать участие в культурной жизни, заниматься искусством и наукой, которые гарантирует Всеобщая декларация прав человека;
– главным аспектом в этом праве каждого человека на образование является доступ взрослых членов общества к образованию как способ реализации перспектив развития непрерывного образования, а также и реализация права на участие в цивилизованной жизни и политической жизни государства;
– существует объективная и реальная необходимость в рассмотрении образования как глобального и непрерывного процесса приращения знаний, продиктованная современными темпами научно-технических, экономических и социальных изменений в обществе;
– в целях равноправного распределения образовательных ресурсов между различными социальными и возрастными группами в рамках образования, продолженного в течение всей жизни, развитие образования взрослых становится необходимостью. В том числе это будет способствовать более эффективному и понятному взаимодействию между поколениями;
– без развития системы образования взрослых затруднительно, а порой и невозможно достичь социального прогресса в обществе, его поступательного экономического и культурного развития, а также обновления систем образования в целом;
– задуманные реформы системы образования возможно осуществить посредством выработки новых методов и способов обучения и распространения уже имеющегося опыта непрерывного образования взрослых;
– развитие непрерывного образования в части оптимизации образования взрослых невозможно без ликвидации неграмотности во всех слоях населения и возрастных группах, так как общепризнан факт, что грамотность является определяющим фактором развития государства в сфере государственно-правового статуса, социально-экономического, промышленно-технологического прогресса, культурных перемен к лучшему.
Трактовку термина «образование взрослых» можно встретить в различных источниках, однако, базовой интерпретацией этого феномена принято считать формулировку, оглашенную в Рекомендации как «…весь комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности; обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют свои взгляды или поведение в двойной перспективе всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии» [4].
Рекомендации 1976 г. предлагают принципы развития образования взрослых, в ключе которых предписывается разрабатывать и исполнять международному сообществу собственные планы качественного изменения систем образования:
– обязательный учет образовательных потребностей взрослых обучающихся и всемерное использование личного разностороннего опыта в обучении;
– стимулировать стремление и потребность каждого члена общества в личностном развитии, саморазвитии и интеграции в социуме в течение всей жизни;
– создавать условия для включения взрослых в процесс обучения в качестве активных участников, возбуждать их интерес, веру в собственные силы, обеспечивать преемственность личного и профессионального опыта обучающихся с изучаемой информацией;
– обращать внимание на психологические, физиологические особенности возраста обучающихся, их социальное и семейное положение, принадлежность к определенному профессиональному сообществу и приспосабливать условия обучения к перечисленным факторам;
– образование взрослых необходимо организовывать с учетом культурных и социальных особенностей стран, где оно осуществляется, а также в соответствии с экономическими факторами пребывания обучающихся;
– непрерывное образование обязательно должно быть ориентировано на положительное экономическое и социальное развитие общества;
– в процессе обучения каждый взрослый обучающийся должен иметь возможность как научиться новому, так и поделиться своим личностным, культурным и профессиональным опытом с другими обучающимися, став, таким образом, для других обучающим.
Из содержания документа становится ясным, что на образование взрослых возлагается миссия неотъемлемой и плодотворной составной части современно выстроенной системы образования, в соответствии с принципами формирующегося и существующего непрерывного образования в течение всей жизни. Рекомендации вводят ответственность стран, которые вносят свой вклад в осуществление программ оптимизации системы образования руководствоваться, изучить и констатировать факт признания непрерывного образования неотъемлемым и особенным компонентом своей системы образования и способствовать его развитию как элемента социокультурного и хозяйственно-экономического развития.
Как дальнейший вклад в развитие и продвижение международных стратегий в сфере непрерывного образования, была проведена международная конференция по образованию взрослых, которая состоялась в 1997 г. в германском городе Гамбурге. Юнеско вновь огласила в качестве повестки дня проблему развития непрерывного образования, обучения в течение всей жизни и обучения взрослого населения планеты. По итогам этой конференции была принята «Гамбургская декларация об обучении взрослых». Участники Конференции снова заверили мировое сообщество в том, что только качественное изменение системы образования, нацеленное на удовлетворение потребностей каждого члена общества, при полном внимании и признании прав человека, позволит обеспечить стабильное и верное развитие. Признано, что образование взрослых это не только право; «это – один из ключей, открывающих дверь в XXI век». Такое образование является результатом деятельных и неравнодушных гражданских убеждений и условием для полноценного участия в построении общества [5].
Следующая конференция КОНФИНТЕА VI по непрерывному образованию состоялась в Бразилии (Белен, 2009 г.) и освещала круг вопросов в сфере политических дебатов для сохранения и развития идеи образования взрослых и признания в качестве официальной формы получения образования в течение всей жизни – неформального образования. Заявленные направления работы конференции касались вопросов существующего многообразия форм и направлений образования взрослых и неформального обучения:
– стимулировать широкое признание обучения взрослых в качестве исключительного компонента и движущего фактора развития образования на протяжении всей жизни. При этом базой является ликвидация неграмотности;
– акцентировать внимание на важной роли обучения и образования взрослых в решении международных задач в области оптимизации систем образования и претворять в жизнь идеи посредством проведения мероприятий, утверждения документов, дальнейших международных совещаний;
– выработать международные политические подходы и приверженность к конструированию механизмов широкого укоренения и претворения в жизнь [6].
Кроме принятия документов по качественному улучшению непрерывного образования в период всей жизни человека, возникла идея о проведении «Недели образования взрослых», которая впервые была проведена в Великобритании в 1992 г. и подхвачена и сохранена Гамбургской конференцией ЮНЕСКО в 1997 г. На современном этапе качественного изменения международной образовательной политики в части непрерывного образования более 60 стран мира проводят ежегодно подобные Недели.
Россия, интегрируясь в международное образовательное пространство, является активным партнером международных отношений, в том числе с Юнеско. Проект «Неделя образования взрослых» в нашей стране зародился в рамках Международного движения «Красивая школа». Начало этого проекта было положено на Международной конференции «Образование взрослых – шаг России в XXI век», которая проходила в 1999 г. в Нижнем Новгороде. В дальнейшем проект получил на следующих мероприятиях: российско-казахстанская акция, передвижной институт по населенным пунктам Оренбургской области, сибирским городам России, неделя, проведенная совместно с Китаем, конференция «Обучение на протяжении всей жизни: традиции и инновации» в Крыму, «Усиление взаимодействия государственного, частного и общественного секторов в развитии обучающихся городов и регионов», Россия – Германия.
Непрерывное образование в современном мире одобрено и утверждено в качестве наиважнейшего норматива воплощения в жизнь реформ образования по развитию системы непрерывного образования. Международное сообщество, в частности страны, участвующие в проведении вышеозначенных реформ и продвигающие программы развития образования и обучения в течение всей жизни, относят развитие этих идей к факторам, которые благоприятствуют улучшению качества жизни и благополучия граждан страны, стимулируют проявление активной гражданской позиции в обществе, консолидируют общество, побуждают к толерантности.