Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL WORK WITH VARIOUS CATEGORIES OF STUDENTS

Dekina E.V. 1
1 Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy
In the article features of formation of professional and pedagogical culture of the teacher, priority directions of modern education, specificity of educational work in the education system are considered. The importance of the formation of individuality in future teachers is emphasized, including in extracurricular work. The author focuses on the psychological and pedagogical foundations of the upbringing process: setting the manifestation and development of the individuality of the student, determining educational tasks, taking into account the psychological characteristics of the student’s life, creating a variety of teaching and educational situations, stimulating individual self-expression, providing the opportunity to include the student in various activities. The potential of project activity for development of professionally important qualities of future pedagogues, projected activities of psychological services related to education of various categories of children and youth, is subject courses of their choice.
future teacher
student life period
individuality
upbringing
educational work

Специфика подготовки будущего педагога требует расширения направлений профессионального саморазвития, приобретения опыта творческой деятельности, поэтому неотъемлемой составной частью современной системы подготовки будущего учителя в вузе является внеучебная работа, включающая в себя многообразные виды деятельности: патриотическую, спортивно-оздоровительную, досуговую, добровольческую и т.д. Выбор вида деятельности студентами зависит от их интересов и потребностей, учета жизненного опыта студента, возрастных и индивидуальных особенностей, традиций образовательного учреждения, специфики направлений подготовки и т.д. Профессионально-педагогическое воспитание предполагает решение целого ряда задач: всестороннее развитие личности, оказание помощи в становлении индивидуальности студентов, самопроектировании своей жизнедеятельности, развитие потребности в педагогическом творчестве, осознание значимости своей будущей профессии и др. Будущий педагог должен овладеть умениями выявления, анализа проблем детей и молодежи, выработки путей их решения, навыками использования современных технологий организации работы с различными категориями детей и молодежи.

Н.Ф. Радионова отмечает, что в основе организации воспитательного процесса лежит взаимодействие его участников [1]. Е.И. Исаев пишет, что «основной смысл воспитания – становление в каждом воспитаннике отношения к другому как к самоценности. Становление отношения возможно лишь в практике многообразной деятельности взрослых и детей, в многообразных формах их со-бытийной общности» [2]. И.И. Зарецкая выделяет некоторые характеристики педагога: «восприятие ребенка как ценности, принятие его таким, как он есть, создание ситуации успешности» [3]. С.В. Дармодехин указывает на то, что дети все более выступают субъектами воспитания, ориентированными на самодеятельность, самореализацию, самовоспитание, самоопределение [4]. По мнению В.В. Рубцова, важным является составление портрета современного педагога и определение основных его представлений о взаимодействии с участниками образовательных отношений [5].

При проектировании воспитательной среды необходимо учитывать нормативные документы, психологические особенности студенческого периода жизни, результаты мониторинговых исследований студенческой молодежи. Достижение позитивных результатов в воспитании подрастающего поколения напрямую связано с особенностями профессиональной подготовки будущих педагогов к взаимодействию с учащейся молодежью. Представляется актуальным анализ и модернизация имеющихся направлений воспитательной работы со студентами педагогических вузов, разработка специальных программ, направленных на усиление воспитательной работы и соответствующих профессиональных компетенций будущих педагогов.

В подготовке специалистов можно выделить следующие приоритеты: индивидуально-творческий подход, динамичность изменения не только содержания, но и технологий подготовки, обеспечивающих индивидуальные траектории профессионального саморазвития, формирование личностно-ориентированного взаимодействия в педагогической среде вуза. Задачи воспитательной деятельности связаны с развитием личностных, профессионально важных качеств, необходимых будущему педагогу. Одной из актуальных задач воспитательной работы со студентами является создание благоприятных условий для полноценного проживания юношами и девушками данного периода, который связан с профессиональным и личностным самоопределением.

Проектирование технологий воспитания должно способствовать становлению индивидуальности студентов, в том числе в будущей профессии, моделированию будущей профессиональной карьеры, способности и готовности работать с различными категориями детей и т.д. Более активное использование личностно-ориентированных технологий воспитания будет способствовать профессиональному самопознанию и саморазвитию студента.

Воспитательный процесс можно определить как внутреннее самодвижение личности к своей индивидуальности. Индивидуальность студента можно охарактеризовать как потребность и способность к профессиональному самопознанию и самовыражению, профессиональному целеполаганию и целереализации. Развитие профессионального самопознания студентов осуществляется через включение в различные виды деятельности и общения, профессиональное целеполагание предполагает постановку проблемы, на решение которой направлена вся учебно-воспитательная деятельность. Профессиональная целереализация характеризуется обращенностью своего индивидуального развития на других. При этом становление индивидуальности студента зависит от возможности проявить себя в учебной и внеучебной деятельности. Ведущая проблема юности – неопределенность собственного «Я», своего профессионального будущего – может успешно решаться испытанием себя в учебно-профессиональной, творческой, научно-исследовательской, социально значимой деятельности.

Становление индивидуальности студентов во внеучебной работе осуществляется через индивидуальную направленность мероприятий, взаимосвязь внеучебной работы с учебной, научной, профессиональной деятельностью, расширение возможностей реализации студентами своей индивидуальности, работу с кураторами студенческих групп и др. Определим психолого-педагогические основы процесса воспитания, влияющие на становление индивидуальности студентов: установка на проявление и развитие индивидуальности студента, определение воспитательных задач с учетом психологических особенностей студенческого периода жизни, создание разнообразных учебно-воспитательных ситуаций, подчеркивающих индивидуальность студента, стимулирование индивидуального самовыражения, предоставление возможности пробовать свои силы в различных видах деятельности и др.

Организационными формами становления индивидуальности студентов во внеучебной работе могут быть: поддержка творческой инициативы студентов (клубы по интересам, творческие коллективы, проблемные группы, семинары и т.д.), культурно-массовые мероприятия, включение студентов в научно-исследовательскую, проектную деятельность по проблемам детей и молодежи, организация педагогических студенческих отрядов и т.д.

Потенциал проектной деятельности может использоваться для развития профессионально важных качеств будущих педагогов, способностей творчески подходить к решению профессиональных задач, выстраивания индивидуальной траектории и т.д. Например, реализуя свои начинания и идеи в проекте, студент может в дальнейшем обозначить для себя круг профессиональных интересов, развить необходимые компетенции, наметить направления научно-исследовательской работы и т.д.

При этом важно правильно организовать взаимодействие студента и преподавателя на различных этапах работы. На этапе разработки проекта деятельность студентов предполагает изучение общественного мнения, определение проблемы проекта, его целей и задач, планирование работы, формирование команды проекта, подбор необходимых ресурсов и составление бюджета, определение возможных рисков проекта. Деятельностью педагога на данном этапе является системное руководство студентами, оказание им поддержки в выборе темы проекта, в формулировке проблемы проекта, овладении исследовательскими умениями и навыками, поиске источников информации. Результатом этапа является совместное обсуждение цели и содержания проекта.

На этапе практической реализации проекта деятельность студентов включает поиск социальных партнеров, проведение плановых мероприятий проекта; деятельность педагогов – координацию всего процесса работы над проектом, осуществление обратной связи. Этап подведения итогов проекта содержит анализ и оформление результатов деятельности студентом, определение перспектив проекта; деятельность педагогов – организацию защиты проекта, групповой рефлексии, самоанализа процесса и результатов деятельности, итогового обсуждения.

В результате приобщения к проектной деятельности формируется инновационная позиция будущего педагога, умение выявлять, формулировать, анализировать и решать профессиональные задачи, следовательно, повышается ответственность студента за выстраивание индивидуальной образовательной траектории.

В процессе внеучебной деятельности важна организация взаимодействия на следующих уровнях: с однокурсниками, со студентами старших курсов, студенческим советом факультета, с куратором группы. Студенты старших курсов, вставая на педагогическую позицию по отношению к первокурсникам, включаются в будущую профессиональную деятельность, а первокурсники могут решить проблемы адаптации к учебно-воспитательной среде вуза, так как имеет место обращение к имеющемуся опыту студентов старших курсов. Например, свою эффективность показал проект «Задай вопрос выпускнику». Интерес и обсуждение вызывают вопросы, связанные с проектированием себя в будущей профессии, трудоустройством по направлению подготовки, организацией стажировок и практик, в том числе волонтерских и т.д.

Студенты, приобщаясь к различным видам внеучебной деятельности, овладевают следующими деятельностными умениями: ставить цели, анализировать ситуацию, проектировать, практически реализовывать, осуществлять выбор своих действий; осуществлять рефлексию своей деятельности; самооценку продвижений в своем саморазвитии; коммуникативными умениями: вести диалог, взаимодействовать с другими; формировать благоприятный психологический климат; занимать различные позиции. Таким образом, происходит расширение поля реализации студентами своей индивидуальности на протяжении всего периода обучения в вузе.

Анкетирование будущих педагогов показало важность включения в учебно-воспитательный процесс различных курсов по выбору, проблемных групп, семинаров-практикумов по актуальным направлениям работы с детьми и молодежью. Например, интерес вызвал курс по выбору «Управление молодежными проектами». Целью освоения дисциплины является обучение студентов проектированию в сфере различных направлений молодежной политики. Дисциплина направлена на выявление наиболее продуктивных идей, способов, направлений работы с различными категориями детей и молодежи для обобщения и непосредственного применения положительного опыта в различных образовательных организациях. Тематика курсов по выбору носит разнообразный характер: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», «Психологические основы работы с учащейся молодежью», «Организация досуговой деятельности детей и молодежи», «Профилактика девиантного поведения молодежи посредством волонтерской деятельности» и т.д.

Сильное воспитательное воздействие на студентов оказывает сотрудничество с психологическими, социальными, реабилитационными, молодежными центрами. Важно, чтобы студенты прочувствовали значимость психолого-педагогических знаний лично для себя, убедились в возможности их использования для решения профессиональных проблем. Например, студент сначала может включиться в волонтерскую деятельность в качестве участника, затем – ответственного за определенное направление работы, далее – стать автором собственного социально значимого проекта, выступить в качестве «педагога» в рамках подготовки волонтерского отряда и т.д. Таким образом, происходит постепенное складывание образа «Я» в будущей профессии.

Отдельного внимания заслуживают направления деятельности психологической службы школы и вуза, связанные с воспитанием детей и молодежи. И.В. Дубровина отмечает, что «самое сложное явление в природе и социуме – человек, развитие его как личности и индивидуальности – в школе не изучается» [6]. Участие будущих педагогов в деятельности психологической службы позволяет повысить уверенность студентов в своих способностях, развить профессионально важные качества, в том числе наблюдая за поведением учеников в различных ситуациях, проводя психологический анализ урока, воспитательных мероприятий, выявляя причины трудностей в учебе, продвижения ученика в овладении им учебной деятельностью, организуя развивающие викторины, внеучебные мероприятия. Будущему учителю важно получить опыт сопровождения одаренных и высокомотивированных детей, учеников, испытывающих трудности в обучении, находящихся в трудной жизненной ситуации; сопровождения деятельности детских объединений и т.д. К психологическим условиям воспитания можно отнести следующие: гуманистическая направленность воспитателя, добровольность воспитания, поведенческая активность воспитанников, ориентация на воспитание коллектива, на реализацию возрастных и индивидуальных задач развития, учет ведущего вида деятельности, психологически грамотное использование педагогической оценки, личный пример педагога и т.д. В рамках педагогической практики студенты организуют внеклассное мероприятие, направленное на воспитание и развитие учеников («Общение в нашей жизни», «Человек в мире профессий», «Конфликты в нашей жизни», «Мой внутренний мир» и др.). При этом форма проведения мероприятия может быть самая разнообразная: классный час, развивающее занятие, викторина, мастер-класс, дебаты и т.д. Студентам предлагается провести мини-исследование по одной из актуальных проблем. Например, первые классы – проблема адаптации учащихся к школе; вторые классы – эмоциональные особенности учащихся; третьи классы – особенности познавательных процессов; четвертые классы – проблема групповой сплоченности, психологического климата в коллективе и т.д. Внимание уделяется психолого-педагогическому просвещению родителей, педагогов образовательного учреждения. Примерная тематика выступлений: «Агрессия у детей младшего школьного возраста», «Как помочь гиперактивному ребенку?», «Ребенок с трудностями в обучении. Как ему помочь?», «Особенности совладающего поведения младших школьников», «Психологические проблемы адаптации одаренных детей» и т.д. Студенты представляют материалы для выступления на педагогическом совете школы. Примерная тематика следующая: «Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья», «Психологическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания учащихся», «Психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса, «Психологические принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся» и т.д. Студенты оформляют рекомендации по теме «Как проявлять личностно-ориентированный подход к ученикам», пишут эссе «Моя ситуация успеха на практике», заполняют анкету профессионального самоопределения будущего учителя.

Таким образом, методическое обеспечение воспитательной деятельности педагога включает следующие направления: концептуальные основы воспитательной деятельности в школе, психологические особенности учащихся, задачи и направления воспитательной работы применительно к младшим школьникам, подросткам, старшеклассникам, направления развития личности и индивидуальности учащихся, формы и технологии воспитательной деятельности, инновации в воспитании и т.д.

Воспитание через целостное развитие личности и индивидуальности во внеучебной деятельности решает проблему освоения студентами не отдельных форм и направлений работы, а жизнедеятельности в целом, приобретения собственного опыта позитивных действий самоорганизации и самостановления в профессиональном окружении.

Воспитательная работа со студентами не только создает условия для самовоспитания и саморазвития студента, но и ориентирует его на будущую профессию, на работу с различными категориями детей и молодежи, на развитие их потенциальных возможностей во внеучебной деятельности. Именно в данной сфере возможно соединение социального проектирования, научно-исследовательской работы, многообразных культурных практик, выстраивание особых отношений – отношений сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания. Совершенствование профессиональной подготовки во внеучебное время будет способствовать становлению индивидуальных качеств, знаний, умений и навыков, владея которыми будущий специалист сможет эффективнее выполнять свои профессиональные обязанности.