Развитие творческого мышления начинается у ребёнка в раннем детстве. При целенаправленном воспитании этот процесс приобретает законченный вид творческой деятельности. Юный моделист-конструктор делает модель по чертежам, сделанным другим человеком, но при этом он может вносить в уже готовую конструкцию свои элементы, которые придают изделию более оригинальный вид.
Л.С. Выготский по этому поводу говорил, что творчество является деятельностью, «которая создает нечто новое, всё равно будет ли это созданной творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1].
В любой деятельности человека присутствуют элементы творчества, и многие исследователи по поводу этого явления высказываются по-разному, например Яков Александрович Пономарёв называет его – интуитивным, Джой Пол Гилфорд представлял его – дивергентным, то есть «направленным в разные стороны», а Эдвард де Боно говорил, что творческое мышление является – нешаблонным, Макс Вертгеймер, выдающийся немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии, называл творческое мышление – продуктивным. При этом все исследователи придерживаются одинакового направления, считают, что основным признаком творческого мышления, а значит, творчества, является способность личности выйти за пределы общих истин и создать новое оригинальное направление, идею, модель, произведение и другие интересные вещи.
Отечественный исследователь и автор работ по организации творческой направленности личности Марина Валентиновна Голубева обращает внимание последователей на то, что «изучение психологии творческих способностей – это относительно новое направление в изучении знаний о человеке» [2].
Творческая направленность личности успешно развивается во многих образовательных центрах России, примером тому может служить Образовательный центр «Сириус». Здесь развитие творческого мышления является базовой площадкой для создания эффективных условий успешности в любом виде деятельности. Для реализации этой цели специалисты используют различные методы активизации творческого мышления, чтобы разбудить предрасположенность к творчеству.
Исследователи творческого мышления предлагают многочисленные методы его активизации, например «Бином фантазии» Джанни Родари, где приставка «би-» обозначает «два»: би-нокль, би-план, би-цепс и др. Соответственно, «бином» – это «состоящий из двух частей». Чтобы применить «Бином фантазии» нужно взять два случайных слова, которые никак не ассоциируются друг с другом. Автор этой методики Д. Родари проводил такую аналогию: «Один электрод не сможет вызвать искру, для этого – нужно два электрода, а для включения фантазии необходимо два слова, которые провоцируют друг друга, они необычны и необъяснимы рядом друг с другом на первый взгляд. Только тогда воображение активизируется в стремлении установить между этими словами связь, создать единое целое» [3].
Другим направлением творческого процесса является «Решётка идей» Ричарда Вона, в основе которой лежит решётка ФКБ («Фут, коун энд белдинг») всемирно известной рекламной корпорации, являющейся мощным инструментом, дающим возможность сжато представить огромное количество информации. Метод морфологического анализа Фрица Цвикки, разработавшего ряд оригинальных технических решений в ракетостроении, а также отечественная методика Генриха Сауловича Альтшуллера, создателя Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).
Современные исследователи творческого мышления определили основные методы, способствующие формированию такого мышления – это:
– Инструментальные методы, обозначенные выше.
– Коллективные методы, которые наиболее активно оказывают влияние на развитие творческого мышления. Основополагающим методом этого направления является мозговой штурм.
Опытный педагог, используя эти методы в своей практике, оказывает эффективное воздействие на развитие творческих способностей ребёнка, с помощью которых у любого индивида растёт самооценка, уверенность в своих способностях, а эмоциональный тонус становится положительным по отношению к себе и внешнему миру.
Чтобы организовать необходимую диагностику для выявления творческой направленности ребёнка, прежде всего необходимо осуществить практические шаги к пониманию природы творческого развития человека и раскрыть некоторые основные понятия, такие как:
– эмоциональная сфера, или – душевное состояние, страсть, приходящие к личности в момент выполнения творческой работы – (аффективность);
– другое понятие, которое затрагивает способность индивида рассматривать несколько противоречащих направлений или способов решений одной задачи, или дивергентность мышления, что в свою очередь является редким проявлением мышления, расходящимся в разные стороны;
– сфера, которая относится к познанию индивида, обозначается как когнитивность;
– творческая сфера, которая характеризуется как креативность;
– мотивация, или сила, которая побуждает индивида к дальнейшему действию;
– определение, признак или классификацию какой-то единицы называют критерием, с помощью которого производится оценка, производимой творческой деятельности;
– другим направлением измерения показателя конкретного процесса является – параметр, который характеризует какое-то свойство творческого процесса;
– определённое свойство личности или его особенность поведения называется признаком;
– личностные особенности индивида, называются способностями, которые проявляются в конкретной деятельности ребёнка, направленными в ту или иную сторону её творческого развития. Участвуя в творческой деятельности, конструировании, моделировании, дети и подростки испытывают различные эмоции, колеблющиеся от страха до радости озарения.
Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий считают: «Появление высокого уровня тревожности у одарённых детей может провоцироваться их чрезмерным стремлением соответствовать ожиданиям взрослых» [4].
Определить или выявить творческие способности личности можно с помощью специальных тестов креативности, но такие тесты основаны словесным, числовым и графическим материалом, которые удобны для получения статистических результатов и не могут сразу конкретизировать творческую направленность личности. Помимо тестирования, творческие способности можно определить с помощью выполнения практических заданий разной степени сложности, при их выполнении педагог ведёт наблюдение, как дети и подростки подходят к выполнению того или иного задания. Некоторые после объяснения смело приступают к выполнению, допускают ошибки, но придумывают различные способы выполнения, опираясь на свой небольшой опыт и навыки. Другие с первого задания начинают «причитать» – «У меня не получится!», «Я боюсь, вдруг сломается!». В этом случае педагог должен морально поддержать такого ребёнка и оказать помощь, повторяя действия за педагогом, такие дети убеждаются, что они в силах выполнить это задание, и у них появляется уверенность в своих силах и возможностях.
И.В. Хромова, М.С. Коган говорят, что: «Диагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития, и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии» [5].
Поэтому рассмотрим этимологию самого слова – диагностика, оно происходит от греческого «diagnostikos» – способный распознавать. Таким образом, диагностика является особым видом познания или распознавания того или иного творческого события.
Мы часто искренне верим полученным результатам при тестировании креативности, успешное же выполнение задания теста даёт возможность считать, что личность творческая, однако невыполнение тестовых заданий не может служить доказательством тому, что человек не творческий. Специалисты по этому поводу говорят, что показатель творческого развития личности может отличаться у того или иного индивида в силу его личностных качеств и предрасположенностей.
Например, исследуя наличие креативности, можно использовать метод наблюдения и рисунки, с помощью которых определяют творческую направленность той или иной личности (рисунок).
Найдите живой образ
Наблюдение за исследуемой личностью можно проводить систематически, используя для этого специально подготовленные бланки, в которых отражены основные признаки творческого развития личности конкретного ребёнка или подростка. Педагогу следует помнить, что у творчески одарённых детей могут возникать различные социальные проблемы, которые необходимо преодолеть, но при этом он не должен потерять основные творческие качества, для этого необходимо создать такие условия, в которых талантливый ребёнок не ощущал бы себя отверженным и не поднимал бы себя на пьедестал величия.
Наиболее достоверным будет бланк наблюдений, в котором указаны несколько конкретных характерных признаков творческих детей и подростков. В этом случае лучше всего обратиться к работам Л. Холлингуорт и Джона Уитмора, которые раскрывают и дают подробные объяснения социальным проблемам, присущим творчески одарённым детям.
Следовательно, педагог, работающий с творческими детьми, должен акцентировать свое внимание на развитии следующих личностных качеств детей и подростков, таких как «Я – концепция», самооценка, мотивация деятельности, поскольку именно они оказывают эффективное влияние на формирование одаренности.
Особенности развития творческой направленности личности отражены в рекомендациях специалистов-профессионалов, например:
– в «Критериальной характеристике творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности, разработанной Л.Н. Дроздиковой»;
– в «Классификации творческих способностей по А.И. Луку»;
– в «Модели творческого интеллекта по Дж. Гилфорду»;
– в «Характеристике творческого поведения по Д. Лефбриджу»;
– в «Критериальных Признаках высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К. Тэкэксу»;
– в «Уровнях творческого поведения по Л. Кохену»;
– в «Определении Творческих способностей Х. Зиверта».
В качестве примера можно воспользоваться диагностикой, предлагаемой И.В. Хромовой, М.С. Коганом и др. (таблица).
Как развита фантазия у вашего ребёнка?
№ п/п |
Содержание вопроса |
Ответ «Да» |
Ответ «Нет» |
Баллы за ответ |
Примечание |
1 |
Увлекается ли ваш ребенок рисованием? |
(2, 1) |
|||
2 |
Часто ли он грустит? |
(1, 2) |
|||
3 |
Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? |
(1, 0) |
|||
4 |
Проявляет ли он инициативу в учебе? |
(2, 1) |
|||
5 |
Размашистый ли у него почерк? |
(1, 0) |
|||
6 |
Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? |
(2,1) |
|||
7 |
Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»? |
(0, 1) |
|||
8 |
Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? |
(1, 0) |
|||
9 |
Он пишет длинные сочинения по литературе? |
(2, 1) |
|||
10 |
Ему снятся необыкновенные сны? |
(1, 0) |
|||
11 |
Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? |
(1, 0) |
|||
12 |
Плачет ли он под впечатлением от просмотренного фильма или прочитанной книги? |
(1, 0) |
|||
Итого: |
«Нужно ответить на вопросы и подсчитать баллы. В скобках в пятом столбце таблицы указаны баллы, которые нужно проставить при согласии с вопросом или несогласии: первый – за ответ «Да», второй – за ответ «Нет».
Полученная сумма баллов укажет следующее:
14–16 очков: У ребёнка буйная фантазия. Если её умело направлять, то жизнь ребёнка станет гораздо богаче и принесёт много радости и ему, и окружающим его людям.
9–13 очков: Фантазия ребёнка достаточно сильна, однако нуждается в тренировке и дальнейшем развитии.
5–8 очков: Скорее всего, ребенок реалист, он не витает в облаках. В определённой степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Ему нужно помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии» [5].
При изучении уровня творческого развития личности экспериментатор намеренно создает ситуацию, выход из которой возможен лишь с помощью проявления творческих способностей.
Как говорил Жан-Поль Сартр: «Воображение – это акт, а не вещь» [6].
Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта.
Автор утверждает: «Современная социально-психологическая диагностика ориентирована на исследование личности, поскольку личность имеет различную направленность, то поэтому чёткой систематизации методик для изучения внутреннего мира человека пока в практике исследований нет» [7].
Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии. У ребенка собственно мыслительные операции имеют моторное выражение, благодаря чему мы можем наблюдать наряду с интересующим фактором и промежуточные действия ребенка, его пробы и ошибки, перебор вариантов решения.
Выполняя ту или иную операцию в осуществляемой трудовой деятельности, дети и подростки приобретают необходимые навыки, помогающие им решать порой довольно сложные технологические задачи. Педагог, формируя условия для выполнения эффективной трудовой деятельности, создаёт определённый игровой фон, в котором дети и подростки комфортно себя ощущают, как с физиологической, так и с психологической позиции.
Рассмотрев ряд способов и методов воздействия на детей и подростков в процессе дополнительной деятельности, нельзя её сравнивать с базовым образованием, поскольку ребёнок идёт заниматься любимым делом со значимым взрослым в своё удовольствие, надеясь, что при этом его уровень саморазвития станет выше и более значимым, так же думают и его родители.
Таким образом, мы рассмотрели ряд методов и способов выявления творческой направленности детей и подростков, которые необходимо использовать в повседневной работе педагога дополнительного образования, а также некоторые направления диагностирующего аппарата, помогающего своевременно выявить наличие творческой активности их и активизировать её в дальнейшей совместной деятельности. Практические же задания, имеющие в своей основе творческую базу, могут способствовать развитию творческих способностей в процессе игровой и экспериментальной деятельности с детьми и подростками.