Процесс созидания демократического общества длительный и сложный, он не ограничивается перестройкой его политической и экономической систем. Во всей своей многомерности, актуальности данная проблема неразрывно связана с культурно-духовной сферой, необходимостью освоения национальных и общечеловеческих ценностей. В Стратегии «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в числе других приоритетных целей были определены знания и профессиональные навыки как ключевые задачи современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, новый казахстанский патриотизм как основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества, традиции и культура как генетический код нации [1, с. 29, с. 38, с. 41]. То есть были четко обозначены на длительную перспективу не только политические и экономические ориентиры, но и духовные, идеологические. В контексте конкретизации этих стратегических задач в программной статье главы государства Нурсултана Абишевича «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» четко акцентировано, что комплексное преобразование духовной сферы «не просто дополнит политические и экономические процессы, а выступит их сердцевиной» [2, с. 1]. Речь идет, прежде всего, о значимости исторического знания (сознания) и роли национально-культурных корней на фоне непростых условий XXI века, объективно обуславливающих необходимость обновления модели общественного мышления. Конкретные положения статьи легли в основу ныне действующей республиканской программы «Рухани жаңғыру» («Духовное возрождение») – это и перевод государственного казахского языка на латиницу, и новое гуманитарное знание, и специальные проекты – «Туған жер» («Родная земля»), «Духовные святыни Казахстана», «100 новых лиц Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Реализация поставленных задач – огромная работа, эффективность которой возможна в результате взаимосвязи многих факторов, звеньев – социально-экономических условий, жизненной среды, семьи, школы, вуза и т.д. Наиважнейшая роль в данном контексте принадлежит социально-гуманитарным дисциплинам образовательной сферы в целом и в частности ее вузовской ступени. И это касается будущих специалистов самых разных профилей, а инженерно-технических кадров, возможно, даже в большей степени, нежели гуманитариев. Ведь большинство из ИТР в последующем становятся руководителями производственных коллективов, решают задачи государственного масштаба в различных сферах. Убедительным подтверждением тому является наш Карагандинский государственный индустриальный университет (ранее завод-втуз при Казахстанской Магнитке) – уникальное высшее учебное заведение, где обучаются кадры для ведущих отраслей экономики Казахстана. Среди выпускников университета видные политические, государственные, общественные деятели, а особой гордостью для коллектива преподавателей и студентов является тот факт, что наше высшее учебное заведение по специальности «инженер-металлург» закончил президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Цель исследования – показать роль вузовского курса истории Казахстана в духовно-нравственном и гражданском становлении студента в свете предстоящих крупномасштабных преобразований в РК в общественном сознании.
Материалы и методы исследования – законы о высшем образовании республики, государственный образовательный стандарт РК, послания президента страны народу Казахстана, выступления руководства страны, публикации по проблеме; методы – исторический, сравнительный, обобщения, прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
История Казахстана в цикле ныне изучаемых гуманитарных дисциплин в вузах республики (философия, политология, основы права, социология, религиоведение, основы антикоррупционной культуры) преподается одной из первых, а с 1995 г. завершающей формой контроля ее изучения является государственный экзамен. Если абстрагироваться от метаморфоз в преподавании предмета «История Казахстана» (неважно, в системе школьного образования или вузовского), то можно со всей ответственностью акцентировать особую значимость, актуальность отечественной истории как отрасли знания, воспитания, формирования гармоничной личности, гражданина, патриота своей страны. Ведь история – это память народа, память нации. Как гласит неопровержимая истина, для гибели народа совсем не нужно его полное физическое уничтожение, довольно лишь отнять у него память, мысль и слово, и душа народа будет убита. История – и это главное, – уникальная область знания с точки зрения формирования исторического сознания, ей принадлежит консолидирующая роль в данном процессе. «Историческое сознание казахстанцев, – отметил в своем выступлении на юбилейной сессии Ассамблеи народа Казахстана президент страны Н.А. Назарбаев, – должно работать на сплочение, на формирование патриотического отношения к своему прошлому, настоящему и будущему [3, с. 2]. Освоение фундаментальных ценностей, составляющих основу национальной культуры, родной язык, пробуждающий людей в духовном плане, возрождение традиций, полное восстановление исторического прошлого народа, гражданская сопричастность к настоящему – это и есть путь формирования исторического само(сознания), составляющего духовную платформу независимости. Хотелось бы акцентировать еще и такой факт. История как наука предельно конкретна, не терпит бездоказательности. Когда общественным дисциплинам противопоставляют естественные, технические, то к истории такое противопоставление относиться никак не может. История органически (когда?, где?, почему?) стремится к точности характеристик и выводов.
История через призму судеб конкретных людей может также образно и лаконично показать целые периоды в развитии общества, государства, как самые светлые, так и самые мрачные его страницы. Знания о деяниях, вкладе выдающихся исторических личностей прошлого, равно как и современников, в успешное развитие и процветание государства – огромный потенциал для формирования духовных, нравственных качеств студента, стремления равняться на лучших, достойных. Великий историк древности Тацит говорил: «Главной обязанностью истории считаю то, чтобы не замалчивались добродетели и чтобы дурные слова и дела боялись потомства и позора». В данном контексте большое значение будет иметь использование как имеющегося исторического багажа по предмету, так и проекта «100 новых лиц Казахстана», т.е. знакомства со своими современниками. Хотелось бы подчеркнуть, что об уникальности, актуальности и интереса к новому проекту говорит следующее. Из 302-х биографий выдающихся современников, представленных различными структурами, организациями, учреждениями республики (на первом этапе было более 3000 кандидатов), 100 лучших будут отобраны по результатам народного голосования с 18 октября по 10 ноября 2017 года. Для этого нужно будет зарегистрироваться на специальном республиканском сайте.
Помнить и знать свое прошлое – значит иметь еще и возможность предотвратить трагедии, ошибки в настоящем. Незнание порождает страх, питает апатию и бездействие. Неравнодушие, боль и гордость за прошлое и настоящее своей страны – именно с этого начинается рождение гражданина. Выдающийся российский историк В.О. Ключевский подчеркивал, что история учит только тех, кто ее изучает; за пренебрежение же ее уроками она может жестоко покарать. Проблемы формирования гражданской позиции, чувства патриотизма напрямую связаны и с понятием национальной идеи. С уходом в прошлое коммунистической идеологии сознание постсоветского человека нуждается в универсальных ценностях общества, в котором он живет и активно реализует себя. Что есть национальная идея, цементирующая гражданское общество, каковы ее составляющие – это сегодня одна из самых животрепещущих тем в современном государственном строительстве, истории, философии, политологии. Национальная идея в самом кратком определении есть средство самопроявления и самораскрытия народа. Первая ступень, первый уровень национальной идеи есть встреча с самим собой – кто мы?, откуда идем?, каково наше прошлое?, чего мы хотим и каковы наши цели? Постановка этих вопросов и поиск ответов на них – главное предназначение национальной, отечественной истории. И в данном аспекте в широком смысле национальная идея – это история казахского народа, представляющего собой государствообразующую нацию Республики Казахстан и одновременно это история становления страны как многонационального государства, стремящегося к мировому признанию и занятию своего достойного места в международном сообществе. Уважение себя, своего национального достоинства, равно как и других, сопереживание и соучастие в судьбе своей страны, помноженные на знания, на верховенство закона, и есть базовые составляющие гражданственности, патриотизма, демократических ценностей.
Все вышеобозначенные позитивные моменты потенциала национальной истории, ее уникальные возможности отнюдь не тождественны автоматической высокой результативности, эффективности в образовательном процессе. К сожалению, у многих студентов имеет место сегодня пренебрежительное отношение к общественным дисциплинам и к истории в том числе – «Зачем нам это нужно?» В данном контексте 5 июня 2013 г. в Астане прошло очень важное, в буквальном смысле историческое мероприятие – расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан под председательством государственного секретаря РК Марата Мухамбетказиевича Тажина с присутствием ведущих ученых, представителей министерств и ведомств, Ассамблеи народа Казахстана, областных акиматов. В выступлении М.М. Тажиным был четко и аргументированно дан утвердительный ответ на вопрос – нужно или не нужно изучать в вузах историю Казахстана «технарям» и студентам других специальностей негуманитарного профиля (как известно, такие вопросы дискутируются время от времени). Особо отмечалось в докладе, что «роль национальной истории уникальна с точки зрения становления гражданина, формирования гражданской позиции, патриотизма, и это признается во всем цивилизованном мире» [4, с. 2]. Знание истории своей родины является естественной потребностью мыслящей части общества, интеллигенции как социального слоя. Другое дело – методология, методика, формы преподавания, качество учебников, объемы часов. И в этом направлении предстоит огромная работа. По сути речь идет о выработке на качественно новом уровне общей концепции истории Казахстана, тесно увязанной со всемирной историей и четко показывающей место Казахстана в глобальных исторических процессах, в системе их взаимосвязи и научной периодизации. Во-вторых, госсекретарь РК, не умаляя значения всего вузовского комплекса социально-гуманитарных наук, обосновал приоритет истории Казахстана в данном цикле. История является цементирующим, связующим звеном в формировании новой мировоззренческой модели, в определении и продвижении главных ценностей и ориентиров, призванных укреплять национальную идентичность, обеспечить сохранение культурного кода нации. Особый статус истории РК обусловлен и идеологической составляющей, ибо идеология – основа любой системы. Она включает в себя и политические, и экономические, и общественные, и национальные отношения [4, с. 2]. По итогам заслушанного выступления М.М. Тажина, прозвучавших мнений в ходе обсуждения проблемы был подготовлен развернутый доклад на имя главы государства, а также в Министерство образования и науки РК.
Качество преподавания истории Казахстана, способность и желание студентов воспринимать предоставляемые знания и использовать их в дальнейшем можно обозначить сегодня как большую проблему, которая весьма многогранна и ее решение сопряжено со многими трудностями – кадрами, повышением их квалификации и омоложением, подготовкой новой учебно-методической литературы, обновлением технического оснащения кабинетов истории и т.д. В вузовской системе Казахстана в 2016–2017 учебном году был сделан важный шаг по углублению интереса к историческим процессам – введен новый формат предмета «Современная история Казахстана» в объеме трех кредитов, завершающийся сдачей государственного экзамена. Практика преподавания показывает позитивное отношение и интерес к дисциплине, которая в данном варианте позволяет уделить значительно больше времени актуальным проблемам современного Казахстана и исключает во многом дублирование со школьной программой. Вместе с тем хотелось бы отметить еще и следующее. Современная история не может не сотрудничать активно со многими смежными гуманитарными научными дисциплинами – социологией, политологией, правоведением, философией и др. С целью дальнейшей активизации учебного процесса курса истории, его углубления, учета особой роли в гражданском, личностном становлении студента могло бы стать актуальным и интересным для обучающихся в вузе выделение отдельных спецкурсов на стыке дисциплин. Например, «Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан», «Духовное наследие и духовные преобразования», «Выдающиеся деятели советского и независимого Казахстана», «Особенности этнодемографической истории суверенного Казахстана» и т.д. Это, во-первых, в значительной степени может усилить в цикле гуманитарных наук фактор преемственности, целостности, повысить их потенциал в плане прогнозируемости и ориентированности в настоящем и будущем. Во-вторых, такая форма – практика смежных спецкурсов – способствовала бы активному участию, сопричастности студентов к реализации программы «Рухани Жаңғыру», органично, в рамках учебного процесса. О комплексном подходе гуманитаризации современного вузовского образования говорится и на самом высоком уровне: «Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее», – подчеркнул Нурсултан Абишевич в своей программной статье [2, с. 3].
С 2019 г. Министерством образования и науки РК планируется еще и такое новшество – преподавание истории Казахстана только на казахском языке, а всемирной истории – только на русском (независимо от языка обучения в конкретном учебном заведении).
Заключение
История Казахстана – молодая отрасль исторической науки. В условиях прошлого многие исторические факты не могли не интерпретироваться вне определенных идеологических канонов, что весьма ограничивало возможности дисциплины в воспитании молодежи. Вместе с развитием и упрочением демократических процессов будет расти и потенциал истории Казахстана как предмета, ее роль в становлении молодого поколения. Ускорение исторического времени, кризис ценностей цивилизации, само время перемен, в котором мы живем, определяет значимость, актуальность изучения общественных наук в целом и национальной истории в частности на этапе вузовского образования. Молодые люди, обучающиеся на гуманитарных факультетах, в дальнейшем в силу своей специальности будут совершенствовать познание законов общественного развития, уровень политической культуры, мышления, речи и т.д. Те же, кто выбрал технические специальности, именно в годы обучения в вузе получают возможность сформировать и закрепить навыки к саморазвитию, дальнейшему интересу к исторической судьбе страны, сопереживания за ее будущее, реализовать свой потенциал гражданина и патриота, потребность в расширении кругозора. Именно вузовский комплекс общественных дисциплин раскрывает неразрывную органическую связь социально-экономических, политических, духовных процессов, в значительной степени дает возможность использовать полученные знания и приобрести реальный опыт социализации. Не знать своей истории, своих корней, жить в обществе и не участвовать в решении его проблем – это путь в никуда. «Гордиться славою предков не только можно, но и должно. Неуважение к ним есть первый признак дикости и безнравственности», – писал выдающийся русский историк, писатель Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» [5, с. 426].
Объективная реальность такова, что каждое новое поколение заново проходит процесс восприятия и использования накопленных знаний, процесс политической социализации, принятия или непринятия универсальных общечеловеческих и национальных ценностей. Вуз же – ведущий политико-социализирующий агент, а вузовской молодежи, нашей будущей интеллигенции, принадлежит исключительно важная роль в демократическом созидании, в реализации политических и гражданских прав и свобод.