Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL CULTURE – A CONCEPTUAL WAY OF EDUCATION OF YOUNG SCIENTISTS

Kozubtsov I.N. 1
1 Military Institute of Telecommunications and Information
The purpose of the article is justification of the concept of development of methodological culture of adjuncts. The author identifies the many problems that solved in the concept and analysis of their causes, is reasonably necessary for their solution conceptual approach. The optimal solution of the problem based on comparative analysis of the concepts. The selected path and the way to solve the problems of development of methodological culture of adjuncts in the concept. Also, defines the tasks of implementation of the concept in the dissertation study and practice, as well as the expected results from the implementation of the concept. It is established that the qualitative development of methodological culture of adjuncts is achieved through the relationship of the supervisor to the scientific and educational support of adjuncts. Implementation of the concept will enable the University management to ensure: compliance with the requirements for quality training of adjuncts and to ensure educational and scientific level of the graduate of postgraduate studies; confirm the readiness of the graduate of postgraduate studies for self-organization of all types of creative professional activity in the conditions of variable activities.
adjunct
graduate student
concept
development
methodological culture

Постановка проблемы. Связь с важными научными заданиями

Вопрос развития института подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации волнует сообщество всех стран мира. Формирование и развитие творческого потенциала научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации связано с функционированием социального института, который является составляющей системы высшего образования. В последнее десятилетие в странах СНГ происходит практическая фаза по реформированию развития образования в приоритетном направлении и интеграции в европейское образовательное пространство [1, 2]. Современная подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации через адъюнктуру основывается на целевом подходе, который четко определяет направление подготовки за видом профессиональной деятельности, а именно научным или научно-педагогическим. В результате возникает вариативный парадокс при смене вида деятельности вследствие недостаточного уровня развитости методологической культуры.

koz1.wmf

Рис. 1. Ключевые проблемы и противоречия

Начиная с 2007 г. автор действительного исследования обратил внимание на необходимость качественного улучшения данной системы через подготовку аспирантов (адъюнктов). Безусловно, сегодняшние аспиранты (адъюнкты) завтра – ученые и преподаватели. Они станут качественным методологическим фундаментом трансляции новых и устоявшихся знаний от поколения к поколению. Спустя некоторое время интуитивное исследование претерпевало изменения до утверждения темы диссертационного исследования автора [3]. В связи с этим возникает необходимость решения частного научного задания исследования, по уяснению влияния сформированной методологической культуры научного руководителя на ее качество трансляции в дальнейшем.

Анализ последних исследований и публикаций по направлению исследования

Анализ авторефератов и диссертаций позволил нам обнаружить ряд пробелов и выяснить причины возникновения проблемы. Поэтому на сегодняшний день отсутствует решение этого частного научного задания. Следовательно, что это логически обусловило необходимость исследования в этом направлении развития методологической культуры [3].

Анализ причин возникновения проблемы

Результат представлен на рис. 1.

Во-первых, в 1920–2017 гг. не происходило качественного развития института аспирантуры (адъюнктуры), в чем легко убедиться, исследовав 5 направление и путь П № 5.1. Все время происходило лишь усиление действующих требований Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК). Даже с внедрением Болонского процесса в систему высшего образования наблюдалось опоздание его ввода в адъюнктуру.

Во-вторых, отсутствуют системные исследования и сравнения из раньше известными.

В-третьих, в отличие от программ подготовки адъюнктов за целевым подходом, который приводит к появлению множественного числа социальных и экономических противоречий, в решении которых нуждается неотложная реформа системы высшего военного образования.

Отмеченную проблему № 1 невозможно решить в рамках ранее принятых концепций и реформ, о чем свидетельствует современное состояние дела и подтверждается мнением С.К. Булгакова и А.И. Субетто [4, с. 224–240] относительно реформы образования: «...реформы, объявленные в постсоветский период, должны были, как предполагалось, существенно изменить и образовательную сферу, подняв ее до уровня развитых западных стран. Был принят ряд законов об образовании, утверждены образовательные стандарты и т.д. Однако практические результаты проводимых образовательных реформ многими исследователями этой проблемы признаются малоэффективными, что видно из целого ряда публикаций последних лет». Таким образом, С.К. Булгаков и А.И. Субетто, и с ними согласны авторы работы [5], предсказывают, что общая канва изменяется на государственном уровне, а вот дальше на технологическом уровне все происходит на стереотипном старом фундаменте, который не отвечает современному глобальному вызову К-парадигмы. Поэтому нужно осуществлять новый поиск решения проблемы изменять концептуальную систему взглядов, концепцию.

Формирование целей статьи

Обосновать, концептуальный путь решения создавшихся проблем в образовании в XXI веке через создание психолого-педагогических условий, благоприятно влияющих на развитие методологической культуры молодых ученых.

Результат исследования. Обоснование необходимости решения проблемы концептуальным подходом

Концепция – это система взглядов, принципов в любой отрасли, на основе которых решаются проблемы. Это дало возможность выстроить структуру стадий и этапов фазы проектирования, подчинив ее общей логике организации процесса производительной практической деятельности. Предыдущие ученые решали лишь частичные научные задания в части, касающейся формирования отдельных компетентностей или культуры. В этой связи мы учитываем их наработку и недостатки.

Цель реализации Концепции развития методологической культуры адъюнктов заключается: в ориентировании субъектов управления системой образования (Министерство образования и науки, Департамент военного образования, науки Министерства обороны (МО) в поиске научно обоснованного направления, путей и способов перехода системы профессиональной подготовки адъюнктов от ЗУН к компетентностной (К) и культурологической (КТ) парадигмы в условиях развития и модернизации системы высшего образования; обосновании педагогической системы подготовки адъюнктов на принципах методологической культуры.

Определение оптимального направления решения проблемы на основе сравнительного анализа концепций

Ключевые направления, пути решения создавшихся проблем в образовании в XXI веке, приведены в таблице. Предложенная структура и классификация основывается на исследованиях [6].

Ключевыми направлениями решения проблемы (рис. 2) является: № 1 «Без модернизации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации на базе ЗУН-парадигмы»; № 2 «Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации на базе ЗУН-парадигмы»; № 3 «Модернизация систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и переход от ЗУН к К-парадигме»; № 4 «Развитие систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и переход от К-парадигмы к КТ-парадигме»; № 5 «Поиск перспективных направлений развития систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации». Оптимальным направлением решения проблемы является логичное избирание направления № 4 «Развитие систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и переход от К-парадигмы к КТ-парадигме», поскольку другие направления являются, как показала практика, тупиковыми.

Пути и способы решения проблемы в концепции наглядно поданы на рис. 3, перечислим их: П № 1.1. Консервативный; Ш № 1.2. Формирование опыта; Ш № 1.3. Формирование профессиональной готовности; П № 2.1. Совершенствование системы подготовки научных и научно педагогических кадров высшей квалификации; П № 3.1. Формирование компетентности; П № 3.2. Развитие компетентности; П № 4.1. Формирование методологической культуры; П № 4.2. Развитие методологической культуры; П № 5.1. Рефлексивный; П № 5.2. Поиск проблемных направлений; П № 5.3. Поиск перспективных направлений. Поскольку кандидаты к вступлению в адъюнктуру имеют высшее военное образование и владеют сформированной системой знаний, умений, навыков, а также владеют определенным уровнем компетентности, то учебу в адъюнктуре уместно рассматривать как процесс их профессионального развития. Поэтому в исследовании [7] мы избираем путь № 2 «Развитие методологической культуры» у адъюнктов и таким образом на основании принципов ПРК-12 – культуросоответствия; ПРК-13 – единства общей и методологической культуры; ПРК-14 – проектирования личностной траектории развития внедряется рядом с К-парадигмой КТ-парадигма.

Экспериментальные результаты были опубликованные ранее в работе [7], где представлен положительный эффект, поэтому их выкладку мы опускаем.

Выводы из исследования

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– проводимые исследование во времени и пространстве можно рассматривать как попытку отыскать оптимальные пути развития института высшего образования методом «проб и ошибок»;

– экспериментальным путем научное сообщество исследовало возможные пути и подошло к идее о необходимости развития у человека методологической культуры как высшей формы их профессионального становления, мудрости. И, как следствие, необходимости перехода от К-парадигмы в КТ-парадигме, которая позволит разрешить сложившиеся проблемы в образовании в XXI веке.

koz2.wmf

Рис. 2. Ключевыми направлениями решения проблемы

koz3.wmf

Рис. 3. Пути и способы решения проблемы в концепции

Ключевые направления, пути решения создавшихся проблем в образовании в XXI веке

Направление

Путь

Способы

Направление научных исследований (ННИ)

Н № 1

П № 1.1

№ 1

Усиление требований Высшей Аттестационной Комиссии

№ 2

№ 1 «Повышение эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

№ 3

№ 2 «Исследования педагогических условий подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

№ 4

№ 3 «Обоснование системы оценивания эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

П № 1.2

№ 1

№ 4 «Формирование профессионального опыта у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

П № 1.3

№ 1

№ 5 «Развитие профессиональной готовности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации к профессиональной деятельности»

Н № 2

П № 2.1

№ 1

№ 6 «Совершенствование военной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

Н № 3

П № 3.1

№ 1

№ 7 «Формирование профессиональной компетентности у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

№ 2

№ 8 «Формирование методологической компетентности у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

П № 3.2

№ 1

№ 9 «Развитие методологической компетентности у научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

Н № 4

П № 4.1

№ 1

№ 10 «Исследования по обоснованию дефиниции методологической культуры на философском уровне»

№ 2

№ 11 «Формирование методологической культуры у учителя»

№ 3

№ 12 «Формирование методологической культуры у педагога»

№ 4

№ 13 «Формирование методологической культуры у педагога-музыканта»

№ 5

№ 14 «Формирование методологической культуры у педагога-исследователя»

№ 6

№ 15 «Формирование методологической культуры у преподавателя»

№ 7

№ 16 «Формирование методологической культуры у студентов»

№ 8

№ 17 «Формирование методологической культуры у офицеров»

№ 9

№ 18 «Формирование профессиональной культуры адъюнктов»

П № 4.2

№ 1

№ 19 «Развитие методологической культуры у адъюнктов, аспирантов, научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

Н № 5

П № 5.1

№ 1

№ 20 «Анализ исторического развития систем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

П № 5.2

№ 1

№ 21 «Проблемы современной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и для потребностей Вооруженных сил»

П № 5.3

№ 1

№ 22 «Поиск перспективных направлений совершенствования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»

 

Реализация концепции на практике даст возможность руководству университета обеспечить: выполнение требований по качественной подготовке адъюнктов и гарантировать образовательно-научный уровень выпускника адъюнктуры; подтвердить готовность выпускника адъюнктуры к самостоятельной организации всех видов творческой профессиональной деятельности в условиях вариативной деятельности.

Научная новизна

Впервые получена обоснованная «Концепция развития методологической культуры адъюнктов». Концепция предназначена для научного обоснования предложений по дальнейшему развитию института адъюнктуры в направлении компетентно-культурологической парадигмы подготовки адъюнктов, которые будут отвечать образовательно-научному уровню «Доктор философии» с качественным развитием у них методологической культуры, необходимой им для трансляции своим ученикам находясь в роли научного руководителя.