Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

INNOVATIONS OF STUDENT DESIGN IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL SUPPORT

Kalinina Z.N. 1 Dekina E.V. 1
1 Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy
The article analyzes the theoretical and practical directions of the spiritual and moral education of students in the educational and cultural space of a modern university, the unity of the academic (discipline, elective courses, etc.) and extracurricular (projects, target programs, conferences, competitions of research work, socially significant projects, creative initiatives, etc.) in the acquisition of experience of spiritual and moral life, the formation of individuality in the future profession. It is noted that the preparation of a specialist for future professional work in modern conditions should be aimed at ensuring his professional competence. Attention is focused on solving problems of spiritual and moral upbringing of children and youth, using pedagogical technologies aimed at personal growth of children, and their harmonious development. Attention is paid to refresher courses, which represent the integration of theoretical developments, practical experience in the implementation of the program and involve the use of various forms of organization of the educational process. Special attention is paid to creating conditions for the disclosure of students’ abilities, the formation of their individuality, satisfaction of social and cultural needs and spiritual needs; preservation and development of spiritual and moral traditions in the upbringing of children and youth. The article is intended for teachers, curators of student groups, organizers of work with youth, representatives of public organizations, mentors, students, etc.
upbringing
spiritual and moral education
the educational environment of the university
the student’s life
pedagogical support

Современный этап развития нашего общества дает убедительные примеры того, что без внимания к формированию духовной сферы человек развивается во многом лишь как пользователь социальных возможностей, но не творец и созидатель духовных ресурсов. Сегодня несомненна важность влияния социокультурного контекста на духовность личности растущего человека и несомненно, что важным фактором ее развития является гуманитарная среда образовательного учреждения.

Современная концепция модернизации российского образования провозглашает приоритетную роль воспитания. Духовно-нравственное воспитание студенчества, направленное на формирование гражданской позиции, уважения к культурно-историческому наследию своего народа, нравственных приоритетов в профессиональной деятельности, является одной из актуальных проблем вуза и высшего образования в целом.

Необходимо учитывать, что духовно-нравственное становление современных молодых людей осуществляется в новых социально-экономических условиях, в насыщенной и стремительно меняющейся информационной среде, в условиях взаимовлияния и взаимопроникновения культур.

Повышенного внимания требуют вопросы формирования у подрастающего поколения целостной и многогранной картины мира и человека в нем, включая представления о национальных и общечеловеческих ценностях, воспитание чувства патриотизма, гражданственности и ответственности за все происходящее, поддержка вхождения молодежи в глобальный мир, открытое информационное пространство.

В настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения вышли на одно из ведущих мест в общественном сознании граждан России наряду с вопросами экономического, политического и социального развития страны, обеспечения ее национальной безопасности. В этих условиях все большая часть людей осознает необходимость установления такой духовно-нравственной атмосферы в обществе, которая бы способствовала демократическому развитию государства и индивидуально-личностному становлению каждого человека при соблюдении интересов социума в целом, реализации жизненных планов и внутреннего потенциала каждого человека.

Понимая духовность как поиск истины, добра и красоты, учитывая познавательный, нравственный, гражданский, эстетический компоненты ее, сегодня в воспитательной системе вуза, и в первую очередь педагогического, данные вопросы занимают совершенно особое место. Реальный опыт работы со студенческой молодежью убедительно свидетельствует, насколько губительным для духовного развития молодых людей может быть почти полный разрыв с традициями воспитания, накопленными в отечественной педагогике как дореволюционной поры, так и советской эпохи. Восстанавливать «времен связующую нить» оказалось делом достаточно сложным, требующим усилий всего педагогического сообщества страны. Разрабатываемые российскими учеными-педагогами в 1990-е гг. воспитательные концепции настойчиво искали прорыв в будущее, поставив перед собой в качестве одной из главных задач поиск достойного ответа на реальные вызовы времени молодежи, которую активно настраивали на отрицание того, что в народной культуре закреплено как «вечные ценности» (причем в число сомнительных ценностей попадали понятия патриотизма, социальных и нравственно-этических норм поведения, опыт прошлых поколений), надо было бы дать альтернативу и действенную программу общественного воспитания и самовоспитания. В настоящее время в вузах накоплен продуктивный опыт организации воспитания, отрабатываются новые технологии и методики, доказано, что действенность программ воспитания определяется использованием различных подходов, организационных и содержательных форм и методов. При этом во всем многообразии предлагаемых подходов, форм и методов сегодня имеет место возвращение к истории своего народа, его культурным, духовным традициям, к тем сторонам жизни русского народа, которые, казалось, еще недавно готовы были навсегда кануть в прошлое. Проблема сохранения исконных народных идеалов и лучших традиций совершенно правомерно должна занимать ведущее место в современной воспитательной концепции, ценностные основания и установки которой связаны с воспитанием подлинного гражданина России, человека высокой духовности, культуры и нравственности [1]. Именно такие основания и установки позволят активно расширять духовное поле и духовно-нравственное пространство личности современного молодого человека.

Формирование духовности, духовной культуры личности позволяет решать проблемы культуры созидательной деятельности молодого человека, жизненные траектории и стратегии которого включают успешность самореализации на благо свое, благо людей, благо народа, благо страны, разработки гуманистического образования, основой которого является непрерывность саморазвития и самовоспитания человека в течение всей жизни.

В процессе духовно-нравственного воспитания осуществляется расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности молодого человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, что особенно важно для будущих специалистов психолого-педагогических направлений подготовки.

В современных социально-экономических условиях требуется разработка новых методологических позиций, теоретическое и практическое решение проблемы духовно-нравственного воспитания студентов в образовательно-культурном пространстве современного вуза с использованием традиционных и инновационных технологий.

Воспитательная система в высшей школе в современных условиях является важнейшим условием функционирования образовательного учреждения. Комплекс задач, решаемых воспитательной системой, определяется формированием:

– ценностных отношений к окружающему миру и самому себе;

– целостной системы научных знаний;

– опыта позитивной жизнедеятельности;

– индивидуальности;

– личностных и профессионально важных качеств будущих педагогов;

– коллектива как благоприятной среды для развития студентов и преподавателей и др.

В результате организации такой работы студент приобретает опыт духовно-нравственного жизнеосуществления. Результативность воспитания проявляется в наличии ценностно-смысловых позиций, в решении возникающих проблем культурным способом. Результаты исследований авторов свидетельствуют о том, что воспитательная среда университета является личностно значимой для студентов. В качестве основной составляющей целей воспитательной деятельности является набор тех качеств личности и индивидуальности, улучшение которых принимается системой воспитания в качестве ее основных целей. Важное значение в университете придается внедрению инновационных технологий воспитания студентов, отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям в стране. Современный подход к воспитанию включает в образовательный процесс не только обучение и воспитание, но и психолого-педагогическую поддержку личности и индивидуальности студента, преподавателя, куратора группы.

Подготовка специалиста к будущей профессиональной деятельности в современных условиях должна быть направлена на обеспечение его профессиональной компетентности. Важно, чтобы будущие специалисты не только осознавали необходимость развития своих профессиональных и личностных качеств, но и были в этом заинтересованы, испытывали потребность в саморазвитии.

Процесс образования рассматривается в единстве учебной и внеучебной работы. Успешность студента зависит не только от того, какие знания он получает в ходе учебной работы. Для развития профессиональных и личностных качеств большое значение имеет включение студентов во внеучебную деятельность, развитие его талантов и способностей, в том числе в будущей профессиональной деятельности. Актуальным является воспитание уважения и милосердного отношения к ближним, знакомство с духовно-нравственными традициями и укладом жизни православной семьи, понимание своего места в семье, ориентация на мужественный и женственный эталон поведения и т.д. [1] В этом направлении проводятся конкурсы: студенческих семей «Дом, в котором я живу», «Живет такой парень», «Краса ненаглядная» и др.; реализуются проекты и программы внеучебной деятельности: «Восхождение к истокам»; «Поддержка молодой семьи»; «Великие земляки Тульского края»; «Вечный огонь памяти», «Свет Великой Победы» и мн. др.

Вопросы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в контексте научно-исследовательской работы студентов. Например, конкурс научно-исследовательских работ «Великие земляки Тульского края» проходит в рамках реализации программы развития студенческих объединений «Сохраняя традиции – созидаем будущее». Тематическая программа конкурса посвящена выдающимся личностям в истории Тульского края: деятелям науки, народного образования, культуры и искусства, полководцам и рядовым героям.

Вопросы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в рамках учебных дисциплин «Теория и методика воспитания», «Общие вопросы педагогики», «Психология семьи», «Социальная педагогика», «Профилактика девиантного поведения молодежи средствами волонтерской деятельности», «Организация досуговой деятельности детей и подростков» и др.

Анализ материалов ежегодной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов», секции «Проблемы духовно-нравственного становления молодежи. Ценностные ориентации современной молодежи. Молодежь и культура» показывает научный интерес студентов к данной проблеме. Например, в 2017 г. на данной секции студентами обсуждались проблемы духовно-нравственного становления молодежи, формирования духовно-нравственных идеалов подростков, преемственности поколений, передачи семейных традиций [2, с. 33–59].

При проектировании технологий воспитания необходимо учитывать то, что, с одной стороны, они должны способствовать становлению индивидуальности студентов, в том числе в будущей профессии, моделированию индивидуального профессионального пути, с другой, формированию готовности организовывать разноплановую социально значимую деятельность детей и молодежи, работать с различными категориями детей, требующих внимания, и т.д. [3], задача педагога – научить детей переживать собственные вопросы и затруднения как повод для обращения к себе и своим возможностям, как потенциальные точки роста нового уровня собственной субъективности [4, с. 16]. Опыт совместного поиска и открытия нового студент должен получить в вузе при педагогической поддержке взрослого (преподавателя, куратора, наставника). О.С. Газман определяет педагогическую поддержку как педагогическую деятельность, подкрепляющую ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающую ему преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей [5, с. 78]. Данный подход импонирует нам, так как позволяет подойти к вопросам наставничества в выстраивании индивидуального профессионального пути студента, оказания поддержки всем студентам, проявляющие свои инициативы в различных сферах жизни: социальной, политической, духовной.

В практике непрерывного педагогического образования особое место занимает система повышения квалификации кадров по различным аспектам воспитания детей и молодежи: «Духовно-нравственные традиции и инновации в современном воспитании студенческой молодежи в вузе», «Инновационные подходы в воспитании студентов в вузе», «Современные технологии организации работы с молодежью», «Формирование гражданской идентичности студентов в образовательном процессе вуза», «Современные технологии историко-патриотического просвещения», «Участие специалиста сферы государственной молодежной политики в формировании и развитии ценностей здорового образа жизни», «Пути совершенствования патриотического воспитания на современном этапе», «Организация воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования» и др.

Например, задачами курса «Духовно-нравственные традиции и инновации в современном воспитании студенческой молодежи в вузе» являются:

– организация помощи слушателям в принятии ценностей духовно-нравственного воспитания, развитии профессионально значимых качеств;

– согласование ценностно-смысловых ориентиров, методических регулятивов в реализации инновационных подходов в духовно-нравственном воспитании молодежи;

– выявление проблем организации и развития в сфере духовно-нравственного воспитания студентов в вузе и педагогической поддержки студентов в новых социокультурных условиях;

– анализ и освоение практического опыта по организации духовно-нравственного воспитания студентов;

– знакомство с вариантами действующих программ и проектов в сфере духовно-нравственного воспитания и требованиями к разработке авторских педагогических проектов, формированию проектной культуры;

– апробация инновационного методического инструментария, технологий в решении задач духовно-нравственного воспитания;

– обеспечение овладения слушателями конкретными технологиями работы со студенческими инициативами;

– координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей других учреждений и организаций в обеспечении качеством воспитательной работы и социально-педагогической поддержки молодежи;

– выстраивание системы межрегионального взаимодействия вузов, обмена опытом и информацией по проблемам воспитания студентов.

Образовательная программа курсов повышения квалификации выстраивается по модульному принципу. Она содержит инвариантную и вариативную составляющие. Слушатель программы имеет возможность гибко изменять свой собственный образовательный маршрут в зависимости от своих интересов, специфики профессиональной деятельности. Модульная организация курсов способна предложить слушателю собственную траекторию движения к цели программы. При этом важно, чтобы программы были мобильными, имели вид «содержательного конструктора», были сфокусированы на формировании новых способов деятельности, освоении инновационных практик [6]. Корректировка программ курсов повышения квалификации осуществляется на основе анкет обратной связи, круглых столов со слушателями и т.д.

Таким образом, воспитание в студенческом периоде жизни связано с развитием системы студенческих объединений, формированием и развитием социально значимых инициатив обучающихся, творческого потенциала студентов, вовлеченностью их в волонтерское движение, наставничество, развитием социокультурной среды университета и т.д., что влечет за собой создание оптимальных условий для удовлетворения социально-культурных запросов и духовных потребностей, сохранения и развития духовно-нравственных традиций в воспитании детей и молодежи.