Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE ROLE OF EDUCATION IN OVERCOMING THE PROBLEMS CULTURE OF COMMUNICATION AND INTERACTIONS

Tsaran А.А. 1 Kamysheva О.V. 1 Velikanova S.S. 1 Plotnikova Е.B. 1
1 Magnitogorsk State Technical University
The article is devoted to the problem of actualization in the modern Russian society of the intellectual culture values (verbal, written, telecommunication) of communication and interaction by means of humanitarian universities. The analysis of the reasons and effects often lately encountered the immoral attitudes of the population towards the Internet, the alignment freedom of intellectual activities to its social space management has been made. A certain indifference of the respondents to this satisfaction has been revealed. Due to it their household and professional communicative behavior become insufficient in the criteria of intellectual culture. Among these criteria the authors highlight the following: vigilance of the population, its intellectual property (ideas, texts, research); patriotism in the safeguarding of domestic intellectual culture tolerance towards human samples; correctness in everyday and professional communication and interaction. They are the priority subjects of control of its cultural component, distributors, intellectual (communication) values in the society.
humanitarian education
intellectual culture
intellectual socialization
communication and interaction

Современное человеческое общество, в том числе и российское, по причине очевидной массовой индифферентности к качеству устных, письменных и телекоммуникационных форм общения и взаимодействий испытывает множество проблем в виде далеко не безопасных, во многом неэтичных и чаще всего весьма неэстетичных (в общем, бескультурных) массовых коммуникаций. Люди стали мало отдавать себе отчет в том, каковы последствия попустительского к этому отношения, недооценки факторов своевременного и полноценного устранения коммуникативных проблем, в лучшем случае считая это задачей отдельной общественной группы – интеллектуалов, интеллигентов, ученых, педагогов, преподавателей образовательных учреждений, работников и руководителей специализированных творческих, проектных организаций и научных лабораторий. Однако в обществе информационном – активных информационных обменов – разве это не должно касаться большинства?

Наблюдения исследователей в направлении информационно-коммуникационной (она же интеллектуальная) культуры масс, социализации информационно-коммуникационного опыта большинства, вообще информационно-коммуникационной деятельности и ее продукции позволили утверждать следующее:

1) современный социум функционирует в условиях проблем повышенно манипулятивной информатизации (нередко превращает информацию из средства коммуникации в оружие; демонстрирует тенденцию усиления искусственно создаваемых телекоммуникационных конфликтов и кибератак [1, 2];

2) в межличностном познании современных людей, в их общении и понимании друг друга снижен показатель позитивности [3–5];

3) тот или иной социум недоучитывает нравственные аспекты умственного и коммуникативного процессов [6, 7];

4) при продаже живого интеллектуального продукта торговым представителям сферы услуг недостает эффективности в показателях применения методов и задач социально-этического маркетинга [3, 8 ,9];

5) делопроизводители допускают в профессии ошибки, неточности, влекущие за собой издержки профессионального выполнения обязанностей, связанных с официальными текстами, нормативными актами, документами предприятий и организаций [10];

6) проблемы устной, письменной и телекоммуникационной культуры замечены в ораторских, поисково-аналитических, проектно-творческих, информационных; в бытовых и профессиональных формах социального общения и взаимодействий; они находят свое место в образовании, в процессах потребления учащейся молодежью некачественного интеллектуального продукта; могут иметь место при выполнении задач участия молодежи в научных дискуссиях, во время подготовки, выполнения и защиты, а затем поиска потребителей исследовательских и творческих разработок и проектов [11].

Такому социуму свойственна (а сегодня она и жизненно необходима) потребность не только в образованных, но в и культурных субъектах:

а) способных к полноценному (культуросообразному) опредмечиванию и распредмечиванию ценностей общения и взаимодействия;

б) готовых к полноценным, но безопасным коммуникациям, к эффективному, но рациональному использованию идей и текстов в актах восприятия и отражения информации, в актах творчества, делового контактирования и т.д.

Разумеется, такое обстоятельство имеет ряд объективных причин, первоочередными из которых можно назвать:

а) по-прежнему усиливающуюся дистанцию между культурой в широком смысле и цивилизацией;

б) увеличивающееся противоречие между восприятием интеллектуальной, в том числе коммуникативной деятельности как основного в XXI веке средства достижения целей (индивида, группы, организации, общества) и ее недоиспользованием как мощного в идеале регулятора общественных отношений, в том числе при коррекции коммуникативных проблем социально-культурной среды;

в) всеобщую тенденцию развития безынициативного восприятия массами низкого качества товаров и услуг, видов деятельности, форм существования.

Вместе с тем оно (обстоятельство потребности общества в культурных людях) и не исключает возможности подойти ко всему этому как к научной педагогической проблеме и исследовать с точки зрения, например, научной и практической гуманитаристики, в том числе с точки зрения роли гуманитарных вузов в следующем:

– актуализации сначала в поведении студентов, а затем и в массах ценностей (культуры) безопасной и гигиеничной, патриотичной, толерантной и корректной интеллектуальной (устной, письменной и телекоммуникационной) деятельности;

– признании этих вузов основными субъектами решения коммуникативных проблем в их устной, письменной и телекоммуникационной формах;

– необходимости разработки и эффективной реализации методик решения коммуникативных проблем социума;

– учете и контроле массовых реакций на решение коммуникативных проблем социума.

Каким же конкретным образом гуманитарные вузы могут повлиять на решение проблем устной, письменной и телекоммуникационной культуры общения и взаимодействий большинства членов современного российского общества?

Прежде всего, это внедрение в образовательный процесс этих вузов задачи и методики организованной интеллектуальной социализации студентов, конечным этапом которой является совокупность сформированных у студентов признаков интеллектуальной культуры, реально воплощаемых в формах бытовой и профессиональной, внутри- и межгрупповой, устной, письменной и телекоммуникации.

Кроме того, это усиление установки гуманитарных вузов на выпуск студентов, готовых к качественному и профессиональному регулированию коммуникативных проблем социума.

При проведении экспериментальных наблюдений за состоянием интеллектуальной (коммуникативной) культуры в гуманитарных вузах современной России была выявлена такая же, как и в обществе в целом проблема частичной – не массовой, но явно социально опасной индифферентности респондентов к коммуникативным ценностям. Был обнаружен невысокий (чаще средний и еще чаще – низкий) уровень готовности к максимально активному, а главное, контролируемому использованию этих ценностей:

– в различных вариациях межсубъектного общения студентов;

– в групповом решении учебных задач той или иной сложности;

– в работе с классическими и новыми, в том числе новейшими информационными источниками и т.п.

Это не вполне достаточно выраженная готовность к использованию:

– грамотной и понятной речи;

– предусмотрительного, объективного и корректного анализа, сравнения, обобщения процессов и явлений;

– обоснованных методов выбора и применения, кодирования и декодирования информации;

– общих правил гигиены умственного и коммуникативного труда.

Актуализация у обучающихся этих вузов социальной составляющей их коммуникативной деятельности стала целью эксперимента по апробации методики интеллектуальной социализации путем воздействия на чувство ответственности перед собой и обществом:

а) за качество своего интеллектуального труда в его устной, письменной и телекоммуникационной формах;

б) за способность к объективной оценке чужого интеллектуального труда в его устной, письменной и телекоммуникационной формах;

в) за инициативность или безынициативность в своевременных и эффективных обличительных действиях относительно некачественной интеллектуальной (устной, письменной и телекоммуникационной) продукции или деятельности.

Поскольку речь здесь идет о культуре как о системообразующем элементе и конечном этапе процесса интеллектуальной социализации сначала студентов, а затем и широких слоев общества, то поясним сказанное и обозначим соответствующие границы этого и смежных с ним понятий.

Культура – это человеческая (социальная) деятельность с позиции ее ценностной, процессуальной, предметной и результативной определенности [12, с. 211]. Одной из интерпретаций культуры как социально обусловленной интеллектуальной, в том числе коммуникативной, деятельности выступает теория когнитивной социологии – науки, призываемой рассматривать любое научное явление в контексте конкретной социально-культурной среды, с позиции ее конкретных традиций и ценностей, перспектив и ожиданий будущего. Этому есть свои объяснения:

а) в теории критического рационализма, призывающей сами общества: к тщательной выбраковке из интеллектуальной продукции ложной и опасной;

б) в разъяснениях аксиологических оснований научной деятельности для индивида, группы и широкой общественности;

в) в определении места понятия об аргументации в ее социальных значениях как ключевого для делового общения и взаимодействий.

Исходя из этого, интеллектуальную культуру как студентов, так и широких слоев общества можно воспринимать как мощное средство регуляции общественного спокойствия, если в процессе любой, например, коммуникативной деятельности:

1) не в теории, а на практике актуализируется ее аксиологическая составляющая;

2) у ее субъектов в отношении к объектам проявлена конкретная и мощная, но адекватная критическая позиция;

3) выявляются и учитываются потребности социально-культурной среды, а удовлетворение этих потребностей носит отчетливо выраженный развивающий эти потребности и эту среду характер.

На достижение цели организованной интеллектуальной социализации студентов, направленной на коррекцию состояния общественных коммуникаций, в ходе специально проводимого эксперимента был направлен целый арсенал педагогических средств.

Прежде всего, это средства интеллектуального воспитания обучающихся (активизация идей воспитывающего обучения):

– формирование привычек аккуратного обращения с объектами интеллектуального труда (предусмотрительно внимательного, нарочито избирательного, не допускающего халатности в отношении к источникам информации, к текстам, к авторству и т.д.);

– формирование мотивов адекватного требованиям интеллектуальной культуры поведения в поступках, мыслях, действиях (соблюдение общепринятых ограничений в изъяснениях или рассуждениях, в составлении текстов или применении источников, в защите или опровержении авторства и т.д.);

– формирование готовности к социально значимым интеракциям – к совместному творчеству, к групповым разработкам и проч. (демонстрация применимости умений командной работы, составления коллективных текстов, коллективной обработки источников, защиты или опровержения соавторства и т.д.).

Кроме того, это средства интеллектуального самоменеджмента обучающихся (активизация идей самоконтроля, самоорганизации и самопрезентации в обучении):

– развитие навыков высококонтролируемого самоуправления интеллектуальным ресурсом (адекватной и объективной самооценки достижений и ошибок интеллектуальной деятельности);

– развитие навыков самопрезентации интеллектуальных способностей и продуктов (распространение информации о собственных интеллектуальных достижениях и потенциале во внешней среде, демонстрация интеллектуальной конкурентоспособности);

– развитие навыков превращения интеллектуального ресурса в интеллектуальный капитал, приносящий субъекту общественное признание, востребованность, как следствие, доход (активное использование попыток сбыть продукцию интеллектуального труда, распространить информацию о нем во внешней среде).

Наконец, это средства педагогики открытия перспектив обучающихся (активизация идей акмеологии в обучении):

– построение маршрутов индивидуального интеллектуального самосовершенствования (карт ожидаемых изменений и средств их достижения в информационно-коммуникационных компетенциях);

– построение маршрутов освоения навыков общественно полезного интеллектуального взаимодействия (карт ожидаемых изменений и средств их достижения в компетенциях о практической применимости продуктов как индивидуального, так и коллективного интеллектуального труда);

– построение маршрутов продвижения по ступеням моральной зрелости в интеллектуальной деятельности и взаимодействиях, овладения «нравственными аспектами умственного труда» [4, 5] (карт ожидаемых изменений и средств их достижения в компетенциях об этике интеллектуального труда).

Экспериментальная проверка эффектов реализации педагогических условий и средств организованной интеллектуальной социализации обучающихся в гуманитарном вузе показала наличие ожидаемого результата и позволила утверждать следующее:

1) интеллектуальная социализация обучающихся возможна при акцентуации всех образовательных взаимодействий на воспитательных и развивающих, в том числе акмеологических и управленческих задачах индивида, установки его жизнедеятельности и коммуникаций на защиту в обществе нравственности;

2) интеллектуальная социализация обучающихся необходима для снижения остроты проблем информационно-коммуникационного контроля его эффективности и безопасности, повышения качества общения и взаимодействий, идей и текстов, разработок, проектов и прочее;

3) интеллектуальная социализация обучающихся направлена на применение противодействия, нейтрализацию получивших в последнее время широкое распространение многочисленных интеллектуальных провокаций, открытых и скрытых интеллектуальных в целом и коммуникативных в частности преступлений, конфликтов, кибератак и т.п.

Основным общим выводом проведенной нами экспериментальной работы по созданию педагогических условий и достижению эффектов организованной интеллектуальной социализации обучающихся в гуманитарном вузе с целью овладения адресатом навыками опредмечивания и распредмечивания интеллектуальных ценностей, а главное – общественно полезного и безопасного использования этих навыков на практике в ораторской, поисково-аналитической и проектно-творческой деятельности является убеждение в том, что этот тип социализации имеет непосредственную связь с явлениями интеллектуальной культуры, признаки которой в обществе сегодня частично размыты, частично игнорируются, частично не используются в качестве регулятора общественной жизни (хотя бы в интеллектуальных сообществах). Соответственно, именно актуализация ценностей интеллектуальной культуры, нарочитое, повсеместное и активное возведение их в культ посредством высококомпетентного, квалифицированного и этически оправданного опредмечивания и распредмечивания носителями являются средством интеллектуальной социализации личности, в том числе обучающихся в гуманитарном вузе.

Убеждение в том, что таким образом общество получает возможность вырастить поколение ответственных, активных и инициативных, а также разумных и бдительных интеллектуалов – основной ориентир воспитательной работы в гуманитарном вузе, сверхзадача и ведущая стратегия образовательного взаимодействия.