Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

INTERNATIONAL EDUCATIONAL POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF CONTINUING EDUCATION

Vlasova V.N. 1 Tairova N.Yu. 1 Tskvitariya T.A. 1
1 Rostov State Medical University
The article represents an analysis of actions of the international community of states in the adult education development as an integral part of the lifelong learning policy. It is considering the main provisions of the Recommendation on the Development of Adult Education, the Hamburg Declaration of Adult Learning, the Belem Framework for Action, the Global Report on Adult Learning and Education, calling for the country investing in learning throughout life. Attention is focused on the promotion in the world of the idea of creating conditions for the realization of the universal human right to education. The article advocates the position of the international community, UNESCO in particular, as the leading organization in this field of social development, the central role of education in the enhancement of human potential, the functioning of society and the economy. Separately, such types of education as formal, non-formal and informative education are identified as key components of a holistic and comprehensive system of lifelong education. The contribution of Russia as an active participant in international and world relations in the field of education, including the organization of the Adult Education Week, which was developed within the framework of the International Beautiful School Project, was noted.
UNESCO
education of adults
continuous education
lifelong learning

Глобализация, как феномен современности, характеризующийся необходимостью международного сотрудничества в различных сферах функционирования общества, решаемые проблемы, объективно существующие сегодня, способствуют объединению усилий государств по решению возникающих трудностей, в том числе в сфере образования. Предпринимаются попытки на международной арене по выработке единой парадигмы мирового социального развития и обновления политики в сфере образования. Актуально, что ЮНЕСКО в своих докладах объявила XXI век «веком образования». Деятельность Организации в области образования представляет собой важный механизм по достижению целей содействия укрепления мира, стабильного развития и межкультурного диалога. ЮНЕСКО выступает за целостное и гуманистическое видение качественного образования во всём мире и реализацию всеобщего права на образование, а также продвигает идею о центральной роли образования в развитии человеческого потенциала, общества и экономики. Способствуя достижению стратегической цели, заявленной как «всеобщее образование для устойчивого развития стран и общества», ЮНЕСКО стремится создать условия для формирования у обучающихся компетенций, взглядов и ценностей, необходимых для совершенствования и укрепления надежного будущего в мире.

Стремительный темп развития всех сфер жизни, вызовы современности фиксируют потребность того, чтобы каждый стремился и желал обновлять свои компетенции в период всей жизни, был конкурентоспособным в профессии и социуме, в мире, основанном на знании. Поэтому образование взрослых и непрерывное образование стали настоятельной необходимостью и предметом изучения, находясь в поле зрения исследователей с точки зрения развития законодательных инициатив в этой области и андрагогического потенциала [1, 2].

Арне Карлсон, представляющий Институт Юнеско по обучению взрослых, транслировал мысль: «Страны всё чаще рассматривают обучение взрослых в качестве неотъемлемой части политики в области обучения на протяжении всей жизни и составного элемента устойчивого развития. И заинтересованные стороны найдут убедительные аргументы, доказывающие, что обучение и образование взрослых способствуют достижению устойчивого развития, построению более здоровых обществ, расширению занятости и формированию более активной гражданской позиции» [3]. Эта мысль интерпретирует идеи, высказанные в Глобальном докладе об обучении и образовании взрослых, который в международный день грамотности был оглашен с трибуны Юнеско и поляризует векторы развития образования в ключе инвестирования в обучение на протяжении всей жизни.

Юнеско, как ведущее учреждение Организации Объединенных Наций, которое занимается вопросами образования, помогает странам концептуализировать и реализовывать модернизацию систем образования на всех уровнях и в предлагаемых форматах: формальное, неформальное и информальное образование для детей, молодежи и взрослых. Для помощи странам, участвующим в международной совместной работе мирового сообщества по гарантированию всеохватывающего качественного непрерывного обучения человека, Юнеско транслирует свой опыт по планированию и управлению в области систем образования. Поскольку векторной позицией непрерывного образования является понимание того, что образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека и укреплении социальных связей, Организация считает своей миссией в свете представленных идей дать образование всем, на всех уровнях и обеспечить непрерывный характер.

Социальный институт высшего образования, являясь преимущественным звеном создания общества, основанного на знаниях, выступает одним из слагающих звеньев обучения и образования в течение всей жизни. Юнеско генерирует идеи, строит политику, основанную на надежных данных, формулирует необходимость и стимулирует к действию с тем, чтобы высшее образование приобретало инклюзивный и инновационный характер. В докладах этой организации опорными точками создания современных инклюзивных систем образования называются следующие пути: осуществление последовательной образовательной политики и согласованный план действий, в том числе и международный. Сотрудничество в сфере аналитической обработки, формулирования стратегических планов международной образовательной политики, в том числе и в техническом плане, Юнеско осуществляет с Международным институтом планирования образования.

Также Организация связывает инициативы стран, распространяет идеи, осведомляет и стимулирует к действию международную общину высшего образования в таких решаемых задачах, как мобильность, взаимозачет квалификации в профессиональных областях, повышение качества образования и межуниверситетскую мобильность и сотрудничество.

Изучая существующую систему образования во многих странах, авторы сделали вывод, что техническое и профессиональное образование являются ключевым компонентом обучения на протяжении всей жизни для молодежи и взрослых. Эти виды образования помогают вырабатывать, укреплять и наращивать компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности и социальной интеграции. Международный центр Юнеско – Юневок помогает странам оптимизировать существующие системы технического и гуманитарного профессионального образования и формулирует проблемные вопросы для всесторонних дебатов на предмет его качественного изменения и модернизации.

На протяжении более чем 70 лет своего существования, Организация по противодействию войне и за мир во всем мире с 1945 года, как года создания, инициативно принимает участие в оптимизации и модернизации систем образования во всем мире через исследование, наработку и исполнение первых и решительных шагов, оказание технических консультаций и порождение потенциально здоровой организационной сети образовательных учреждений в международном сообществе. Главенствующую роль в увеличении лояльности государств, участвующих в деятельности Организации относительно подготовки и исполнения образовательной политики, играет институт Юнеско по развитию образования взрослых.

Государствам-членам Юнеско рекомендует исследовать, изучать и внедрять образование взрослых как всеобщее дело, с которым Организация связала себя обещанием и готовностью быть «рупором мирового сообщества в научных, образовательных и культурных вопросах».

Отправной точкой в истории развития международной образовательной политики по вопросу непрерывного образования принято считать «Рекомендации о развитии образования взрослых», принятые на Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которая состоялась в г. Найроби в 1976 г. Рекомендация опирается на следующие утверждения, озвученные и предлагаемые в качестве моста перехода к новому образованному обществу [4]:

– гарантии права каждого человека получать образование и свободно принимать участие в культурной жизни, заниматься искусством и наукой, которые гарантирует Всеобщая декларация прав человека;

– главным аспектом в этом праве каждого человека на образование является доступ взрослых членов общества к образованию как способ реализации перспектив развития непрерывного образования, а также и реализация права на участие в цивилизованной жизни и политической жизни государства;

– существует объективная и реальная необходимость в рассмотрении образования как глобального и непрерывного процесса приращения знаний, продиктованная современными темпами научно-технических, экономических и социальных изменений в обществе;

– в целях равноправного распределения образовательных ресурсов между различными социальными и возрастными группами в рамках образования, продолженного в течение всей жизни, развитие образования взрослых становится необходимостью. В том числе это будет способствовать более эффективному и понятному взаимодействию между поколениями;

– без развития системы образования взрослых затруднительно, а порой и невозможно достичь социального прогресса в обществе, его поступательного экономического и культурного развития, а также обновления систем образования в целом;

– задуманные реформы системы образования возможно осуществить посредством выработки новых методов и способов обучения и распространения уже имеющегося опыта непрерывного образования взрослых;

– развитие непрерывного образования в части оптимизации образования взрослых невозможно без ликвидации неграмотности во всех слоях населения и возрастных группах, так как общепризнан факт, что грамотность является определяющим фактором развития государства в сфере государственно-правового статуса, социально-экономического, промышленно-технологического прогресса, культурных перемен к лучшему.

Трактовку термина «образование взрослых» можно встретить в различных источниках, однако, базовой интерпретацией этого феномена принято считать формулировку, оглашенную в Рекомендации как «…весь комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности; обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют свои взгляды или поведение в двойной перспективе всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии» [4].

Рекомендации 1976 г. предлагают принципы развития образования взрослых, в ключе которых предписывается разрабатывать и исполнять международному сообществу собственные планы качественного изменения систем образования:

– обязательный учет образовательных потребностей взрослых обучающихся и всемерное использование личного разностороннего опыта в обучении;

– стимулировать стремление и потребность каждого члена общества в личностном развитии, саморазвитии и интеграции в социуме в течение всей жизни;

– создавать условия для включения взрослых в процесс обучения в качестве активных участников, возбуждать их интерес, веру в собственные силы, обеспечивать преемственность личного и профессионального опыта обучающихся с изучаемой информацией;

– обращать внимание на психологические, физиологические особенности возраста обучающихся, их социальное и семейное положение, принадлежность к определенному профессиональному сообществу и приспосабливать условия обучения к перечисленным факторам;

– образование взрослых необходимо организовывать с учетом культурных и социальных особенностей стран, где оно осуществляется, а также в соответствии с экономическими факторами пребывания обучающихся;

– непрерывное образование обязательно должно быть ориентировано на положительное экономическое и социальное развитие общества;

– в процессе обучения каждый взрослый обучающийся должен иметь возможность как научиться новому, так и поделиться своим личностным, культурным и профессиональным опытом с другими обучающимися, став, таким образом, для других обучающим.

Из содержания документа становится ясным, что на образование взрослых возлагается миссия неотъемлемой и плодотворной составной части современно выстроенной системы образования, в соответствии с принципами формирующегося и существующего непрерывного образования в течение всей жизни. Рекомендации вводят ответственность стран, которые вносят свой вклад в осуществление программ оптимизации системы образования руководствоваться, изучить и констатировать факт признания непрерывного образования неотъемлемым и особенным компонентом своей системы образования и способствовать его развитию как элемента социокультурного и хозяйственно-экономического развития.

Как дальнейший вклад в развитие и продвижение международных стратегий в сфере непрерывного образования, была проведена международная конференция по образованию взрослых, которая состоялась в 1997 г. в германском городе Гамбурге. Юнеско вновь огласила в качестве повестки дня проблему развития непрерывного образования, обучения в течение всей жизни и обучения взрослого населения планеты. По итогам этой конференции была принята «Гамбургская декларация об обучении взрослых». Участники Конференции снова заверили мировое сообщество в том, что только качественное изменение системы образования, нацеленное на удовлетворение потребностей каждого члена общества, при полном внимании и признании прав человека, позволит обеспечить стабильное и верное развитие. Признано, что образование взрослых это не только право; «это – один из ключей, открывающих дверь в XXI век». Такое образование является результатом деятельных и неравнодушных гражданских убеждений и условием для полноценного участия в построении общества [5].

Следующая конференция КОНФИНТЕА VI по непрерывному образованию состоялась в Бразилии (Белен, 2009 г.) и освещала круг вопросов в сфере политических дебатов для сохранения и развития идеи образования взрослых и признания в качестве официальной формы получения образования в течение всей жизни – неформального образования. Заявленные направления работы конференции касались вопросов существующего многообразия форм и направлений образования взрослых и неформального обучения:

– стимулировать широкое признание обучения взрослых в качестве исключительного компонента и движущего фактора развития образования на протяжении всей жизни. При этом базой является ликвидация неграмотности;

– акцентировать внимание на важной роли обучения и образования взрослых в решении международных задач в области оптимизации систем образования и претворять в жизнь идеи посредством проведения мероприятий, утверждения документов, дальнейших международных совещаний;

– выработать международные политические подходы и приверженность к конструированию механизмов широкого укоренения и претворения в жизнь [6].

Кроме принятия документов по качественному улучшению непрерывного образования в период всей жизни человека, возникла идея о проведении «Недели образования взрослых», которая впервые была проведена в Великобритании в 1992 г. и подхвачена и сохранена Гамбургской конференцией ЮНЕСКО в 1997 г. На современном этапе качественного изменения международной образовательной политики в части непрерывного образования более 60 стран мира проводят ежегодно подобные Недели.

Россия, интегрируясь в международное образовательное пространство, является активным партнером международных отношений, в том числе с Юнеско. Проект «Неделя образования взрослых» в нашей стране зародился в рамках Международного движения «Красивая школа». Начало этого проекта было положено на Международной конференции «Образование взрослых – шаг России в XXI век», которая проходила в 1999 г. в Нижнем Новгороде. В дальнейшем проект получил на следующих мероприятиях: российско-казахстанская акция, передвижной институт по населенным пунктам Оренбургской области, сибирским городам России, неделя, проведенная совместно с Китаем, конференция «Обучение на протяжении всей жизни: традиции и инновации» в Крыму, «Усиление взаимодействия государственного, частного и общественного секторов в развитии обучающихся городов и регионов», Россия – Германия.

Непрерывное образование в современном мире одобрено и утверждено в качестве наиважнейшего норматива воплощения в жизнь реформ образования по развитию системы непрерывного образования. Международное сообщество, в частности страны, участвующие в проведении вышеозначенных реформ и продвигающие программы развития образования и обучения в течение всей жизни, относят развитие этих идей к факторам, которые благоприятствуют улучшению качества жизни и благополучия граждан страны, стимулируют проявление активной гражданской позиции в обществе, консолидируют общество, побуждают к толерантности.