Современный офицер имеет достаточно высокий статус в обществе, ведь от его компетентности, профессиональной готовности, профессионального мастерства, творчества, чуткости к изменениям, происходящим в вооруженных силах страны, зависит не только эффективность военно-профессиональной деятельности, но и перспективы её прогрессивного развития.
На современном этапе развития военной техники и вооружения организация исследовательской деятельности курсантов приобретает особую значимость, так как выступает фактором повышения уровня военной компетентности, развития самостоятельности, инициативности, умения нестандартно мыслить, принимать ответственные решения [1; 2].
По мнению ученых-педагогов, исследовательская деятельность является условием личностного развития, профессионального роста, приобретения статуса авторитетного высокообразованного специалиста, показателем профессиональных способностей и уровня профессиональной компетентности [3–5].
Целью исследовательской деятельности курсантов, организуемой в военном вузе, является создание условий для развития военно-профессиональных способностей, включающих коммуникативные, организаторские, конструктивные и исследовательские способности. Включение курсантов в исследовательскую деятельность в процессе обучения в вузе способствует овладению ими научными методами познания, осознанному освоению учебного материала, постоянному наращиванию и углублению научных знаний, знакомству с мировыми достижениями науки и техники, приобретению навыков самостоятельного решения актуальных научных и военно-технических задач.
Ведущие отечественные психологи считают, что только характером организации деятельности, направленной на преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую путем последовательной исследовательской работы, определяется личностное, социальное и познавательное развитие человека [6; 7].
Вовлечение курсантов в фундаментальные исследования позволяет развивать направленность на практическое освоение результатов научной деятельности, формировать способности к самостоятельной организации и проведению научных исследований, более глубоко изучать учебные дисциплины, осваивать методы и формы работы с научной литературой, овладевать навыками постановки и проведения самостоятельных научных исследований, вырабатывать умения творческого решения профессиональных задач.
Исследовательская деятельность рассматривается нами как интеллектуальная, творческая деятельность, в которой интегрируются поисковая активность и исследовательское поведение курсанта. Она интегрирует в себе учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельности, которые отличаются друг от друга и по содержанию, и по функциям. Учебно-исследовательская деятельность организуется на учебных занятиях и способствует приобретению курсантами необходимых навыков исследовательской деятельности (умение работать с литературными источниками, анализировать и систематизировать учебную и научную информацию, проводить наблюдение и эксперимент, выступать с докладами и короткими сообщениями и др.). Научно-исследовательская деятельность организуется и проводится во внеаудиторное время, является поисковой, поэтому приобретает характер научного исследования, направленного на решение задач с неизвестным результатом, и требует от курсанта достаточно высокого уровня исследовательских умений и способностей [2; 8].
Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, посвященных проблеме организации исследовательской деятельности, а также опыт педагогической деятельности в военном вузе позволили автору выявить ряд противоречий: во-первых, между возросшими требованиями к военно-профессиональной компетентности современного офицера и сложившейся системой профессиональной подготовки в высшей военной школе, ориентированной преимущественно на репродуктивный характер организации образовательного процесса; во-вторых, между познавательным интересом курсантов, их готовностью к активному участию в исследовательской деятельности и отсутствием теоретически обоснованной, целостной системы организации исследовательской деятельности курсантов в аудиторное и внеаудиторное время, недостаточностью методических пособий для организации самостоятельной исследовательской работы курсантов. Выявленные противоречия убедили нас в необходимости разработки модели организации исследовательской деятельности курсантов и внедрения её в образовательный процесс военного вуза.
В качестве теоретико-методологической основы разработки модели мы использовали совокупность взаимосвязанных между собой методологических (системного, деятельностного, компетентностного и аксиологического) подходов.
Построение модели организации исследовательской деятельности курсантов требует осмысления сущности системного подхода, его особенностей применительно к педагогическим системам, свойств и основных характеристик.
При разработке модели организации исследовательской деятельности курсантов в вузе мы опирались на принципы целостности, структурности и иерархичности.
Организация исследовательской деятельности в образовательном процессе военного вуза согласно принципу целостности рассматривается нами как педагогическая система, что предполагает определение системных свойств, проявляющихся в приобретении интегративных свойств системы, не сводимых к сумме свойств образующих её элементов, их зависимости от функций элемента в данной системе.
Модель организации исследовательской деятельности определяется и описывается через принцип структурности, то есть через связи и отношения между её элементами: цели и задачи, объекты и субъекты управления и самоуправления, формы, методы и технологии организации системы, результаты системы. Элементы и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики. Кроме того, поведение отдельных элементов, свойства структуры объясняют поведение и свойства всей системы.
Согласно принципу иерархичности разработанная нами модель организации исследовательской деятельности курсантов является частью большой, более сложной системы, выступающей в роли целостной военно-профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Данный принцип отражает характер отношений между субъектами этих двух систем, их соподчинение и управление ими. В то же время принцип иерархичности отражает степень самостоятельности модели организации исследовательской деятельности как педагогической системы относительно объема и цели исследовательской работы.
Компетентностный подход ориентирует преподавателей и курсантов на результаты подготовки к военно-профессиональной деятельности, которые рассматриваются нами не как объем усвоенной информации, а как способность военного специалиста использовать полученные профессиональные знания и умения для решения военно-профессиональных задач в мирное время и в боевой обстановке.
Рассматривая компетентностный подход к организации исследовательской деятельности курсантов, следует обратить внимание на особенности методического руководства их деятельностью, проявляющиеся в изменении постановки цели, подходов к выбору форм и методов обучения курсантов, способов приобретения курсантами профессиональных знаний и умений, характер деятельности курсантов, их взаимодействия с преподавателем, а также оценку качества подготовки.
Реализация деятельностного подхода к исследованию проблемы организации исследовательской деятельности курсантов осуществлялась с опорой на следующие положения:
- исследовательская деятельность является компонентом военно-профессиональной подготовки курсантов в военном вузе; её организация осуществляется на основе общедидактических принципов и особенностей профессионального обучения курсантов в военном вузе;
- исследовательская деятельность курсантов носит целенаправленный, творческий, поисковый характер: её характер определяется индивидуальными особенностями и познавательными возможностями курсантов, их направленностью и условиями образовательной среды вуза;
- результат исследовательской деятельности курсантов обеспечивается широким кругом знаний и умений, владением теоретическими и эмпирическими методами, навыками самостоятельной опытно-экспериментальной работы, практическим опытом исследовательской работы.
Аксиологический подход предполагает овладение общей и военно-профессиональной культурой; интеграцию всех систем ценностей, развитие индивидуальности личности курсанта.
Организация исследовательской деятельности курсантов как подсистема военно-профессиональной подготовки будущих офицеров в военном вузе включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательно-информационный, процессуально-деятельностный и диагностико-рефлексивный, которые носят сквозной характер. Рассмотрим более подробно содержание каждого компонента.
Мотивационно-ценностный компонент включает формирование у курсантов позитивного отношения к исследовательской деятельности, мотива овладения исследовательскими умениями и компетенциями, развитие качеств личности, характерных для исследователя. Одной из задач данного компонента является развитие ценностного отношения к будущей военно-профессиональной деятельности, определение индивидуальных целевых ориентиров деятельности, установки на её социальную значимость. С этой целью используются методы и средства обучения, стимулирующие курсантов к исследовательской деятельности. Среди них можно отметить такие: пример, разъяснение особенностей и задач исследовательской деятельности, обращение к личностным ценностям и интересам, показ перспектив (участие в конкурсах научных работ на уровне вуза, других военных вузов, Министерства обороны и др.), организация общения с учёными, курсантами старших курсов, обмен опытом, демонстрация научных достижений. Такое творческое взаимодействие помогает курсантам уточнить область своих научных интересов, определить направление научного поиска и соотнести свои возможности с объемом и уровнем сложности предстоящей исследовательской деятельности.
Содержательно-информационный компонент включает целенаправленное формирование исследовательских умений в рамках комплексного междисциплинарного исследования, связанного с топографической разведкой памятников археологии и последующей их съёмкой; организацию военного научного общества курсантов в условиях которого осуществляется реализация теоретического, социокультурного, научно-исследовательского аспектов формирования исследовательских умений через отбор содержания исследовательской деятельности и реализацию образовательных технологий; интегративную целостность исследовательской деятельности, сочетания активных методов и форм обучения, различных форм аудиторной, внеаудиторной и работы в полевых условиях, а также участия в научных конференциях с последующей публикацией результатов своих исследований в научных журналах и сборниках материалов конференций.
На наш взгляд, в формировании исследовательских умений и организации исследовательской деятельности большой потенциал имеют учебные дисциплины посредством включения в их содержание информации, связанной с различными направлениями поиска решения проблем междисциплинарных комплексных исследований; организации учебных занятий, ориентированных на формирование исследовательских умений и навыков. Как показала практика профессиональной подготовки курсантов в военном вузе, существенным потенциалом для развития исследовательских умений является использование практико-ориентированных заданий эвристического и исследовательского характера.
Процессуально-деятельностный компонент включает систему методов, форм и средств обучения, способствующих формированию исследовательских умений. Их выбор определяется содержанием разработанной нами программы междисциплинарного кружка, учебной работы по предмету, научно-исследовательской деятельности, связанной непосредственно с выполнением исследовательских проектов; особенностями организации исследовательской деятельности и логикой процесса формирования исследовательских умений.
Диагностико-рефлексивный компонент направлен на определение уровня готовности курсантов к самостоятельной исследовательской деятельности, установление степени сформированности исследовательских умений, их оценку и коррекцию.
Педагогическая диагностика (предварительная, промежуточная, итоговая) позволяет своевременно получать информацию о степени овладения курсантами исследовательскими умениями и способностями осуществлять исследовательскую деятельность. Полученная в ходе реализации диагностики информация о достигнутых результатах в овладении исследовательскими умениями или способами исследовательской деятельности является основой для определения и организации коррекционных мероприятий. Работа по коррекции выявленных затруднений или недостатков проводится с привлечением таких методов обучения, как индивидуальные или групповые консультации преподавателя, методические рекомендации по проведению опытно-экспериментальной работы или разработке методологического аппарата исследования, педагогическая помощь и поддержка преподавателя или помощь успешных курсантов, занимающихся исследованием похожих проблем.
При организации коррекционных мероприятий нельзя забывать об индивидуальном подходе к каждому курсанту, максимально учитывая его психологические особенности. Исправляя ошибки, допущенные в исследовательской или экспериментальной работе, важно поддержать познавательный интерес, уверенность в достижении успеха, сохранить высокую мотивацию к данному виду деятельности. Рефлексивный аспект данного компонента позволяет курсанту обратиться к самому себе, проанализировать свою деятельность, продукты собственной активности.
Рассмотренные функциональные компоненты модели организации исследовательской деятельности курсантов тесно и органично взаимосвязаны, образуя единую целостную систему. Разработка модели организации исследовательской работы курсантов осуществлялась с учетом совокупности принципов как исходных нормативных положений.
Принцип фасилитации направлен на реализацию требований взаимной активности, ответственности, сотрудничества, проявление инициативы, проявление эмпатии и со стороны преподавателя и со стороны курсантов.
Принцип военно-профессиональной направленности ориентирует процесс подготовки специалистов на формирование устойчивой мотивации и познавательного интереса курсантов, желания целенаправленно развивать профессиональные и личностные качества, характерные для исследователя, развитие мировоззрения, накопление опыта самостоятельного, творческого решения военно-профессиональных задач. Развитие познавательного интереса курсантов к поисковой деятельности имеет существенное значение для организации научных исследований, так как является сильным стимулом расширения научного кругозора, приобретения новых знаний и умений, роста познавательной активности, а также служит одним из условий творческого отношения к исследовательской деятельности.
Принцип персонификации профессиональных ценностей, предполагающий их трансформацию в личностные ценности, способствует профессионально-личностному развитию курсанта как субъекта сознательного выбора военного образования, способов и путей решения задач военно-профессионального становления, осознания своей самобытности и самоценности.
Разработанная нами модель организации исследовательской деятельности курсантов военного вуза обладает целым рядом универсальных свойств: целостности, открытости, структурности, целенаправленности, функциональности и управляемости. Кроме того, для модели как педагогической системы характерны открытость, что позволяет вносить изменения без серьезных и кардинальных изменений её структуры; динамичность, обеспечивающая оптимальную адаптацию к изменяющимся внешним условиям организации исследовательской деятельности, а также способность к развитию и совершенствованию; интеграция содержания, взаимосвязь теории и практики.
В заключение отметим, что эффективность функционирования разработанной модели организации исследовательской деятельности курсантов в военном вузе достигается взаимосвязью и взаимодействием структурно-функциональных компонентов.