Актуальность. Современное общество и система образования не могут оставаться в стороне от решения всемирных глобальных проблем в экологии, экономике и обществе. Школьное образование является важнейшим звеном на этапе перехода цивилизации к стратегии устойчивого развития [1]. Поэтому поиск новых путей эффективной организации образовательного и воспитательного процессов в образовательных учреждениях требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. Совершенствование человеческого потенциала в системе общего и дополнительного образования касается педагогов, учителей-предметников, директоров школ. Реализуемый в Российской Федерации профессиональный стандарт педагога дополнительного образования определяет приоритеты в совершенствовании профессионального мастерства [2, 3, 4]. Общеизвестно, что важными условиями успешной концептуализации педагогического опыта являются и публикационная активность педагогов, и внедряемые ими нестандартные формы образования, направленные на решение конкретных социальных задач, и участие в конкурсах профессионального мастерства. В настоящее время существуют следующие конкурсы для педагогов: «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям», дистанционные конкурсы. Некоторые исследователи рассматривают педагогические конкурсы как форму и средство повышения квалификации педагога, как средство развития творческого потенциала [5, 6, 7]. Участником становится тот педагог, который сознательно вносит изменения в свою личность, повышая в обществе интерес к результатам педагогического труда. Используя ресурсы данного мероприятия, специалист публично создает свой профессиональный имидж. Результатом участия в конкурсе профессионального мастерства педагогов и критериями его эффективности являются возрастание профессионализма, переход педагога на новый этап профессионализма, повышение результативности педагогической деятельности и перенос знаний и умений, полученных при участии, в реальную профессиональную деятельность, а также возрастание уровня притязаний, удовлетворенности человека [7, 8]. Конкурсы педагогического мастерства, в свою очередь, могут выступать также в качестве способа популяризации инновационного опыта педагогов. Поэтому предполагается решение вопросов, связанных с проведением конструктивного самоанализа и рефлексии опыта участия в конкурсе. Данное положение определило цель исследования.
Цель: представить анализ опыта участия в конкурсе профессионального мастерства.
Гипотеза: распространение опыта использования современных технологий организации естественнонаучного образования в контексте конкурса профессионального мастерства раскрывает вопросы обновления содержания образования.
Основной задачей исследования является рефлексия участия в конкурсе «Сердце отдаю детям».
Методы исследования
Анализ, синтез, рефлексия.
Результаты исследования
Самоанализ опыта участия в конкурсе «Сердце отдаю детям» позволяет согласиться с положением: «Конкурс профессионального мастерства «Педагог III тысячелетия» проводится с целью формирования позитивного имиджа педагогического труда через выявление, поддержку и поощрение талантливых педагогов и распространение их инновационного педагогического опыта». Задачами конкурса являются следующие: развитие профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам обновления содержания образования; научно-методическое сопровождение педагогов в распространении опыта использования современных технологий организации образовательного процесса; развитие профессионального мастерства педагогических работников [2, 3]. Решение каждой из перечисленных задач требует от участника конкурса самоанализа, который включает широкий спектр вопросов – от особенностей организации конкурса до оценки эффективности данного инструментария демонстрации педагогического опыта.
Следует отметить ресурсы конкурса в переоценке и обобщении профессиональной деятельности. На этапе выбора участников конкурса на муниципальном уровне применяется несколько подходов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом, а также сочетание двух вариантов. При этом осознанное решение об участии будет зависеть от индивидуальных особенностей личности педагогов, от задач, которые будут решены на конкурсной площадке. На каждом уровне (муниципальном, региональном, областном, всероссийском) появляется возможность раскрыть педагогический потенциал и провести работу над характеристиками личности (стрессоустойчивость, гибкость, авантюризм, эрудиция), которые наиболее ярко проявляются в нестандартных ситуациях конкурса. Кроме того, следует учитывать особенности организации педагогического соревнования, его многоступенчатость на различных уровнях. Рефлексия опыта участия в конкурсе профессионального мастерства диктует необходимость отметить, что всероссийский уровень существенно отличается от организации областного этапа. Следовательно, данное положение определяет условия, при которых возникает вероятность снижения эффективности демонстрации инновационного опыта педагогов. Во-первых, это связано с тем, что конкурсные испытания всероссийского уровня усложнены полуфиналом, который представлен заочной формой проведения (видеоматериалы с концепцией педагогической деятельности и инновационных идей, опыт работы, текст образовательной программы). Во-вторых, при очной форме конкурса велика вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств, связанных с организацией педагогических соревнований (отсутствие затеняющих устройств для качественного просмотра материалов визитной карточки, ограниченный регламент времени между открытыми занятиями, несоответствие возраста учащихся, заявленных для открытого занятия, и т.д.). Учитывая вышеперечисленное, важным условием успешного участия в конкурсе является наличие у педагога личностных качеств, таких как стрессоустойчивость и способность к импровизации. В-третьих, многочасовая работа на этапе импровизированных испытаний, которые представляют собой творческие задания, регламентированные временем и форматом, требует от педагога синтеза знаний, опыта и творческих способностей. Например, при моделировании педагогической ситуации и выражении её в театрализованной форме участники зачастую не решают глобальных задач, представляя педагогический опыт и знания только в форме театрализованных постановок, выполняя требования к формату испытания, при этом исключая содержательную часть. В свою очередь, содержательная часть при демонстрации культуры проектирования в образовании состоит из тех педагогических идей, которые акцентируют внимание на личности педагога, мотивации воспитанников, метапредметности в образовательных программах, правовой основе деятельности сферы дополнительного образования и т.д. Анализируя личный опыт участия и организации конкурса, приходим к заключению, что педагогу необходимо принять данный формат конкурсных испытаний и работать в предлагаемых обстоятельствах. Исходя из этого, возникают новые вопросы. Что является основанием для принятия решения участвовать в конкурсе профессионального мастерства и действовать в сложных новых условиях? Каковы мотивы педагога? Каким потенциалом и личностными качествами должен обладать конкурсант? На наш взгляд, это – гуманист с гуманистической направленностью деятельности. То есть это тот педагог, который будет рассматривать конкурс с точки зрения распространения собственного инновационно-педагогического опыта и принятия опыта других участников. При этом конкурсант становится более компетентен в правовой, информационной и коммуникативной сферах. Понимание роли пропаганды при демонстрации положительных моментов собственного педагогического опыта и диктует некоторую необходимость участия в данных конкурсах. При этом весь педагогический коллектив работает более сплоченно и целенаправленно на развитие деятельности отдельного конкурсанта. В итоге организованная системная работа администрации и коллектива ДТДиМ (Дворец творчества детей и молодежи) по подготовке к конкурсу профессионального мастерства педагогов дополнительного образования способствовала продвижению и реализации нашего проекта по созданию лаборатории и естественнонаучного музея на базе ДЮК «Чайка» и МОУ СОШ № 48 Копейского городского округа. Экспозиция с природными объектами (монолиты почв, гербарии, макеты) является частью большого проекта и выступает как демонстрационная версия. Положительное последействие участия в конкурсе заключается также в организации научно-познавательной экспедиции в Еткульский район Челябинской области и успешное сотрудничество с УрГАУ (г. Екатеринбург).
Следующий важный этап конкурсных испытаний – открытое занятие «Введение в образовательную программу» – является наиболее эффективным способом демонстрации педагогического мастерства в естественнонаучной номинации. Показатели оценивания следующие: умение поставить конкретную цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства; соответствие содержания использованных технологий и достигнутых результатов поставленным целям; качество выполнения основных профессиональных функций: обучения, воспитания, развития (коррекции) в процессе педагогической деятельности; использование участниками занятия разных типов и видов источников знаний; умение создавать и поддерживать высокую интенсивность деятельности участников занятия; умение пробудить интерес у детей и желание заниматься в аналогичном объединении; умение организовать взаимодействие обучающихся между собой; культура общения с детьми; завершенность занятия и оригинальность формы его проведения.
Учитывая вышеперечисленные критерии, разработанное открытое занятие позволило продемонстрировать инновационные формы – виртуальную экскурсию «Мир океана», смоделированную в графической программе 3d Max; экскурсию-практикум «Лаборатория ученых»; стандартные формы обучения (лекция, лабораторные опыты, творческое задание «Логотип экологов»). Кроме того, наглядно показаны методы мотивации обучающихся (метод поощрения, обращение к жизненному опыту детей, психологическая поддержка, установка на успех) и методы организации познавательной деятельности: беседа, презентация, связь с жизнью, сопровождение детей при освоении содержания занятия. А также раскрыты основные задачи авторской образовательной программы «Зеленая лаборатория», особенностью которой является возможность её реализации в условиях Южного Урала (региональный компонент) [9]. На занятии нами использован групповой способ организации с целью достижения поставленных задач. При этом основой обучения, по нашему мнению, является активное взаимодействие в группе учащихся, интенсивное общение участников при совместном выполнении лабораторно-практических и творческих заданий на основе принципов равенства и диалога, с учетом доминанты диалога над монологом.
Формат конкурсных заданий «Визитная карточка» и Самопрезентация «Мое педагогическое кредо» также предусматривает демонстрацию и популяризацию педагогической деятельности естественнонаучной направленности. Таким образом, на конкурсе нами были представлены нестандартные формы занятий (виртуальные экскурсии), опыт реализации проектно-исследовательской технологии в работе с одаренными детьми и природоохранная деятельность научного общества «Сфера», проведена пропаганда роли экспедиций и экскурсий-практикумов в формировании метапредметных результатов у обучающихся, мониторинг эффективности данной работы, методы и формы мотивации обучающихся к изучению окружающего мира через практико-ориентированный подход [10].
Проведенный анализ участия в конкурсе профессионального мастерства и его возможностей в распространении педагогического опыта позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, на всероссийском конкурсе (г. Москва) представлена современная технология организации естественнонаучного образования детей – реализация авторского проекта «Музей естествознания», который включает несколько этапов: создание лаборатории, организация научно-познавательных экспедиций, сетевое взаимодействие с УрГАУ (г. Екатеринбург), ГУ «Особо охраняемые территории Челябинской области». При этом представлен опыт реализации проекта «Музей естествознания» с включением обучающихся в разные типы деятельности на каждом этапе работы [10]. Кроме того, продемонстрированы следующие формы обучения: экскурсии, экспедиции, мастер-классы, конференции, опытно-экспериментальная работа на опытном поле институтов при организации обучения в рамках сетевого взаимодействия с Уральским государственным аграрным университетом. Также на всероссийском этапе конкурса представлен результат модернизации материально-технической базы при создании нового образовательного пространства – экспозиция Музея природы на базе средней общеобразовательной школы № 48 Копейского городского округа. При этом было показано, что управление и обеспечение реализации проекта возможно при наличии нескольких групп участников (рисунок). В свою очередь, музей как информационно-насыщенная среда включало разработку методической основы музея. Она, в свою очередь, разделена на подсистемы:
а) организационные (формы, методы, направления естественнонаучного образования, способы построения структуры экспозиций),
б) содержательно-целевые (цели и содержания компонентов),
в) процессуальные (этапы подготовки, план работы, обучение, перевод обучающихся на режим самосовершенствования).
Схема управления и обеспечение реализации проекта «Музей естествознания»
Во-вторых, в контексте конкурса обозначена роль личности педагога в воспитании обучающихся. Так как ученики и учащиеся научного общества оказывают помощь педагогу на этапе подготовки к конкурсу (визитная карточка, видеоматериалы, апробация открытого занятия), то они становятся активными участниками подготовительного процесса и приобретают качества личности: целеустремленность, трудолюбие, организованность. Поэтому и для воспитанников научного общества данный конкурс – ценный опыт при выполнении социально значимой коллективной работы.
В-третьих, вычленены и решены проблемы с целью прогрессивного развития объединения научного общества учащихся «Сфера».
Таким образом, при выполнении рефлексии опыта участия на всероссийском этапе конкурса определены следующие положительные моменты, связанные с последействием участия в конкурсе:
– участники приобретают навыки принятия конструктивных решений;
– возрастает мотивация педагогов к освоению инновационных знаний;
– повышается самокритичность конкурсанта (метод сравнения) и адекватность восприятия собственного педагогического опыта;
– развивается способность к аналитической работе;
– формируется системный подход к решению педагогических проблем.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что конкурсы профессионального мастерства – это публичная общественно значимая форма повышения квалификации, форма общения педагогов, при которой демонстрируются инновационные способы обучения, раскрываются вопросы обновления содержания образования [2, 5, 6]. Также конкурс способствует осмыслению личностных ценностей и эффективности своей педагогической деятельности.
Полагаем, что представленный анализ участия в конкурсе педагогического мастерства в естественнонаучной номинации свидетельствует о достижении обозначенных задач в контексте самого конкурса. Цель по распространению опыта использования современных технологий организации естественнонаучного образования в рамках конкурса профессионального мастерства выполнена.