Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,484

ABOUT ACTUALITY OF NATIONAL HISTORY STUDY IN MODERN HIGHER EDUCATION OF REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Bondartsova T.M. 1 Gumenchuk O.N. 1
1 Karaganda State Industrial University
The article is about the actuality of the study of national history in the contemporary higher education in the Republic of Kazakhstan. T.M. Bondarcovoj and O.N. Gumenchuk demonstrates the attention personally, the President of the country N.A. Nazarbayev to the issue of modernization of public conscience and, consequently, the importance, need this key in fulfilling a humanitarian component in education. The authors emphasizes the role of the course in the spiritual and moral development of the individual student, his civil reliability in the context of large-scale transformations in the sphere of culture at the present stage of development of Kazakhstan. The work shows up the unique opportunities of subject shaping the historical consciousness, patriotism, citizenship in the development of national and universal values. The article focused on changes in the format of teaching national history now, as well as increase its capacity in personal formation of high school youth.
education
patriotic history
citizenship
historical consciousness
spiritual and moral
patriotism
national and universal human values

Процесс созидания демократического общества длительный и сложный, он не ограничивается перестройкой его политической и экономической систем. Во всей своей многомерности, актуальности данная проблема неразрывно связана с культурно-духовной сферой, необходимостью освоения национальных и общечеловеческих ценностей. В Стратегии «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в числе других приоритетных целей были определены знания и профессиональные навыки как ключевые задачи современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, новый казахстанский патриотизм как основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества, традиции и культура как генетический код нации [1, с. 29, с. 38, с. 41]. То есть были четко обозначены на длительную перспективу не только политические и экономические ориентиры, но и духовные, идеологические. В контексте конкретизации этих стратегических задач в программной статье главы государства Нурсултана Абишевича «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» четко акцентировано, что комплексное преобразование духовной сферы «не просто дополнит политические и экономические процессы, а выступит их сердцевиной» [2, с. 1]. Речь идет, прежде всего, о значимости исторического знания (сознания) и роли национально-культурных корней на фоне непростых условий XXI века, объективно обуславливающих необходимость обновления модели общественного мышления. Конкретные положения статьи легли в основу ныне действующей республиканской программы «Рухани жаңғыру» («Духовное возрождение») – это и перевод государственного казахского языка на латиницу, и новое гуманитарное знание, и специальные проекты – «Туған жер» («Родная земля»), «Духовные святыни Казахстана», «100 новых лиц Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Реализация поставленных задач – огромная работа, эффективность которой возможна в результате взаимосвязи многих факторов, звеньев – социально-экономических условий, жизненной среды, семьи, школы, вуза и т.д. Наиважнейшая роль в данном контексте принадлежит социально-гуманитарным дисциплинам образовательной сферы в целом и в частности ее вузовской ступени. И это касается будущих специалистов самых разных профилей, а инженерно-технических кадров, возможно, даже в большей степени, нежели гуманитариев. Ведь большинство из ИТР в последующем становятся руководителями производственных коллективов, решают задачи государственного масштаба в различных сферах. Убедительным подтверждением тому является наш Карагандинский государственный индустриальный университет (ранее завод-втуз при Казахстанской Магнитке) – уникальное высшее учебное заведение, где обучаются кадры для ведущих отраслей экономики Казахстана. Среди выпускников университета видные политические, государственные, общественные деятели, а особой гордостью для коллектива преподавателей и студентов является тот факт, что наше высшее учебное заведение по специальности «инженер-металлург» закончил президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Цель исследования – показать роль вузовского курса истории Казахстана в духовно-нравственном и гражданском становлении студента в свете предстоящих крупномасштабных преобразований в РК в общественном сознании.

Материалы и методы исследования – законы о высшем образовании республики, государственный образовательный стандарт РК, послания президента страны народу Казахстана, выступления руководства страны, публикации по проблеме; методы – исторический, сравнительный, обобщения, прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение

История Казахстана в цикле ныне изучаемых гуманитарных дисциплин в вузах республики (философия, политология, основы права, социология, религиоведение, основы антикоррупционной культуры) преподается одной из первых, а с 1995 г. завершающей формой контроля ее изучения является государственный экзамен. Если абстрагироваться от метаморфоз в преподавании предмета «История Казахстана» (неважно, в системе школьного образования или вузовского), то можно со всей ответственностью акцентировать особую значимость, актуальность отечественной истории как отрасли знания, воспитания, формирования гармоничной личности, гражданина, патриота своей страны. Ведь история – это память народа, память нации. Как гласит неопровержимая истина, для гибели народа совсем не нужно его полное физическое уничтожение, довольно лишь отнять у него память, мысль и слово, и душа народа будет убита. История – и это главное, – уникальная область знания с точки зрения формирования исторического сознания, ей принадлежит консолидирующая роль в данном процессе. «Историческое сознание казахстанцев, – отметил в своем выступлении на юбилейной сессии Ассамблеи народа Казахстана президент страны Н.А. Назарбаев, – должно работать на сплочение, на формирование патриотического отношения к своему прошлому, настоящему и будущему [3, с. 2]. Освоение фундаментальных ценностей, составляющих основу национальной культуры, родной язык, пробуждающий людей в духовном плане, возрождение традиций, полное восстановление исторического прошлого народа, гражданская сопричастность к настоящему – это и есть путь формирования исторического само(сознания), составляющего духовную платформу независимости. Хотелось бы акцентировать еще и такой факт. История как наука предельно конкретна, не терпит бездоказательности. Когда общественным дисциплинам противопоставляют естественные, технические, то к истории такое противопоставление относиться никак не может. История органически (когда?, где?, почему?) стремится к точности характеристик и выводов.

История через призму судеб конкретных людей может также образно и лаконично показать целые периоды в развитии общества, государства, как самые светлые, так и самые мрачные его страницы. Знания о деяниях, вкладе выдающихся исторических личностей прошлого, равно как и современников, в успешное развитие и процветание государства – огромный потенциал для формирования духовных, нравственных качеств студента, стремления равняться на лучших, достойных. Великий историк древности Тацит говорил: «Главной обязанностью истории считаю то, чтобы не замалчивались добродетели и чтобы дурные слова и дела боялись потомства и позора». В данном контексте большое значение будет иметь использование как имеющегося исторического багажа по предмету, так и проекта «100 новых лиц Казахстана», т.е. знакомства со своими современниками. Хотелось бы подчеркнуть, что об уникальности, актуальности и интереса к новому проекту говорит следующее. Из 302-х биографий выдающихся современников, представленных различными структурами, организациями, учреждениями республики (на первом этапе было более 3000 кандидатов), 100 лучших будут отобраны по результатам народного голосования с 18 октября по 10 ноября 2017 года. Для этого нужно будет зарегистрироваться на специальном республиканском сайте.

Помнить и знать свое прошлое – значит иметь еще и возможность предотвратить трагедии, ошибки в настоящем. Незнание порождает страх, питает апатию и бездействие. Неравнодушие, боль и гордость за прошлое и настоящее своей страны – именно с этого начинается рождение гражданина. Выдающийся российский историк В.О. Ключевский подчеркивал, что история учит только тех, кто ее изучает; за пренебрежение же ее уроками она может жестоко покарать. Проблемы формирования гражданской позиции, чувства патриотизма напрямую связаны и с понятием национальной идеи. С уходом в прошлое коммунистической идеологии сознание постсоветского человека нуждается в универсальных ценностях общества, в котором он живет и активно реализует себя. Что есть национальная идея, цементирующая гражданское общество, каковы ее составляющие – это сегодня одна из самых животрепещущих тем в современном государственном строительстве, истории, философии, политологии. Национальная идея в самом кратком определении есть средство самопроявления и самораскрытия народа. Первая ступень, первый уровень национальной идеи есть встреча с самим собой – кто мы?, откуда идем?, каково наше прошлое?, чего мы хотим и каковы наши цели? Постановка этих вопросов и поиск ответов на них – главное предназначение национальной, отечественной истории. И в данном аспекте в широком смысле национальная идея – это история казахского народа, представляющего собой государствообразующую нацию Республики Казахстан и одновременно это история становления страны как многонационального государства, стремящегося к мировому признанию и занятию своего достойного места в международном сообществе. Уважение себя, своего национального достоинства, равно как и других, сопереживание и соучастие в судьбе своей страны, помноженные на знания, на верховенство закона, и есть базовые составляющие гражданственности, патриотизма, демократических ценностей.

Все вышеобозначенные позитивные моменты потенциала национальной истории, ее уникальные возможности отнюдь не тождественны автоматической высокой результативности, эффективности в образовательном процессе. К сожалению, у многих студентов имеет место сегодня пренебрежительное отношение к общественным дисциплинам и к истории в том числе – «Зачем нам это нужно?» В данном контексте 5 июня 2013 г. в Астане прошло очень важное, в буквальном смысле историческое мероприятие – расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан под председательством государственного секретаря РК Марата Мухамбетказиевича Тажина с присутствием ведущих ученых, представителей министерств и ведомств, Ассамблеи народа Казахстана, областных акиматов. В выступлении М.М. Тажиным был четко и аргументированно дан утвердительный ответ на вопрос – нужно или не нужно изучать в вузах историю Казахстана «технарям» и студентам других специальностей негуманитарного профиля (как известно, такие вопросы дискутируются время от времени). Особо отмечалось в докладе, что «роль национальной истории уникальна с точки зрения становления гражданина, формирования гражданской позиции, патриотизма, и это признается во всем цивилизованном мире» [4, с. 2]. Знание истории своей родины является естественной потребностью мыслящей части общества, интеллигенции как социального слоя. Другое дело – методология, методика, формы преподавания, качество учебников, объемы часов. И в этом направлении предстоит огромная работа. По сути речь идет о выработке на качественно новом уровне общей концепции истории Казахстана, тесно увязанной со всемирной историей и четко показывающей место Казахстана в глобальных исторических процессах, в системе их взаимосвязи и научной периодизации. Во-вторых, госсекретарь РК, не умаляя значения всего вузовского комплекса социально-гуманитарных наук, обосновал приоритет истории Казахстана в данном цикле. История является цементирующим, связующим звеном в формировании новой мировоззренческой модели, в определении и продвижении главных ценностей и ориентиров, призванных укреплять национальную идентичность, обеспечить сохранение культурного кода нации. Особый статус истории РК обусловлен и идеологической составляющей, ибо идеология – основа любой системы. Она включает в себя и политические, и экономические, и общественные, и национальные отношения [4, с. 2]. По итогам заслушанного выступления М.М. Тажина, прозвучавших мнений в ходе обсуждения проблемы был подготовлен развернутый доклад на имя главы государства, а также в Министерство образования и науки РК.

Качество преподавания истории Казахстана, способность и желание студентов воспринимать предоставляемые знания и использовать их в дальнейшем можно обозначить сегодня как большую проблему, которая весьма многогранна и ее решение сопряжено со многими трудностями – кадрами, повышением их квалификации и омоложением, подготовкой новой учебно-методической литературы, обновлением технического оснащения кабинетов истории и т.д. В вузовской системе Казахстана в 2016–2017 учебном году был сделан важный шаг по углублению интереса к историческим процессам – введен новый формат предмета «Современная история Казахстана» в объеме трех кредитов, завершающийся сдачей государственного экзамена. Практика преподавания показывает позитивное отношение и интерес к дисциплине, которая в данном варианте позволяет уделить значительно больше времени актуальным проблемам современного Казахстана и исключает во многом дублирование со школьной программой. Вместе с тем хотелось бы отметить еще и следующее. Современная история не может не сотрудничать активно со многими смежными гуманитарными научными дисциплинами – социологией, политологией, правоведением, философией и др. С целью дальнейшей активизации учебного процесса курса истории, его углубления, учета особой роли в гражданском, личностном становлении студента могло бы стать актуальным и интересным для обучающихся в вузе выделение отдельных спецкурсов на стыке дисциплин. Например, «Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан», «Духовное наследие и духовные преобразования», «Выдающиеся деятели советского и независимого Казахстана», «Особенности этнодемографической истории суверенного Казахстана» и т.д. Это, во-первых, в значительной степени может усилить в цикле гуманитарных наук фактор преемственности, целостности, повысить их потенциал в плане прогнозируемости и ориентированности в настоящем и будущем. Во-вторых, такая форма – практика смежных спецкурсов – способствовала бы активному участию, сопричастности студентов к реализации программы «Рухани Жаңғыру», органично, в рамках учебного процесса. О комплексном подходе гуманитаризации современного вузовского образования говорится и на самом высоком уровне: «Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее», – подчеркнул Нурсултан Абишевич в своей программной статье [2, с. 3].

С 2019 г. Министерством образования и науки РК планируется еще и такое новшество – преподавание истории Казахстана только на казахском языке, а всемирной истории – только на русском (независимо от языка обучения в конкретном учебном заведении).

Заключение

История Казахстана – молодая отрасль исторической науки. В условиях прошлого многие исторические факты не могли не интерпретироваться вне определенных идеологических канонов, что весьма ограничивало возможности дисциплины в воспитании молодежи. Вместе с развитием и упрочением демократических процессов будет расти и потенциал истории Казахстана как предмета, ее роль в становлении молодого поколения. Ускорение исторического времени, кризис ценностей цивилизации, само время перемен, в котором мы живем, определяет значимость, актуальность изучения общественных наук в целом и национальной истории в частности на этапе вузовского образования. Молодые люди, обучающиеся на гуманитарных факультетах, в дальнейшем в силу своей специальности будут совершенствовать познание законов общественного развития, уровень политической культуры, мышления, речи и т.д. Те же, кто выбрал технические специальности, именно в годы обучения в вузе получают возможность сформировать и закрепить навыки к саморазвитию, дальнейшему интересу к исторической судьбе страны, сопереживания за ее будущее, реализовать свой потенциал гражданина и патриота, потребность в расширении кругозора. Именно вузовский комплекс общественных дисциплин раскрывает неразрывную органическую связь социально-экономических, политических, духовных процессов, в значительной степени дает возможность использовать полученные знания и приобрести реальный опыт социализации. Не знать своей истории, своих корней, жить в обществе и не участвовать в решении его проблем – это путь в никуда. «Гордиться славою предков не только можно, но и должно. Неуважение к ним есть первый признак дикости и безнравственности», – писал выдающийся русский историк, писатель Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» [5, с. 426].

Объективная реальность такова, что каждое новое поколение заново проходит процесс восприятия и использования накопленных знаний, процесс политической социализации, принятия или непринятия универсальных общечеловеческих и национальных ценностей. Вуз же – ведущий политико-социализирующий агент, а вузовской молодежи, нашей будущей интеллигенции, принадлежит исключительно важная роль в демократическом созидании, в реализации политических и гражданских прав и свобод.