Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

TRAINING TO CO-OPERATION OF CORRUPTION OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Alekseev S.L. 1 Sergeeva Yu.S. 1 Shaydullin R.N. 1
1 ANO HE «Academy of social education»
The article analyzes corruption phenomena in the society as an object of pedagogical research. One of the main bodies for combating corruption is law enforcement agencies, so it is very important to provide pedagogical training for cadets in the educational institutions of the Ministry of the Interior. The author suggests pedagogical technologies for intensifying the pedagogical preparation of cadets preparing for the prevention of corruption behavior, which consist in the implementation of an integrated approach – the combination of personally oriented and competence methodological approaches, the inclusion of cross-cutting themes in the academic disciplines on the division of corruption counteraction, the broad application of case study tasks in the process of pedagogical preparation. The integration approach is the close interaction of the educational process with the solution of educational tasks: holding meetings with law enforcement agencies, carrying out scientific fees and discussing the results of the questionnaire, which cause cadets to reflect and increase the positions of subjectivity. The author outlines the stages of pedagogical preparation of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia - the initial, the main and the final. At the end of the article, the authors draw attention to the actualization of the problem of suppression of terrorism, since this negative phenomenon poses an immediate threat to the society and is closely interrelated with corruption manifestations. In this regard, the authors emphasize the need for pedagogical preparation for the formation of preventive anti-corruption skills.
prevention of corruption
penchant for corrupt behavior
anti-corruption worldview
value settings
pedagogical training
pedagogical technologies

Педагогическое исследование коррупции предполагает выявление причинно-следственных связей коррупционных явлений с применением педагогического инструментария. В данном случае ракурс изучения проблемы заключается в противостоянии коррупции, внесении вклада в формирование в образовательных учреждениях МВД России в процессе обучения таких личностей, которые могли бы противодействовать такому негативному явлению, разъедающему наше общество, как коррупция.

Вопросы деформации ценностных и мировоззренческих установок в результате коррупционных явлений общеизвестны. Но с точки зрения методологии следует подчеркнуть, что данные установки – важный фактор социально-культурных сдвигов в социуме. Несмотря на то, что коррупционные отношения – одна из древнейших проблем государств, она лишь недавно стала объектом педагогических исследований. Изучение с точки зрения педагогической науки позволяет познать коррупционные явления, реализуя совокупность научных принципов и категорий, которые применяются в педагогике. Педагогическое осмысление коррупционных явлений позволяет сделать неприятный вывод о деградационных процессах в российском обществе. Образовательная сфера, обладающая институтами – учреждениями образования различного уровня способна влиять путем просвещения и обучения различных групп граждан и социальных слоев, ведя целенаправленный процесс обучения по противодействию коррупции, и может внести весомый вклад в соответствующую ориентацию большинства общества и управляющего слоя.

В настоящее время в деятельности правоохранительных органов, полиции в частности, недостаточное внимание уделяется реализации превентивных функций. Для того, чтобы реализовать превентивные умения к антикоррупционному противодействию в период прохождения службы, сотрудником правоохранительных органов следует в процессе учебы организовать (предусмотреть) педагогическую подготовку по противодействию коррупционному поведению. Однако в настоящее время специально не ставится такая задача. Причина заключается в том, что в учреждениях высшего образования системы МВД России не всегда уделяется внимание педагогической подготовке курсантов к профилактике коррупционного поведения, формирования устойчивости к коррупционному давлению.

Различные аспекты угрозы коррупции обществу, подготовки кадров к предупреждению коррупции рассмотрены правоведами, педагогами, философами. Проблеме становления и развития профессионально-педагогических умений посвящены исследования А.В. Морозова [1], Е.Л. Райхлиной [2], проблемы девиантного поведения и его предупреждения рассмотрены в работах С.Л. Алексеева [3], Ю.М. Кудрявцева [4], вопросы формирования профессиональной готовности исследовал Н.В. Квач [5], Н.А. Аминов [6].

В настоящее время наблюдается противоречие между деятельностью правоохранительных ведомств, направленной на противодействие коррупции, и педагогической практикой в высших учебных заведениях, не предусматривающих педагогическую подготовку, предполагающую формирование умения к превенции коррупционного поведения. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает противодействие коррупционным явлениям сотрудниками полиции. В процессе деятельности сотрудник правоохранительных органов может сталкиваться с коррупционными ситуациями, коррупционным давлением. Если будучи курсантом, он не подготовлен к решению таких ситуаций, то это порождает когнитивно-поведенческий диссонанс. Необходимо раскрытие педагогических возможностей, реализация педагогического потенциала, чему способствует проведение занятий по формированию умений превенции коррупционного поведения (склонности к коррупционному поведению).

По нашему мнению, в превентивные умения входят: деятельность, направленная на предварительное предотвращение и предупреждение, профилактическая деятельность, нацеленная на предотвращение коррупционных явлений и ситуаций. Превентивные умения являются синтетическими, так как предполагают параллельное владение прогностическими умениями и навыками.

В содержание превентивных умений входят правовые и социально-педагогические знания, умения, компетенции, направленные на обеспечение законности и справедливости. Формирование положительного отношения к превентивной деятельности в полиции у курсантов высшего образовательного учреждения МВД РФ, педагогическая подготовка будущего полицейского должны основываться на систематизации сложившегося социального опыта, знаний и умений, которые носят обрывочный характер, а умения еще носят несформированный характер или находятся в стадии становления. В процессе педагогической подготовки знания дополняются, принимают системный характер, интенсифицируются, а умения приобретают устойчивый характер, формируется целенаправленная мотивация и мировоззрение. Педагогическая подготовка по формированию антикоррупционного миропонимания основывается на базе представлений курсантов высших учебных заведений системы МВД РФ, превентивные умения – на соответствии динамического характера деятельности будущего офицера МВД, сочетания защитных и силовых компетенций. В результате этого повышается субъектность курсантов. По нашему мнению, большие возможности кроются, наряду с введением курса «Антикоррупционное право», в применении метода кейс-стади, как инновационной педагогической технологии. Реализация сквозной темы по предупреждению коррупционного поведения усиливает междисциплинарные связи и взаимодействие. В свою очередь, это приведет к реорганизации дидактического подхода в педагогической подготовке.

В данной статье понятие коррупции, которым мы оперируем, соответствует определению, данному Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – как преступление, проявляющееся в злоупотреблении должностным лицом своими правами с целью обогащения, необоснованного продвижения по служебной лестнице или подкупе должностных лиц.

Готовность к превенции коррупционного поведения, коррупционных явлений включает в себя способность и умения противостоять им, обладать антикоррупционным миропониманием и устойчивостью к коррупционному давлению [7]. Антикоррупционная готовность формируется на основе изучения учебных дисциплин «Правоохранительные органы», «Основы оперативно-розыскной работы», «Криминология», «Уголовное право». В процессе педагогической подготовки сквозной педагогической деятельностью является формирование готовности к превенции антикоррупционного поведения, умения выявления склонности к коррупционному поведению. Следует обратить внимание, что в правоохранительной сфере коррупция может иметь внешний и внутренний характер, что объясняется спецификой профессиональной деятельности. Впрочем, внешний и внутренний характер коррупции проявляется в определении коррупции, сформулированном в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Внешняя коррупция проявляется при предложении вознаграждения физическим или юридическим лицом сотруднику полиции, как правило, это материальное вознаграждение, взятка в виде денежной суммы. Внутренняя коррупция, как правило, проявляется между сотрудниками правоохранительных органов, в служебном окружении полицейских. Данные коррупционные явления проявляются во взаимообмене услугами между собой, покровительстве, схеме по продвижению в карьерном росте, служебном покровительстве родственникам и своим людям (непотизм).

Во внешней коррупции сотрудник правоохранительных органов может быть как субъектом коррупционных отношений, так и объектом. Субъект коррупции – это когда сотрудник полиции сам выступает организатором коррупционных отношений, к примеру, когда запрашивает незаконное вознаграждение за исполнение своих должностных обязанностей или нарушение их. Объектом коррупционных отношений он выступает, когда сотруднику полиции предлагают взятку, а он не отказывается. При внутренних коррупционных отношениях сотрудник правоохранительных органов выступает, как правило, как объект коррупции. Мотивация в данном случае проявляется в амбициях – продвижении по карьерной лестнице, получении повышения или внеочередного звания.

Особенности правоохранительной системы проявляются в ее военизированности, что вызывает вертикальные коррупционные отношения. Это когда нижестоящий уровень делится незаконными прибылями с вышестоящим начальством. Примерами проявления таких фактов являются «крышевание» бизнеса, массовый (рота, батальон, например, ГИБДД) сбор денежных средств для командира и т.п. В данном случае следует сказать, что за рубежом полиция менее военизирована и многие должности принадлежат гражданскому сектору. По нашему мнению, это несколько минимизирует коррупционные явления, так как гражданский сектор более прозрачен. Важно в процессе педагогической подготовки к предупреждению коррупционного поведения учитывать вышесказанную специфику системы правоохранительных ведомств (полиции) в России.

Формирование антикоррупционной направленности личности курсанта возможно на основе изучения соответствующих учебных дисциплин, в процессе чего формируется антикоррупционное миропонимание. Устойчивость курсантов к коррупционному поведению усиливает комплекс мероприятий в рамках педагогической подготовки, которые включают:

– проведение анкетирования с целью изучения у курсантов основных понятий и положений, касающихся коррупционных отношений. Это необходимо также для определения уровня понимания проблемы, также важно для определения уровня столкновения с коррупционными явлениями в повседневной жизнедеятельности. Такие ситуации влияют на формирование мировоззрения и личного отношения к сфере коррупционных явлений. Изучение личностных качеств курсанта в результате целенаправленного анкетирования и тестирования позволяет выявить отношение курсантов к коррупции, латентные проявления (склонности) к коррупционным действиям. Впоследствии, в зависимости от результатов, можно корректировать характер педагогической подготовки и усилить на некоторых этапах личностно ориентированный подход в учебном и воспитательном процессах, в ходе формирования морально-психологических качеств личности курсантов образовательного учреждения МВД России. Поэтому в зависимости от контингента курсантов (характерологических особенностей) педагогическая подготовка к предупреждению коррупционного поведения (склонности к коррупционным действиям) будет иметь отличительные черты;

– определение сквозных тем антикоррупционной направленности при изучении учебных дисциплин «Правоохранительные органы», «Основы антикоррупционного права». Такой подход позволяет эффективно распределять учебное время и интенсифицировать содержание материала. Также такой подход позволяет учитывать будущую направленность профессиональной деятельности будущего офицера (служба в экономической сфере, участковым оперуполномоченным и т.п.);

– организация мероприятий воспитательного характера, направленных на эмоционально-волевую сферу личности курсанта. Данные мероприятия в свою очередь включают разбор и анализ реальных событий. Например, общеизвестно, что один из террористических актов на Северном Кавказе произошел в результате того, что был подкуплен милиционер и он, не проверяя автомобиль, пропустил террористов. В результате погибли мирные люди. Просмотр документальных фильмов по определенной тематике, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, проведение конкурсов статей, участие в научных конференциях, организация коллоквиумов, научных сборов и т.п.;

– решение жизненных задач и анализ случаев (кейс-стади). К заданиям кейс-стади необходимо тщательная подготовка, как к содержанию, так и к формированию вопросов. В принципе, следует отметить, что практика показывает, как педагогическая технология кейс-стади эффективна при решении целеполагающих задач [8].

Приведем один из примеров. Оперуполномоченный г. Зеленодольска старший лейтенант полиции Петров, реагируя на жалобы покупателей, которые утверждали о том, что в магазине не всегда выдают чеки, проверил магазин «Атланта», принадлежащий индивидуальному предпринимателю Николаеву.

Петров, посещая магазин, сделал контрольную закупку. При оплате приобретенных товаров продавец Сергеева назвала сумму, не став отбивать чек. На вопрос Петрова, почему нет чека, Сергеева ответила, что контрольно-кассовая машина работает некорректно. Тогда Петров представился и сообщил о том, что будет составлен протокол об административном правонарушении. Продавец Сергеева предложила взять приобретенные товары без оплаты, но не составлять административного протокола.

Тем не менее Петров составил административный протокол, и в результате продавец и владелец магазина были оштрафованы.

Курсантам следует оценить с правовой точки зрения действия продавца, выявить виновность (если она есть) владельца магазина, оценить действия полицейского: все ли он сделал правильно. Образно представить себя на месте старшего лейтенанта Петрова и самому себе задать вопросы: Как бы поступили Вы на месте полицейского? Какие варианты развития событий можно предложить? Какие похожие события и явления Вы можете привести?

Решение данных задач формирует антикоррупционное мировоззрение, учит способности к устойчивости коррупционного давления. Отмечая важность содержания образования, следует обратить внимание на зарубежный опыт. В этом плане возможна организация встреч курсантов со студентами гуманитарных вузов с лекциями по антикоррупционной тематике, организация правовой помощи населению с целью правового просвещения и приобретения коммуникативного опыта.

В совокупности проводимые мероприятия и принимаемые меры в рамках педагогической подготовки позволяют осуществить формирование таких качеств личности курсанта, как порядочность, дисциплинированность, честность, оперативное принятие решений, внимательность, профессиональный долг. Тем более что долг полицейского предписывает уведомлять соответствующие инстанции о предложении к совершению коррупционного правонарушения [9].

Формирование способности к предупреждению коррупционного поведения основано на ценностных ориентациях личности: уровня воспитанности, уровня развития нравственной сферы личности, способностей к рефлексии и саморазвитию.

Формирование непримиримости к коррупционному поведению соответствует требованиям компетентностного подхода (ОК-6). Требования выполнения профессиональных задач на основе норм морали и профессиональной этики содержатся в ОК-5 [10]. В этом отношении реализация компетентностного подхода в соответствии с ФГОС органично сочетается с личностно ориентированным подходом, что позволяет учитывать нюансы как в учебном процессе, так и в ситуациях усвоения содержания на разных этапах педагогической подготовки. Педагогическая подготовка к предупреждению коррупционного поведения позволяет интегрировать требования по формированию компетенций и формированию нравственно-мировоззренческой позиции личности курсанта. В результате формируется профессиональная готовность к превенции коррупционного поведения, коррупционных явлений и ситуаций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: педагогическая подготовка курсантов образовательных учреждений МВД России к предупреждению к коррупционному поведению дает возможность интенсифицировать реализацию методологических подходов компетентностного и личностно ориентированного в их сочетании.

Педагогическая подготовка осуществляется в несколько этапов – предварительный, основной и завершающий. Для эффективной педагогической подготовки необходимо проведение предварительного изучения контингента курсантов посредством анкетирования и тестирования с целью выяснения знаний о коррупции и коррупционных проявлениях, определении фактов столкновения с коррупционными явлениями в процессе обыденной жизнедеятельности и их оценки. Тестирование позволяет выявить личностные морально-психологические качества и направленность личности к превентивной деятельности в процессе будущей службы. Противодействие коррупционному поведению основывается на антикоррупционных ценностях, нравственных установках, антикоррупционном миропонимании.

Следует добавить, что в последнее время актуализируется проблема пресечения терроризма. Данное крайне отрицательное явление представляет непосредственную угрозу социуму и приобретает глобальные масштабы, но в некоторой степени связано с коррупционными проявлениями. Поэтому противодействие коррупции, коррупционному поведению и склонности к ней есть часть борьбы с терроризмом во всех его проявлениях. В связи с этим следует подчеркнуть важность педагогической подготовки курсантов к формированию превентивных антикоррупционных умений.