Постановка проблемы. Связь с важными научными заданиями
Вопрос развития института подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации волнует сообщество всех стран мира. Формирование и развитие творческого потенциала научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации связано с функционированием социального института, который является составляющей системы высшего образования. В последнее десятилетие в странах СНГ происходит практическая фаза по реформированию развития образования в приоритетном направлении и интеграции в европейское образовательное пространство [1, 2]. Современная подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации через адъюнктуру основывается на целевом подходе, который четко определяет направление подготовки за видом профессиональной деятельности, а именно научным или научно-педагогическим. В результате возникает вариативный парадокс при смене вида деятельности вследствие недостаточного уровня развитости методологической культуры.
Рис. 1. Ключевые проблемы и противоречия
Начиная с 2007 г. автор действительного исследования обратил внимание на необходимость качественного улучшения данной системы через подготовку аспирантов (адъюнктов). Безусловно, сегодняшние аспиранты (адъюнкты) завтра – ученые и преподаватели. Они станут качественным методологическим фундаментом трансляции новых и устоявшихся знаний от поколения к поколению. Спустя некоторое время интуитивное исследование претерпевало изменения до утверждения темы диссертационного исследования автора [3]. В связи с этим возникает необходимость решения частного научного задания исследования, по уяснению влияния сформированной методологической культуры научного руководителя на ее качество трансляции в дальнейшем.
Анализ последних исследований и публикаций по направлению исследования
Анализ авторефератов и диссертаций позволил нам обнаружить ряд пробелов и выяснить причины возникновения проблемы. Поэтому на сегодняшний день отсутствует решение этого частного научного задания. Следовательно, что это логически обусловило необходимость исследования в этом направлении развития методологической культуры [3].
Анализ причин возникновения проблемы
Результат представлен на рис. 1.
Во-первых, в 1920–2017 гг. не происходило качественного развития института аспирантуры (адъюнктуры), в чем легко убедиться, исследовав 5 направление и путь П № 5.1. Все время происходило лишь усиление действующих требований Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК). Даже с внедрением Болонского процесса в систему высшего образования наблюдалось опоздание его ввода в адъюнктуру.
Во-вторых, отсутствуют системные исследования и сравнения из раньше известными.
В-третьих, в отличие от программ подготовки адъюнктов за целевым подходом, который приводит к появлению множественного числа социальных и экономических противоречий, в решении которых нуждается неотложная реформа системы высшего военного образования.
Отмеченную проблему № 1 невозможно решить в рамках ранее принятых концепций и реформ, о чем свидетельствует современное состояние дела и подтверждается мнением С.К. Булгакова и А.И. Субетто [4, с. 224–240] относительно реформы образования: «...реформы, объявленные в постсоветский период, должны были, как предполагалось, существенно изменить и образовательную сферу, подняв ее до уровня развитых западных стран. Был принят ряд законов об образовании, утверждены образовательные стандарты и т.д. Однако практические результаты проводимых образовательных реформ многими исследователями этой проблемы признаются малоэффективными, что видно из целого ряда публикаций последних лет». Таким образом, С.К. Булгаков и А.И. Субетто, и с ними согласны авторы работы [5], предсказывают, что общая канва изменяется на государственном уровне, а вот дальше на технологическом уровне все происходит на стереотипном старом фундаменте, который не отвечает современному глобальному вызову К-парадигмы. Поэтому нужно осуществлять новый поиск решения проблемы изменять концептуальную систему взглядов, концепцию.
Формирование целей статьи
Обосновать, концептуальный путь решения создавшихся проблем в образовании в XXI веке через создание психолого-педагогических условий, благоприятно влияющих на развитие методологической культуры молодых ученых.
Результат исследования. Обоснование необходимости решения проблемы концептуальным подходом
Концепция – это система взглядов, принципов в любой отрасли, на основе которых решаются проблемы. Это дало возможность выстроить структуру стадий и этапов фазы проектирования, подчинив ее общей логике организации процесса производительной практической деятельности. Предыдущие ученые решали лишь частичные научные задания в части, касающейся формирования отдельных компетентностей или культуры. В этой связи мы учитываем их наработку и недостатки.
Цель реализации Концепции развития методологической культуры адъюнктов заключается: в ориентировании субъектов управления системой образования (Министерство образования и науки, Департамент военного образования, науки Министерства обороны (МО) в поиске научно обоснованного направления, путей и способов перехода системы профессиональной подготовки адъюнктов от ЗУН к компетентностной (К) и культурологической (КТ) парадигмы в условиях развития и модернизации системы высшего образования; обосновании педагогической системы подготовки адъюнктов на принципах методологической культуры.
Определение оптимального направления решения проблемы на основе сравнительного анализа концепций
Ключевые направления, пути решения создавшихся проблем в образовании в XXI веке, приведены в таблице. Предложенная структура и классификация основывается на исследованиях [6].
Ключевыми направлениями решения проблемы (рис. 2) является: № 1 «Без модернизации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации на базе ЗУН-парадигмы»; № 2 «Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации на базе ЗУН-парадигмы»; № 3 «Модернизация систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и переход от ЗУН к К-парадигме»; № 4 «Развитие систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и переход от К-парадигмы к КТ-парадигме»; № 5 «Поиск перспективных направлений развития систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации». Оптимальным направлением решения проблемы является логичное избирание направления № 4 «Развитие систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и переход от К-парадигмы к КТ-парадигме», поскольку другие направления являются, как показала практика, тупиковыми.
Пути и способы решения проблемы в концепции наглядно поданы на рис. 3, перечислим их: П № 1.1. Консервативный; Ш № 1.2. Формирование опыта; Ш № 1.3. Формирование профессиональной готовности; П № 2.1. Совершенствование системы подготовки научных и научно педагогических кадров высшей квалификации; П № 3.1. Формирование компетентности; П № 3.2. Развитие компетентности; П № 4.1. Формирование методологической культуры; П № 4.2. Развитие методологической культуры; П № 5.1. Рефлексивный; П № 5.2. Поиск проблемных направлений; П № 5.3. Поиск перспективных направлений. Поскольку кандидаты к вступлению в адъюнктуру имеют высшее военное образование и владеют сформированной системой знаний, умений, навыков, а также владеют определенным уровнем компетентности, то учебу в адъюнктуре уместно рассматривать как процесс их профессионального развития. Поэтому в исследовании [7] мы избираем путь № 2 «Развитие методологической культуры» у адъюнктов и таким образом на основании принципов ПРК-12 – культуросоответствия; ПРК-13 – единства общей и методологической культуры; ПРК-14 – проектирования личностной траектории развития внедряется рядом с К-парадигмой КТ-парадигма.
Экспериментальные результаты были опубликованные ранее в работе [7], где представлен положительный эффект, поэтому их выкладку мы опускаем.
Выводы из исследования
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
– проводимые исследование во времени и пространстве можно рассматривать как попытку отыскать оптимальные пути развития института высшего образования методом «проб и ошибок»;
– экспериментальным путем научное сообщество исследовало возможные пути и подошло к идее о необходимости развития у человека методологической культуры как высшей формы их профессионального становления, мудрости. И, как следствие, необходимости перехода от К-парадигмы в КТ-парадигме, которая позволит разрешить сложившиеся проблемы в образовании в XXI веке.
Рис. 2. Ключевыми направлениями решения проблемы
Рис. 3. Пути и способы решения проблемы в концепции
Ключевые направления, пути решения создавшихся проблем в образовании в XXI веке
Направление |
Путь |
Способы |
Направление научных исследований (ННИ) |
Н № 1 |
П № 1.1 |
№ 1 |
Усиление требований Высшей Аттестационной Комиссии |
№ 2 |
№ 1 «Повышение эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
||
№ 3 |
№ 2 «Исследования педагогических условий подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
||
№ 4 |
№ 3 «Обоснование системы оценивания эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
||
П № 1.2 |
№ 1 |
№ 4 «Формирование профессионального опыта у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
|
П № 1.3 |
№ 1 |
№ 5 «Развитие профессиональной готовности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации к профессиональной деятельности» |
|
Н № 2 |
П № 2.1 |
№ 1 |
№ 6 «Совершенствование военной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
Н № 3 |
П № 3.1 |
№ 1 |
№ 7 «Формирование профессиональной компетентности у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
№ 2 |
№ 8 «Формирование методологической компетентности у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
||
П № 3.2 |
№ 1 |
№ 9 «Развитие методологической компетентности у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
|
Н № 4 |
П № 4.1 |
№ 1 |
№ 10 «Исследования по обоснованию дефиниции методологической культуры на философском уровне» |
№ 2 |
№ 11 «Формирование методологической культуры у учителя» |
||
№ 3 |
№ 12 «Формирование методологической культуры у педагога» |
||
№ 4 |
№ 13 «Формирование методологической культуры у педагога-музыканта» |
||
№ 5 |
№ 14 «Формирование методологической культуры у педагога-исследователя» |
||
№ 6 |
№ 15 «Формирование методологической культуры у преподавателя» |
||
№ 7 |
№ 16 «Формирование методологической культуры у студентов» |
||
№ 8 |
№ 17 «Формирование методологической культуры у офицеров» |
||
№ 9 |
№ 18 «Формирование профессиональной культуры адъюнктов» |
||
П № 4.2 |
№ 1 |
№ 19 «Развитие методологической культуры у адъюнктов, аспирантов, научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
|
Н № 5 |
П № 5.1 |
№ 1 |
№ 20 «Анализ исторического развития систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
П № 5.2 |
№ 1 |
№ 21 «Проблемы современной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и для потребностей Вооруженных сил» |
|
П № 5.3 |
№ 1 |
№ 22 «Поиск перспективных направлений совершенствования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» |
Реализация концепции на практике даст возможность руководству университета обеспечить: выполнение требований по качественной подготовке адъюнктов и гарантировать образовательно-научный уровень выпускника адъюнктуры; подтвердить готовность выпускника адъюнктуры к самостоятельной организации всех видов творческой профессиональной деятельности в условиях вариативной деятельности.
Научная новизна
Впервые получена обоснованная «Концепция развития методологической культуры адъюнктов». Концепция предназначена для научного обоснования предложений по дальнейшему развитию института адъюнктуры в направлении компетентно-культурологической парадигмы подготовки адъюнктов, которые будут отвечать образовательно-научному уровню «Доктор философии» с качественным развитием у них методологической культуры, необходимой им для трансляции своим ученикам находясь в роли научного руководителя.