Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,399

NEW TRENDS AND TECHNOLOGIES OF TRAINING IN SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION

Sikhimbaev M.R. 1 Kadyrova G.A. 2 Zhumabekova M.B. 1 Sikhimbaeva D.R. 1
1 Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz
2 Karaganda University «Bolashak»
The article researches innovations in education field, which are a priority for the country, being the basic premise of the innovation economy. It is noted that the use of innovative learning technologies in combination with a combination of different elements of teaching, the use of new teaching methods are necessary components in postgraduate education. From the authors point of view, the development of innovations in education will help to overcome the economic and technological backwardness, increase its competitiveness in the world market of educational services, which creates conditions for the innovative development of higher and postgraduate education. The authors propose a comprehensive model of innovative education, including the actual components of the innovative educational process in economic specialties, including master’s and doctoral (PhD). Comparison of criteria of training on the offered model presented in the form of diagrams for which data are received on the basis of the actual data and questionnaires trained (undergraduates and doctoral students) and are shown in the given tables shows increase of efficiency of educational process in process of growth of the applied new technologies of education. As a result of the introduction of the proposed technologies in the field of postgraduate education will increase the motivation and efficiency of obtaining professional knowledge, stimulating the interest of students in research activities.
рostgraduate education
innovative educational technologies
case studies
research
information and communication technology

Современная система инновационного образования требует постоянного совершенствования и развития. Актуальность исследования основывается на проблемах повышения качества образовательных услуг, роста активизации и мотивации к получению профессиональных знаний в высшей школе [1–2]. Проблемы высшего, среднего и послевузовского образования являются предметом постоянных дискуссий среди ученых, педагогов и общественных деятелей [3–5].

Целью исследования является развитие теоретико-методических рекомендаций по применению новых технологий и активных методов обучения в послевузовском образовании, помощь магистрантам и докторантам в понимании, усвоении и запоминании учебного материала и способствование повышению интереса обучающихся к исследовательской деятельности.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, экономико-математические и статистические методы обработки данных.

Материал исследования основан на применении фактических данных по Карагандинскому экономическому университету.

Предлагаемая комплексная инновационная модель активных методов обучения прошла апробацию в Карагандинском экономическом университете в группах магистратуры и докторантуры (PhD) по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Экология и оценка» по дисциплинам «Модернизация и пространственное развитие», «Управление исследованиями», «Управление природным капиталом», «Экономическая оценка природных ресурсов» и «Контроллинг».

По перечисленным дисциплинам разработаны кейсы по наиболее актуальным направлениям народного хозяйства, касающиеся нефтегазового комплекса и его перерабатывающего сектора, природной нефтегазовой ренты и ее распределения и использования как основной части доходов от недропользования, малого бизнеса и инноваций, проблемам антикризисного управления на предприятиях [6–7].

Результаты анкетирования в преподаваемых группах показали, что использование предлагаемой комплексной модели по данным опросов магистрантов и докторантов повысило понимание, усвояемость и запоминаемость учебного материала в среднем на 12–15 %, способствовало большему раскрытию для усвояемости благодаря наглядности лекционного и практического материала в виде слайдов и презентаций, кейс-методов при изучении практического материала.

Методы конкретных ситуаций (кейс-стади) с применением элементов экономико-математического моделирования в процессе обучения особенно эффективны при исследовании финансово-хозяйственной деятельности, для анализа статистических данных и динамики процессов хозяйственной деятельности на макро- и микроуровне, выявления трендов и тенденций, прогнозированию экономической деятельности предприятий, одновременно позволяют развить у студентов знания по построению экономико-математических моделей в хозяйственной деятельности.

Использование элементов самостоятельной проектной деятельности в самостоятельной работе студентов показывает развитие творческих навыков у обучающихся, умения критически воспринимать современные народнохозяйственные и промышленно-производственные проблемы, экономические явления и процессы, активизацию мыслительной деятельности студентов, способность предлагать собственные пути решения тех или иных проблем, разрешения критических хозяйственных ситуаций на предприятиях.

Данные табл. 1 свидетельствуют о значительном повышении общего понимания преподаваемых дисциплин (до 15 %) и запоминаемости лекционного материала (до 12 %), в то время как результаты рубежного и итогового контроля знаний студентов не всегда показывают прямую корреляцию в связи с частичным влиянием других факторов, как, например, уровня их возможностей и способностей к обучению, то есть разницу в способностях студентов к изучению математических, гуманитарных или технических дисциплин, их базового уровня знаний и уровня их интеллекта и другие факторы.

Таблица 1

Результаты обучения в послевузовском образовании за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы

Специальность

Дисциплины

Критерии оценки, %

По проверке знаний путем контрольного опроса

Полученные оценки рубежного контроля

Результаты экзамена

Результаты итогового контроля знаний студентов

Общее понимание преподаваемой дисциплины

Запоминаемость лекционного материала

1 рубежный контроль

2 рубежный контроль

Докторантура (PhD)

Экономика

«Модернизация и пространственное развитие»

1

66

67

92

96

94

94

2

76

75

96

100

98

76

Менеджмент

«Управление исследованиями»

1

70

72

93

97

95

95

2

84

82

90

94

92

92

«Управление природным капиталом»

1

68

72

94

96

96

96

82

78

95

99

97

97

Средний балл

 

1

68

70,3

93

96,3

95

95

2

83

80

92,5

96,5

94,5

94,5

Магистратура

Менеджмент

«Контроллинг»

1

55

58

90

96

94

94

2

75

78

88

94

92

92

Экология и оценка

«Экономическая оценка природных ресурсов»

1

56

64

88

94

92

92

2

82

86

90

98

94

94

Средний балл

 

1

55,5

62

89

95

93

93

2

78,5

82

89

96

91

93

Примечание. 1 – 2016–2017 и 2 – 2017–2018 учебные годы.

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов по эффективности использования технических средств и активных методов обучения и их реальному вкладу в процесс обучения в послевузовском образовании по видам активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы

Специальность

Виды технических средств и активных методов обучения

Эффективность активных методов обучения (средневзвешенная величина)

Лекции-презентации

Кейс-стади

Схемы, таблицы

Тестирование с применением ЭВМ

Самостоятельная работа магистрантов и докторантов

Применение ИКТ

Докторантура (PhD)

 

Экономика

1

76

74

68

66

64

66

69,3

2

88

86

82

84

92

78

85

Менеджмент

1

74

72

72

64

68

64

69

2

90

84

80

82

90

80

84,3

Средний балл

1

75

73

70

65

66

65

69

2

89

85

81

83

91

79

84,7

Магистратура

 

Менеджмент

1

66

64

58

48

56

58

58,3

2

72

74

76

68

66

64

70

Экология и оценка

1

64

68

56

50

54

56

58

2

74

72

74

72

64

68

70,7

Средний

балл

1

65

66

57

51

55

57

58,5

2

73

73

75

70

65

66

70,3

Примечание. 1 – 2016–2017 и 2 – 2017–2018 учебные годы

Как показывает табл. 2, приведенная ниже, согласно опросам обучающихся в системе послевузовского образования, по мнению магистрантов и докторантов, реальная эффективность инновационных методов обучения составляет до 25 %.

В соответствии с рис. 1–3, диаграммы по всем рассмотренным активным формам обучения носят достаточно сглаженный характер, что означает актуальность приблизительно в равной мере практически всех рассмотренных форм инновационного обучения, однако для докторантуры уровень эффективности указанных методов обучения значительно выше.

sih1.tif

Рис. 1. Диаграммы эффективности использования активных методов обучения для магистратуры и докторантуры (PhD) по специальности «Менеджмент» за 2017–2018 учебный год. Примечание. Под факторами приняты формы активного обучения, приведенные в табл. 2

sih2.tif

Рис. 2. Сравнительные диаграммы для докторантуры по средневзвешенным величинам показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы

sih3.wmf

Рис. 3. Сравнительные диаграммы для магистратуры по средневзвешенным величинам показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы

По нашему мнению, отмеченный тренд связан с лучшим уровнем подготовки, готовности к обучению и активности обучающихся в докторантуре по сравнению с магистратурой, поскольку магистрантам, особенно на первых курсах, частично присущ более пассивный характер участия в процессе образования и недостаточное понимание исследовательского характера послевузовского обучения.

Относительно сравнения показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы, показанного на рис. 2, 3, диаграммы показывают результативный рост эффективности модели инновационного обучения в ее комплексном характере за 2017–2018 учебный год по сравнению с предыдущим учебным годом. Исследование показывает, что рассмотренные методы и технологии обучения приводят к значительному повышению эффективности учебного процесса и способствуют активизации процессов обучения в послевузовском образовании.