Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

MEDIA EDUCATION CAPABILITIES OF THE DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

Getman N.A. 1 Kotenko E.N. 1
1 Omsk State Medical University Ministry of Health of Russian Federation
In this article the algorithm of implementation of models of media education in the educational process of medical students in the context of implementation of the professional standard of teacher education. Presents some aspects of estimation of results of development of media education module in the teaching cycle of psychological and pedagogical disciplines. The identified vector of innovation activities of the Department of pedagogy and psychology of the DPO in the course of professional retraining and improvement of qualification of teachers, which is, according to the authors, the transition to a strategy of support for additional professional education of teachers. The article shows the way of understanding and figuring out the algorithms of training teachers to select the appropriate methods in the new information and an orientation field or self-construction of new pedagogical ideas. The authors consider the modern model of media education that are most actively used for the formation and development of professional training of teachers, allocate popular in high school: educational-information models, based mainly on cultural, aesthetic, semiotic, sociocultural theories of media education. When considering the practical-utilitarian models, it is noted that they are most effective, as based on the theory of «consumption and satisfaction», a practical theory of media education. Based on the analysis of pedagogical activities proposed mechanisms for the implementation of data media education models. Indicates that the use of these models in the educational process is important in the framework of the competence approach and allows to avoid difficulties in the teaching activities of the faculty teaching staff of the University. The perspective use models of media education Department of pedagogy and psychology additional professional education (DPO) in the educational process of the medical school.
media education
professional pedagogical competence
individual educational route
models of media education

Система высшего и среднего профессионального образования осуществляет подготовку к профессиональной деятельности в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в 16 статье отмечается важность создания электронной информационно-образовательной среды, которая включает не только средства электронного и дистанционного обучения, но и электронные образовательные ресурсы [1]. Преподаватель постоянно находится под влиянием разнообразной информации, передаваемой по каналам средств массовой информации и коммуникации. Роль готовности преподавателя к реализации своих информационно-коммуникативных компетентностей в организации образовательного процесса и использовании информации в реальной педагогической практике становится особенно актуальной.

Согласно проводимым исследованиям Г.А. Поличко, A.B. Шарикова, Л.А. Жебровской и др. сегодня медиа становятся доминирующим фактором формирования мировоззрения [2].

Современное медицинское образование решает вопрос: как обучить будущих врачей решению профессионально значимых и личностно значимых проблем и жизненных задач с использованием технологий медиаобразования. Для этого необходимо обучить преподавателей вуза, организаций профессионального образования любого уровня использованию данных технологий в образовательной практике.

Кафедра педагогики и психологии ДПО ОмГМУ реализует следующие функции: она является базой для формирования системы непрерывного профессионального психолого-педагогического образования; осуществляет профессиональную переподготовку преподавателей; проводит учебно-методические циклы для профессорско-преподавательского состава университета и колледжа с целью овладения ими новым опытом профессиональной педагогической деятельности [3].

Осуществление обозначенных функций происходит в рамках требований профессиональных стандартов преподавателей профессионального образования, развития внутривузовской системы методической работы, развития систем внутривузовского контроля качества образовательной деятельности.

На базе кафедры педагогики и психологии ДПО, являющейся структурным подразделением Центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ОмГМУ, для преподавателей университета и колледжа проводятся учебно-методические циклы и профессиональная переподготовка в области педагогики и психологии. В состав участников циклов входят преподаватели, заинтересованные в решении проблемы организации образовательного процесса в вузе в соответствии с современными требованиями.

Основной вектор обновления деятельности кафедры педагогики и психологии ДПО в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей заключается в переходе к стратегии сопровождения в дополнительном профессиональном образовании преподавателей, к поиску, осмыслению и продумыванию алгоритмов, обучению преподавателей выбору необходимых методов в новом информационно-ориентационном поле или самостоятельному конструированию новых педагогических идей.

Проанализировав современные модели медиаобразования, которые наиболее активно используются для формирования и развития профессиональной подготовки преподавателей, мы выделили востребованные в вузе: образовательно-информационные модели, опирающиеся на различные теории медиаобразования. Рассматривая практико-утилитарные модели, мы отмечаем, что они наиболее эффективные, по мнению ряда исследователей, так как опираются на теорию «потребления и удовлетворения», практическую теорию медиаобразования [4].

Развивая у преподавателей понимание медиа как современной необходимости, мы усиливаем контроль над процессом интерпретации (собственного понимания самими преподавателями значимости и актуальности медиаобразования), повышаем их способность к оценке медиатекстов. Сегодня преподаватель вуза, работая в режиме диалога, консультирует, организует совместную познавательную деятельность с обучающимися, что позволяет акцентировать внимание на индивидуальных особенностях обучающихся, их образовательных потребностях и проблемах. Используя медиа, преподаватель вносит изменения в технологии обучения, в соответствии с требованиями стандартов профессионального образования, что позволяет конструировать особый тип задач, направленный на развитие рефлексивных способностей обучающихся, аутентичное оценивание ими результатов своей деятельности и её саморегуляцию. Вследствие уникальных характеристик, которыми обладают электронные медиа, они позволяют эффективнее воспринимать и запоминать учебный материал, повышают воспитательные возможности образовательного процесса, учитывают эргономические требования к учебным материалам, ориентируют обучающихся на формирование познавательных мотивов. В современном медицинском вузе большое место занимает обучение студентов в симуляционном центре, где медийные технологии также вошли прочно в обиход. Преподаватели с более высоким уровнем развития информационно-коммуникативной компетентности обладают уровнем понимания, управления и оценки медийного мира, соответствующим профессиональному стандарту преподавателя профессионального образования [5, 6].

На занятиях, разработанных с использованием данных моделей, преобладают практические задания.

Рассмотрим один из примеров занятия группы циклов для преподавателей медицинского колледжа. Группе преподавателей предлагается анализ:

– схемы персонажей (для занятий со студентами персонажами являются: пациент, врач, медицинская сестра и т.д.): медиатехнологии позволяют работать в формате персонажей/стереотипов, которые можно идентифицировать (для преподавателей подбираются персонажи, их взаимодействие друг с другом: преподаватель – студент; студент – студент; преподаватель – преподаватель; преподаватель – руководитель и т.д.);

– схемы повествования: это схемы лекций, практических и лабораторных занятий, используемых медиа. Они содержат учебные элементы (история болезни, ведение операции, организация врачебного консилиума и т.д.), которые позволяют оптимально продвинуться к желаемому результату;

– тематической схемы: эти схемы помогают нам понять суть проблемы взаимодействия с пациентом, с родственниками и т.д. Это структура знания более высокого порядка, чем предыдущие три;

– риторической схемы. Это вывод аудитории о цели (информация, моральный урок) создателей собственного медиатекста.

Рассмотренные модели медиаобразования, которые используются при организации образовательного процесса со студентом, ординатором, аспирантом, могут быть использованы при построении индивидуального образовательного маршрута и преподавателя вуза. Проектирование индивидуального образовательного маршрута преподавателя мы видим в том, что он позволяет на основе самооценки, стремления к совершенствованию собственных компетентностей пополнить знания при проектировании профессиональной деятельности с целью отработки методов и технологий педагогической деятельности. Степень сформированности у преподавателя личностно-ориентированной задачи по проектированию своего индивидуального образовательного маршрута способствует повышению личностного и профессионального роста [7].

Вхождение преподавателя, имеющего только медицинское образование, в новый профессиональный мир сопряжено со становлением личности как педагога-профессионала, под которым понимается процесс, основным элементом которого является личный выбор пути. Постоянное общение преподавателей кафедры педагогики и психологии ДПО с преподавателями вуза, колледжа, обучающимися на психолого-педагогических циклах повышения квалификации, проходящих переподготовку на педагогические специальности (преподаватель высшей школы, преподаватель профессионального образования, преподаватель среднего профессионального образования), позволяет сделать вывод о том, что те преподаватели, которые четко осознают уровень собственных педагогических способностей, возможностей, личностных особенностей; знают требования и условия достижения профессионального успеха – это идеальный портрет, который желает иметь любой вуз.

В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, многоуровневая и многовекторная подготовка, предоставляющая индивиду возможность успешной адаптации к быстрым и резким трансформациям социума [7], что и обеспечивает выбранная нами медиаобразовательная модель.

Учебный процесс в условиях непрерывного образования подготовки кадров высшей квалификации, построенный в соответствии с принципом индивидуализации, может вполне наполняться новыми организационно-методологическими решениями, в том числе учебно-методическими циклами по педагогике и психологии. Индивидуализированный подход к содержанию информации предполагает исследование семантико-информационных потребностей субъекта. В исследованиях Н.Г. Витковской отмечается, что информационная потребность выражается в запросах, следовательно, ее изучение позволяет решать конкретные профессиональные проблемы. Посредством запросов и их последующих оформлений в поисковый образ удается найти пути удовлетворения образовательных потребностей преподавателя [8].

Разработка и реализация преподавателем своего индивидуального образовательного маршрута предусматривает собственные пути достижения общих и индивидуальных целей педагогического образования, что является новым, перспективным вектором создания образовательных программ нового поколения в рамках дополнительного профессионального образования и переподготовки [7].

Индивидуализация образования в медицинском вузе строится нами на основе создания целого ряда организационно-педагогических условий. К ним относятся: индивидуальное планирование собственной учебной деятельности преподавателя, учитывающее их различный уровень первоначальной подготовки, мотивы и устремления, ценностные ориентации; разработку индивидуального образовательного маршрута и индивидуального сопровождения каждого преподавателя в течение всего периода проведения цикла; внедрение в профессионально-образовательный процесс медиаобразовательных модулей как средства индивидуализации образования. Индивидуальный образовательный маршрут преподавателя может изменяться в зависимости от профессиональных потребностей, может быть не последовательным, а с параллельным прохождением нескольких этапов, с возможным опережением (отставанием), с использованием медиаобразовательных моделей.

При проектировании индивидуальных образовательных маршрутов преподаватель включается в рефлексивную деятельность на всех этапах подготовки к проектировочной деятельности. Это способствует возникновению у них личностно-ориентированной задачи по проектированию индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, преподаватели становились активными субъектами не только подготовки, но и самосознания.

При проведении учебно-методических циклов по педагогике и психологии нами была апробирована модель, цели которой заключались в развитии понимания медиа и их сообщений; усилении контроля над процессом интерпретации и, таким образом, повышение способности преподавателей к оценке медиа/медиатекстов педагогического содержания. Методы выбранной модели: словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа).

Планируя занятия с профессорско-преподавательским составом вуза с использованием медиатехнологий, преподаватель кафедры педагогики и психологии ДПО опирается на дидактические принципы, в соответствии с которыми ставится педагогическая цель применения медиатехнологий в учебном процессе совместно со слушателями циклов; в контексте логики раскрытия учебного материала определяется, где и когда будут использоваться медиатехнологии на занятии и насколько своевременно предъявление данной учебной информации для конкретного занятия и конкретных слушателей; учитываются индивидуальные особенности слушателей циклов, характер усвоения новой информации.

На занятиях предлагался список интернет-источников для подготовки к выполнению заданий, как самостоятельно, так и аудиторно. Поиск и предварительную обработку информации обучающиеся проводили самостоятельно. На выбор предлагалось выполнить либо ситуационные задачи с вложением в них видеосюжетов, педагогических ситуаций, кейсов, либо выполнить презентацию по теме занятия. На занятии демонстрировался видеоматериал по теме занятия, разбирались ситуационные задачи, предложенные слушателям, представлялись презентации. По результатам выбирались лучшие задачи и презентации и начислялись баллы. Так же на занятии разбирались типичные педагогические ситуации, давалось задание представить варианты решения данных ситуаций с возможными осложнениями.

Используя медиамодель на занятиях циклов, авторы получили положительные результаты: диагностика удовлетворенности преподавателей показала, что более 75 % были полностью удовлетворены проведением занятий в данном формате. 87 % респондентов указали на то, что в работе со студентами обязательно будут использовать данную модель. Также все (100 %) преподаватели отметили, что медийная информация ими воспринималась и усваивалась на занятиях легче, чем традиционные лекции. Большинство преподавателей (87 % опрошенных респондентов), отметили, что уже хотя бы однократно использовали данную модель на своих занятиях со студентами.

Еще одним положительным моментом стало то, что слушатели циклов стали лучше ориентироваться в среде педагогических интернет-ресурсов и более критично относиться к получаемой информации. Слушателям (которые являются представителями 65 кафедр вуза) также понравилась возможность обсуждения данных из интернет-ресурсов с преподавателем кафедры педагогики и психологии ДПО. Использование на занятии видеоряда и презентаций повысило мотивацию к обучению на занятиях и цикла в целом. Самостоятельная подготовка слушателей циклов к выполнению педагогических задач и презентаций простимулировала необходимость к поиску информации и выбору интересных педагогических случаев, на занятиях появился здоровый соревновательный дух, что также было оценено преподавателями положительно. Отмечалось повышение интереса к педагогическим и психологическим дисциплинам. Слушатели также отметили, что они стали более компетентны в решении педагогических проблем, проектировании занятий с использованием медиаресурсов. Основной проблемой остались временные затраты на подготовку к занятию у загруженных слушателей.

Использование медиаобразования в становлении современной образовательной среды, позволяющей оказывать профессиональное образовательное воздействие на обучающихся, изменяет качество образовательных услуг вуза.

Медиаобразование как средство «осовременивания» образовательного процесса в соответствии с требованиями информационного общества способствует интеллектуальному, нравственному и профессиональному развитию личности обучающихся.

Целенаправленная подготовка современного преподавателя в области медиаобразования, развитие у него навыков поиска, сбора, хранения и обработки информации, умений конструировать образовательный процесс с ее использованием и как следствие – повышение его психолого-педагогической компетентности, определяет работу кафедры в направлении проектирования индивидуального образовательного маршрута преподавателя в рамках дополнительного профессионального образования. Нами сделан вывод, что использование медиаобразовательных моделей значительно повышает эффективность образования и позволяет индивидуализировать образовательный процесс в ходе проведения цикла.