Достижение высоких результатов в циклических видах спорта невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории спорта этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных спортсменов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми [1, 2].
Координационные способности являются видом физических качеств, играющих обобщающую роль, которая позволяет связывать воедино проявления других физических способностей: силы, быстроты, гибкости – и в конечном итоге достигать успеха в спортивной деятельности. Без высочайшего уровня развития координационных способностей невозможно представить многие виды спорта, а также базовое физическое воспитание [1–4].
Основным и наиболее эффективным методом развития координационных способностей является постановка новых двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры двигательных действий. Новизна может создаваться за счет повышения трудности внешних условий, например выполнением двигательных действий в незнакомых ситуациях. Существует еще ряд методических особенностей тренировочного процесса, позволяющих эффективно совершенствовать координацию движений [1, 3].
Важно отметить, что недостаточное внимание – развитию координационных способностей ведет к серьезным ошибкам в физическом воспитании. Это особенно недопустимо в те возрастные периоды, которые являются критическими и отличаются особенно высокими темпами прироста координационных способностей. Первый из таких периодов приходится на возраст 10–12 лет.
Цель исследования – изучение двигательных способностей детей 10–12 лет, занимающихся циклическими видами спорта.
Задачи исследования:
1. Оценить физическое развитие детей в возрасте 10–12 лет, постоянно проживающих в сельской местности Архангельской области.
2. Оценить исходные показатели двигательных способностей и темпы прироста двигательных способностей юных спортсменов.
3. Выявить эффективность методики развития координационных способностей на примере детей в возрасте 10–12 лет.
Материалы и методы исследования
В исследовании принимали участие две группы мальчиков в возрасте 10–12 лет, контрольная и экспериментальная, численностью по 10 человек в каждой. Все дети постоянно проживают в условиях сельской местности Архангельской области и обучаются в детской спортивной школе. Тестирование проходило в спортивном зале в течение двух дней. Упражнения, используемые в тестировании, были хорошо знакомы всем спортсменам, участвующим в исследовании. В первый день тестирование включало челночный бег 3х10 м, три кувырка, сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту, во второй день бег 18 м и пресс за 1 минуту. При проведении тестирования экспериментальной и контрольной групп были соблюдены одинаковые условия. Повторное тестирование проходило с интервалом шесть месяцев.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, метод контрольных испытаний, методы математической статистики.
Педагогический эксперимент. По продолжительности занятия в обеих группах были одинаковыми, разминка и заключительная часть не отличались по продолжительности и использующимся средствам тренировки. В основной части занятия в экспериментальной группе до 30 % времени отводилось использованию комплекса специальных упражнений для развития координационных способностей для детей в возрасте 10–12 лет. Комплекс состоял из спортивных игр и специальных разновидностей координационных упражнений, выполняющихся на каждой тренировке с меняющимися заданиями и по меняющимся правилам. Цель комплекса: развитие координационных способностей, равновесия, выносливости, волевых качеств, а также повышение эмоционального тонуса. В начале комплекса (5–10 мин) применялась игра (по выбору баскетбол или футбол) по измененным правилам.
Основная часть комплекса состояла из игровых упражнений. Игры с различными правилами с целью «запятнать» определенную часть тела партнера (1 против 1 или 1 против 2). Игры на выведение из равновесия в различных условиях (стоя на одной ноге, на двух ногах, на гимнастическом буме и т.д.) и по различным правилам.
Метод контрольных испытаний. Для оценки координационных способностей спортсменов, участвующих в исследовании, включали следующие упражнения: челночный бег 3х10 м и три кувырка вперед. В челночном беге разрешается 2 попытки. В протокол заносятся лучшие результаты. В забеге могут участвовать двое. Хронометрист не засчитывает попытку, если испытуемый не обегает мяч. Дорожка должна быть ровной, не скользкой, в хорошем состоянии. Силовая выносливость определялась с помощью упражнений – поднимание туловища из положения лежа и сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 мин. Скоростно-силовые качества определялись с помощью бега на короткую дистанцию: бег 18 м, с высокого старта.
Темпы прироста показателей двигательных тестов вычислялись по формуле С. Броди, в %. Количественную меру корреляции принято различать по нескольким уровням: сильная связь – от 0,9 до 0,6; средняя связь – от 0,5 до 0,3; слабая связь – от 0,29 и меньше.
Результаты исследования и их обсуждение
Перед началом педагогического эксперимента была определена равноценность экспериментальной и контрольной групп. Проведенный анализ физического развития юных спортсменов показал средний уровень развития массы и длины тела, как в экспериментальной, так и контрольной группах. Результат росто-весового индекса Кетле (2) указывает на гармоничное физическое развитие организма в данной возрастной группе (табл. 1) [5].
Для определения идентичности группы был выполнен статистический анализ результатов физического развития по t-критерию Стьюдента. Оказалось, что до начала проведения педагогического эксперимента экспериментальная и контрольная группы не имели существенных различий.
В начале педагогического эксперимента были определены двигательная подготовленность в экспериментальной и контрольной группах. Для этого использовался метод контрольных испытаний [6].
Таблица 1
Результаты физического развития юных спортсменов
№ п/п |
Показатели физического развития |
эксп. гр. M ± m |
t |
конт. гр. M ± m |
1 |
Возраст, лет |
10,7 ± 0,15 |
0,882 |
10,5 ± 0,17 |
2 |
Масса тела, кг |
31,74 ± 1,22 |
0,701 |
30,5 ± 1,28 |
3 |
Длина тела, см |
1,36 ± 0,02 |
0,447 |
1,37 ± 0,01 |
4 |
Индекс Кетле 2, усл. ед. |
16,35 ± 0,35 |
0,097 |
16,3 ± 0,38 |
Таблица 2
Результаты тестирования юных спортсменов до эксперимента
№ п/п |
Контрольные упражнения |
эксп. гр. M1 ± m1 |
контр. гр. M1 ± m1 |
t |
p |
1 |
Бег 3х10 м, с |
8,40 ± 0,193 |
8,54 ± 0,161 |
0,557 |
– |
2 |
3 кувырка, с |
4,30 ± 0,223 |
4,36 ± 0,255 |
0,177 |
– |
3 |
Пресс, 1 мин, кол-во раз |
31,40 ± 0,452 |
30,50 ± 0,806 |
0,974 |
– |
4 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа,1 мин, кол-во раз |
30,70 ± 0,597 |
23,80 ± 0,533 |
8,622 |
*0,05 |
5 |
Бег 18 м, с |
3,70 ± 0,11 |
4,01 ± 0,152 |
1,652 |
– |
Таблица 3
Оценка тестирования юных спортсменов после эксперимента
№ п/п |
Контрольные упражнения |
эксп. гр. M2 ± m2 |
контр. гр. M2 ± m2 |
t |
p |
1 |
Бег 3х10 м, с |
8,29 ± 0,197 |
8,52 ± 0,166 |
0,893 |
– |
2 |
3 кувырка, с |
4,18 ± 0,253 |
4,31 ± 0,258 |
0,360 |
– |
3 |
Пресс, 1 мин, кол-во раз |
35,1 ± 0,233 |
28,6 ± 0,957 |
6,599 |
*0,05 |
4 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, 1 мин, кол-во раз |
34,0 ± 0,516 |
24,8 ± 0,249 |
16,05 |
*0,05 |
5 |
Бег 18 м, с |
3,36 ± 0,141 |
3,82 ± 0,116 |
2,519 |
*0,05 |
В результате проведенного тестирования до эксперимента установили, что обе группы имеют приблизительно одинаковый уровень развития координационных способностей, силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, исключение составил лишь результат тестирования сгибания и разгибания рук в упоре лежа за 1 минуту (р < 0,05). Но данный факт не повлиял на идентичность исследуемых групп спортсменов (табл. 2).
В экспериментальной группе особое место отводилось развитию координационных способностей. Координационные способности являются ведущими в соревновательной деятельности спортсменов-лыжников. Для этого целенаправленного развития в экспериментальной группе использовалась специальная методика для развития координационных способностей. Контрольная группа занималась по обычной программе развития двигательных качеств для детских спортивных школ.
В результате, после проведения педагогического эксперимента, в экспериментальной и контрольной группах, как и ожидалось, произошли изменения в результатах двигательных способностей (табл. 3).
Сравнительный анализ результатов показал, что в экспериментальной и контрольной группах повысились результаты координационных способностей спортсменов, участвующих в исследовании в упражнениях челночный бег 3х10 м и три кувырка вперед, при недостоверном уровне значимости. Вместе с тем наибольший прирост достигнут в экспериментальной группе, а в контрольной – прирост был несущественным (табл. 4).
Следует отметить, что возраст 10–12 лет особенно благоприятен для развития координационных способностей (КС). Педагогические воздействия, направленные на развитие КС, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который, по-видимому, является ключевым для координационно-двигательного совершенствования [4, 5].
Таблица 4
Результаты темпов прироста двигательных способностей за период исследования, %.
№ п/п |
Двигательная способность |
Контрольные упражнения |
эксп. гр., W |
конт. гр., W |
1 |
Координационная |
Бег 3х10 м |
1,32 |
0,23 |
2 |
Координационная |
3 кувырка |
2,83 |
1,15 |
3 |
Силовая выносливость |
Пресс, 1 мин |
11,13 |
6,43 |
4 |
Силовая выносливость |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа,1 мин |
10,2 |
4,12 |
5 |
Скоростно-силовая |
Бег 18 м |
9,63 |
4,85 |
Силовая выносливость определялась с помощью упражнений – поднимание туловища из положения лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту. По силовым способностям в экспериментальной и контрольной группах, произошли изменения по сравнению с результатов до эксперимента, с достоверным уровнем значимости (р < 0,05). Особенно эта тенденция проявилась в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту. Следует отметить тот факт, что по этому упражнению юные спортсмены экспериментальной группы были сильнее в начале исследования.
Скоростно-силовые качества определялись с помощью бега на короткую дистанцию с высокого старта. Результаты исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах произошли изменения с достоверным уровнем значимости (р < 0,05). Наибольший прирост результатов достигнут в экспериментальной группе и составил 9,63 %, а в контрольной – 4,85 % (табл. 4).
При оценке в целом прироста двигательных способностей в экспериментальной группе он составил от 1,32 до 11,13 %, в то время как в контрольной группе лишь от 0,23 до 6,43 % (табл. 4).
Наибольший прирост в экспериментальной группе был определен в контрольных упражнениях на развитие силовой выносливости и скоростно-силовых способностей, соответственно 11,13 % и 9,63 %. В контрольной группе, так же как и экспериментальной, был определен наибольший темп прироста по этим же двигательным способностям (табл. 4).
Таким образом, педагогический эксперимент показал, что в обеих группах наблюдается прирост показателей двигательных качеств за достаточно короткое время, что можно объяснить регулярностью тренировок и положительным влиянием спортивной деятельности (занятий лыжным спортом) на детей в возрасте 10–12 лет. В то же время полученные результаты говорят о том, что в экспериментальной группе результаты прироста исследуемых показателей более значительные, при достоверном уровне значимости контрольных упражнений в беге 18 м, сгибании и разгибании рук в упоре лежа за 1 минуту и пресс за 1 минуту. Однако положение о том, что повлияло на полученные результаты, экспериментальная методика развития координационных способностей или нет, нуждается в дальнейшем осмыслении.
Для оценки эффективности методики развития координационных способностей были установлены статистические связи по результатам экспериментальной группы после исследования. Установлена высокая положительная связь между результатами в упражнении челночный бег 3х10 м и 3 кувырка, а также между результатами в упражнении 3 кувырка и пресс за 1 минуту, соответственно 0,9 и 0,7. Эта связь объясняется тем, что на проявление координационных и силовых способностей оказывают влияние одинаковые биомеханические факторы, а именно точность воспроизведения выполняемого упражнения. Такие факторы проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (силовая ловкость).
Средняя положительная связь наблюдается между результатами упражнения челночный бег 3х10 м и пресс за 1 минуту, челночный бег 3х10 м и бег 18 м, а также бег 18 м и пресс за 1 минуту. Такая оценка отражает двигательные умения юных спортсменов в выполнении исследуемых упражнений.
Слабая положительная корреляционная связь отмечена между результатами сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту и челночном беге 3х10 м, 3 кувырка, бег 18 м. Это свидетельствует о том, что данные упражнения находятся в незначительной зависимости друг от друга в исследуемой возрастной группе спортсменов.
Выводы
1. Выполнен анализ физического развития детей 10–12 лет экспериментальной и контрольной групп, который показал средний уровень развития массы и длины тела, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Результат росто-весового индекса Кетле (2) указывает на гармоничное физическое развитие организма в данной возрастной группе. До начала проведения педагогического эксперимента экспериментальная и контрольная группы по физическому развитию не имели существенных различий.
2. Выполнена оценка исходных результатов двигательных способностей юных лыжников. В результате проведенного тестирования до эксперимента установили, что обе группы имеют приблизительно одинаковый уровень развития координационных способностей, силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, исключение составил лишь результат тестирования сгибания и разгибания рук в упоре лежа за 1 минуту (при р < 0,05).
3. Установлено, что после проведения педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, как и предполагалось, произошли изменения в результатах контрольных испытаний. Наибольший прирост в экспериментальной и контрольной группах был определен в упражнениях на развитие силовой выносливости и скоростно-силовых способностей, соответственно 11,13 % и 9,63 % в экспериментальной и 6,43 % и 4,85 % в контрольной группе.
4. Выявлена высокая положительная связь между результатами в упражнении челночный бег 3х10 м и 3 кувырка, а также между результатами в упражнении 3 кувырка и пресс за 1 минуту, соответственно 0,9 и 0,7. Средняя положительная связь наблюдается между результатами упражнения челночный бег 3х10 м и пресс за 1 минуту, челночный бег 3х10 м и бег 18 м, а также бег 18 м и пресс за 1 минуту. Слабая положительная корреляционная связь отмечена между результатами сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 1 минуту и челночном беге 3х10 м, 3 кувырка, бег 18 м.
5. Применение экспериментальной методики развития координационных способностей для спортсменов в возрасте 10–12 лет, основанной на комплексе специальных упражнений на координацию движений приводит к росту по всем исследуемым двигательным способностям, при недостоверном уровне значимости.