Анализируя реальные отношения человека с природной средой, можно сделать вывод о том, что между человеком и природой скорее война и непонимание, чем мир и гармония. К.Н. Вентцель писал: «Человеческое желание взять явно преобладает над стремлением беречь или отвечать. Но человечество должно жить в мире с окружающей его средой, ибо это среда его жизни. Необходимо, осознав законы ее существования и развития, организовывать свою жизнь в согласии с ними, то есть природосообразно. Необходимо отыскать способы, при помощи которых между человеком и природою могла бы быть достигнута наибольшая кооперация и гармония» [1].
Как считает Д.А. Парнов, познание, взаимодействие и общение с природой – это основа воспитания личности [2, с. 120]. Как воспитать экологически культурную личность, какие формы и методы использовать педагогу в своей работе? Педагоги-новаторы ищут различные эффективные подходы. Немаловажное место в формировании экологической культуры отводится игре, являющейся действенным рычагом в становлении личностных качеств детей 6–10 лет. В игровой деятельности осуществляется необходимость воздействия на окружающую среду. Совершенствуются духовно-нравственные и физиологические силы дошкольников и младших школьников, психические процессы (память, внимание, мышление и др.), коммуникативные навыки и т.д. В игре происходит всестороннее развитие индивида, осуществляются значимые преобразования в его сознании, обеспечивающие трансформацию к иному, наиболее высокому этапу становления экологической культуры, что повышает воспитательный потенциал игровой деятельности.
Детская игра – форма активности, находящаяся в репродукции деятельности взрослого населения и их внутренних взаимоотношений в своеобразной относительной форме. Она является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника и младшего школьника, т.е. такой деятельностью, в процессе которой осуществляются важнейшие психологические преобразования, в недрах которой совершенствуются процессы, обеспечивающие переход ребенка на новую ступень развития, выполняя роль «строительных лесов» при переходе от экологического образования к сформированной экологически культурной личности, обладающей экологическим сознанием [3, с. 49–50].
Известный педагог В.А. Сухомлинский называл игру огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности [4, с. 95].
О.В. Головченко также отводит игре большую роль в умственном развитии ребенка, считая, что знания, приобретенные в дошкольных учреждениях и дома, обретают в игре практическое использование и развитие [5].
Нельзя не согласиться с Е.Н. Сбитневой, считающей, что в дидактической игре есть некая увлекательность, которая превращает процесс обучения в увлекательное мероприятие и создает радостный рабочий настрой. Ребенок, увлеченный игровой деятельностью, незаметно для себя осуществляет обучение, сталкиваясь с заданиями, требующими от него умственной активности [6, с. 48].
В игре, по утверждению Н.В. Нищевой, обучение протекает легче и быстрее. Игра обогащает ребенка знаниями, является проводником обучающегося от развлечения к обучению [7, с. 3].
Роль дидактической игры в формировании экологической культуры дошкольников и младших школьников велика. В связи с этим автором составлен сборник дидактических игр по развитию экологической культуры дошкольников и младших школьников «Польза и вред природе от труда людей в разное время года», состоящий из 4 разделов, включающих 8 подразделов, 24 игры (таблица).
К каждой игре подобраны серии сюжетных картинок и составлены вопросы для выявления причинно-следственных связей в природе, даны предполагаемые ответы. Игры представлены на трех языках: казахском, русском и английском. Данные игры можно использовать как в дополнительном образовании, так и в классах предшкольной подготовки при изучении предмета «Экология», в начальной школе на уроках познания мира при изучении раздела «Мир вокруг нас» в 1 классе, «Окружающая среда» во 2 классе, «Природа» и «Растительный и животный мир» в 3–4 классах.
Содержание сборника дидактических игр по развитию экологической культуры дошкольников и младших школьников «Польза и вред природе от труда людей в разное время года»
№ п/п |
Подраздел |
Тема |
Раздел «Осень» |
||
1 |
Польза природе от труда людей осенью |
Вспашка зяби на осенних полях |
Заготовка сена летом и осенью |
||
2 |
Вред природе от труда людей осенью |
Уборка в осеннем лесу |
Осенняя вспашка полей |
||
Внесение удобрений в почву после уборки урожая |
||
Раздел «Зима» |
||
3 |
Польза природе от труда людей зимой |
Снегозадержание на полях зимой |
Труд садовода зимой |
||
Выращивание рыб в питомниках зимой |
||
Посыпание дорог солью и песком зимой |
||
4 |
Вред природе от труда людей зимой |
Выброс в воздух промышленных отходов зимой |
Посыпание дорог химическими веществами зимой |
||
Раздел «Весна» |
||
5 |
Польза природе от труда людей весной |
Посадка растений весной |
Побелка деревьев весной |
||
Труд пчеловода весной |
||
6 |
Вред природе от труда людей весной |
Опрыскивание кустарников и деревьев весной |
Выпас домашних животных весной |
||
Посадка сельскохозяйственных культур |
||
Раздел «Лето» |
||
7 |
Польза природе от труда людей весной |
Люди делают мед летом |
Покос травы летом |
||
Люди удобряют поля |
||
Посадка растений |
||
8 |
Вред природе от труда людей весной |
Опрыскивание полей пестицидами |
Постройка канала летом |
||
Опрыскивание спелых овощей и фруктов пестицидами |
Сборник залицензирован на областном совете по экспертизе и лицензированию в 2017 г. (Серия АА № 670 от 28 апреля 2017 г.)
Цель дидактической игры: развитие экологической культуры дошкольников и младших школьников через установление причинно-следственных отношений и прогнозирование последствий изменений в природе на примере труда людей в разное время года [8, с. 35].
Умение устанавливать и исследовать причинно-следственные связи – одно из необходимых качеств обучающихся, познающих окружающую среду, повышающих развитие когнитивных процессов дошкольников и младших школьников, делающих учебный процесс активным [9, с. 161].
Данные игры призваны решить ряд задач, заключающихся: в формировании представлений обучающихся об окружающем мире как целостной системе; в изучении характера рачительной деятельности людей и их воздействия на природу, в том числе и на состояние организма человека; в расширении познавательных интересов, развитии критического мышления, пополнении и активизации словарного запаса обучающегося; в воспитании заботливого отношения к окружающему миру.
Ход игры
Вариант 1. На столе или на магнитной доске находятся сюжетные картинки экологического содержания. Воспитатель (или учитель) показывает поочередно картинку, задает вопросы относительно содержания картинки, спрашивает о том, какой должна быть следующая картинка. Дети отвечают на вопросы, придумывают сложноподчиненные предложения, устанавливают причинно-следственные связи, обосновывая утверждение относительно вредности для природы. (Сюжетные картинки воспитатель показывает в определенной последовательности, соблюдая логически выстроенную цепочку). Дети по очереди или по желанию отвечают на вопросы воспитателя и за каждый правильный ответ получают приз в виде листочка. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество листочков [7, с. 35].
Вариант 2. На столе/ магнитной доске или в каждой группе находятся сюжетные картинки экологического содержания. Воспитатель (или учитель) просит разложить картинки в нужной последовательности. Затем воспитатель выясняет правильное расположение картинок и по каждой задает вопросы. Дети по очереди/ по желанию или в группе отвечают на вопросы воспитателя и за каждый правильный ответ получают приз в виде листочка. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество листочков.
Вариант 3. Детям предлагается собрать «рассыпавшиеся» картинки и разместить их в логической последовательности (рис. 5–8). Далее как в вариантах 1 и 2.
Каждый из вариантов можно проводить отдельно друг от друга, а можно использовать на одном занятии, распределив детей в группы по уровню сложности.
Приведем пример одной из дидактических игр.
Игра: «Опрыскивание полей пестицидами».
Цель: изучение пагубного влияния пестицидов на окружающую среду.
Рис. 1. Обработка поля с воздуха |
Рис. 2. Гибель растений и насекомых на суше |
Рис. 3. Вода в реке |
Рис. 4. Гибель обитателей водоема |
Вопросы:
Что вы видите на картинке? (Самолет опрыскивает поле подсолнухов пестицидами, для того чтобы они лучше росли.)
– Что произойдет с насекомыми после того, как самолет обрызгает поле пестицидами? (На поле начнут погибать не только полезные насекомые, но и насекомые–вредители.)
– Какой вред приносят растениям пестициды? (Они в большом количестве отравляют растения, и растения погибают.) Что произойдет с пестицидами, если на поле начнется дождь? (Пестициды начнутся смываться дождевой водой, и они могут стечь в реки.)
– Какой станет вода в реке, после того как в нее попадут пестициды? (Она станет грязной и ядовитой, и поэтому рыбы, животные птицы, насекомые, живущие в ней, начнут погибать.)
По данной серии картинок дети устанавливают следующие причинно-следственные связи:
Собери картинку. Расскажи, что на ней изображено.
Рис. 5. Обработка поля с воздуха |
Рис. 6. Гибель растений и насекомых на суше |
Рис. 7. Вода в реке |
Рис. 8. Гибель обитателей водоема |
Предложенные игры акцентируют внимание обучающихся в направлении проблемы взаимоотношений человека с природой. О важности формирования подобных отношений и акцентов, на которые необходимо обратить внимание, пишет Е.Н. Щуркова. Она отмечает сложность, тонкость и многогранность формируемых процессов и рекомендует исследовать их тщательным образом, без пропаганды и коленопреклонённого превознесения представителей природы, помня о том, что сам человек также является частью природы, и нерационально его интересы ставить ниже права животных на существование и доброе обращение. «Основанием, вероятно, могло бы стать то, что человек, в силу своей разумности, обрел большую силу, стал властелином мира, и как властелин должен быть великодушен и взять на себя ответственность за положение на земле» [10, с. 163]. Она считает, что наилучшим способом изучения связей природы и человека становится взаимодействие дискуссии с конкретной практической деятельностью: наблюдение за природными объектами, исследование природного явления, внедрение в школьный процесс обучения природных компонентов, уход за флорой и фауной в окружающем мире. С этим трудно не согласиться. Поэтому как одно из решений, после включения дидактических игр в мероприятия, рекомендуется провести ряд практических действий, посильных для детей дошкольного и младшего школьного возраста: трудовые десанты по берегу рек, в лесу или на близлежащих территориях (школа, дом); посадка растений и побелка деревьев (на пришкольном участке, на даче, во дворе дома) и т.д.
Таким образом, дидактическая игра предоставляет дошкольникам и младшим школьникам большие возможности для общения; увеличивает охват игровых умений и навыков; повышает познавательную активность и работоспособность детей; стимулирует психологические процессы ребенка; увеличивает объем корригирующего воздействия и развивает экологическую культуру.