Инновационные процессы, затрагивающие все аспекты современного российского университетского образования, предполагают реконструкцию образовательного процесса в контексте ориентации на получение конкретных результатов, в качестве которых выступают компетенции будущих выпускников. В педагогической литературе выделяют два вида компетенций, необходимых современному профессионалу любого уровня: «надпредметные» и «предметные» [1, с. 21] (в Федеральных государственных образовательных стандартах они обозначены как общекультурные и профессиональные компетенции). К профессиональным («предметным») компетенциям относят знания, умения и навыки, необходимые для овладения конкретной профессией; общекультурные («надпредметные») компетенции включают личностные характеристики специалиста, такие как способность к творческому мышлению, личностному развитию, самостоятельности в принятии решений и т.д. Таким образом, согласно компетентностному подходу образовательный процесс в современном техническом университете не может быть ограничен исключительно профессиональной подготовкой, нередко приводящей, по мнению исследователей современного образования, к «профессиональному кретинизму». В содержании данного термина фиксируется замкнутость человека на своей профессии, отсутствие целостного взгляда на действительность, неспособность критического анализа происходящих социальных изменений [2]. Качественное университетское образование имманентно предполагает глубокую социально-гуманитарную, культурологическую подготовку будущих инженеров. Основой этой подготовки выступает овладение философскими знаниями. В становлении и формировании мировоззренческой культуры личности философия всегда играла ведущую роль, обусловленную её многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над проблемами жизненных ориентаций как отдельного человека, так и человечества. Изучение философии позволяет сформировать критический взгляд на существующее научное знание, увидеть его объяснительную ограниченность и одновременно обратить внимание на перспективы его развития. Решение проблем, обсуждаемых в философском знании, выступает фактором движения мысли, основой возникновения привычки, соответствующей лозунгу Декарта «Подвергай всё сомнению!».
Однако сегодня высшее техническое образование не в полной мере обеспечивает отход от традиционного дисциплинарного обучения, затрудняющего интеграцию естественнонаучных, специальных дисциплин и философского знания, качественную философскую подготовку, соответствующую запросам современности. Слабость философской подготовки препятствует формированию такой ключевой для будущего специалиста компетентности, как способность к творческому мышлению, которая требуется Федеральными государственными стандартами по всем направлениям подготовки [3, с. 21].
Творческое мышление – это философское мышление. Первая черта философского мышления – стремление к предельной осознанности своей деятельности, то есть «настроенность» на осмысление происходящего, выявление смысла событий, поступков и явлений и связей между ними, что называется рефлексией. Философское мышление охватывает мир своим особым способом, который можно назвать целостностью подхода, что составляет вторую черту философского мышления. В качестве его третьей черты следует выделить критичность, заставляющую стремиться к доказательности каждого выдвигаемого дискурса. Названные характеристики творческого мышления представляют ведущий механизм управления человека самим собой, и в подобном ракурсе философское мышление оказывает прямое и непосредственное влияние на поступки людей. Умение человека управлять собой, самоуправление имеет решающее значение в активизации человеческого фактора. Это и есть, прежде всего, творчество в самом широком смысле этого слова. Чтобы реализовать творческий потенциал, человек должен уметь преодолеть внутренние конфликты, которые мешают ему в реальной жизнедеятельности. Основное противоречие человеческого бытия составляет конфликт биологического и социального. Личность, как правило, находится в неведении о способах преодоления этого конфликта, нередко даже не задумываясь о том, что она выступает единством двух разнородных систем, будучи одновременно и природным и социальным существом. Первая система (биологически фундируя) предполагает, а вторая (социально детерминируя) – предписывает поведение людей. Борьба двух систем, так или иначе, оказывает влияние на функционирование человека. Это системы радости или страдания или, как их определяют некоторые психологи, центры «ада» и «рая». Вследствие этого человек представлен и как радующееся и как страдающее существо, всегда стремящееся приблизиться к первому и освободиться от второго. Решение этого внутреннего конфликта требует особого умения. Легко блокировать «адские» центры, уйти от конфликтов, употребляя наркотики или алкоголь, при этом не задумываясь о последствиях такого ухода. Пьянство, токсикология, наркомания – свидетельство того, что человек зачастую не может управлять собой. Его этому не учили и не учат. В ходе овладения философским знанием личность проникает в тайны человеческого бытия, осмысливает двойственность своего существовании и находит пути выхода из конфликтов. В этом поиске реализуется творческий потенциал человека, его активность и устремленность к успеху, формируется умение управлять собой.
Предложим еще один дискурс в русле обоснования значения формирования творческого мышления. Для каждой системы можно назвать ряд критериев, определяющих ее устойчивость. Среди них важнейшим является соотношение в ней неупорядоченности и упорядоченности. Именно оно детерминирует характер, особенности становления, функционирования и развития той или иной системы, а также может служить инструментом для того, чтобы отнести её к высшему или низшему уровню развития. Все отдельные системы в процессе развития в конечном итоге подвергаются деструкции, разрушаются. Например, технические системы, проходя через амортизацию, заканчивают жизненный цикл; биологические, постепенно старея, умирают; социальные, дезорганизуясь, распадаются. Это происходит вследствие того, что естественным состоянием любой системы является неупорядоченность, хаос. В отношениях между людьми и в жизни каждого человека действует естественный закон: для поддержания порядка нужны усилия, а беспорядок возникает сам собой. Отсюда непременное, обязательное свойство любого объекта, любой системы – неизбежность отказов. Это свойство обусловлено универсальным законом природы – вторым законом термодинамики (энтропийным принципом). Энтропия – естественный ход событий. Человек стареет, замедляется обмен веществ, как у любого биологического организма, – энтропия растет. Биологическое дряхление сопровождается социальными изменениями: выход на пенсию, трансформация привычного уклада жизни, изменение системы коммуникации. Пассивность человека, неумение управлять собой ускоряет распад. Жить – значит противостоять энтропии, силам, стремящимся перевести любую систему в хаотическое состояние. Человек, способный к творческому мышлению, умеющий управлять собой, легче и успешнее противостоит этим силам, достигая лучшей самоорганизации, добиваясь больших результатов.
Итак, исходя из изложенного, можно сделать вывод, что ценностные аспекты личности специалиста оказываются не менее важными, чем сугубо профессиональные знания. Но как нет единого мнения по поводу того, что понимать под компетентностью [4, с. 68], так нет единства во взглядах на суть новаций, которые приведут к новому качеству образования. Проблема здесь заключается в том, что достижение качественно нового образовательного результата связывается с внедрением новых методов обучения. Преподавание философии в высших учебных заведениях предполагает глубокое изучение студентами системы знаний, называемых Аристотелем «первой философией», то есть раскрывающих всеобщие начала, основы понимания мира, ориентированных на формирование основных компетенций, необходимых выпускнику технического вуза, прежде всего – способности творчески мыслить, находить нестандартные решения, обладать навыками дискуссии. Специфика преподавания философии в технических вузах в современных условиях обусловлена необходимостью ухода от абстрактных размышлений, трудно воспринимаемых студентами. Здесь требуется четкость формулировок и конкретность выводов. Формируя содержание преподаваемой дисциплины, преподаватель должен одновременно проектировать систему образовательных технологий, позволяющих наиболее полно раскрыть это содержание, создать условия для творческого поиска, выхода за пределы стереотипного стандартизированного мышления. Заметим в данном контексте, что решение всех творчески ориентированных задач предполагает движение по этому пути. Издавна философия сравнивается с лестницей, позволяющей человеку подняться в сферу подлинной науки. Субъект, не способный подняться над традиционностью, никогда не сможет сконструировать из разложенных на столе шести спичек четыре равносторонних треугольника, поскольку на плоскости эта задача неразрешима. Здесь требуется нестандартный подход, отказ от стереотипности.
В настоящее время арсенал педагогических приемов в преподавании философии значительно расширился в связи с активным включением в образовательный процесс информационных технологий, что дает возможность наряду с традиционными методами и формами обучения студентов (лекции и практические занятия) внедрять активные методы обучения (деловые игры, различные виды кейсов, мозговые штурмы, тренинги, проблемные дискуссии, письменные и электронные эссе) [5; 6]. Использование информационных технологий может осуществляться в разных формах (поиск информации на порталах и сайтах Интернета; компьютерное тестирование; электронная презентация лекций, выполнение электронных эссе и т.д.). Приведем примеры инновационных методик, способствующих формированию творческого мышления в процессе изучения философии на базе IT обучающих средств, и определим проблемы, возникающие у субъектов образовательного процесса в ходе внедрения и использования этих средств и указанных методик.
Одной из достаточно широко распространённых сегодня в высшей школе методик выступает методика ситуационного обучения, или методика кейс-анализа. Работа преподавателя, разрабатывающего и использующего методику кейс-анализа, предполагает две ступени. На первой ступени осуществляется достаточно сложная творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Эта работа проводится вне учебного времени и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. На второй ступени осуществляется предварительный анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории. По существу, преподаватель, используя разные информационные технологии, составляет дерево проблем по определенному кейсу и ищет вариации решения этих проблем. В аудитории или дистанционно начинают работать студенты, осуществляющие поиск необходимых данных согласно выработанной преподавателем стратегии анализа кейса и участие в последующем обсуждении созданных обобщений. Выступая интерактивным методом обучения, кейс-анализ пользуется успехом у студентов, которые видят в нем творческую игру, в ходе которой происходит освоение теоретических положений и овладение практическими навыками работы с информацией. Важно, что эта методика изучения философского материала может использоваться как для аудиторной работы, так и для самостоятельной работы по подготовке к занятию или освоению темы. Ценно также то, что новые методики позволяют сформулировать задания таким образом, чтобы разрушить стереотипы восприятия философского знания как свода готовых, устоявшихся истин, которые достаточно запомнить и механически воспроизвести. Философия в матрице инновационного преподавания превращается в инструмент творения нового знания, новых убеждений и ориентаций.
По мере расширения использования в образовательном процессе информационных технологий новое дыхание приобретает такая методика, как дискуссия (диспут) (сегодня её называют технология «Дебаты» [7, с. 112–127]), появившаяся еще в средневековых университетах. Средневековые университеты вошли в историю образования как учебные учреждения, где студентам читали лекции (в прямом смысле, поскольку слово «лекция» означает «книга») и комментировали соответствующий текст. Интересно отметить, что средневековые студенты обязаны были носить с собой книги, читаемые как лекция, чтобы приучаться к тексту и учиться вместе с лектором комментировать текст. Но более популярной и любимой студентами формой обучения были диспуты, организуемые как по определенным темам, так и проводимые в свободной форме. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, обоснованию собственного мнения, сформировать логику мышления. Сегодня дискуссия достаточно часто встречается в методическом арсенале преподавателей социогуманитарных дисциплин и новизна подхода, повторим, заключается только в возможности использования при организации дискуссии информационных технологий.
Опыт работы со студентами и магистрантами показал их тяготение к активным формам занятий по философским дисциплинам, стремление участвовать в дискуссиях, некоторые любят писать электронные эссе. Однако в этой работе пока мы находим больше проблем, чем позитивных результатов.
Обобщение опыта применения в процессе преподавания философии инновационных методик, ориентированных на интерактивное творческое обучение и опирающихся на современные информационные технологии, позволило выделить несколько групп проблем. Обозначим их в конспективно-обзорном виде.
1. Учебно-организационные проблемы:
– выполнение конкретных заданий с использованием IT-средств не включается в учебный план подготовки студентов, и, соответственно, эти задания разрабатываются и выполняются по инициативе преподавателя;
– время на проверку заданий, выполненных в электронной форме, не включается в учебную нагрузку преподавателя;
– работа преподавателей, активно использующих инновационные методики, и преподавателей, не разрабатывающих и не использующих такие методики, оценивается одинаково.
2. Учебно-методические проблемы:
– основным источником информационного поиска выступает интернет, однако вследствие того, что некоторые учебные аудитории не оснащены специальным оборудованием, ограничены возможности использования интернет-ресурсов в онлайн-режиме на каждом занятии;
– преподаватель не имеет возможности корректировать электронные задания (упрощать или усложнять их содержание) для работы с отдельными студентами, вследствие чего возрастает роль индивидуально-консультационной работы;
– практически невозможно в учебное время организовать проведение семинаров в режиме on line, что связано с расписанием студентов.
3. Учебно-компетентностные проблемы:
– студенты не умеют работать с интернет-источниками, выполнять творческие работы, связанные с поиском и обобщением материала по ключевым словам;
– студенты плохо понимают различие между рефератом и электронным эссе, написанным на определенную тему;
– выполнение электронных работ нередко ведет к дублированию результатов, повсеместному заимствованию.
Несомненно, не все проблемы здесь отражены, большинство из них имеет характер «болезней роста», они будут преодолеваться в ходе активной информатизации образовательного процесса, предоставления преподавателю большей самостоятельности в организации учебных занятий (в том числе в дистанционной форме), укреплению доверия к человеку, дающему студентам знания. Однако нельзя забывать о том, что не любой преподаватель способен активно использовать информационные, мультимедийные технологии, организовывать вебинары, сопоставлять в режиме онлайн разные варианты присланных электронных эссе. Новые требования, предъявляемые к философской подготовке студентов технических специальностей, требуют нового преподавателя, хорошо знакомого с обучающими информационными технологиями, сотрудничающего со студентами не только в аудитории, но и дистанционно. Пора убирать из вузовских аудиторий мел, а обычные доски заменить интерактивными, которые используются не только для увеличения наличных рисунков или текста, а для новой методической организации учебного занятия, способствующей формированию творческого мышления обучаемых на основе инновационных образовательных технологий.