Произошедшие в последние годы кардинальные изменения общественного сознания, нормативно-правового регламентирования системы общего, специального [1, 2] и дополнительного образования детей с ОВЗ [3, 4], проведенные научные исследованиям [5–7], положительный опыт проведения фестивалей детского творчества («Надежда», 1989; «Inclusive dance», 2013; и др.) [8–10], деятельности студий дополнительного образования (Школа № 869 и Образовательный центр на проспекте Вернадского города Москвы) позволили обобщить и систематизировать основное содержание программы дополнительного образования, направленной на начальное обучение современным бальным танцам умственно отсталых обучающихся младших школьников.
Целью нашего исследования выступила разработка содержания дополнительной адаптированной образовательной программы по начальному обучению современным бальным танцам умственно отсталых детей.
Занятия танцами способствуют формированию эстетического вкуса, представлений о прекрасном, эмоциональному познанию окружающей действительности, улучшению физического состояния, нормализации нарушенных психических процессов, являясь эффективным средством преодоления психоневрологических осложнений, поведенческих расстройств умственно отсталых обучающихся [11, 12].
Занятия современными бальными танцами способствуют развитию многих эстетических и нравственных качеств обучающихся с ОВЗ, их подготовке к социальной адаптации в обществе. Современные научные исследования в области танцевальной педагогики, в том числе специальной, передовой педагогический опыт свидетельствуют, что воспитание в процессе обучения танцам оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка с ОВЗ [13–15]. Приобщение к танцевальной культуре имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся, особенно когда участники студий дополнительного образования принимают участие во внеурочной и внешкольной деятельности (конкурсы, соревнования, смотры художественной самодеятельности и др.).
Танцевальное воспитание и развитие навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию физического развития ребенка, и способствуют формированию и становлению разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.
В работе по танцам с обучающимися с умственной отсталостью следует учитывать не только психические, но и физические особенности детей. Педагогический охранительный режим, создаваемый в образовательном процессе, включает доступность изучаемого материала, как соответствие изучаемых движений возможностям обучающихся, совершенствование баланса и координации.
Целью программы выступает необходимость формирования основ танцевальной культуры, включающей положительную мотивацию к занятиям танцами; представления о танцевальном искусстве; навыки танцевально-исполнительской деятельности; танцевально-ритмические способности (ритм, выразительность движений, готовность к воплощению в движениях эмоционального состояния и др.); танцевально-эстетический вкус.
К основным задачам дополнительной адаптированной образовательной программы можно отнести: образовательные: приобщить обучающихся с умственной отсталостью к танцевальному искусству, обучить технически правильным танцевальным движениям и развивать их танцевальные способности; сформировать устойчивый интерес к танцам; обучить эмоциональному и выразительному танцу во взаимодействии с партнером; развивать чувство ритма, собственного стиля; коррекционно-развивающие: способствовать преодолению отклонений познавательного развития; корригировать нарушения координации и движений в пространстве; предупреждать и преодолевать неадекватные формы поведения, внеситуативную повышенную эмоциональную лабильность; создавать условия для успешной социокультурной реабилитации и адаптации путем взаимодействия ребенка с умственной отсталостью с танцевальным искусством; воспитательные: формировать положительные личностные качества («баланс», уравновешенность, организованность, исполнительность, раскрепощенность, открытость) в момент исполнения танца, навыков сценического поведения, «концертного» исполнения; реализовать потребности в творческом самовыражении обучающегося с помощью занятий танцевальной деятельностью; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развитию эмоциональной отзывчивости; активизировать творческие способности; формировать чувство прекрасного на основе современного бального танца; здоровьесберегающие: создавать комфортный психологический климат, благоприятные ситуации успеха; соблюдать охранительный педагогический режим; реализовывать индивидуально-дифференцированный подход с учетом психофизических возможностей обучающихся с умственной отсталостью; укреплять сердечно-сосудистую, дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат в процессе правильной постановки тела в пространстве.
Содержание программы представлено в табл. 1.
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие (4 ч.)
Теория (2 ч.): Техника безопасности. Правила поведения в танцевальном зале.
Практика (2 ч.): Устное обсуждение правил поведения. Устный опрос по технике безопасности.
Раздел 2. Физическая подготовка
Тема 2.1. Общая физическая подготовка (36 ч.):
Теория (10 ч.): Правильная техника выполнения физических упражнений.
Практика (26 ч.): Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений на укрепление различных групп мышц.
Тема 2.2. Музыкально-ритмические игры (14 ч.):
Теория (4 ч.): Основы музыкальной грамоты. Понятия: звук, мелодия, темп, ритм, музыкальный размер. Музыкальные ритмы танцев: Медленный вальс, Ча-ча-ча, Квикстеп, Полька, Диско.
Музыкально-ритмические игры: «Повтори за мной», «Угадай танец», «Повтори ритм», «Море волнуется», «Найди свое место», «Пригласи на танец», «Созвездия», «Музыкальные стульчики».
Практика (10 ч.): Прослушивание музыкальных ритмов с «протоптыванием» и «прохлопыванием». Музыкально-ритмические игры под музыку разных ритмов.
Таблица 1
Учебно-тематический план
№ п/п |
Названия разделов/тем |
Количество часов |
Формы аттестации / контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
4 |
2 |
2 |
Устный опрос по технике безопасности |
2 |
Физическая подготовка |
||||
2.1 |
Общая физическая подготовка |
36 |
10 |
26 |
Тест |
2.2 |
Музыкально-ритмические игры |
14 |
4 |
10 |
|
2.3 |
Изучение комплекса разминки |
14 |
2 |
12 |
|
3 |
Европейская программа |
||||
3.1 |
Медленный вальс |
26 |
6 |
20 |
Показательное выступление |
3.2 |
Квикстеп |
16 |
4 |
12 |
Показательное выступление |
4 |
Латиноамериканская программа |
||||
4.1 |
Ча-ча-ча |
24 |
6 |
18 |
Показательное выступление |
4.2 |
Джайв |
10 |
2 |
8 |
|
5 |
Развивающие танцы |
||||
5.1 |
Диско |
20 |
4 |
16 |
Тест |
5.2 |
Полька |
20 |
4 |
16 |
Тест |
5.3 |
Фигурный вальс |
36 |
9 |
27 |
Показательное выступление |
6 |
Итоговое занятие |
8 |
2 |
6 |
|
Итого: |
228 |
59 |
169 |
Таблица 2
Формы контроля и оценочные материалы
Вид контроля |
Периодичность |
Формы контроля, подведения итогов реализации программы |
Используемые оценочные материалы |
Способы фиксации результатов |
Система оценивания |
Текущий контроль |
на каждом занятии |
подведение итогов занятия, контрольное упражнение или задание по теме |
контрольные задания |
фиксация результатов не предусмотрена |
оценка не предусмотрена |
Промежуточный контроль |
1 раз в 2 месяца |
выступления |
зрительская оценка |
результат фиксируется в дипломе (грамоте), выдаваемом участнику |
оценка не предусмотрена |
Итоговый контроль |
в конце каждого полугодия |
отчетный концерт для родителей и гостей |
итоговое задание, отзывы зрителей |
устное подведение итогов |
оценка по 10-балльной шкале |
Тема 2.3. Изучение комплекса разминки (14 ч.):
Теория (2 ч.): Упражнения на разогрев мышц корпуса, шеи, рук и ног, приведение их в тонус и последующее укрепление.
Практика (12 ч.): Выполнение комплекса разминки под музыку.
Раздел 3. Европейская программа
Тема 3.1. Медленный вальс (26 ч):
Теория (6 ч.): Фигуры медленного вальса: Маленький квадрат, Большой квадрат, Восьмерка, Перемены вперед, Перемены назад. Понятие линии танца. Техника исполнения фигур: подъемы и опускания, работа стопы, положение корпуса и рук.
Практика (20 ч.): Исполнение фигур под счет и под музыку. Движение по линии танца
Тема 3.2. Квикстеп (16 ч):
Теория (4 ч.): Четвертные повороты квикстепа. Техника исполнения фигуры: подъемы и опускания, работа стопы, положение корпуса и рук. Степень поворота.
Практика (12 ч.): Исполнение фигуры под счет и под музыку.
Раздел 4. Латиноамериканская программа
Тема 4.1. Ча-ча-ча (24 ч):
Теория (6 ч.): Фигуры ча-ча-ча: Основной ход, Тайм-степ, Рука в руке. Техника исполнения фигур: работа колен и стоп, положение корпуса и рук.
Практика (18 ч.): Исполнение фигур под счет и под музыку.
Тема 4.2. Джайв (10 ч):
Теория (2 ч.): Основной шаг джайва. Техника исполнения фигуры: работа колен и стоп, положение корпуса и рук.
Практика (8 ч.): Исполнение фигуры под счет и под музыку.
Раздел 5. Развивающие танцы
Тема 5.1. Диско (20 ч):
Теория (4 ч.): Комплекс фигур диско. Техника исполнения и ритм.
Практика (8 ч.): Исполнение танца под счет и под музыку.
Тема 5.2. Полька (20 ч):
Теория (4 ч.): Элементы танца Полька: Каблук-носок, Приставной шаг, Подскоки, Ладушки, Шаг польки по кругу, Прыжки. Техника исполнения фигур: работа стоп и рук, положение корпуса. Создание композиции из изученных элементов.
Практика (16 ч.): Исполнение польки под счет и под музыку.
Тема 5.3. Фигурный вальс (36 ч):
Теория (9 ч.): Композиция фигурного вальса. Работа стоп, рук и корпуса.
Практика (27 ч.): Исполнение фигурного вальса под счет и под музыку.
Раздел 5. Итоговое занятие (8 ч.)
Теория (2 ч.): Составление плана концерта. Обсуждение концертных костюмов.
Практика (6 ч.): Исполнение изученных танцев для зрителей.
Формы контроля и оценочные материалы представлены в табл. 2.
Результативность занятий определяется анализом следующих параметров: развитие двигательных навыков, координации движений, силы, скорости, выносливости, гибкости (контролируются постоянно посредством выполнения тестовых, творческих и специальных упражнений); освоение технического арсенала и основных разделов дополнительной адаптированной образовательной программы (оцениваются в ходе соревнований и отчетных концертов).
Заключение
По окончании обучения обучающимися будут достигнуты следующие личностные результаты: у обучающихся будут сформированы: эстетический вкус, эстетические потребности и чувства; интерес к обучению танцевальной деятельности, желание дальнейшего развития в выбранной сфере деятельности; организационно-волевые качества, направленные на достижения результата; уважительное и доброжелательное отношение к партнеру, способность коллективного взаимодействия в команде; метапредметные результаты: обучающиеся будут уметь: определять цель, ставить задачу, планировать свою деятельность; анализировать, классифицировать полученную информацию, делать выводы; предвосхищать и оценивать результат работы; понимать причины успеха/неуспеха собственной деятельности; осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; взаимодействовать с педагогами и другими детьми, разрешать конфликты; предметные результаты: у обучающихся будут развиты: скорость принятия решений, устойчивость внимания, память; базовые танцевальные и музыкальные способности (чувство ритма, музыкальная память); выразительность исполнения танцев и красота движений; пластичность движений, гибкость, растяжка, координация; способность к многократным повторениям; произойдет улучшение общей физической формы, укрепление мышечного аппарата тела; обучающиеся будут знать: названия базовых фигур изучаемых танцев европейской и латиноамериканской программ; основные позиции рук, положения корпуса, основные движения спортивных танцев; базовые фигуры четырех танцев европейской и латиноамериканской программ, соответствующих классу исполнительского мастерства; технику выполнения танцевальных движений, технику правильного дыхания; обучающиеся будут уметь: исполнять вариации из базовых фигур четырех танцев европейской и латиноамериканской программ по одному и в паре, под счет и под музыку; ориентироваться в пространстве помещения для танцев.