Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMS OF ORGANIZATION, TECHNOLOGY AND LEVELS OF SOCIAL SPACE CONTINUING EDUCATION

Tsibizova T.Yu. 1 Oreshkina A.K. 2
1 Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «Bauman Moscow State Technical University» (BMSTU)
2 Federal State Budgetary Institution «Russian Academy of Еducation»
The article discusses the development of social space of lifelong education: forms of organization, technologies and levels. The goal is the development of the social educational space for improving the educational process and improve the quality of education with the development of the research activities of young people, forms of organization and technologies of youth creativity, military-Patriotic activities, priority areas of education and socialization of children and youth. Presents the main indicators of the experimental work in the framework of innovation platforms, their definitions and specifications. The approbation of indicators of development of social space of lifelong education in the framework of the innovation platform. Based on the analysis and evaluation of the results obtained during the implementation of the innovation project, it is concluded that the development of social space of continuing education is a powerful organizational and instructional capacity to address issues of governance and organization of educational process in educational institutions of different levels.
education
continuing education
experimental work
innovative platform
educational institutions

Сущностные характеристики образовательной деятельности новой социальной реальности согласуются с объективным процессом развития ведущего типа организации учебной деятельности и определения новых форм ее организации в образовательном процессе непрерывного образования.

Социальное пространство непрерывного образования понимается как социально освоенный, пространственно-территориальный компонент образовательной системы, а также как характеристика социальной структуры общества и сущностная характеристика условий и возможностей социального развития личности, обусловленного идеей постиндустриального образования. Социальное пространство, характеризующееся многомерным пространством социальных процессов, социальных отношений и практик, социальных позиций и ролей, функционально взаимосвязанных и обусловленных, выступает обоснованием педагогического прогнозирования ведущей формы организационной культуры постиндустриального этапа. Целостность социального пространства как тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех составляющих подпространств системы непрерывного образования (образовательного, экономического, культурного, политического, территориального и др.) характеризуется участием разных субъектов, представленных: государственными органами образования, образовательными структурами с учетом многообразия форм их интеграции и привлечением социальных, общественных партнеров и спонсоров, корпораций и ассоциаций [1].

Очевидно, что такая взаимосвязь должна согласовываться с современными тенденциями подготовки научно-исследовательских и научно-технических кадров, их устойчивого формирования и развития в образовательном процессе непрерывного образования [2]. Новые образовательные технологии разрабатываются на основе существующих методов, принципов и подходов, а также показателей опытно-экспериментальной работы.

Задачи инновационной площадки

Основными задачами экспериментальной работы являются:

– объединение усилий образовательных учреждений и организаций России, а также преподавателей, ученых, специалистов, представителей академической науки, творческой интеллигенции, педагогической общественности, граждан и организаций в деле развития элементов системы непрерывного образования, творческой, интеллектуальной, исследовательской, патриотической, воспитательной и профессиональной деятельности обучающейся молодежи;

- содействие обеспечению равнодоступности качественного образования и реализация вариативных образовательных программ для школьников страны независимо от их места проживания;

- организация научно-теоретической, методической поддержки развития системы непрерывного образования, способствующей взаимодействию и кооперации регионов в решении задач дополнительного образования, исследовательской деятельности, патриотического воспитания и профессионального самоопределения молодежи;

- содействие развитию на межрегиональном уровне системы непрерывного образования как формы деятельности, ориентированной на решение социально-экономических проблем российских территорий;

- повышение уровня методологической культуры педагогических работников, развитие научного потенциала сотрудников учебных заведений, повышение квалификации педагогических работников;

- экспериментальная апробация и внедрение в образовательный процесс различных условий, механизмов, способов и видов образовательной, воспитательной, исследовательской и творческой деятельности учащейся молодежи.

Показатели опытно-экспериментальной работы

Основными показателями в рамках инновационного проекта являются формы организации, технологии и уровни социального пространства непрерывного образования.

Под технологией понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. Анализ обобщенных педагогических технологий, применяемых при проведении опытно-экспериментальной работы, представлен в таблице.

Анализ обобщенных педагогических технологий

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Активное обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия

Форма – вид, устройство, тип, структура, конструкция, характер которой обусловлен содержанием. Применительно к процессу обучения обозначает организацию образовательного процесса, отражающую взаимосвязь участников педагогического процесса.

Уровнем называется показатель, характеризующий развитие, улучшение чего-либо, а также количественный показатель, характеризующий качество, интенсивность чего-либо. Уровень образования – статистический показатель освоения отдельным человеком и населением в целом образовательных программ разного уровня. Уровень образования (образованности) – качество личности, сформированное на основе полученных знаний, умений и навыков, а также опыта профессиональной или социальной деятельности.

Формы организации:

- Конференция – запланированное научно-исследовательское, научно-практическое, научно-методическое и др. мероприятие, проводимое в форме выступлений и защит исследовательских и проектных работ по широкому спектру направлений.

- Форум – это более масштабное мероприятие, чем конференция, характеризующееся междисциплинарными связями и носящее социальный, общественный или политический характер.

- Конкурс – научно-образовательное мероприятие (в том числе олимпиада), носящее соревновательный характер, подразумевающий отбор лучших (победителей).

- Слет – массовое собрание прибывших из разных мест членов какой-нибудь организации, команд (спортивное, культурное, патриотическое и др.).

- Викторина – мероприятие, проводимое в форме игры, связанное с ответами на устные или письменные вопросы по одному или нескольким областям знаний.

- Семинар – научно-методическое, научно-практическое мероприятие, менее масштабное, чем конференция, обычно посвященное отдельному научному направлению, конкретной научной или научно-методической проблеме.

- Круглый стол – научное мероприятие, посвященное обсуждению определенного вопроса или проблемы, подразумевающее дискуссию между участниками.

- Совещание – это совместное обсуждение конкретных тем заинтересованными лицами с целью принятия определенных решений.

Апробация показателей развития социального пространства непрерывного образования в рамках инновационной площадки

Применительно к ожидаемым результатам по проекту основными показателями являются следующие.

Технологии обучения: исследовательская и проектная деятельность; научно-образовательная деятельность; воспитательная и военно-патриотическая деятельность; активное, игровое обучение; творческая деятельность; развивающее обучение (военно-спортивные мероприятия, викторины, развивающие конкурсы).

Уровни: разновозрастной уровень (7–11 классы); уровни образования (ООШ, СОШ, СПО); региональный уровень (федеральные учебные заведения, городские, сельские); типы организаций (государственные, общественные; ООШ, СОШ, школа-интернат, кадетский корпус, колледж, объединение, учреждение ДПО).

Формы:

- Всероссийский слет кадетских школ (кадетских школ-интернатов), кадетских классов и военно-патриотических объединений «Золотой эполет» (военно-спортивные мероприятия, конкурс строя и песни, кадетский бал);

- Конкурс-защита исследовательских работ «Подвигу посвящается…»;

- Всероссийская акция «Кадет – студент»;

- Всероссийский форум «Инженер – профессия творческая»;

- Интеллектуальные состязания по физике/математике, обществознанию/истории, химии;

- Олимпиада по программированию, информатике и компьютерной графике;

- Круглый стол «Методика и технологии организации научно-исследовательской деятельности молодежи»;

- Мастер-класс «Роль научно-исследовательской деятельности в развитии кадетского образования»;

- Семинар-совещание «Развитие воспитательного пространства образовательных организаций: технологии и уровни»;

- Курсы повышения квалификации работников образования «Развитие социального пространства непрерывного образования» [3].

При реализации инновационной площадки разрабатываются и апробируются новые педагогические технологии, основными принципами и подходами для которых являются:

– комплексная интегрированная система образовательных технологий в образовательном процессе «школа – вуз – предприятие», «школьник – студент – специалист», как с точки зрения форм организации образовательного процесса, использования современных образовательных технологий и технологий обучения, так и с точки зрения вовлечения обучающихся различного уровня образования [4];

– инновационные способы организации исследовательской, проектно-технологической, военно-патриотической и воспитательной деятельности молодежи как основного инструмента социализации детей и молодежи [5];

– формирование устойчивой мотивации молодежи к приобретению профессиональных знаний на основе исследовательской и проектной деятельности, как фактор их профессионального самоопределения [6];

– реализация принципа преемственности образовательного процесса уровневого перехода «школа – вуз» в условиях привлечения учащейся молодежи к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности с использованием вариативности образовательных программ дополнительного образования [7].

Анализ и оценка результатов, полученных в ходе реализации инновационного проекта

В региональных мероприятиях программы принимали участие более 5000 школьников, в заключительных – всероссийских – мероприятиях принимали участие 200–250 человек (в каждом). Ежегодно несколько десятков школьников поступают в высшие учебные заведения – участники инновационной площадки, как, используя Всероссийскую акцию «Кадет – студент» – в учебно-военные центры московских вузов, по целевому набору от предприятий оборонно-промышленного комплекса, так и по общему конкурсу, испытав себя в интеллектуальных соревнованиях, проводимых в рамках инновационной площадки.

Представители московских вузов, выезжая в регионы РФ, проводят для учителей региональных образовательных организаций и работников образования мастер-классы, тематические занятия, как по общеобразовательным предметам, так и по вопросам организации исследовательской и проектной деятельности, определяя необходимый уровень подготовки школьников к дальнейшему обучению и выбору профессиональной деятельности.

Таким образом, происходит тесное взаимодействие и сотрудничество с образовательными организациями на местах, реализуется система поддержки субъектов инновационного процесса. Оценка результатов показывает, что с каждым мероприятием, с каждым годом растет уровень подготовленности школьников образовательных организаций, участвующих в инновационном проекте. Это показывают результаты интеллектуальных состязаний, защиты исследовательских работ, творческих и конкурсных соревнований. Повышается степень мотивации школьников к занятиям исследовательской, проектной и творческой деятельностью, стремление к дальнейшему обучению, к освоению профессиональной деятельности [8].

Растет и уровень подготовленности учителей, выступающих научными руководителями исследовательских работ, руководителями команд, организаторами мероприятий в регионах; возрастает понимание учителями региональных образовательных организаций основных идей, целей, принципов, подходов, результатов и способов достижения в организации образовательного и воспитательного процессов.

С каждым годом растет сплоченность организаций – участников инновационного проекта, они становятся коллективом единомышленников в благоприятной атмосфере конкурсов, конференций, семинаров, совещаний.

Выводы

Развитие социального пространства непрерывного образования является мощным организационным и методическим потенциалом, направленным на решение вопросов управления и организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях различного уровня (возраста обучающихся; уровня образования; федерального, регионального, городского, сельского уровней образовательных организаций; типов организаций: государственные, общественные; ООШ, СОШ, школа-интернат, кадетский корпус, колледж, объединение, учреждение ДПО). Социально-экономическое развитие на современном этапе обусловило усиление социальной функции непрерывного образования как приоритетного компонента социальной инфраструктуры общества, что позволяет установить новые формы связи институционального образования и социально-институализированных структур, повышающих степень структурно-функциональной интеграции системы непрерывного образования и обеспечивающих статус ее социально-ориентированной сущности.

Данная статья подготовлена на основе работы инновационной площадки Российской академии образования «Развитие социального пространства непрерывного образования: формы организации, технологии и уровни», проводимой МГТУ им. Н.Э. Баумана и Общероссийским союзом общественных объединений «Всероссийский молодежный центр «ОЛИМП».