Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

STUDYING THE LEVEL OF FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF THE CADETS OF THE MILITARY UNIVERSITY

Elagina V.S. 1
1 Branch of the Military training and research center of the air Force «Air force Academy»
The author conducted a pedagogical experiment to determine the level of formation of research skills of the students of a military Academy. During the pedagogical experiment studied the attitudes and motivation of students to research activities, the need to build their research skills, as well as the level of completeness of their research skills and the willingness of students to research activities. High level of proficiency in research skills evidence of development of students ability to self-development, self-studying of problems of professional activity, readiness to make responsible decisions, creative approach to the performance of official duties. The results of the survey convinced us of the need to integrate research and training activities, providing cadets more opportunities to engage in creative research, research problems, close to the military professional.
research skills
research activity
motivation
attitude
cadet

Задачей организации образовательного процесса в военном вузе в рамках реализации ФГОС ВО должна быть подготовка компетентного специалиста, готового к различным видам военно-профессиональной деятельности: эксплуатационно-технологической, организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской, проектно-конструкторской, учебно-тренировочной и методической. В последнее время в военном вузе актуальной становится проблема организации исследовательской деятельности курсантов в системе целостного образовательного процесса вуза, как компонент профессиональной подготовки будущих офицеров. Активизация исследовательской деятельности способствует повышению качества обучения будущих офицеров, продуктивности усвоения курсантами учебного материала и осмысленного применения его на практике; подготовке к творческой деятельности в команде и социальному взаимодействию; естественному переходу учебно-познавательной в учебно-исследовательскую и позднее в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.

По мнению ученых-педагогов, исследовательская деятельность специалиста является условием его личностного развития, профессионального роста, определенного статуса, а также показателем его профессиональных способностей, уровня профессиональной компетентности, самостоятельности и ответственности. Не останавливаясь на подробном анализе различных подходов к определению сущности и содержания исследовательской деятельности, отметим, что в педагогической науке понятие «исследовательская деятельность» нашло широкое освещение.

Так, А.Н. Поддьяков рассматривает исследовательскую деятельность как метод обучения, образовательную технологию. Ценность метода исследовательской деятельности заключается в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению [1].

Н.Н. Ставринова определяет исследовательскую деятельность как деятельность субъекта образовательного процесса, базирующуюся на научной методологии по получению нового, научно обоснованного знания [2].

Научно-исследовательская деятельность студентов, по мнению Э.М. Киселевой, Г.И. Рзаевой, позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности [3].

По мнению Ж.Г. Ивановой, исследовательская работа способствует развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, повышению интереса к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности [4].

Подготовка курсантов к исследовательской деятельности предполагает организацию учебного процесса, ориентированного на самостоятельное приобретение теоретических знаний и практических умений, применение научных методов познания. В процессе выполнения учебного исследования курсант анализирует проблему, выявляет противоречия, определяет цель и задачи предстоящей исследовательской работы, выдвигает гипотезы, изучает проблему на теоретическом и практическом уровнях, систематизирует и обобщает полученные результаты, формулирует выводы. Как правило, исследовательской работой занимаются те курсанты, которые проявляют интерес к предмету, склонны к творческим исследованиям актуальных проблем данной дисциплины, к углубленному её изучению.

Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение курсанта. Она включает в себя учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, разные по своей сути и содержанию. Так, под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой курсанты приобретают необходимые навыки творческой деятельности. Научно-исследовательскую деятельность рассматриваем как поисковую деятельность научного характера, направленную на решение задач с неизвестным результатом [5].

На основе глубокого сравнительного анализа Е.М. Натырова выделила такие характерные черты научно-исследовательской деятельности, как высокий уровень развития познавательной потребности и мотивации; ориентация на практическое применение результатов научных исследований в решении актуальных проблем и др. [6].

Безусловно, эффективной исследовательская деятельность будет в том случае, если у курсантов сформированы исследовательские умения. При этом сформированные учебно-исследовательские умения выступают основой для развития научно-исследовательских умений, критического мышления, творческих способностей.

Различные научные школы предлагают различные основания для классификации исследовательских умений. Так, И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова в зависимости от направления исследовательского поиска предлагают выделять следующие группы исследовательских умений: интеллектуально-исследовательские умения, информационно-рецептивные и продуктивные умения [7].

В своем исследовании мы выделяем три группы исследовательских умений:

1) информационно-коммуникационные умения;

2) теоретико-методологические умения;

3) эмпирические умения, составляющие группу умений.

Цель исследования - установить начальный уровень сформированности исследовательских умений курсантов, а также выяснить отношение и мотивацию курсантов к исследовательской деятельности и необходимости формирования у них исследовательских умений.

Материалы и методы исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Филиале учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», г. Челябинске и включала три этапа: подготовительный, содержательно-процессуальный и контрольно-аналитический. В эксперименте приняли участие 148 курсантов 1–2 курса.

На подготовительном этапе исследования проводился констатирующий эксперимент, результаты которого позволили организовать опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование исследовательских умений и подготовку курсантов к осуществлению исследовательской деятельности.

В качестве основных методов использовались: метод самооценки уровня сформированности исследовательских умений курсантов военного вуза; анкетирование, проводимое с целью изучения ценностно-мотивационного отношения курсантов к исследовательской деятельности; изучение продуктов исследовательской деятельности курсантов; наблюдение за работой в ходе выполнения исследовательских заданий.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе анализа результатов изучения уровня сформированности у курсантов исследовательских умений были сделаны следующие выводы:

1. У более чем 50 % курсантов, принявших участие в экспериментальной работе, не сформированы или проявляются крайне редко информационно-коммуникационные умения, у 48 % данные умения достаточно сформированы и постоянно проявляются в деятельности курсанта.

2. В группе информационно-коммуникационных умений наиболее сформированными оказываются умения работать с научной и справочной литературой по проблеме исследования (75,7 %); самостоятельно осуществлять подбор литературы в соответствии с темой научной работы (57,1 %). В то же время курсанты испытывают трудности при составлении тезисов к научной статье (38,1 %), затрудняются составить библиографическое описание книги или научной статьи (14,3 %).

3. Практически не сформированными остаются теоретико-методологические умения, связанные с оформлением методологического аппарата исследования. Так, только 28,5 % курсантов умеют определять объект и предмет исследования, 38,1 % - сформулировать цель и задачи, 42,8 % - подготовить презентацию. Около 14 % курсантов могут под руководством преподавателя выдвинуть гипотезу, определить проблему и обосновать актуальность её исследования.

4. Около 11,5 % курсантов отмечают владение умениями методической группы: умеют работать с тестами, анкетами, провести простое наблюдение. При этом более 50 % курсантов отметили затруднения при проведении анализа, систематизации и обобщения полученных результатов, выбора способа их оформления, установления причинно-следственных связей.

Одним из важнейших компонентов процесса формирования исследовательских умений курсантов является мотивация к познавательной и исследовательской деятельности, которая выполняет функцию побуждения к исследовательской деятельности. Основа мотивации процесса состоит в направленности курсантов на конкретный результат проведенного ими исследования. Формой проявления мотивов к исследовательской деятельности является наличие интереса как осознанное, избирательное отношение курсанта к объекту потребности. В нашем исследовании ядром интереса, его определяющим компонентом является исследовательский компонент, включающий интеллектуальные (мыслительные) процессы, теоретические знания, достаточные для самостоятельной работы над исследовательским проектом, необходимый уровень методологической культуры, обусловленные наличием положительно-эмоциональных отношений и творческими способностями курсантов. Результаты ранжирования позволяют сделать следующие выводы:

1) курсанты 2 курса, получившие первоначальные представления об исследовательской деятельности, принявшие участие в работе конференций, научного кружка, выступавшие на занятиях с сообщениями, подготовившие реферат или статью, осознают, что каждое перечисленное качество имеет большое значение в организации и осуществлении исследовательской деятельности, и им достаточно трудно выделить из предложенного списка наиболее приоритетные качества. Тем не менее, по их мнению, первостепенное значение для исследователя имеют такие качества, как высокая мотивация к исследовательской деятельности, любознательность, целеустремленность, способность к критическому мышлению, настойчивость в достижении цели (31,3 %);

2) курсанты 1 курса приоритетными качествами считают качества, входящие в группу «Интеллект»: логика, память, опыт, способность и концентрация внимания, абстрагирование, наблюдательность, а также уверенность в своих силах и готовность рисковать (19,5 %);

3) курсанты, систематически занимающиеся в ВНОК, большое значение придают владению исследовательскими умениями и способности к восприятию новых идей, знаний, а также способности правильно формулировать проблему. Эта группа курсантов осознает, насколько важны методологические знания и умения для исследователя (27,8 %).

Побудительной силой к исследовательской деятельности должны стать потребности и мотивы будущих офицеров. Именно положительная мотивация является необходимым и важным условием включения курсантов в исследовательскую деятельность. Не менее важным является формирование у них понимания значимости исследовательской деятельности не только для учебно-познавательной деятельности, но и для военно-профессиональной деятельности в будущем. Развитие мотивации к исследовательской деятельности способствует успешной адаптации курсантов в вузе и в дальнейшем в военно-профессиональной деятельности; развитию у них инновационного, творческого мышления, умений индивидуального и коллективного принятия решений творческими методами и способами. Мотивация выступает ведущим фактором активности личности, побуждая её к деятельности, поэтому невозможно организовать продуктивную исследовательскую деятельность без знания особенностей мотивации каждого отдельного курсанта, так как в основе выполнения исследовательских проектов могут лежать совершенно разные побудительные источники действий, различные внутренние и внешние мотивы.

В связи с этим задачей нашего исследования явилось выявление мотивационно-ценностного отношения к занятиям исследовательской деятельностью. С этой целью нами было проведено анкетирование среди курсантов, проявляющих себя в каких-либо исследовательских работах: подготовка докладов, научных статей, участие в научных конференциях, конкурсах и научно-исследовательских обществах, временных творческих коллективах. Анализ результатов анкетирования курсантов показал, что:

1) более 40 % опрошенных курсантов с удовольствием и интересом занимаются исследовательской деятельностью, хотя некоторые из них сталкиваются с трудностями, связанными с большой учебной нагрузкой или затруднениями выполнения заданий исследовательского характера;

2) исследовательской деятельностью курсанты занимаются с разной целью, так, с целью написания выпускной квалификационной работы 31,6 % опрошенных; 22,4 % курсантов в качестве цели выделяют интерес к данному виду деятельности; больше 20 % считают, что занятия исследовательской деятельностью способствуют саморазвитию, повышению своего учебного и научного уровня, а также позволяют самореализоваться в коллективе, 8,1 % исследовательскую деятельность в вузе рассматривают как начальную ступень подготовки к военно-профессиональной деятельности.

На вопрос «Что побудило вас к занятиям исследовательской деятельностью?» 42,8 % респондентов назвали предложение научного руководителя; 29,6 % - потребность в познании и детальном изучении интересующей проблемы; 15,4 % - потребность в личностном росте, 12,2 % – развитие исследовательских умений. Исследовательскую деятельность курсанты определяют как: открытие нового знания (16,3 %); решение актуальных проблем науки и общества (35,7 %); детальное изучение определенной области науки (18,3 %); написание научной работы 30,6 %); деятельность человека, направленную на развитие компетенций, необходимых в определенной сфере науки (15,3 %); по мнению курсантов, исследовательская деятельность занимает важное место в военно-профессиональной деятельности (18,3 %) и способствует углублению и расширению знаний (27,6 %), способствует саморазвитию и самосовершенствованию 21,4 %); успешность и высокая эффективность исследовательской работы, по мнению курсантов, зависит от ряда условий: организации научных конференций и семинаров (62,2 %); наличие современной научно-технической базы и свободный доступ к ней (35,8 %); публикации в студенческих журналах (15,5 %); выполнение совместных с преподавателями исследовательских проектов (16,2 %) и др.

На вопрос анкеты «Что мешает вам заниматься исследовательской работой?» курсанты отметили следующие факторы: недостаток времени для исследовательской деятельности (34,7); недостаточно развитая материально-техническая база (43,8); большая учебная нагрузка (76,5); отсутствие финансовой поддержки научно-исследовательской работы курсантов (14,3). Перечисленные факторы, безусловно, не способствуют развитию мотивации, ценностного отношения к исследовательской деятельности.

Изучение мотивации курсантов к исследовательской деятельности позволило нам выделить три уровня: прагматический, когнитивный и профессионально-ориентированный. Курсанты, находящиеся на прагматическом уровне, имеют мотивацию, отражающую «выгодные» результаты, т.е. мотивация не связана с учебно-познавательной или научно-исследовательской деятельностью. Мотивы узколичностные, они направлены на получение высокой оценки на экзамене, зачете или поощрения. Курсанты этого уровня не стремятся овладеть исследовательскими умениями, так как не планируют заниматься исследовательской работой в своей профессиональной деятельности (больше 30 %). Второй уровень - когнитивный. Курсанты этого уровня положительно относятся к исследовательской деятельности, проявляют интерес, хотят овладеть исследовательскими умениями, с тем чтобы развить свои познавательные способности, овладеть методологической культурой. Использовать исследовательские навыки в профессиональной деятельности (31,9 %). Третий уровень – профессионально-ориентированный. Мотивация курсантов направлена на формирование методологической культуры, исследовательской компетенции. Движущей силой по овладению исследовательской деятельностью является достижение высоких результатов как в процессе профессиональной подготовки, так и в будущей профессиональной деятельности. Курсанты этого уровня стремятся к самостоятельному поиску, планированию деятельности, постановке экспериментов, стараясь проявить инициативу и творчество. В этом они видят возможность саморазвития и самореализации (33,5 %).

На этапе констатирующего эксперимента мы хотели выяснить, как курсанты относятся к различным научным объединениям, кружкам, временным творческим коллективам. Отвечая на данный вопрос, 32,4 % курсантов отметили необходимость организации научных обществ, кружков как необходимое условие для организации исследовательской деятельности курсантов, тем самым отметив значимость данной внеаудиторной работы для формирования исследовательских умений, развития интереса и положительной мотивации.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного анкетирования убеждают нас в необходимости интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности, предоставления курсантам больше возможности включаться в творческий поиск, исследование проблем, приближенных к военно-профессиональной деятельности; организации активного участия курсантов в различных конкурсах, студенческих форумах, конференциях, учитывая их потребности и познавательные интересы и запросы. Полученная в констатирующем эксперименте информация подтверждает гипотетическое предположение о необходимости разработки модели и педагогических условий для более эффективного формирования исследовательских умений.