Задачей организации образовательного процесса в военном вузе в рамках реализации ФГОС ВО должна быть подготовка компетентного специалиста, готового к различным видам военно-профессиональной деятельности: эксплуатационно-технологической, организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской, проектно-конструкторской, учебно-тренировочной и методической. В последнее время в военном вузе актуальной становится проблема организации исследовательской деятельности курсантов в системе целостного образовательного процесса вуза, как компонент профессиональной подготовки будущих офицеров. Активизация исследовательской деятельности способствует повышению качества обучения будущих офицеров, продуктивности усвоения курсантами учебного материала и осмысленного применения его на практике; подготовке к творческой деятельности в команде и социальному взаимодействию; естественному переходу учебно-познавательной в учебно-исследовательскую и позднее в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.
По мнению ученых-педагогов, исследовательская деятельность специалиста является условием его личностного развития, профессионального роста, определенного статуса, а также показателем его профессиональных способностей, уровня профессиональной компетентности, самостоятельности и ответственности. Не останавливаясь на подробном анализе различных подходов к определению сущности и содержания исследовательской деятельности, отметим, что в педагогической науке понятие «исследовательская деятельность» нашло широкое освещение.
Так, А.Н. Поддьяков рассматривает исследовательскую деятельность как метод обучения, образовательную технологию. Ценность метода исследовательской деятельности заключается в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению [1].
Н.Н. Ставринова определяет исследовательскую деятельность как деятельность субъекта образовательного процесса, базирующуюся на научной методологии по получению нового, научно обоснованного знания [2].
Научно-исследовательская деятельность студентов, по мнению Э.М. Киселевой, Г.И. Рзаевой, позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности [3].
По мнению Ж.Г. Ивановой, исследовательская работа способствует развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, повышению интереса к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности [4].
Подготовка курсантов к исследовательской деятельности предполагает организацию учебного процесса, ориентированного на самостоятельное приобретение теоретических знаний и практических умений, применение научных методов познания. В процессе выполнения учебного исследования курсант анализирует проблему, выявляет противоречия, определяет цель и задачи предстоящей исследовательской работы, выдвигает гипотезы, изучает проблему на теоретическом и практическом уровнях, систематизирует и обобщает полученные результаты, формулирует выводы. Как правило, исследовательской работой занимаются те курсанты, которые проявляют интерес к предмету, склонны к творческим исследованиям актуальных проблем данной дисциплины, к углубленному её изучению.
Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение курсанта. Она включает в себя учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, разные по своей сути и содержанию. Так, под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой курсанты приобретают необходимые навыки творческой деятельности. Научно-исследовательскую деятельность рассматриваем как поисковую деятельность научного характера, направленную на решение задач с неизвестным результатом [5].
На основе глубокого сравнительного анализа Е.М. Натырова выделила такие характерные черты научно-исследовательской деятельности, как высокий уровень развития познавательной потребности и мотивации; ориентация на практическое применение результатов научных исследований в решении актуальных проблем и др. [6].
Безусловно, эффективной исследовательская деятельность будет в том случае, если у курсантов сформированы исследовательские умения. При этом сформированные учебно-исследовательские умения выступают основой для развития научно-исследовательских умений, критического мышления, творческих способностей.
Различные научные школы предлагают различные основания для классификации исследовательских умений. Так, И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова в зависимости от направления исследовательского поиска предлагают выделять следующие группы исследовательских умений: интеллектуально-исследовательские умения, информационно-рецептивные и продуктивные умения [7].
В своем исследовании мы выделяем три группы исследовательских умений:
1) информационно-коммуникационные умения;
2) теоретико-методологические умения;
3) эмпирические умения, составляющие группу умений.
Цель исследования - установить начальный уровень сформированности исследовательских умений курсантов, а также выяснить отношение и мотивацию курсантов к исследовательской деятельности и необходимости формирования у них исследовательских умений.
Материалы и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Филиале учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», г. Челябинске и включала три этапа: подготовительный, содержательно-процессуальный и контрольно-аналитический. В эксперименте приняли участие 148 курсантов 1–2 курса.
На подготовительном этапе исследования проводился констатирующий эксперимент, результаты которого позволили организовать опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование исследовательских умений и подготовку курсантов к осуществлению исследовательской деятельности.
В качестве основных методов использовались: метод самооценки уровня сформированности исследовательских умений курсантов военного вуза; анкетирование, проводимое с целью изучения ценностно-мотивационного отношения курсантов к исследовательской деятельности; изучение продуктов исследовательской деятельности курсантов; наблюдение за работой в ходе выполнения исследовательских заданий.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе анализа результатов изучения уровня сформированности у курсантов исследовательских умений были сделаны следующие выводы:
1. У более чем 50 % курсантов, принявших участие в экспериментальной работе, не сформированы или проявляются крайне редко информационно-коммуникационные умения, у 48 % данные умения достаточно сформированы и постоянно проявляются в деятельности курсанта.
2. В группе информационно-коммуникационных умений наиболее сформированными оказываются умения работать с научной и справочной литературой по проблеме исследования (75,7 %); самостоятельно осуществлять подбор литературы в соответствии с темой научной работы (57,1 %). В то же время курсанты испытывают трудности при составлении тезисов к научной статье (38,1 %), затрудняются составить библиографическое описание книги или научной статьи (14,3 %).
3. Практически не сформированными остаются теоретико-методологические умения, связанные с оформлением методологического аппарата исследования. Так, только 28,5 % курсантов умеют определять объект и предмет исследования, 38,1 % - сформулировать цель и задачи, 42,8 % - подготовить презентацию. Около 14 % курсантов могут под руководством преподавателя выдвинуть гипотезу, определить проблему и обосновать актуальность её исследования.
4. Около 11,5 % курсантов отмечают владение умениями методической группы: умеют работать с тестами, анкетами, провести простое наблюдение. При этом более 50 % курсантов отметили затруднения при проведении анализа, систематизации и обобщения полученных результатов, выбора способа их оформления, установления причинно-следственных связей.
Одним из важнейших компонентов процесса формирования исследовательских умений курсантов является мотивация к познавательной и исследовательской деятельности, которая выполняет функцию побуждения к исследовательской деятельности. Основа мотивации процесса состоит в направленности курсантов на конкретный результат проведенного ими исследования. Формой проявления мотивов к исследовательской деятельности является наличие интереса как осознанное, избирательное отношение курсанта к объекту потребности. В нашем исследовании ядром интереса, его определяющим компонентом является исследовательский компонент, включающий интеллектуальные (мыслительные) процессы, теоретические знания, достаточные для самостоятельной работы над исследовательским проектом, необходимый уровень методологической культуры, обусловленные наличием положительно-эмоциональных отношений и творческими способностями курсантов. Результаты ранжирования позволяют сделать следующие выводы:
1) курсанты 2 курса, получившие первоначальные представления об исследовательской деятельности, принявшие участие в работе конференций, научного кружка, выступавшие на занятиях с сообщениями, подготовившие реферат или статью, осознают, что каждое перечисленное качество имеет большое значение в организации и осуществлении исследовательской деятельности, и им достаточно трудно выделить из предложенного списка наиболее приоритетные качества. Тем не менее, по их мнению, первостепенное значение для исследователя имеют такие качества, как высокая мотивация к исследовательской деятельности, любознательность, целеустремленность, способность к критическому мышлению, настойчивость в достижении цели (31,3 %);
2) курсанты 1 курса приоритетными качествами считают качества, входящие в группу «Интеллект»: логика, память, опыт, способность и концентрация внимания, абстрагирование, наблюдательность, а также уверенность в своих силах и готовность рисковать (19,5 %);
3) курсанты, систематически занимающиеся в ВНОК, большое значение придают владению исследовательскими умениями и способности к восприятию новых идей, знаний, а также способности правильно формулировать проблему. Эта группа курсантов осознает, насколько важны методологические знания и умения для исследователя (27,8 %).
Побудительной силой к исследовательской деятельности должны стать потребности и мотивы будущих офицеров. Именно положительная мотивация является необходимым и важным условием включения курсантов в исследовательскую деятельность. Не менее важным является формирование у них понимания значимости исследовательской деятельности не только для учебно-познавательной деятельности, но и для военно-профессиональной деятельности в будущем. Развитие мотивации к исследовательской деятельности способствует успешной адаптации курсантов в вузе и в дальнейшем в военно-профессиональной деятельности; развитию у них инновационного, творческого мышления, умений индивидуального и коллективного принятия решений творческими методами и способами. Мотивация выступает ведущим фактором активности личности, побуждая её к деятельности, поэтому невозможно организовать продуктивную исследовательскую деятельность без знания особенностей мотивации каждого отдельного курсанта, так как в основе выполнения исследовательских проектов могут лежать совершенно разные побудительные источники действий, различные внутренние и внешние мотивы.
В связи с этим задачей нашего исследования явилось выявление мотивационно-ценностного отношения к занятиям исследовательской деятельностью. С этой целью нами было проведено анкетирование среди курсантов, проявляющих себя в каких-либо исследовательских работах: подготовка докладов, научных статей, участие в научных конференциях, конкурсах и научно-исследовательских обществах, временных творческих коллективах. Анализ результатов анкетирования курсантов показал, что:
1) более 40 % опрошенных курсантов с удовольствием и интересом занимаются исследовательской деятельностью, хотя некоторые из них сталкиваются с трудностями, связанными с большой учебной нагрузкой или затруднениями выполнения заданий исследовательского характера;
2) исследовательской деятельностью курсанты занимаются с разной целью, так, с целью написания выпускной квалификационной работы 31,6 % опрошенных; 22,4 % курсантов в качестве цели выделяют интерес к данному виду деятельности; больше 20 % считают, что занятия исследовательской деятельностью способствуют саморазвитию, повышению своего учебного и научного уровня, а также позволяют самореализоваться в коллективе, 8,1 % исследовательскую деятельность в вузе рассматривают как начальную ступень подготовки к военно-профессиональной деятельности.
На вопрос «Что побудило вас к занятиям исследовательской деятельностью?» 42,8 % респондентов назвали предложение научного руководителя; 29,6 % - потребность в познании и детальном изучении интересующей проблемы; 15,4 % - потребность в личностном росте, 12,2 % – развитие исследовательских умений. Исследовательскую деятельность курсанты определяют как: открытие нового знания (16,3 %); решение актуальных проблем науки и общества (35,7 %); детальное изучение определенной области науки (18,3 %); написание научной работы 30,6 %); деятельность человека, направленную на развитие компетенций, необходимых в определенной сфере науки (15,3 %); по мнению курсантов, исследовательская деятельность занимает важное место в военно-профессиональной деятельности (18,3 %) и способствует углублению и расширению знаний (27,6 %), способствует саморазвитию и самосовершенствованию 21,4 %); успешность и высокая эффективность исследовательской работы, по мнению курсантов, зависит от ряда условий: организации научных конференций и семинаров (62,2 %); наличие современной научно-технической базы и свободный доступ к ней (35,8 %); публикации в студенческих журналах (15,5 %); выполнение совместных с преподавателями исследовательских проектов (16,2 %) и др.
На вопрос анкеты «Что мешает вам заниматься исследовательской работой?» курсанты отметили следующие факторы: недостаток времени для исследовательской деятельности (34,7); недостаточно развитая материально-техническая база (43,8); большая учебная нагрузка (76,5); отсутствие финансовой поддержки научно-исследовательской работы курсантов (14,3). Перечисленные факторы, безусловно, не способствуют развитию мотивации, ценностного отношения к исследовательской деятельности.
Изучение мотивации курсантов к исследовательской деятельности позволило нам выделить три уровня: прагматический, когнитивный и профессионально-ориентированный. Курсанты, находящиеся на прагматическом уровне, имеют мотивацию, отражающую «выгодные» результаты, т.е. мотивация не связана с учебно-познавательной или научно-исследовательской деятельностью. Мотивы узколичностные, они направлены на получение высокой оценки на экзамене, зачете или поощрения. Курсанты этого уровня не стремятся овладеть исследовательскими умениями, так как не планируют заниматься исследовательской работой в своей профессиональной деятельности (больше 30 %). Второй уровень - когнитивный. Курсанты этого уровня положительно относятся к исследовательской деятельности, проявляют интерес, хотят овладеть исследовательскими умениями, с тем чтобы развить свои познавательные способности, овладеть методологической культурой. Использовать исследовательские навыки в профессиональной деятельности (31,9 %). Третий уровень – профессионально-ориентированный. Мотивация курсантов направлена на формирование методологической культуры, исследовательской компетенции. Движущей силой по овладению исследовательской деятельностью является достижение высоких результатов как в процессе профессиональной подготовки, так и в будущей профессиональной деятельности. Курсанты этого уровня стремятся к самостоятельному поиску, планированию деятельности, постановке экспериментов, стараясь проявить инициативу и творчество. В этом они видят возможность саморазвития и самореализации (33,5 %).
На этапе констатирующего эксперимента мы хотели выяснить, как курсанты относятся к различным научным объединениям, кружкам, временным творческим коллективам. Отвечая на данный вопрос, 32,4 % курсантов отметили необходимость организации научных обществ, кружков как необходимое условие для организации исследовательской деятельности курсантов, тем самым отметив значимость данной внеаудиторной работы для формирования исследовательских умений, развития интереса и положительной мотивации.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного анкетирования убеждают нас в необходимости интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности, предоставления курсантам больше возможности включаться в творческий поиск, исследование проблем, приближенных к военно-профессиональной деятельности; организации активного участия курсантов в различных конкурсах, студенческих форумах, конференциях, учитывая их потребности и познавательные интересы и запросы. Полученная в констатирующем эксперименте информация подтверждает гипотетическое предположение о необходимости разработки модели и педагогических условий для более эффективного формирования исследовательских умений.