Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF STANDARTS OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOR STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Alekseev S.L. 1 Sergeeva Yu.S. 1 Shaydullin R.N. 1
1 PEI HE «Academy of Social Education»
In the current socio-economic situation in our state, increases the importance of analyzing and restructuring of those aspects of education that can significantly affect vocational potential future graduate student. The article considers the issues of formation of students of educational institutions of anti-corruption standards of behaviour, intolerant attitude to corruption as a socio-legal negative phenomenon and the need of possessing competence in the field of combating corruption for future work. One of the directions of realization of strategy of anticorruption policy of the state is anti-corruption education as one of the effective preventive measures in combating corruption. This education is an integral part of the educational process in General and involves the use of various forms and methods of interactive work in the educational process, which have a significant effect on the formation of student’s personality. The authors summarize that in the Republic of Tatarstan established a system of anti-corruption education with the aim of developing students ‘ and listeners standards of anti-corruption behavior. In conclusion, the authors come to the conclusion that the essential optimization requirements to Federal state educational standards of preschool, General secondary, secondary professional and higher education, programmes of qualification improvement and professional retraining that will allow you to create a single system continuous anti-corruption education.
anti-corruption
standards of anti-corruption behavior
professional competencies
anti-corruption education

На сегодняшний день в Российской Федерации уже реализуются правовые и организационные меры по противодействию коррупции. Однако по результатам различных исследований видно, что коррупция в российском государстве становится одной из глобальных проблем, при этом с каждым годом наращивает свой потенциал [1, с. 22]. Коррупция как социально-правовое негативное явление представляет угрозу не только экономической безопасности государства, но и является национальной проблемой всех государств мира, так как высокий уровень коррупции в любом государстве полностью разрушает все ценности и традиции, уничтожаются ключевые понятия морали, правовых основ и чувства социальной справедливости. По мнению российских и зарубежных ученых, причины коррупционных проявлений, находятся в правосознании самого общества, так как в любом обществе уже давно сформирована правовая культура, основанная на историческом развитии. В современной России правовое сознание общества является преемственным, особенно просматриваются твёрдо устоявшиеся национальные традиции разных времен. Безусловно, это влияет на эффективность реализации антикоррупционной стратегии российского государства. В современной социально-экономической ситуации, сложившейся в нашем государстве, возрастает важность анализа и перестройки тех аспектов образования, которые существенно влияют на профессиональный потенциал будущего выпускника вуза и, следовательно, определяют жизненный путь. Сегодня одной из определяющих сторон образования является фундаментальность теоретико-практической подготовки студентов, включающая развитое правовое сознание, которое подразумевает готовность к превентивной антикоррупционной деятельности. Проблемы образования тесно взаимосвязаны с тенденциями развития российского общества, которые направлены на формирование стандартов антикоррупционного поведения. Данные стандарты должны включать в себя такие требования, которые смогли бы воспитать у молодых людей неприятие коррупционных проявлений как негативных явлений в обществе, которые совершенно несовместимы с ценностями нашего государства. Это и будет являться важнейшей задачей российского образования, так как уровень образования населения, его правовая культура – это не только лицо нашего государства в мировом пространстве, но и вопрос национальной безопасности.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование не только как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, но и как общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства [2].

Образование, в философском понимании, представляет собой процесс становления человеческого духа, в результате которого порождается самодостаточная, многогранная, свободная личность, «подготовленная к воспроизводству, сохранению, развитию, преобразованию материальной и духовной культуры» [3, с. 97].

В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» определены следующие виды деятельности в сфере противодействия коррупции: профилактика коррупции, борьба с коррупцией, а также минимизация и (или) ликвидация негативных последствий коррупционных правонарушений [4]. На современном этапе превенция коррупционных проявлений занимает первостепенное значение, хотя данное направление в области противодействия коррупции является одним из самых трудных и затратных и не может быть реализовано в минимальные сроки. Снижение преступлений возможно посредством их целенаправленного предупреждения, в том числе посредством введения специальных образовательных и воспитательных технологий в образовательных организациях.

Пункт 1 ст. 6 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой Генеральной Ассамблеи ООН, гласит, что «каждое государство-участник обеспечивает предупреждение коррупции с помощью расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции». Превенция проблем, связанных с коррупционными проявлениями, будет предпочтительнее ее минимизации и ликвидации. Для этого и необходимо антикоррупционное образование, которое и будет являться одним из ключевых инструментариев противодействия коррупции.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» определены основные меры по превенции коррупционных проявлений в обществе, это нетерпимость к коррупционным проявлениям населения, правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на наличие коррупциогенных факторов, соблюдение выполнения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции силами общественного и парламентского контроля.

Ключевой мерой в формировании у молодого поколения нетерпимости к коррупционным проявлениям является: антикоррупционное просвещение, т.е. получение знаний в области противодействия коррупции, а также практики применения нормативных правовых актов по противодействию коррупции; антикоррупционное мировоззрение – устойчивая система взглядов, ценностных ориентаций неприятия коррупции, которые определяют поведение студента; антикоррупционное поведение – действия, поступки личности, мотивированные неприятием и отрицанием коррупционных проявлений; предупреждение коррупционного проявления – нейтрализация с помощью педагогических методов факторов коррупционной ситуации и их устранение; а также информирование, консультирование, пропаганда, реклама [5, с. 169–170].

Как следует из положения ст. 7 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области, отнесено к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Последовательное формирование и закрепление на протяжении последнего десятилетия антикоррупционных стандартов поведения в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих при осуществлении должного контроля над их соблюдением уже приносит ощутимый положительный эффект. Вместе с тем еще не во всех значимых сферах, обеспечивающих сохранение и развитие государства и общества, сформированы необходимые антикоррупционные стандарты поведения.

Образование и есть та область деятельности, где остро требуются единые антикоррупционные стандарты поведения, закрепленные в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» или ином нормативном акте, объединяющем правовые и организационные основы в сфере противодействия коррупции для всех служащих публичной сферы.

В соответствии с программой по антикоррупционному просвещению, принятой Правительством Российской Федерации на 2014–2016 гг. было предписано произвести разработку правовой базы с целью совершенствования образовательной среды для повышения уровня правовых знаний у населения и внедрения антикоррупционных стандартов поведения, которые должны быть основаны на общих знаниях прав и обязанностей, а также принятие организационно-управленческих решений по обеспечению данных условий.

Утвержденный Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 Национальный план противодействия коррупции на 2016–2017 гг. определил антикоррупционное образование одной из важных направлений антикоррупционной политики, установил цель на специализированное обучение, воспитание кадров в сфере противодействия коррупции, а также формирование антикоррупционного мировоззрения и повышения уровня самосознания и правовой культуры.

Образование в сфере противодействия коррупции должно формировать у обучающихся правовое сознание и гражданскую этику, прививать антикоррупционные стандарты, компетентность в проблемах борьбы с коррупцией на разных уровнях: противодействие коррупции на первом уровне, т.е. на основе полученного базового профессионального образования, и на втором уровне, при освоении дополнительных профессиональных программ по антикоррупционному образованию. Данное образование, как правило, должно быть направлено на гражданина с целью пропаганды правового сознания и поведения, а также обучение навыкам распознания коррупционных проявлений и иных действий. Основа базового антикоррупционного образования заключается в формировании гражданской ответственности, непримиримого отношения к коррупции как к негативному социально-правовому явлению. Главная задача антикоррупционного образования – это воспитание в индивидууме основ гражданской этики и формирование представлений навыкам об общественном контроле, так как исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что использование общественного контроля оказывалось эффективным средством борьбы с коррупцией в рамках национальной антикоррупционной стратегии. Многие граждане нашей страны имеют свое антикоррупционное мировоззрение, но не могут единолично или малой группой бороться с коррупционными проявлениями, однако они уже имеют нетерпимость к её проявлениям и не могут закрыть свои глаза на коррупционные практики в обществе, свидетелями которых они случайно оказались. Антикоррупционное образование в профессиональном смысле направлено не только на предотвращение, но и на фактическое противодействие коррупции.

К основным направлениям антикоррупционного образования следует отнести:

1) создание учебных и учебно-методических пособий, включение учебных модулей, направленных на решение задач информирования обучающихся о многоликости коррупции, формирования осознанного неприятия и отношения к коррупции, антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правового сознания и правовой культуры обучающегося; освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией, формирование антикоррупционного стандарта поведения. Целью антикоррупционного образования должно быть уважение к закону, которое должно стать определяющим принципом жизни не только чиновников, но и каждого члена общества;

2) повышение квалификации преподавателей посредством участия в учебно-методических семинарах, обучающих курсах и иных мероприятиях, направленных на формирование у них антикоррупционных компетенций;

3) планирование и реализация внеучебных мероприятий, формирующих и развивающих установки, нацеленные на нетерпимое отношение к коррупционным проявлениям [6].

На сегодняшний день в Российской Федерации уже имеется определенный опыт антикоррупционного образования во всех образовательных организациях, включая и дошкольные.

К примеру, для дошкольного и начального общего образования применяются в большей степени следующие формы, которые способны помочь определить правомерный (неправомерный) характер коррупционных правонарушений, понять их сущность в целом. В основном это конкурсы, игры, беседы и дискуссии.

Обучающимся в старших классах общеобразовательных организаций на основе имеющихся правовых знаний в учебные предметы включаются элементы антикоррупционного образования. При этом основной формой работы является метод case-study – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на решении конкретных задач, при этом важно, чтобы кейс представлял собой пример, моделирующий конкретную коррупционную ситуацию.

В вузовском пространстве основная задача педагога состоит в расширении, а также углублении мировоззренческих представлений о коррупции. Современные федеральные государственные образовательные стандарты дают возможность включения в структуру учебного плана (вариативную часть) специальных дисциплин, нацеленные на формирование у студентов категорического неприятия всякого рода коррупционных проявлений. Характер преподавания таких дисциплин должен быть проблемным, исключающим возможность превращения занятия в простое информирование о проблеме коррупции.

Успешное решение задач, стоящих перед органами государственной власти, сегодня невозможно без использования информационных технологий. Практически в каждом новом документе Правительства Российской Федерации, посвященном перспективам развития образования и страны в целом, обязательно фигурирует вопрос информатизации образования. Например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «увеличение использования информационных и индивидуализации телекоммуникационных технологий для внедрения новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание многоуровневой системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий». Средства ИКТ являются эффективным средством индивидуализации обучения, интенсификации самостоятельной работы обучающихся, повышения мотивации и познавательной активности.

Таким образом, целью данного образования является формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, твердой гражданской и нравственной позиции, а также обладание устойчивыми знаниями, умениями, навыками и компетентностью в сфере противодействия коррупции. В целом в процессе антикоррупционного образования следует стремиться к преодолению правового нигилизма. Антикоррупционное образование является составной частью процесса образования в целом и предполагает использование различных форм интерактивной работы в учебном процессе, оказывающих существенное влияние на формирование личности обучающегося.

В Республике Татарстан уже налажена система антикоррупционного образования, разработаны и апробированы учебные и учебно-методические пособия для дошкольных и общеобразовательных организаций, такие как комплекс антикоррупционных пособий и рабочих тетрадей (на двух государственных языках Республики Татарстан), рассчитанных на различные возрастные группы детей; «Антикоррупционное и правовое воспитание» К.Ф. Амирова, Д.К. Амирова; «Формирование антикоррупционной культуры у учащихся» Р.Р. Замалетдинов, Д.К. Амирова, Е.М. Ибрагимова; «Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры» И.В. Сафронова, И.М. Фокеева; «Профилактика нарушений, связанных с проявлением коррупции в сфере образовательной деятельности» Л.Е. Кирилова, А.Е. Кирилов.

Для образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования разработаны учебные и учебно-методические пособия по введению и изучению дисциплины: «Основы антикоррупционного права» С.Л. Алексеев, Ю.С. Алексеева; «Коррупция и борьба с ней» Э.И. Никонова, Л.В. Абдрахманова; «Противодействие коррупции» А.М. Межведилов, Л.Т. Бакулина и др. С 2016/2017 учебного года во всех образовательных организациях высшего образования Республики Татарстан для создания единых требований по формированию стандартов антикоррупционного поведения была введена дисциплина «Актуальные направления противодействия коррупции» [7]. Кроме этого, в республике на регулярной основе проводится обучение государственных и муниципальных служащих.

Вышеперечисленные факты свидетельствуют о налаженной системе формирования стандартов антикоррупционного поведения в республике, но в сложившейся коррупциогенной ситуации в стране этого недостаточно. Мы считаем, что необходима оптимизация требований к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что в целом позволит создать единую систему непрерывного антикоррупционного образования в стране и будет являться одной из приоритетных мер по противодействию коррупции.