Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ORGANIZATION OF RESEARCH ACTIVITY OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Elagina V.S. 1
1 Branch of the Military training and research center of the air Force «Air force Academy»
At the present stage of development of military education organization of research activities is of particular importance, as it acts as a factor of enhancing the military skills development of the students autonomy and initiative, ability to think outside the box, to make responsible decisions. Organization of research activity of cadets of a military Academy helps to build their research skills, the development of the military-professional thinking, scientific intuition, individual abilities, positive motivation and cognitive interest. Analysis of the training of cadets in the military College assures us that the problem of organization of research activity at the military College being overlooked. The article discusses the methodological approaches and principles of organization of research activity, characterized by the basic structural and functional components developed by the author model of organization of research activity of students of a military Academy, the properties of which are integrity, structure, purposefulness, functionality and manageability.
research activity
research skills
model of organization of research activities
methodological approaches
principlesУДК 378.147.88:35

Современный офицер имеет достаточно высокий статус в обществе, ведь от его компетентности, профессиональной готовности, профессионального мастерства, творчества, чуткости к изменениям, происходящим в вооруженных силах страны, зависит не только эффективность военно-профессиональной деятельности, но и перспективы её прогрессивного развития.

На современном этапе развития военной техники и вооружения организация исследовательской деятельности курсантов приобретает особую значимость, так как выступает фактором повышения уровня военной компетентности, развития самостоятельности, инициативности, умения нестандартно мыслить, принимать ответственные решения [1; 2].

По мнению ученых-педагогов, исследовательская деятельность является условием личностного развития, профессионального роста, приобретения статуса авторитетного высокообразованного специалиста, показателем профессиональных способностей и уровня профессиональной компетентности [3–5].

Целью исследовательской деятельности курсантов, организуемой в военном вузе, является создание условий для развития военно-профессиональных способностей, включающих коммуникативные, организаторские, конструктивные и исследовательские способности. Включение курсантов в исследовательскую деятельность в процессе обучения в вузе способствует овладению ими научными методами познания, осознанному освоению учебного материала, постоянному наращиванию и углублению научных знаний, знакомству с мировыми достижениями науки и техники, приобретению навыков самостоятельного решения актуальных научных и военно-технических задач.

Ведущие отечественные психологи считают, что только характером организации деятельности, направленной на преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую путем последовательной исследовательской работы, определяется личностное, социальное и познавательное развитие человека [6; 7].

Вовлечение курсантов в фундаментальные исследования позволяет развивать направленность на практическое освоение результатов научной деятельности, формировать способности к самостоятельной организации и проведению научных исследований, более глубоко изучать учебные дисциплины, осваивать методы и формы работы с научной литературой, овладевать навыками постановки и проведения самостоятельных научных исследований, вырабатывать умения творческого решения профессиональных задач.

Исследовательская деятельность рассматривается нами как интеллектуальная, творческая деятельность, в которой интегрируются поисковая активность и исследовательское поведение курсанта. Она интегрирует в себе учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельности, которые отличаются друг от друга и по содержанию, и по функциям. Учебно-исследовательская деятельность организуется на учебных занятиях и способствует приобретению курсантами необходимых навыков исследовательской деятельности (умение работать с литературными источниками, анализировать и систематизировать учебную и научную информацию, проводить наблюдение и эксперимент, выступать с докладами и короткими сообщениями и др.). Научно-исследовательская деятельность организуется и проводится во внеаудиторное время, является поисковой, поэтому приобретает характер научного исследования, направленного на решение задач с неизвестным результатом, и требует от курсанта достаточно высокого уровня исследовательских умений и способностей [2; 8].

Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, посвященных проблеме организации исследовательской деятельности, а также опыт педагогической деятельности в военном вузе позволили автору выявить ряд противоречий: во-первых, между возросшими требованиями к военно-профессиональной компетентности современного офицера и сложившейся системой профессиональной подготовки в высшей военной школе, ориентированной преимущественно на репродуктивный характер организации образовательного процесса; во-вторых, между познавательным интересом курсантов, их готовностью к активному участию в исследовательской деятельности и отсутствием теоретически обоснованной, целостной системы организации исследовательской деятельности курсантов в аудиторное и внеаудиторное время, недостаточностью методических пособий для организации самостоятельной исследовательской работы курсантов. Выявленные противоречия убедили нас в необходимости разработки модели организации исследовательской деятельности курсантов и внедрения её в образовательный процесс военного вуза.

В качестве теоретико-методологической основы разработки модели мы использовали совокупность взаимосвязанных между собой методологических (системного, деятельностного, компетентностного и аксиологического) подходов.

Построение модели организации исследовательской деятельности курсантов требует осмысления сущности системного подхода, его особенностей применительно к педагогическим системам, свойств и основных характеристик.

При разработке модели организации исследовательской деятельности курсантов в вузе мы опирались на принципы целостности, структурности и иерархичности.

Организация исследовательской деятельности в образовательном процессе военного вуза согласно принципу целостности рассматривается нами как педагогическая система, что предполагает определение системных свойств, проявляющихся в приобретении интегративных свойств системы, не сводимых к сумме свойств образующих её элементов, их зависимости от функций элемента в данной системе.

Модель организации исследовательской деятельности определяется и описывается через принцип структурности, то есть через связи и отношения между её элементами: цели и задачи, объекты и субъекты управления и самоуправления, формы, методы и технологии организации системы, результаты системы. Элементы и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики. Кроме того, поведение отдельных элементов, свойства структуры объясняют поведение и свойства всей системы.

Согласно принципу иерархичности разработанная нами модель организации исследовательской деятельности курсантов является частью большой, более сложной системы, выступающей в роли целостной военно-профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Данный принцип отражает характер отношений между субъектами этих двух систем, их соподчинение и управление ими. В то же время принцип иерархичности отражает степень самостоятельности модели организации исследовательской деятельности как педагогической системы относительно объема и цели исследовательской работы.

Компетентностный подход ориентирует преподавателей и курсантов на результаты подготовки к военно-профессиональной деятельности, которые рассматриваются нами не как объем усвоенной информации, а как способность военного специалиста использовать полученные профессиональные знания и умения для решения военно-профессиональных задач в мирное время и в боевой обстановке.

Рассматривая компетентностный подход к организации исследовательской деятельности курсантов, следует обратить внимание на особенности методического руководства их деятельностью, проявляющиеся в изменении постановки цели, подходов к выбору форм и методов обучения курсантов, способов приобретения курсантами профессиональных знаний и умений, характер деятельности курсантов, их взаимодействия с преподавателем, а также оценку качества подготовки.

Реализация деятельностного подхода к исследованию проблемы организации исследовательской деятельности курсантов осуществлялась с опорой на следующие положения:

- исследовательская деятельность является компонентом военно-профессиональной подготовки курсантов в военном вузе; её организация осуществляется на основе общедидактических принципов и особенностей профессионального обучения курсантов в военном вузе;

- исследовательская деятельность курсантов носит целенаправленный, творческий, поисковый характер: её характер определяется индивидуальными особенностями и познавательными возможностями курсантов, их направленностью и условиями образовательной среды вуза;

- результат исследовательской деятельности курсантов обеспечивается широким кругом знаний и умений, владением теоретическими и эмпирическими методами, навыками самостоятельной опытно-экспериментальной работы, практическим опытом исследовательской работы.

Аксиологический подход предполагает овладение общей и военно-профессиональной культурой; интеграцию всех систем ценностей, развитие индивидуальности личности курсанта.

Организация исследовательской деятельности курсантов как подсистема военно-профессиональной подготовки будущих офицеров в военном вузе включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательно-информационный, процессуально-деятельностный и диагностико-рефлексивный, которые носят сквозной характер. Рассмотрим более подробно содержание каждого компонента.

Мотивационно-ценностный компонент включает формирование у курсантов позитивного отношения к исследовательской деятельности, мотива овладения исследовательскими умениями и компетенциями, развитие качеств личности, характерных для исследователя. Одной из задач данного компонента является развитие ценностного отношения к будущей военно-профессиональной деятельности, определение индивидуальных целевых ориентиров деятельности, установки на её социальную значимость. С этой целью используются методы и средства обучения, стимулирующие курсантов к исследовательской деятельности. Среди них можно отметить такие: пример, разъяснение особенностей и задач исследовательской деятельности, обращение к личностным ценностям и интересам, показ перспектив (участие в конкурсах научных работ на уровне вуза, других военных вузов, Министерства обороны и др.), организация общения с учёными, курсантами старших курсов, обмен опытом, демонстрация научных достижений. Такое творческое взаимодействие помогает курсантам уточнить область своих научных интересов, определить направление научного поиска и соотнести свои возможности с объемом и уровнем сложности предстоящей исследовательской деятельности.

Содержательно-информационный компонент включает целенаправленное формирование исследовательских умений в рамках комплексного междисциплинарного исследования, связанного с топографической разведкой памятников археологии и последующей их съёмкой; организацию военного научного общества курсантов в условиях которого осуществляется реализация теоретического, социокультурного, научно-исследовательского аспектов формирования исследовательских умений через отбор содержания исследовательской деятельности и реализацию образовательных технологий; интегративную целостность исследовательской деятельности, сочетания активных методов и форм обучения, различных форм аудиторной, внеаудиторной и работы в полевых условиях, а также участия в научных конференциях с последующей публикацией результатов своих исследований в научных журналах и сборниках материалов конференций.

На наш взгляд, в формировании исследовательских умений и организации исследовательской деятельности большой потенциал имеют учебные дисциплины посредством включения в их содержание информации, связанной с различными направлениями поиска решения проблем междисциплинарных комплексных исследований; организации учебных занятий, ориентированных на формирование исследовательских умений и навыков. Как показала практика профессиональной подготовки курсантов в военном вузе, существенным потенциалом для развития исследовательских умений является использование практико-ориентированных заданий эвристического и исследовательского характера.

Процессуально-деятельностный компонент включает систему методов, форм и средств обучения, способствующих формированию исследовательских умений. Их выбор определяется содержанием разработанной нами программы междисциплинарного кружка, учебной работы по предмету, научно-исследовательской деятельности, связанной непосредственно с выполнением исследовательских проектов; особенностями организации исследовательской деятельности и логикой процесса формирования исследовательских умений.

Диагностико-рефлексивный компонент направлен на определение уровня готовности курсантов к самостоятельной исследовательской деятельности, установление степени сформированности исследовательских умений, их оценку и коррекцию.

Педагогическая диагностика (предварительная, промежуточная, итоговая) позволяет своевременно получать информацию о степени овладения курсантами исследовательскими умениями и способностями осуществлять исследовательскую деятельность. Полученная в ходе реализации диагностики информация о достигнутых результатах в овладении исследовательскими умениями или способами исследовательской деятельности является основой для определения и организации коррекционных мероприятий. Работа по коррекции выявленных затруднений или недостатков проводится с привлечением таких методов обучения, как индивидуальные или групповые консультации преподавателя, методические рекомендации по проведению опытно-экспериментальной работы или разработке методологического аппарата исследования, педагогическая помощь и поддержка преподавателя или помощь успешных курсантов, занимающихся исследованием похожих проблем.

При организации коррекционных мероприятий нельзя забывать об индивидуальном подходе к каждому курсанту, максимально учитывая его психологические особенности. Исправляя ошибки, допущенные в исследовательской или экспериментальной работе, важно поддержать познавательный интерес, уверенность в достижении успеха, сохранить высокую мотивацию к данному виду деятельности. Рефлексивный аспект данного компонента позволяет курсанту обратиться к самому себе, проанализировать свою деятельность, продукты собственной активности.

Рассмотренные функциональные компоненты модели организации исследовательской деятельности курсантов тесно и органично взаимосвязаны, образуя единую целостную систему. Разработка модели организации исследовательской работы курсантов осуществлялась с учетом совокупности принципов как исходных нормативных положений.

Принцип фасилитации направлен на реализацию требований взаимной активности, ответственности, сотрудничества, проявление инициативы, проявление эмпатии и со стороны преподавателя и со стороны курсантов.

Принцип военно-профессиональной направленности ориентирует процесс подготовки специалистов на формирование устойчивой мотивации и познавательного интереса курсантов, желания целенаправленно развивать профессиональные и личностные качества, характерные для исследователя, развитие мировоззрения, накопление опыта самостоятельного, творческого решения военно-профессиональных задач. Развитие познавательного интереса курсантов к поисковой деятельности имеет существенное значение для организации научных исследований, так как является сильным стимулом расширения научного кругозора, приобретения новых знаний и умений, роста познавательной активности, а также служит одним из условий творческого отношения к исследовательской деятельности.

Принцип персонификации профессиональных ценностей, предполагающий их трансформацию в личностные ценности, способствует профессионально-личностному развитию курсанта как субъекта сознательного выбора военного образования, способов и путей решения задач военно-профессионального становления, осознания своей самобытности и самоценности.

Разработанная нами модель организации исследовательской деятельности курсантов военного вуза обладает целым рядом универсальных свойств: целостности, открытости, структурности, целенаправленности, функциональности и управляемости. Кроме того, для модели как педагогической системы характерны открытость, что позволяет вносить изменения без серьезных и кардинальных изменений её структуры; динамичность, обеспечивающая оптимальную адаптацию к изменяющимся внешним условиям организации исследовательской деятельности, а также способность к развитию и совершенствованию; интеграция содержания, взаимосвязь теории и практики.

В заключение отметим, что эффективность функционирования разработанной модели организации исследовательской деятельности курсантов в военном вузе достигается взаимосвязью и взаимодействием структурно-функциональных компонентов.