Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE FORMATION OF PERFORMING SKILLS IN THE ETHNOMUSICOLOGY OF EDUCATION IN SECONDARY AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Sushkova L.N. 2, 1 Graschenko A.G. 2, 1 Kotikova T.I. 2
1 Children’s music school № 5
2 State Budgetary Educational Institution оf Higher Professional Education «Belgorod state Institute of Аrts and Сulture»
Developed over a large period of time the variety of creative directions to creative teams and individual artists working in the direction of folk-song and folklore, require a special approach in the formation of competent professionals ethnomusicology sphere. In this article, the authors of the article considers main principles of development of the stage skills of the students in the music education institutions in the direction of folk-song and folklore from the position of formation of the main tasks of the educational process; given the possible directions of professional activity of future graduates of musical and socio-cultural institutions of secondary and higher education; a refined relationship skills graduates with forming in the educational process competencies on the example of the Federal state educational standard of higher education in the direction of training 53.03.04 the Art of folk singing (undergraduate level); describes the experience of formation stage of the creative skills in the Belgorod region.
ethnomusicology education
competence
concerts
stage

Огромный спектр направлений деятельности выпускников учреждений среднего и высшего музыкального образования требует должного уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций, без которых не может состояться высококвалифицированный музыкант, хормейстер, педагог.

В общем ряду основополагающих компетенций выпускников направления подготовки «Искусство народного пения» следует выделить способности обучающихся:

а) осознавать специфику народного музыкального искусства как вида творческой деятельности в культурно-историческом контексте;

б) демонстрировать артистизм, творческую свободу самовыражения, исполнительское мастерство, сценическую культуру;

в) создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения с учётом жанра, стиля, исполнительского направления и осуществлять его сценическую постановку для реализации различных целей профессиональной деятельности [1].

Успешная сформированность вышеназванных компетенций обусловлена качественным содержанием дисциплин профессионального цикла, среди которых особое значение имеют дисциплины, дающие обучающимся навыки творческой сценической деятельности, целью которых является формирование активного восприятия произведений народной музыки посредством познания драматургии музыкальных произведений.

В ходе освоения таких дисциплин обучающиеся должны:

– знать жанрово-видовую специфику музыкального фольклора, классические законы сцены, выразительные средства драматического искусства для решения того или иного замысла;

– уметь обосновать и выразить главную мысль музыкального произведения, его идею, музыкально-поэтическое содержание, контекст, жанр, форму, средства художественной выразительности (словесные, инструментальные, пластические, игровые и т.д.);

– владеть знаниями в области всех компонентов режиссуры и постановки (музыкальный материал, народная хореография, народный костюм, планировка сцены, её оформление).

Фольклор – это сложное, многогранное и богатое явление, где изначально соединены в единое целое такие виды искусства, как музыкальное, хореографическое, вербальное, театральное.

На протяжении всей истории формирования русской нации музыкальный фольклор, а именно – песенное искусство, являлся национальной основой культуры народа. Основной проблемой сегодняшнего дня является размывание основ естественного воспроизведения и трансляции традиционной культуры на всех её уровнях. Обусловлено это сменой социально-экономических основ общества и его культурных ориентиров [2, 3].

Государственные программы, нацеленные на сохранение традиционной культуры России, не могут в полной мере пробудить у общества потребность в контакте с национальными культурными основами. Большую роль здесь играет то, кто именно на местах решает данную проблему на уровне творческих единиц (отдельных исполнителей, или коллективов) – трансляторов национального нематериального достояния.

Для работы с образцами традиционного фольклора сегодня, несмотря на сложные социально-экономические условия, демонстрируется большой спектр творческих направлений, начиная с воссоздания коллективами и отдельными исполнителями аутентичных образцов и заканчивая обработкой и переложением традиционного фольклора. Выбор направления здесь зависит от следующих причин, среди которых качественный состав коллектива, стаж его деятельности, основная творческая задача, квалификация педагога (руководителя), состояние материально-технической базы и др.

К сегодняшнему времени в народно-певческой практике сложились и укрепились следующие основные исполнительские направления: фольклорный ансамбль, народный хор, ансамбль песни и танца, солист-исполнитель [4].

Анализ творческих единиц, работающих в направлении народно-песенного искусства и фольклора, показал, что их можно условно разделить на три типа по творческим предпочтениям:

– аутентичные коллективы и исполнители;

– коллективы и отдельные исполнители, работающие в направлении реконструкции аутентичного фольклора;

– коллективы и отдельные исполнители, работающие с переработанным материалом (аранжировками, обработками) и авторскими произведениями в народно-песенном стиле.

Вышеперечисленные народно-певческие коллективы могут иметь статус учебный, самодеятельный, профессиональный. Они могут различаться по следующим признакам: национальные, половозрастные, жанровые, социально-демографические, количественные и др. Такое разнообразие сложилось не единовременно, оно имеет свою историю возникновения и развития [5].

Сложившееся за большой период времени многообразие творческих направлений творческих коллективов и отдельных исполнителей, работающих в направлении народно-песенного искусства и фольклора, требуют особого профессионального подхода в процессе трансляции их творчества, а именно в вопросе включения образцов их искусства в концертные программы.

Анализ научной литературы выявляет неуклонный интерес к изучению вопроса подготовки профессионалов в сфере культуры (Н.К. Бакланова, Е.Н. Коренева, С.И. Курганский, П.Е. Решетников, Г.М. Цыпин, Е.Л. Яковлева и др.). В решении поставленных задач важное место на современном этапе развития профессионального образования отводится компетентному подходу в формировании процесса обучения [6].

Наш интерес связан с учебными коллективами, призванными дать обучающимся навыки работы в различных направлениях народно-песенного искусства. Необходимость разностороннего развития творческих навыков обучающихся связана с современными требованиями рынка труда, где особое значение имеет конкурентоспособность молодого специалиста – выпускника вуза, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по профилю деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, профессиональной и социальной мобильности, владеющего заданной суммой компетенций.

Подобный подход не только структурирует процесс обучения, но также модернизирует в соответствии с требованиями сегодняшнего времени. Он подразумевает как смещение с обучающей деятельности педагога на познавательную деятельность студента, так и переход от информативных к активным формам обучения, позволяющим активизировать мыслительную деятельность обучающихся, таким, как включение в их учебную работу элементов научного поиска, проблемности, различных видов самостоятельной деятельности, а также профессиональную ориентацию ценностных представлений обучающихся [7].

Основные требования образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» (уровень бакалавриата), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 связаны со следующими направлениями профессиональной деятельности выпускников: руководство народно-певческими творческими коллективами различного уровня (профессиональными, учебными, самодеятельными); музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; просветительство в области музыкального искусства и культуры; административную работу в учреждениях культуры и искусства [8].

Отдельного внимания заслуживает воспитание сценических навыков, связанных как с собственной концертной деятельностью обучающегося и выпускника, так и с руководством творческим коллективом и отдельными исполнителями.

Подобная работа в рамках образовательного процесса в направлении искусства народного пения может проводиться как в рамках самого процесса обучения, во время выполнения учебной программы, так и во внеурочное время в непосредственной творческой деятельности обучающихся, участвующих в концертных программах для различной зрительской аудитории.

Здесь необходимо обозначить, что подразумевается под понятием «концертная программа». В данном случае, концертной программой принято называть систематизированную программу выступления, имеющую определённую фабулу и объединяющую отдельные концертные номера по заданным режиссёром или руководителем принципам.

Концертные программы, в зависимости от условий, определяются режиссёром или руководителем творческого коллектива, или отдельным исполнителем, выполняющим функции режиссёра собственного концертного мероприятия. При этом концертные программы могут быть малой и крупной формы (от одного-двух номеров и более), иметь различную структуру (блочную, тематическую, со сквозным развитием, на основе художественного сюжета и др.), могут быть основаны на творчестве одного коллектива / исполнителя или объединять выступления разных творческих единиц и направлений.

Любое концертное выступление, вне зависимости от качества его подготовки – стресс для исполнителя, особенно если на сцену выходит неопытный артист. Зачастую короткие концертные выступления в идеале заставляют исполнителя максимально мобилизоваться, настроиться на выступление. Но, если исполнитель в силу неопытности не может справиться с волнением, часто концертный номер может быть реализован хуже, чем планировалось. Частая практика не вполне удачных выступлений может, в зависимости от базовых личностных качеств, сформировать у обучающегося либо комплекс неудачника, либо поверхностное отношение к качеству своей работы.

При участии же в большой концертной программе своего направления искусства творческий коллектив / отдельный исполнитель может наиболее полно реализовать свой профессиональный потенциал, включая в программы произведения разных жанров. При этом более продолжительная работа на сцене даёт возможность обучающимся в полной мере адаптироваться к своей роли концертного исполнителя, лучше справиться с волнением, что позволяет более ярко раскрыть свой профессиональный потенциал.

В дальнейшем положительный опыт такой концертной работы в больших концертных программах не только позволит перенести его на короткие концертные выступления, но и научит более комфортному психологическому самочувствию в любых выступлениях перед аудиторией.

Сегодня наиболее популярными становятся программы, посвящённые определённым праздникам, или датам, куда включаются концертные номера не только народно-песенного и фольклорного направления, но и выступления артистов иных жанров творчества. Это требует от коллектива / исполнителя, работающего в направлении народно-песенного искусства и фольклора, включения в концертную программу наиболее выигрышных концертных номеров, которые наверняка понравятся даже не подготовленному зрителю. Если подобная практика является регулярной, этот фактор, при всех своих положительных сторонах, может негативно сказаться на профессиональном уровне коллектива, который вынужден будет существенно ограничивать свой репертуар произведениями, простыми для понимания, не несущими в себе особой воспитательной и просветительской функции.

Но наиболее полно коллектив / исполнитель, работающие в направлении народно-песенного искусства и фольклора, могут проявить себя в условиях творческих встреч и фестивалей, посвящённых народной культуре, где есть возможность вынести творческое действо за пределы концертной площадки. Такая практика особенно полезна для эффективного профессионального роста обучающихся, так как фестивальные мероприятия, как правило, предполагают не только собственно концертные выступления, но также участие в творческих лабораториях, совместный обмен опытом с другими коллективами и исполнителями. Все эти мероприятия проходят в теплой дружественной обстановке, располагающей к общению, что даёт возможность участникам коллективов более ярко раскрыть свои профессиональные навыки и умения, а также почерпнуть знания сверх программы обучения.

На территории Белгородской области многие годы плодотворно функционируют три регулярных фестиваля:

– фестиваль народности и исторических реконструкций «Маланья» (проводится на территории Прохоровского поля – третьего ратного поля России в этнографической деревне – парке регионального значения «Ключи» с 2013 г. С 2016 г. устроители фестиваля «Маланья» (Центр молодежных инициатив Белгородской области) учредили проведение праздника не только летом, но и зимой, с реконструкцией зимних обрядов, приуроченных к Святкам);

– Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» (проводится с 1997 г. в селе Хотмыжск, расположенном в 10 километрах от украинской границы, проходит раз в два года, в первые недели осени на самой высокой точке села, на берегу Ворсклы, возле восстановленного храма Воскресения Христова, куда собираются фольклорные ансамбли и народно-певческие коллективы из Беларуси, Украины, Польши (2005 г.), России. Для участия в данном фестивале приглашаются исполнители, основу репертуара которых составляют традиции, раскрывающие подлинную народную культуру своей территории) [9, c. 112];

– Межрегиональный фольклорный фестиваль «Лето красное», который проводится с 2000 г. в с. Холки Чернянского района Белгородской области во время празднования Троицы, с чем связано наличие в мероприятиях православной тематики, к примеру утро Троицкого дня фестиваля начинается с Божественной литургии в храме Свято-Троицкого монастыря, которую совершает архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: продолжается действо на лугу, неподалёку от местной достопримечательности – Свято-Троицкого монастыря, расположенного в Холковских пещерах.

Именно в условиях участия в фестивалях подобного уровня каждый народно-певческий коллектив / исполнитель имеет возможность наиболее полно проявить своё творческое мастерство, показать уровень вокально-исполнительской культуры, определить перспективы своего дальнейшего творческого роста.

Участие в этих фестивалях стало традиционным для творческих коллективов Белгородской области, и в том числе студенческих коллективов Белгородского государственного института искусств и культуры, реализующего программы среднего и высшего этномузыкального образования.

В условиях работы средних и высших музыкальных образовательных учреждений в цикле прохождения практики возможно применить полученные навыки в концертной деятельности обучающихся, что выражается в участии в праздничных концертных мероприятиях различного уровня, а также в профессиональных фестивалях и конкурсах. Обучающийся при этом может выступать и как отдельный исполнитель, и как участник коллектива малой или крупной формы, а также в качестве руководителя творческого коллектива, подготовив собственную концертную программу под руководством своего педагога.

Во всех перечисленных вариантах концертная деятельность в этом случае требует от обучающихся и их педагогов не просто демонстрации полученных музыкальных певческих навыков, но также умения адаптироваться к различным концертным площадкам, умения преодолевать форс-мажорные ситуации, возникающие в процессе выступления, профессиональной выносливости, что в сумме позволяет получить опытного концертного исполнителя, конкурентоспособного на современном рынке труда.