Современный этап развития нашего общества дает убедительные примеры того, что без внимания к формированию духовной сферы человек развивается во многом лишь как пользователь социальных возможностей, но не творец и созидатель духовных ресурсов. Сегодня несомненна важность влияния социокультурного контекста на духовность личности растущего человека и несомненно, что важным фактором ее развития является гуманитарная среда образовательного учреждения.
Современная концепция модернизации российского образования провозглашает приоритетную роль воспитания. Духовно-нравственное воспитание студенчества, направленное на формирование гражданской позиции, уважения к культурно-историческому наследию своего народа, нравственных приоритетов в профессиональной деятельности, является одной из актуальных проблем вуза и высшего образования в целом.
Необходимо учитывать, что духовно-нравственное становление современных молодых людей осуществляется в новых социально-экономических условиях, в насыщенной и стремительно меняющейся информационной среде, в условиях взаимовлияния и взаимопроникновения культур.
Повышенного внимания требуют вопросы формирования у подрастающего поколения целостной и многогранной картины мира и человека в нем, включая представления о национальных и общечеловеческих ценностях, воспитание чувства патриотизма, гражданственности и ответственности за все происходящее, поддержка вхождения молодежи в глобальный мир, открытое информационное пространство.
В настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения вышли на одно из ведущих мест в общественном сознании граждан России наряду с вопросами экономического, политического и социального развития страны, обеспечения ее национальной безопасности. В этих условиях все большая часть людей осознает необходимость установления такой духовно-нравственной атмосферы в обществе, которая бы способствовала демократическому развитию государства и индивидуально-личностному становлению каждого человека при соблюдении интересов социума в целом, реализации жизненных планов и внутреннего потенциала каждого человека.
Понимая духовность как поиск истины, добра и красоты, учитывая познавательный, нравственный, гражданский, эстетический компоненты ее, сегодня в воспитательной системе вуза, и в первую очередь педагогического, данные вопросы занимают совершенно особое место. Реальный опыт работы со студенческой молодежью убедительно свидетельствует, насколько губительным для духовного развития молодых людей может быть почти полный разрыв с традициями воспитания, накопленными в отечественной педагогике как дореволюционной поры, так и советской эпохи. Восстанавливать «времен связующую нить» оказалось делом достаточно сложным, требующим усилий всего педагогического сообщества страны. Разрабатываемые российскими учеными-педагогами в 1990-е гг. воспитательные концепции настойчиво искали прорыв в будущее, поставив перед собой в качестве одной из главных задач поиск достойного ответа на реальные вызовы времени молодежи, которую активно настраивали на отрицание того, что в народной культуре закреплено как «вечные ценности» (причем в число сомнительных ценностей попадали понятия патриотизма, социальных и нравственно-этических норм поведения, опыт прошлых поколений), надо было бы дать альтернативу и действенную программу общественного воспитания и самовоспитания. В настоящее время в вузах накоплен продуктивный опыт организации воспитания, отрабатываются новые технологии и методики, доказано, что действенность программ воспитания определяется использованием различных подходов, организационных и содержательных форм и методов. При этом во всем многообразии предлагаемых подходов, форм и методов сегодня имеет место возвращение к истории своего народа, его культурным, духовным традициям, к тем сторонам жизни русского народа, которые, казалось, еще недавно готовы были навсегда кануть в прошлое. Проблема сохранения исконных народных идеалов и лучших традиций совершенно правомерно должна занимать ведущее место в современной воспитательной концепции, ценностные основания и установки которой связаны с воспитанием подлинного гражданина России, человека высокой духовности, культуры и нравственности [1]. Именно такие основания и установки позволят активно расширять духовное поле и духовно-нравственное пространство личности современного молодого человека.
Формирование духовности, духовной культуры личности позволяет решать проблемы культуры созидательной деятельности молодого человека, жизненные траектории и стратегии которого включают успешность самореализации на благо свое, благо людей, благо народа, благо страны, разработки гуманистического образования, основой которого является непрерывность саморазвития и самовоспитания человека в течение всей жизни.
В процессе духовно-нравственного воспитания осуществляется расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности молодого человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, что особенно важно для будущих специалистов психолого-педагогических направлений подготовки.
В современных социально-экономических условиях требуется разработка новых методологических позиций, теоретическое и практическое решение проблемы духовно-нравственного воспитания студентов в образовательно-культурном пространстве современного вуза с использованием традиционных и инновационных технологий.
Воспитательная система в высшей школе в современных условиях является важнейшим условием функционирования образовательного учреждения. Комплекс задач, решаемых воспитательной системой, определяется формированием:
– ценностных отношений к окружающему миру и самому себе;
– целостной системы научных знаний;
– опыта позитивной жизнедеятельности;
– индивидуальности;
– личностных и профессионально важных качеств будущих педагогов;
– коллектива как благоприятной среды для развития студентов и преподавателей и др.
В результате организации такой работы студент приобретает опыт духовно-нравственного жизнеосуществления. Результативность воспитания проявляется в наличии ценностно-смысловых позиций, в решении возникающих проблем культурным способом. Результаты исследований авторов свидетельствуют о том, что воспитательная среда университета является личностно значимой для студентов. В качестве основной составляющей целей воспитательной деятельности является набор тех качеств личности и индивидуальности, улучшение которых принимается системой воспитания в качестве ее основных целей. Важное значение в университете придается внедрению инновационных технологий воспитания студентов, отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям в стране. Современный подход к воспитанию включает в образовательный процесс не только обучение и воспитание, но и психолого-педагогическую поддержку личности и индивидуальности студента, преподавателя, куратора группы.
Подготовка специалиста к будущей профессиональной деятельности в современных условиях должна быть направлена на обеспечение его профессиональной компетентности. Важно, чтобы будущие специалисты не только осознавали необходимость развития своих профессиональных и личностных качеств, но и были в этом заинтересованы, испытывали потребность в саморазвитии.
Процесс образования рассматривается в единстве учебной и внеучебной работы. Успешность студента зависит не только от того, какие знания он получает в ходе учебной работы. Для развития профессиональных и личностных качеств большое значение имеет включение студентов во внеучебную деятельность, развитие его талантов и способностей, в том числе в будущей профессиональной деятельности. Актуальным является воспитание уважения и милосердного отношения к ближним, знакомство с духовно-нравственными традициями и укладом жизни православной семьи, понимание своего места в семье, ориентация на мужественный и женственный эталон поведения и т.д. [1] В этом направлении проводятся конкурсы: студенческих семей «Дом, в котором я живу», «Живет такой парень», «Краса ненаглядная» и др.; реализуются проекты и программы внеучебной деятельности: «Восхождение к истокам»; «Поддержка молодой семьи»; «Великие земляки Тульского края»; «Вечный огонь памяти», «Свет Великой Победы» и мн. др.
Вопросы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в контексте научно-исследовательской работы студентов. Например, конкурс научно-исследовательских работ «Великие земляки Тульского края» проходит в рамках реализации программы развития студенческих объединений «Сохраняя традиции – созидаем будущее». Тематическая программа конкурса посвящена выдающимся личностям в истории Тульского края: деятелям науки, народного образования, культуры и искусства, полководцам и рядовым героям.
Вопросы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в рамках учебных дисциплин «Теория и методика воспитания», «Общие вопросы педагогики», «Психология семьи», «Социальная педагогика», «Профилактика девиантного поведения молодежи средствами волонтерской деятельности», «Организация досуговой деятельности детей и подростков» и др.
Анализ материалов ежегодной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов», секции «Проблемы духовно-нравственного становления молодежи. Ценностные ориентации современной молодежи. Молодежь и культура» показывает научный интерес студентов к данной проблеме. Например, в 2017 г. на данной секции студентами обсуждались проблемы духовно-нравственного становления молодежи, формирования духовно-нравственных идеалов подростков, преемственности поколений, передачи семейных традиций [2, с. 33–59].
При проектировании технологий воспитания необходимо учитывать то, что, с одной стороны, они должны способствовать становлению индивидуальности студентов, в том числе в будущей профессии, моделированию индивидуального профессионального пути, с другой, формированию готовности организовывать разноплановую социально значимую деятельность детей и молодежи, работать с различными категориями детей, требующих внимания, и т.д. [3], задача педагога – научить детей переживать собственные вопросы и затруднения как повод для обращения к себе и своим возможностям, как потенциальные точки роста нового уровня собственной субъективности [4, с. 16]. Опыт совместного поиска и открытия нового студент должен получить в вузе при педагогической поддержке взрослого (преподавателя, куратора, наставника). О.С. Газман определяет педагогическую поддержку как педагогическую деятельность, подкрепляющую ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающую ему преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей [5, с. 78]. Данный подход импонирует нам, так как позволяет подойти к вопросам наставничества в выстраивании индивидуального профессионального пути студента, оказания поддержки всем студентам, проявляющие свои инициативы в различных сферах жизни: социальной, политической, духовной.
В практике непрерывного педагогического образования особое место занимает система повышения квалификации кадров по различным аспектам воспитания детей и молодежи: «Духовно-нравственные традиции и инновации в современном воспитании студенческой молодежи в вузе», «Инновационные подходы в воспитании студентов в вузе», «Современные технологии организации работы с молодежью», «Формирование гражданской идентичности студентов в образовательном процессе вуза», «Современные технологии историко-патриотического просвещения», «Участие специалиста сферы государственной молодежной политики в формировании и развитии ценностей здорового образа жизни», «Пути совершенствования патриотического воспитания на современном этапе», «Организация воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования» и др.
Например, задачами курса «Духовно-нравственные традиции и инновации в современном воспитании студенческой молодежи в вузе» являются:
– организация помощи слушателям в принятии ценностей духовно-нравственного воспитания, развитии профессионально значимых качеств;
– согласование ценностно-смысловых ориентиров, методических регулятивов в реализации инновационных подходов в духовно-нравственном воспитании молодежи;
– выявление проблем организации и развития в сфере духовно-нравственного воспитания студентов в вузе и педагогической поддержки студентов в новых социокультурных условиях;
– анализ и освоение практического опыта по организации духовно-нравственного воспитания студентов;
– знакомство с вариантами действующих программ и проектов в сфере духовно-нравственного воспитания и требованиями к разработке авторских педагогических проектов, формированию проектной культуры;
– апробация инновационного методического инструментария, технологий в решении задач духовно-нравственного воспитания;
– обеспечение овладения слушателями конкретными технологиями работы со студенческими инициативами;
– координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей других учреждений и организаций в обеспечении качеством воспитательной работы и социально-педагогической поддержки молодежи;
– выстраивание системы межрегионального взаимодействия вузов, обмена опытом и информацией по проблемам воспитания студентов.
Образовательная программа курсов повышения квалификации выстраивается по модульному принципу. Она содержит инвариантную и вариативную составляющие. Слушатель программы имеет возможность гибко изменять свой собственный образовательный маршрут в зависимости от своих интересов, специфики профессиональной деятельности. Модульная организация курсов способна предложить слушателю собственную траекторию движения к цели программы. При этом важно, чтобы программы были мобильными, имели вид «содержательного конструктора», были сфокусированы на формировании новых способов деятельности, освоении инновационных практик [6]. Корректировка программ курсов повышения квалификации осуществляется на основе анкет обратной связи, круглых столов со слушателями и т.д.
Таким образом, воспитание в студенческом периоде жизни связано с развитием системы студенческих объединений, формированием и развитием социально значимых инициатив обучающихся, творческого потенциала студентов, вовлеченностью их в волонтерское движение, наставничество, развитием социокультурной среды университета и т.д., что влечет за собой создание оптимальных условий для удовлетворения социально-культурных запросов и духовных потребностей, сохранения и развития духовно-нравственных традиций в воспитании детей и молодежи.