Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

DIDACTIC GAMES ON THE DEVELOPMENT OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN CALLED «THE BENEFITS AND HARM TO NATURE FROM THE PEOPLE’S WORK AT DIFFERENT SEASONS»

Glazyrina N.L. 1
1 KSI “Secondary School No. 11”
The role of the didactic game in the formation of the ecological culture of preschool children and junior schoolchildren is great. So, the authors compiled a collection of didactic games on the development of the ecological culture of preschool children and junior schoolchildren “The benefits and harm to nature from the people’s work at different seasons” which includes 24 didactic games consisting of a series of topical pictures in the following directions: the benefits and harm to nature from the labor of people in autumn (5 games), the benefits and harm to nature from the labor of people in winter (6 games), the benefits and harm to nature from the labor of people in spring (6 games), the benefit and harm to nature from the labor of people in summer (7 games). For each series of topical pictures, questions were made up for identifying cause and effect relationships in nature and were given presumptive answers. Games are presented in three languages: Kazakh, Russian and English. These games can be used both in supplementary education and in preschool classes in the study of the subject “Ecology”, in the primary school at the lessons of cognition of the world while studying the unit “The World Around Us” in Grade 1, “The Environment” in grade 2, “Nature“ and “Flora and fauna“ in grades 3-4. The collection was tested in 2015-2017 school years and was licensed by the regional council for examination and licensing in 2017 (Series AA № 670 dated April 28, 2017).
ecological culture
preschool children
junior schoolchildren
didactic games
collection
benefit
harm
work of people
seasons

Анализируя реальные отношения человека с природной средой, можно сделать вывод о том, что между человеком и природой скорее война и непонимание, чем мир и гармония. К.Н. Вентцель писал: «Человеческое желание взять явно преобладает над стремлением беречь или отвечать. Но человечество должно жить в мире с окружающей его средой, ибо это среда его жизни. Необходимо, осознав законы ее существования и развития, организовывать свою жизнь в согласии с ними, то есть природосообразно. Необходимо отыскать способы, при помощи которых между человеком и природою могла бы быть достигнута наибольшая кооперация и гармония» [1].

Как считает Д.А. Парнов, познание, взаимодействие и общение с природой – это основа воспитания личности [2, с. 120]. Как воспитать экологически культурную личность, какие формы и методы использовать педагогу в своей работе? Педагоги-новаторы ищут различные эффективные подходы. Немаловажное место в формировании экологической культуры отводится игре, являющейся действенным рычагом в становлении личностных качеств детей 6–10 лет. В игровой деятельности осуществляется необходимость воздействия на окружающую среду. Совершенствуются духовно-нравственные и физиологические силы дошкольников и младших школьников, психические процессы (память, внимание, мышление и др.), коммуникативные навыки и т.д. В игре происходит всестороннее развитие индивида, осуществляются значимые преобразования в его сознании, обеспечивающие трансформацию к иному, наиболее высокому этапу становления экологической культуры, что повышает воспитательный потенциал игровой деятельности.

Детская игра – форма активности, находящаяся в репродукции деятельности взрослого населения и их внутренних взаимоотношений в своеобразной относительной форме. Она является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника и младшего школьника, т.е. такой деятельностью, в процессе которой осуществляются важнейшие психологические преобразования, в недрах которой совершенствуются процессы, обеспечивающие переход ребенка на новую ступень развития, выполняя роль «строительных лесов» при переходе от экологического образования к сформированной экологически культурной личности, обладающей экологическим сознанием [3, с. 49–50].

Известный педагог В.А. Сухомлинский называл игру огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности [4, с. 95].

О.В. Головченко также отводит игре большую роль в умственном развитии ребенка, считая, что знания, приобретенные в дошкольных учреждениях и дома, обретают в игре практическое использование и развитие [5].

Нельзя не согласиться с Е.Н. Сбитневой, считающей, что в дидактической игре есть некая увлекательность, которая превращает процесс обучения в увлекательное мероприятие и создает радостный рабочий настрой. Ребенок, увлеченный игровой деятельностью, незаметно для себя осуществляет обучение, сталкиваясь с заданиями, требующими от него умственной активности [6, с. 48].

В игре, по утверждению Н.В. Нищевой, обучение протекает легче и быстрее. Игра обогащает ребенка знаниями, является проводником обучающегося от развлечения к обучению [7, с. 3].

Роль дидактической игры в формировании экологической культуры дошкольников и младших школьников велика. В связи с этим автором составлен сборник дидактических игр по развитию экологической культуры дошкольников и младших школьников «Польза и вред природе от труда людей в разное время года», состоящий из 4 разделов, включающих 8 подразделов, 24 игры (таблица).

К каждой игре подобраны серии сюжетных картинок и составлены вопросы для выявления причинно-следственных связей в природе, даны предполагаемые ответы. Игры представлены на трех языках: казахском, русском и английском. Данные игры можно использовать как в дополнительном образовании, так и в классах предшкольной подготовки при изучении предмета «Экология», в начальной школе на уроках познания мира при изучении раздела «Мир вокруг нас» в 1 классе, «Окружающая среда» во 2 классе, «Природа» и «Растительный и животный мир» в 3–4 классах.

Содержание сборника дидактических игр по развитию экологической культуры дошкольников и младших школьников «Польза и вред природе от труда людей в разное время года»

п/п

Подраздел

Тема

Раздел «Осень»

1

Польза природе от труда людей осенью

Вспашка зяби на осенних полях

Заготовка сена летом и осенью

2

Вред природе от труда людей осенью

Уборка в осеннем лесу

Осенняя вспашка полей

Внесение удобрений в почву после уборки урожая

Раздел «Зима»

3

Польза природе от труда людей зимой

Снегозадержание на полях зимой

Труд садовода зимой

Выращивание рыб в питомниках зимой

Посыпание дорог солью и песком зимой

4

Вред природе от труда людей зимой

Выброс в воздух промышленных отходов зимой

Посыпание дорог химическими веществами зимой

Раздел «Весна»

5

Польза природе от труда людей весной

Посадка растений весной

Побелка деревьев весной

Труд пчеловода весной

6

Вред природе от труда людей весной

Опрыскивание кустарников и деревьев весной

Выпас домашних животных весной

Посадка сельскохозяйственных культур

Раздел «Лето»

7

Польза природе от труда людей весной

Люди делают мед летом

Покос травы летом

Люди удобряют поля

Посадка растений

8

Вред природе от труда людей весной

Опрыскивание полей пестицидами

Постройка канала летом

Опрыскивание спелых овощей и фруктов пестицидами

 

Сборник залицензирован на областном совете по экспертизе и лицензированию в 2017 г. (Серия АА № 670 от 28 апреля 2017 г.)

Цель дидактической игры: развитие экологической культуры дошкольников и младших школьников через установление причинно-следственных отношений и прогнозирование последствий изменений в природе на примере труда людей в разное время года [8, с. 35].

Умение устанавливать и исследовать причинно-следственные связи – одно из необходимых качеств обучающихся, познающих окружающую среду, повышающих развитие когнитивных процессов дошкольников и младших школьников, делающих учебный процесс активным [9, с. 161].

Данные игры призваны решить ряд задач, заключающихся: в формировании представлений обучающихся об окружающем мире как целостной системе; в изучении характера рачительной деятельности людей и их воздействия на природу, в том числе и на состояние организма человека; в расширении познавательных интересов, развитии критического мышления, пополнении и активизации словарного запаса обучающегося; в воспитании заботливого отношения к окружающему миру.

Ход игры

Вариант 1. На столе или на магнитной доске находятся сюжетные картинки экологического содержания. Воспитатель (или учитель) показывает поочередно картинку, задает вопросы относительно содержания картинки, спрашивает о том, какой должна быть следующая картинка. Дети отвечают на вопросы, придумывают сложноподчиненные предложения, устанавливают причинно-следственные связи, обосновывая утверждение относительно вредности для природы. (Сюжетные картинки воспитатель показывает в определенной последовательности, соблюдая логически выстроенную цепочку). Дети по очереди или по желанию отвечают на вопросы воспитателя и за каждый правильный ответ получают приз в виде листочка. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество листочков [7, с. 35].

Вариант 2. На столе/ магнитной доске или в каждой группе находятся сюжетные картинки экологического содержания. Воспитатель (или учитель) просит разложить картинки в нужной последовательности. Затем воспитатель выясняет правильное расположение картинок и по каждой задает вопросы. Дети по очереди/ по желанию или в группе отвечают на вопросы воспитателя и за каждый правильный ответ получают приз в виде листочка. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество листочков.

Вариант 3. Детям предлагается собрать «рассыпавшиеся» картинки и разместить их в логической последовательности (рис. 5–8). Далее как в вариантах 1 и 2.

Каждый из вариантов можно проводить отдельно друг от друга, а можно использовать на одном занятии, распределив детей в группы по уровню сложности.

Приведем пример одной из дидактических игр.

Игра: «Опрыскивание полей пестицидами».

Цель: изучение пагубного влияния пестицидов на окружающую среду.

missing image file

missing image file

Рис. 1. Обработка поля с воздуха

Рис. 2. Гибель растений и насекомых на суше

missing image file

рыбы.tif

Рис. 3. Вода в реке

Рис. 4. Гибель обитателей водоема

 

Вопросы:

Что вы видите на картинке? (Самолет опрыскивает поле подсолнухов пестицидами, для того чтобы они лучше росли.)

– Что произойдет с насекомыми после того, как самолет обрызгает поле пестицидами? (На поле начнут погибать не только полезные насекомые, но и насекомые–вредители.)

– Какой вред приносят растениям пестициды? (Они в большом количестве отравляют растения, и растения погибают.) Что произойдет с пестицидами, если на поле начнется дождь? (Пестициды начнутся смываться дождевой водой, и они могут стечь в реки.)

– Какой станет вода в реке, после того как в нее попадут пестициды? (Она станет грязной и ядовитой, и поэтому рыбы, животные птицы, насекомые, живущие в ней, начнут погибать.)

По данной серии картинок дети устанавливают следующие причинно-следственные связи:

Doc1.pdf

Собери картинку. Расскажи, что на ней изображено.

1.tif

2.tif

Рис. 5. Обработка поля с воздуха

Рис. 6. Гибель растений и насекомых на суше

3.tif

4.tif

Рис. 7. Вода в реке

Рис. 8. Гибель обитателей водоема

 

Предложенные игры акцентируют внимание обучающихся в направлении проблемы взаимоотношений человека с природой. О важности формирования подобных отношений и акцентов, на которые необходимо обратить внимание, пишет Е.Н. Щуркова. Она отмечает сложность, тонкость и многогранность формируемых процессов и рекомендует исследовать их тщательным образом, без пропаганды и коленопреклонённого превознесения представителей природы, помня о том, что сам человек также является частью природы, и нерационально его интересы ставить ниже права животных на существование и доброе обращение. «Основанием, вероятно, могло бы стать то, что человек, в силу своей разумности, обрел большую силу, стал властелином мира, и как властелин должен быть великодушен и взять на себя ответственность за положение на земле» [10, с. 163]. Она считает, что наилучшим способом изучения связей природы и человека становится взаимодействие дискуссии с конкретной практической деятельностью: наблюдение за природными объектами, исследование природного явления, внедрение в школьный процесс обучения природных компонентов, уход за флорой и фауной в окружающем мире. С этим трудно не согласиться. Поэтому как одно из решений, после включения дидактических игр в мероприятия, рекомендуется провести ряд практических действий, посильных для детей дошкольного и младшего школьного возраста: трудовые десанты по берегу рек, в лесу или на близлежащих территориях (школа, дом); посадка растений и побелка деревьев (на пришкольном участке, на даче, во дворе дома) и т.д.

Таким образом, дидактическая игра предоставляет дошкольникам и младшим школьникам большие возможности для общения; увеличивает охват игровых умений и навыков; повышает познавательную активность и работоспособность детей; стимулирует психологические процессы ребенка; увеличивает объем корригирующего воздействия и развивает экологическую культуру.