Формирование индивидуального стиля творческой, педагогической деятельности необходимо для современной школы. Индивидуальность педагога очевидна в момент перехода от функции «передатчика знаний» к функции «актуализатора развития». Задача учителя физической культуры заключается не только в передаче новых знаний ученику, а в том, какими средствами осуществить данный процесс. Учителю необходимо быть самим собой и уметь самоизменяться, проявлять пассионарность, мобилизовать интеллектуальные и эмоциональные силы. По мнению З.М. Большаковой, для подготовки творческого учителя необходимо в процессе обучения в вузе студентам овладеть не только стандартными приемами деятельности, но и осознать содержание нестереотипных (эвристических) приемов деятельности.
Первокурсники – это всегда вновь созданная группа участников образовательного процесса, каждый со своим взглядом на мир, со своими знаниями, умениями, особенностями самооценки, культурой общения. А.В. Мудрик говорит так: чем более развит человек, тем более критически он относится к стремлению социума «поглотить» его, тем больше он проявляет готовность обособиться [1, c. 14].
Подготовка будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности начинается с первых занятий в вузе. Одной из дисциплин начальной подготовки являются элективные курсы по физической культуре, которые на первом курсе посвящены подвижным играм с методикой преподавания. Поэтому обращаем внимание на высказывания Ю.А. Янсона, который говорит, что в работе с младшими школьниками следует вносить в урок физической культуры от одной до трех подвижных игр, подобранных в соответствии с требованиями общей физической подготовки занимающихся, развивать органы дыхания и кровообращения, влиять на повышение жизнедеятельности организма ученика [2, c. 161].
Игровая деятельность помогает каждому студенту, вливающемуся в новый социум, без особого труда преодолеть барьер межличностных отношений [3, с. 133–140]. Целью нашего исследования является адаптация процесса освоения методического материала по дисциплинам «элективные курсы по физической культуре» и «подвижные игры» к возможностям студентов по направлению подготовки 49.03.01 «физическая культура».
Исходя из этого решались следующие задачи:
1. Определить методические средства для достижения цели в освоении дисциплин.
2. Проверить данные средства в процессе практических занятий.
3. Проанализировать эффективность внедрения предложенных средств.
Одним из средств для достижения цели в освоении дисциплин выбрана считалка, которая поможет будущему учителю физической культуры в развитии творческой индивидуальности и приблизит его к ощущениям внутренней свободы, нахождению нового и увлечению учащихся своей деятельностью.
Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, имеющие чёткую практическую задачу. С помощью считалок справедливо и понятно распределяются между детьми роли для самых разных игр. Замкнутый или физически слабый человек может стать ведущим, почувствовать себя уверенным и сильным. Проговаривание считалок доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе, помогает в становлении речи, в улучшении артикуляции. Соревнование в сказании считалок развивает память.
При применении активно-игровых технологий студент становится «добытчиком» и проявляется дух состязательности и соперничества в коллективном поиске истины [4, с. 307–312].
В глубокой древности человек зависел от природы и верил в то, что животные могут понимать человеческую речь и догадываться о его намерениях, а также верил и в силу слова. Словами игровых песен люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Охотники выдумывали специальные «тайные» слова, кажущиеся современному человеку бессмысленными, заменяли ими обычные слова. Перед охотой произносили заклинания и проводили магический ритуал, в котором желаемое изображалось как действительное, настоящее проецировалось на будущее.
Считалки живут в устном творчестве, это интересный и веселый жанр, преследующий формирование таких человеческих качеств, как справедливость, чувство товарищества, честность.
Рассматривая разнообразные способы классификации считалок, Г.С. Виноградов подразделяет их на три группы: считалки-числовки, заумные считалки и считалки-заменки [5, с. 78–81].
1. Считалки-числовки содержат счетные слова, заумные счетные слова, числительные:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять;
Вдруг охотник прибегает,
Из ружья в него стреляет:
Пиф-паф!
Ой, ой, ой!
Умирает зайчик мой!
Так выглядит стихотворение, созданное в 1851 г. поэтом XIX века Фёдором Богдановичем Миллер, впоследствии четвёртая строка, которого обретает множество вариантов. Народ придумывает счастливый финал истории с зайчиком. Из уст в уста стихотворение передается, подобно фольклорным произведениям:
Первый вариант:
«…Прямо в Зайчика стреляет:
Пиф-паф!
Ой-ой-ой!
Умирает Зайка мой
Принесли его домой
– Оказался он живой!
Второй вариант:
«…Пиф – паф!
Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в палату,
Он украл там шоколаду.
Привезли его на крышу,
Он украл там дядю Мишу.
Привезли его домой,
Оказался он живой.
Заумные считалки целиком или частично состоят из «зауми» содержат в себе загадку:
Ази, двази, nризи, зизи,
Пятом, латом, шума, рума,
Дуба, крест.
Охотники для запоминания счета вырубали на дощечке «крест», обозначающий число десять. Именно это действие зашифровано в выражении «заруби себе на носу», другими словами – «запомни крепко-накрепко». Как это ни странно, слово «нос» означало «памятная дощечка», «бирка для записей». Такие палочки на Руси еще называли «носом» и всегда носили с собой для памяти. В Германии нашли такую деревянную долговую расписку. Находка была сделана при раскопках городка Виттенберга. Тридцатисантиметровая палочка имеет 23 надреза, на ней вырезано имя и дата – 1558 год.
Считалки-заменки не содержат ни счетных, ни заумных слов:
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек – пташка,
Серая рубашка,
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Из классической библиотеки «Современник» известно, что А.Н. Мартынов в фольклоре для детей говорит о воспитании и обучении детей через народное творчество, осуществляя тем самым преемственность поколений, которое прослеживается в произведениях русского детского фольклора, представленного многообразием форм: колыбельные, забавки, припевки, потешки, считалки, жеребьевки, небылицы, сказки, песенки, дразнилки, «детская магия».
М.Н. Мельников классифицирует считалки по признаку единства элементов поэтической формы: заумные, сюжетные и комулятивные [5, с. 78–81]:
1. Заумные основаны на принципе звукоритма:
Эны, бэны,
Рики, факи,
Торба, орба,
Одысаки,
Дэус, дэус
Касматэус,
Бакс.
2. Сюжетные отражают драматическое или повествовательное событие:
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон!
3. Комулятивные соединяют в себе разнородные образы:
Папа, мама,
Жаба – цап!
Существуют еще считалки-жеребьевки, которые помогают играющим разделиться на команды, развивая стихотворный слух. При выборе сказочных персонажей, «животных», «растений» в одну или другую команду игроки, рифмуя слова, самостоятельно сочиняют:
Коня вороного или казака удалого?
Дядю Федю или белого медведя?
Учитывая обстоятельства, способствующие более детальному изучению функций считалок, предпринята попытка вести наблюдения за играющими в подвижные игры. Для этого студентам первого курса по направлению «физическая культура» дано домашнее задание, которое заключалось в подборе считалок и соответствующих им двигательных действий. Большинство студентов на первых занятиях справились с домашним заданием достаточно успешно. Проявили способности творческого отношения к профессиональной деятельности. Охотно выступали в качестве организатора игр, без волнения объясняли правила игры, разными способами производили выбор водящего, в том числе разучивали текст новых считалок в речедвигательной координации. Некоторые из считалок интерпретированы и представлены в таблице.
Считалки
Кони, кони, кони… |
|
Слова |
Движения |
Кони, кони, кони |
Бег с высоким подниманием бедра |
Сидели на балконе Чай пили, в ложки били По-турецки говорили: |
Ходьба в полуприседе, руки на пояс руки вперед скрестно, руки перед грудью |
Чаби-чаляби,чаляби-чаби,чаби |
Бег скрестно |
Мы набрали в рот воды |
Бег с захлестыванием голени |
И сказали всем замри |
Остановиться и замереть |
А кто первый отомрет, тот получит ложкой в лоб |
Прыжком кругом |
Мышки |
|
Вышли мышки как-то раз |
Ходьба на месте |
Посмотреть который час |
Повороты головой вправо/влево, руки на пояс |
Раз, два, три, четыре |
Бег с захлестыванием голени |
Мышки дернули за гири |
Движение руками сверху вниз |
Вдруг раздался громкий звон |
Закрываем уши руками |
Побежали мышки вон |
Все разбегаются |
Жили-были у жилета… |
|
Жили-были у жилета |
Бег на носках |
Три петли и два манжета |
Три прыжка на одной ноге, два на другой, руки на пояс |
Если вместе их считать |
Скручивание туловища |
Три да два, конечно, пять |
Выпады вперед |
Только знаешь, в чем секрет? |
Ходьба в полуприседе |
У жилета нет манжет |
Ходьба на месте |
Аты-баты |
|
Аты-баты, шли солдаты Аты-баты, на базар. |
Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на пояс |
Аты-баты, что купили? |
Ходьба на носках, руки в стороны |
Аты-баты, самовар. |
Ходьба на носках, руки вверх |
Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля |
Бег с захлестыванием голени Бег с высоким подниманием бедра |
Аты-баты, кто выходит? |
Ходьба на месте |
Аты-баты, это я! |
Прыжком направо/налево |
Сыр |
|
Раз, два, три, четыре |
Ходьба на месте |
Сосчитаем дыры в сыре. |
Бег с захлестыванием голени |
Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр. |
Ходьба на носках, руки в стороны |
Если в нем одна дыра, Значит, вкусным был вчера. |
Ходьба на носках. Круговые движения прямыми руками. |
Сороконожка |
|
У сороконожки заболели ножки: |
Ходьба в полуприседе, руки на плечи впереди идущему |
Десять ноют и гудят, |
Ходьба в приседе, руки на колени |
Пять хромают и болят. |
Прыжки на двух в приседе, руки на плечи впереди идущему |
Помоги сороконожке |
Ходьба в полуприседе, руки вверх |
Посчитать больные ножки. |
Ходьба в полуприседе, руки вверх |
Йоги |
|
На дороге скрючив ноги, На гвоздях сидели йоги, |
Ходьба в полуприседе на внешней стороне стопы, руки вверх |
Тридцать дней не есть, не пить, Все равно тебе водить. |
Ходьба в полуприседе на внутренней стороне стопы, руки вперед |
Исходя из представленного материала методом отбора информации, методом анализа, а также на основании метода педагогических наблюдений за деятельностью первокурсников на занятиях подвижными играми, отмечаем, что часть активных студентов на первых занятиях проявили свои организаторские способности. Третья часть группы послушно выполняли задания, без проявления инициативы. Оставшееся меньшинство отказались быть организаторами игр, ссылаясь на стеснение перед группой. На последующих занятиях каждый второй проявлял активность и желание провести подготовительную часть занятия с применением считалок и самостоятельно мог организовать игру и подвести итог игры. Остальные студенты внимательно прислушивались, исполняли все команды, пытались преодолеть чувство стеснения, вставляя отдельные фразы в подведении итогов проведенной игры. К промежуточной аттестации каждый первокурсник знал наизусть пять считалок и более. Мог сопровождать считалки действиями сказочных персонажей, «животных», «растений», а также стандартными физическими упражнениями, часто применяемыми в процессе подготовительной части урока физической культуры.
В качестве выводов отмечаем:
1. Для освоения подвижных игр определены методические средства в форме считалок, которые на начальном этапе подготовки будущему учителю физической культуры помогают научиться четко произносить слова и словосочетания.
2. Считалки апробированы в практической деятельности будущих учителей физической культуры и имеют индивидуально-творческое направление в процессе данной подготовки.
3. Проанализирована эффективность внедрения предложенных средств в процесс занятий подвижными играми. Звуковая организация считалок способствует эстетическому воспитанию играющих, развитию педагогического артистизма, а в результате способствует увлечённости педагогической деятельностью. Считалки открывают новые возможности для развития творческой индивидуальности будущего учителя физической культуры. Способствуют пополнению копилки вспомогательным методическим материалом, а также знаниями для продуктивной профессиональной деятельности. Проведенная работа и накопленный опыт позволяют произвести корректировку и внести дополнения в методику подготовки студентов по направлению подготовки 49.03.01 «физическая культура».