Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

A COMPREHENSIVE STUDY OF THE CULTURAL HERITAGE OF THE PEOPLES OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) THROUGH THE EDUCATIONAL PROGRAM «NATIVE LAND POLYPHONY» IN THE CONTEXT OF SUMMER CAMP

Nikolaeva I.I. 1
1 Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article is devoted to the study of the problems of increasing the spiritual and moral sphere, the language and creative competence of younger adolescents and the expansion of their interest in the spiritual heritage and culture of the indigenous peoples of the North. The urgency of studying this problem is determined by the need for moral, aesthetic and spiritual development of the younger generation. The author, on the basis of an analysis of scientific positions and methodological developments, reveals the features of a comprehensive study of the cultural heritage of the peoples of the Sakha Republic (Yakutia) through an educational program: «Native land polyphony» in the conditions of a summer camp. Emphasizes that moral and aesthetic education on the basis of the culturological approach in the conditions of summer camps is one of the most effective forms, since it promotes the development of socialization and the realization of schoolchildren by including them in a specifically significant research cultural and creative activity.
complex research
junior teenager
spiritual and cultural heritage of the peoples of the Republic of Sakha
summer camp

Современный мир насыщен информационными технологиями. В этих условиях резко снижается интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, искусству, повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.

Актуальность проблемы определена необходимостью нравственно-эстетического и духовного развития подрастающего поколения. Нравственно-эстетическое и духовное воспитание относится к области художественно-этнической и духовной культуры народа. Исследование культурологической направленности в условиях летнего лагеря актуально для детей, проживающих в промышленном Нерюнгринском районе республики Саха (Якутия), история которого связана со строительством Южно-Якутского угольного комплекса. Город Нерюнгри находится в географическом отдалении по территориальным особенностям в республике, и многие школьники, и даже взрослые, имеют слабое представление о культуре, истории и традициях коренных народов, проживающих в республике.

Необходимость социально-культурной деятельности, направленной на использование национальных и культурных традиций в образовательном процессе учебных заведений, подчеркивается в работах А.Н. Афанасьева, М.М. Атласовой, М.А. Ариарского, Г.Н. Волкова, В.Н. Гурова, И.С. Портнягина, М.В. Слесарь, Т.П. Степановой, Е.Ю. Стрельцовой и других исследователей. По мнению М.М. Атласовой, через краеведческие мероприятия школьник учится ценить свой родной край как частицу Отечества, приобщается к народным традициям, обычаям, формируется как гражданин и патриот [1]. Использование этнокультурного подхода как источника формирования национально-ориентированного содержания образования, как отмечает М.В. Слесарь, способствует приобщению детей к познанию родного языка, истории, литературы, воспитанию в детях чувства патриотизма, преданности и любви к своему народу и родине, формированию у них дружеских отношений ко всем народам и расширению знаний об их культуре [2].

Знакомство младших подростков с фольклором, литературой и искусством народов Севера поможет расширить сведения об особенностях современного полиэтнического мира и трепетно относиться не только к своей, но и чужой уникальной культуре. Нравственно-эстетическое воспитание на основе культурологического подхода в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую исследовательскую культурологическую и творческую деятельность.

Комплексное исследование культурного наследия народов республики Саха (Якутия) в летнем лагере дневного пребывания реализуется посредством образовательной программы «Родной земли многоголосье». При составлении образовательной программы использовались научные положения и методические разработки М.Т. Гоголевой [3], А.А. Григорьевой, М.И. Баишевой [4], И.И. Николаевой [5, 6], В.Ю. Сузукей [7] и др.

Основные ценностные ориентиры образовательной программы:

– восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, уважение истории и культуры каждого народа, проживающего в республике Саха (Якутия);

– воспитание учащихся в духе ценностей демократического общества;

– воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности деятельности человека, уникальности и неповторимости каждого народа, его культуры, религиозных и научных взглядов, эстетического восприятия.

Образовательная программа по комплексному исследованию культурного наследия народов республики Саха предполагает проводить занятия с практическим и творческим уклоном.

Программа «Родной земли многоголосье» ориентирована на передачу культурного опыта народов Севера Республики Саха (Якутия) как духовного источника и способа развития целостного мировосприятия посредством синтеза литературы, танцевального жанра, ритмики, пластики движений и включает в себя следующие направления: «Литературная гостиная», «Мир искусства».

Целями образовательной программы являются:

– целостное восприятие мира и обогащение эмоционально-творческой сферы школьников;

– воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого гражданина, укорененного в духовных культурных традициях;

– приобщение школьников к нравственно-этическим ценностям, т.е. общее развитие, расширение кругозора школьников;

– воспитание гражданственности, основанной на знании, понимании и уважении культурных, нравственных и эстетических ценностей других народов.

Задачи:

– художественно-эстетическое просвещение школьников, закладывающее теоретические и ценностные основы нравственной культуры личности посредством знакомства с художественными произведениями, искусством танцевального жанра народов Севера, рассказывающими о суровом северном крае и раскрывающими особенности истории, традиций и культуры коренного населения республики Саха (Якутия);

– формирование потребности общения с книгой и искусством, интерес к культуре народов малой родины, страны;

– развитие познавательной активности личности и способности к творческому преобразованию и созиданию;

– развитие понимания особенностей образного языка произведений литературы, музыки, танца;

– развитие умения организовать свою деятельность, навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;

– воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование представлений об эстетических ценностях и идеалах;

– овладение знаниями в области танцевального искусства, развитие моторно-двигательной пластики тела, гибкости, правильной осанки, а также танцевальности, музыкальности и живости восприятия мира;

– формирование потребности в эстетическом самообразовании и самовоспитании, ориентированной на самосовершенствование личности.

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы:

– повышение духовно-нравственной сферы личности, развитие языковой и творческой компетентности;

– расширение интереса к духовному наследию литературы, искусства и культуры;

– освоение рациональных приемов и навыков работы со, справочной литературой, с художественными текстами;

– проявление интереса к творческой деятельности, самовыражению, целе-устремленности, настойчивости в достижении результата;

– уважение к традициям своего и других народов;

– расширение литературного, музыкального и художественного кругозора – общекультурного пространства.

Результаты обучения и воспитания по образовательной программе фиксируются не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в поведенческих и жизненных нормах, которые проявляются в повседневной жизни учащихся.

Пути реализации программы:

– сотрудничество с учреждениями культуры;

– организованная система КТД;

– сотрудничество с отделом краеведческой национальной литературы городской библиотеки;

– проектно-исследовательская работа;

– сотрудничество с музеем, организация и проведение экскурсий;

– художественные выставки, конкурсы, фестивали.

Основные формы работы: поэтические и песенно-танцевальные мастерские, театрализованное представление, тематические конкурсы, викторины, вернисажи, тематические вечера, встречи с интересными людьми, лекционные занятия, беседы, диалоги, проектирование, конкурсы, практикумы, экскурсии по литературно-историческим местам, участие в творческих конкурсах и фестивалях.

Методы, применяемые на занятиях: проблемно-поисковый, исследовательский, творческий, наглядный (иллюстрация, демонстрация, мультимедийная презентация), игровой и др.

Структура и содержание программы (разделы, виды деятельности) «Родной земли многоголосье»

Таблица 1

Направление «Литературная гостиная»

п/п

Наименование разделов

Тема занятия

Методы и приемы работы

Количество занятий

1

2

3

4

5

1

Введение. Традиции, обычаи, обряды и праздники народов Республики Саха (Якутия)

Виртуальный экскурс

Республика Саха (Якутия) – многонациональный регион Российской Федерации

Знакомство с программой образовательной программы «Родной земли многоголосье».

Лекция-визуализация; беседа; наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, мультимедийная презентация).

Выставка книг, фотоповестей по теме «Якутия – мой край»

1

Национальные обычаи, праздники, игры и игрушки коренных народов Якутии

Наглядный метод: мультимедийная презентация, беседа.

Игровой и творческий методы: настольные игры (хабылык, хаамыска, тыксаан); якутские подвижные игры и национальные игры коренных народов Севера

1

Национальные костюмы коренных народов Якутии

Беседа.

Исследовательский метод (изучение роли одежды в природно-климатических условиях Якутии по материалам книг В.В. Серошевского «Якуты»; Р.С. Гаврильевой «Одежда народа Саха конца 17–середины 18 века»; Б.Ф. Неустроева «Узоры и орнаменты саха»).

Выступление школьников на тему: «Характерные особенности национальных костюмов народов Якутии».

Проектная деятельность: «Мастерская: создание эскиза современного костюма в национальном стиле»

1

Я и культура

Посещение учреждений культуры: театра, музея г. Нерюнгри.

Выполнение творческих заданий: подготовка видеофильма, выступления (по выбору): «Культура и быт народов Якутии», «Якутские настольные игры», «Игры народов Севера», «Народные художественные промыслы народов Якутии», «Праздники и обряды народов Севера», «Национальная кухня коренных народов Якутии» и др.

1

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

2

Эпические сказания народов Севера

Волшебные мифы, сказания снежного края

Наглядный метод: мультимедийная презентация; беседа о героическом эпосе – олонхо.

Чтение и обсуждение якутских сказаний: «Богатырь на гнедом коне», «Подвиги богатырей Срединного мира», «Мифология народов Якутии», «Исторические предания и рассказы якутов», «Якутские волшебные сказки о Нюргуне, стремительном, светлом витязе» и др.

1

Якутский героический эпос – олонхо

Словесный и наглядный методы, исследование структуры и сюжета героического эпоса – по мотивам олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур – Стремительный».

Чтение и обсуждение отрывков из олонхо; просмотр и обсуждение видеоспектакля эпоса «Эр соготох»

1

Ожившие герои олонхо

Творческая мастерская: изготовление из бумаги кукол-героев олонхо; подготовка и защита презентационного материала «Загадочный мир олонхо»

1

Встречи с исполнителями олонхо

Выступление олонхосутов.

Вернисаж: «Страна олонхо» (выставка рисунков, поделок)

1

3

Устное народное творчество народов Якутии

Сказочный калейдоскоп (якутские народные сказки и сказки народов Севера)

Знакомство с эвенкинской, эвенской, юкагирской и якутской сказками.

Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, мультимедийная презентация).

Выставка книг и рисунков «Мир сказок земли Олонхо»

1

По таинственным тропам сказок

Чтение и обсуждение сказок народов Севера. Исследовательский метод (изучение жанров, композиции, сюжета и секрета сказки)

1

Путешествие по народным сказкам

Игры-соревнования:

литературная викторина «Внимательный читатель»;

брейн-ринг «Знатоки сказок»;

карнавал сказочных героев

1

Удивительный мир сказок

Инсценировка народных сказок.

Творческие конкурсы: конкурс «Герб любимой сказки»; конкурс своей литературной сказки: «К нам пришёл сказочник»

1

4

Литература северных народов на русском языке

Писатели Земли Олонхо

Нескучная классика

Выставка-вернисаж произведений якутских писателей;

Доклады школьников о творчестве писателей Якутии («Классики якутской литературы: П.А. Ойунский, А.И. Софронов, А.Е. Кулаковский, Н.Д. Неустроев»). «Классики литературы народов Севера» (Юрий Рытхэу, Владимир Санги, Григорий Ходжер, Семен Курилов, Гаврил Курилов – Улуро Адо, Юван Шесталов, В.С. Кейметинов-Баргачан и др.)

1

Экскурсия в библиотеку «В мире книг»

Беседа, диалог-размышление, дискуссии, обсуждения на тему: «Почему стоит читать книги?»;

выставка книг-новинок

1

Новости с книжной полки

Чтение рассказов Д.К. Сивцева, Н.Г. Золотарёва – Н. Якутского, Н.Е. Мордвинова, С.П. Данилова, А.И. Гоголевой – А. Ленской, М.Д. Ефимова и др. (Составление читательского дневника: краткая биография автора, название произведения, краткое содержание, впечатления о прочитанных произведениях).

Проблемно-поисковый метод (исследовать и обобщить информацию о памятниках героям литературных произведений якутских авторов)

1

Своя игра

Литературная слайд-игра по произведениям писателей Якутии

1

5

Поэзия Якутии

И слышится поэтов волнующее слово

Устный журнал «Пою Якутию родную» по поэзии С.П. Данилова, Л.А. Попова, И.М. Гоголева, П.Н. Тобурокова, В.М. Новикова – Кюннюк Урастырова и др.

1

Вечер поэтического настроения

Конкурс чтецов – чтение стихов, отрывков из прозаического произведения с использованием музыкального сопровождения

1

Литературная жизнь Нерюнгринского района:

«В городе моем – моя судьба»

Лекция-визуализация; беседа, мультимедийная презентация; популяризация нерюнгринского поэтического творчества. Выставка книг местных поэтов Г.Г. Бородачевой, В.И. Вдовиченко, О.С. Галюк, Т.П. Дёминой, В.А. Мухина, Л.М. Носковой, О.В. Никулиной и др.

1

Литературный журфикс

Встреча с местной творческой интеллигенцией

1

6

Итоговое занятие

Литературный калейдоскоп

Творческие конкурсы: литературные викторины «Путешествие по страницам любимых книг».

Конкурс видеороликов о книге и чтении, о родном крае; конкурс буклетов «Читать модно! Читайте!»; конкурс рисунка на асфальте «Нарисуй обложку к своей любимой книге».

Фестиваль поэзии «Поэтический звездопад»

1

7

Всего

21

 

Таблица 2

Направление «В мире искусств»

п/п

Наименование разделов

Тема занятия

Методы и виды деятельности

Количество занятий

1

2

3

4

5

1

Чарующие звуки национальной якутской музыки

Якутские музыкальные инструменты

Рассказ, беседа, мультимедийная презентация о национальных музыкальных инструментах народов Севера, о хомусе и хомусистах

1

Говорящий хомус

Слушание, импровизация; прослушивание различных приемов игры и произведений на хомусе разных стилей

1

Техника игры на хомусе

Обучение способам фиксирования хомуса, извлечение звука, способов дыхания, приемов удара по язычку инструмента, движения губ и изменения звука

6

Виды и приемы игры на хомусе

Традиционная умеренная игра, умеренная игра, имитационный стиль, импровизационная игра. Тренировка и развитие навыков игры на хомусе, разучивание традиционных мелодий народных песен и воспроизведение их на хомусе

11

2

Итоговое занятие

Подготовка к творческому отчету

Репетиция концертных номеров

1

 

Всего

21

3

Мир танцевального искусства

Основы танцевальной культуры народов Севера

Ознакомление с музыкальным и танцевальным искусством народов Якутии и Севера.

Рассказ об истоках якутского народного танца, о происхождении и специфике исполнения основных движений; беседа о его смысловым содержании.

Знакомство с правилами работы на занятиях и правилами техники безопасности

1

   

Танец, ритм, пластика

Тренировочные и ритмические упражнения, основные положения рук, ног, корпуса в якутских танцах.

Разучивание основных элементов и движения народных танцев Якутии.

Обучение умениям передавать в движениях характер музыки.

Усвоение стиля и манеры танца народов Севера.

Отработка пластичности движения, и умения согласовывать движения с построением музыкального произведения.

Освоение различных танцевальных движений

5

Основы народного танца

Отработка точности, музыкальности и выразительности исполнения танцевальных комбинаций и этюдов.

Исполнение танцевальных движений в паре, умение работать в ансамбле.

Овладение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов.

Разучивание танцевальных комбинаций, движений, этюдов и танца «Стерхов», «Узоры», «Осуохай» и др.

14

4

Творческий концерт

1

5

Всего

22

 

Таким образом, комплексное исследование культурного наследия народов Республики Саха (Якутия) посредством образовательной программы «Родной земли многоголосье» в условиях летнего лагеря дневного пребывания направлено на воспитание культурного и духовно-нравственного развития младших подростков средствами современной творческой и исследовательской деятельности. Школьник, усвоивший общечеловеческие нравственные ценности, культуру и традицию своего и других народов, осознающий единство человеческого рода, будет стремиться к сохранению и совершенствованию опыта человечества, направленного на продуктивно-творческое преобразование окружающей среды.