Современные тенденции развития системы высшего образования требуют новых подходов к осуществлению образовательной деятельности студентов в сфере физической культуры и спорта. Анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования когнитивных способностей студентов в процессе занятий избранным видом спорта свидетельствует о недостаточной разработанности вопроса взаимосвязи когнитивной сферы интеллектуального развития личности с эффективностью осуществляемой ею спортивной деятельности [1–3].
В самом широком смысле под когнитивными способностями понимается совокупность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, воля), обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающего мира. В узком смысле, применительно к специфике физкультурно-спортивной деятельности, понимается комплекс познавательных процессов, обеспечивающих, с одной стороны, эффективность учебно-тренировочной деятельности, с другой, результативность соревновательной деятельности в избранном виде спорта [4, 6].
Таким образом, эффективность учебно-тренировочной и результативность соревновательной деятельности определяется уровнем развития психических процессов, обеспечивающих познавательную функцию в сфере перцепции, интеллекта и психомоторики.
Перцептивные качества (широта поля зрения, быстрота восприятия изменения ситуации, предметность, структурность, апперцептивность, константность, избирательность, осмысленность восприятия) проецируют операции, связанные с восприятием поступающей информации; интеллектуальные способности (быстрота оперативного мышления, точность оперативной двигательной памяти) сопряжены с оценкой ситуации и оперативностью принятия оптимально взвешенного решения; психомоторные способности (тонкая регуляция движений, дифференциация и скорость реакции и распознавания движущихся объектов, слежение за объектом, ловкость рук и пальцев, устойчивость руки, теппинг, быстрота и точность сенсомоторных реакций, точность сенсомоторной координации, быстрота движений) обеспечивают реализацию поставленной цели [5, 6].
Ведущей идеей, определяющей теоретические подходы к исследованию когнитивных способностей индивидуума, является концепция интеллектуального развития личности через создание в управляемом образовательном процессе необходимых и достаточных условий, обеспечивающих эффективное осуществление различных видов физкультурно-спортивной деятельности (неспециальное физкультурное образование, спорт, адаптивная физическая культура, физическая рекреация, двигательная реабилитация) с целью развития познавательного потенциала спортивной культуры студентов [6, 7]. Одним из перспективных направлений психолого-педагогических исследований является разработка новых научно обоснованных методик развития когнитивных способностей студентов, обеспечивающих повышение эффективности познавательной деятельности в избранном виде спорта с целью формирования спортивной культуры личности.
Под спортивной культурой личности мы понимаем целостную (холистический подход), системно организованную (системный подход) и личностно обусловленную (личностно ориентированный подход) характеристику человека как субъекта спортивной деятельности (деятельностный подход), адекватную ее целям и содержанию (структурно-содержательный подход) и обеспечивающую личностное присвоение и создание ценностей спорта (аксиологический подход) как социокультурного феномена (культурологический подход). Особая системообразующая роль в структуре спортивной культуры личности (мотивационный, информационный, физический, операционный, аксиологический, аффективный, рефлексивный, конативный, креативный компоненты) принадлежит когнитивному компоненту, обеспечивающему функционирование психических процессов и реализацию познавательной функции студентов в избранном виде спорта.
Таким образом, содержание когнитивного компонента спортивной культуры личности составляет комплекс психических процессов, обеспечивающих познавательную функцию субъекта физкультурно-спортивной деятельности с целью формирования спортивной культуры личности. Целью функционирования когнитивного компонента спортивной культуры студентов является обеспечение эффективности реализации когнитивных способностей, направленных на управление познавательной физкультурно-спортивной деятельностью в избранном виде спорта. Эффективность функционирования когнитивного компонента спортивной культуры личности определяется комплексом психологических, педагогических и дидактических условий, обеспечивающих процессуальную и результативную составляющие образовательной деятельности. Содержанием познавательной деятельности студентов в избранном виде спорта является учебная, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, обеспечивающая развитие когнитивных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
На развитие когнитивных способностей, с одной стороны, оказывает влияние личностно-психологический фактор – индивидуальные особенности личности (задатки, двигательная одаренность, наклонности, психомоторные способности, характер, темперамент), с другой – деятельностный фактор (познавательная физкультурно-спортивная деятельность личности). Таким образом, с одной стороны, наличие личностного фактора определяет степень значимости межиндивидуальных различий, влияющих на уровень развития когнитивных способностей, с другой, проявление активного интереса, создание положительной мотивации и наличие благоприятных условий для развития ориентировочно-исследовательского рефлекса позволяет значительно повысить уровень развития когнитивных способностей студентов в процессе формирования спортивной культуры личности [6].
Выделяется три уровня развития когнитивного компонента в процессе физкультурно-спортивной деятельности:
– репродуктивный уровень обеспечивает осуществление познавательных процессов с учетом успешности воспроизведения прошлого опыта физкультурно-спортивной деятельности;
– уровень оптимизации обеспечивает осуществление мыслительных операций с учетом индивидуальных особенностей психических свойств личности и реальных условий осуществления познавательной физкультурно-спортивной деятельности;
– творческий уровень характеризуется высоким уровнем развития когнитивных способностей, вариативным поиском, оригинальностью выдвижения гипотез, новизной креативных подходов к реализации способов физкультурно-спортивной деятельности.
В процессе физкультурно-спортивной деятельности среди студенческой молодежи особую популярность приобретают игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, бадминтон, хоккей), которые привлекают своей высокой эмоциональностью, зрелищностью, многообразием проявления физических кондиций и когнитивных способностей. Особое место среди игровых видов спорта занимает настольный теннис, который характеризуется динамичностью игры, высокой скоростью смены игровых ситуаций, быстротой принятия решений, антиципацией ответных действий и высоким уровнем проявления тактического мышления, которое протекает по принципу «акцептора действия», предполагающему активно-поисковый выбор наиболее оптимального решения на основе ассоциативных связей, возникающих между личностным опытом и текущей информацией [8]. Тактическое мышление проявляется непосредственно в моторных действиях в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивного психофизического напряжения, на фоне частой смены игровых ситуаций с учетом высокой степени вероятности ожидаемой игровой ситуации (табл. 1).
Таблица 1
Особенности тактического мышления спортсмена
| Особенности тактического мышления | Характеристика | 
| Наглядно-образный характер мышления | Обусловлен характером восприятия наглядно-образных игровых ситуаций, связанных с решением технико-тактических задач | 
| Действенный характер мышления | Связан с оперативным принятием правильного решения непосредственно в момент выполнения технико-тактического действия | 
| Ситуационный характер мышления | Характеризуется пластичностью принятия оперативного решения в зависимости от игровой ситуации | 
| Быстрота мышления | Проявляется в скорости принятия решения и ответной реакции на технико-тактические действия соперника | 
| Гибкость мышления | Измеряется количеством переключений с одного технико-тактического приема на другой | 
| Легкость мышления | Оценивается по скорости выполнения технико-тактических заданий | 
| Оригинальность мышления | Проявляется в зависимости от частоты принятия нестандартных решений в реализации технико-тактических задач | 
| Целеустремленность мышления | Выражается в настойчивом стремлении к достижению поставленной тактической цели. Означает умение спортсмена концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых решений. Целеустремленность тесно связана с развитием воли | 
| Новизна мышления | Определяется характером принятия креативного решения в реализации поставленной цели | 
| Самостоятельность мышления | Проявляется в умении без посторонней помощи действовать самостоятельно, не поддаваясь влиянию внешних факторов. | 
| Глубина мышления | Характеризуется степенью проникновения в суть сложившейся игровой ситуации | 
| Широта мышления | Дает возможность бадминтонисту держать под контролем наибольшее количество связей в зависимости от игровой ситуации | 
| Критичность мышления | Выражается в способности бадминтониста объективно оценивать собственную игровую деятельность | 
Методика и организация исследования
С целью выявления особенностей развития и проявления качеств мышления нами был проведен педагогический эксперимент с участием 200 студентов 1, 4-го курсов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В КГ вошли студенты физико-математического факультета, а в ЭГ – студенты факультета естественнонаучного образования. Физическое воспитание испытуемых КГ осуществлялось на основе типовой учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов. Физическое воспитание в ЭГ проводилось на основе разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта (настольный теннис).
Для измерения уровня развития качеств мышления (ситуативность и включенность в практическое действие; интеллектуальная лабильность (оценивалась интенсивность протекания мыслительных операций); быстрота мышления) проводилась комплексная психодиагностика с использованием методики А.С. Лачинса «Гибкость мышления», с помощью которой оценивались наиболее значимые для игровой деятельности в настольном теннисе качества мышления.
Уровень развития тактического мышления определялся с помощью разработанного нами комплекса для решения специальных технико-тактических задач. Для наглядности студентам, занимающимся настольным теннисом, предлагался видеофрагмент задачи с четырьмя вариантами ответов, один из которых был верный. По результатам решения технико-тактических задач мы выявляли уровень развития тактического мышления.
В эксперименте нами изучались такие качества мышления, как ситуативность, включенность в практическое действие, интенсивность протекания мыслительных операций и быстрота мышления. Результаты проведенного исследования представлены в табл. 2.
Таблица 2
| Курс обучения | Качества мышления | ||||
| Ситуативность | Включенность в практическое действие | Интенсивность протекания мыслительных операций | Быстрота мышления | Тактическое мышление | |
| Экспериментальная группа (n=100) | |||||
| 1 курс (до эксперимента) | 0,67 ± 0,13 | 0,61 ± 0,11 | 22,42 ± 4,78 | 4,15 ± 1,91 | 6,33 ± 1,01 | 
| Уровень | средний | средний | низкий | низкий | средний | 
| 4 курс (после эксперимента) | 1,41 ± 0,09 | 1,22 ± 0,32 | 28,04 ± 3,74 | 7,32 ± 1,12 | 7,78± 1,14 | 
| Уровень | высокий | высокий | средний | средний | средний | 
| Р | < 0,05 | < 0,05 | < 0,05 | < 0,05 | > 0,05 | 
| Контрольная группа (n=100) | |||||
| 1 курс (до эксперимента) | 0,64 ± 0,09 | 0,65 ± 0,12 | 21,98 ± 4,22 | 4,33 ± 1,72 | 5,96± 1,11 | 
| Уровень | средний | средний | низкий | низкий | средний | 
| 4 курс (после эксперимента) | 0,98 ± 0,07 | 0,86 ± 0,24 | 24,40 ± 3,08 | 4,99 ± 1,04 | 6,61± 1,14 | 
| Уровень | средний | средний | средний | низкий | средний | 
| Р | > 0,05 | > 0,05 | < 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | 
| Статистические различия ЭГ и КГ после эксперимента | |||||
| 4 курс (после эксперимента) | < 0,05 | > 0,05 | > 0,05 | < 0,05 | > 0,05 | 
На основе анализа исходных данных в начале педагогического эксперимента мы не выявили статистически значимых отличий между студентами 1 курса ЭГ и КГ (табл. 2). Изучая ситуативность мышления и включенность в практическое действие, мы выявили, что данное качество соответствует среднему уровню развития. В ходе исследования было установлено, что интенсивность протекания мыслительных операций и быстрота мышления находятся на низком уровне. Таким образом, показатели быстроты мышления и интенсивности протекания мыслительных операций у студентов, занимающихся настольным теннисом, находятся на низком уровне, что свидетельствует о необходимости направленного развития данных качеств в учебно-познавательной деятельности. Результаты эксперимента позволили нам выявить наиболее отстающие качества игрового мышления, такие как интенсивность протекания мыслительных операций и быстрота мышления. В результате решения разработанных нами технико-тактических задач мы установили средний уровень развития тактического мышления как у испытуемых ЭГ, так и КГ. После внедрения разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта (настольный теннис) через 3 года педагогического эксперимента нами выявлены следующие изменения. В ЭГ статистически достоверные изменения произошли по следующим показателям, отражающим уровень развития качеств мышления: ситуативность (высокий уровень), включенность в практическое действие (высокий уровень), интенсивность протекания мыслительных операций (средний уровень), быстрота мышления (средний уровень). В КГ статистически значимые изменения в уровне развития качеств мышления произошли только по показателям интенсивности протекания мыслительных операций (средний уровень).
Выводы
Таким образом, обобщая результаты экспериментального исследования когнитивных способностей студентов в процессе занятий настольным теннисом, следует заключить следующее:
1. Раскрыта сущностно-содержательная характеристика когнитивных способностей.
2. Определены информативные методики психодиагностики, позволяющие измерить и оценить наиболее важные качества мышления (ситуативность, включенность в практическое действие, интенсивность протекания мыслительных операций, быстрота мышления, тактическое мышление), определяющие результативность соревновательной деятельности в настольном теннисе.
3. Выявлены отстающие в развитии качества мышления, требующие целенаправленного педагогического воздействия в разработке методики развития когнитивных способностей студентов в процессе занятий избранным видом спорта.

