Современная система инновационного образования требует постоянного совершенствования и развития. Актуальность исследования основывается на проблемах повышения качества образовательных услуг, роста активизации и мотивации к получению профессиональных знаний в высшей школе [1–2]. Проблемы высшего, среднего и послевузовского образования являются предметом постоянных дискуссий среди ученых, педагогов и общественных деятелей [3–5].
Целью исследования является развитие теоретико-методических рекомендаций по применению новых технологий и активных методов обучения в послевузовском образовании, помощь магистрантам и докторантам в понимании, усвоении и запоминании учебного материала и способствование повышению интереса обучающихся к исследовательской деятельности.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, экономико-математические и статистические методы обработки данных.
Материал исследования основан на применении фактических данных по Карагандинскому экономическому университету.
Предлагаемая комплексная инновационная модель активных методов обучения прошла апробацию в Карагандинском экономическом университете в группах магистратуры и докторантуры (PhD) по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Экология и оценка» по дисциплинам «Модернизация и пространственное развитие», «Управление исследованиями», «Управление природным капиталом», «Экономическая оценка природных ресурсов» и «Контроллинг».
По перечисленным дисциплинам разработаны кейсы по наиболее актуальным направлениям народного хозяйства, касающиеся нефтегазового комплекса и его перерабатывающего сектора, природной нефтегазовой ренты и ее распределения и использования как основной части доходов от недропользования, малого бизнеса и инноваций, проблемам антикризисного управления на предприятиях [6–7].
Результаты анкетирования в преподаваемых группах показали, что использование предлагаемой комплексной модели по данным опросов магистрантов и докторантов повысило понимание, усвояемость и запоминаемость учебного материала в среднем на 12–15 %, способствовало большему раскрытию для усвояемости благодаря наглядности лекционного и практического материала в виде слайдов и презентаций, кейс-методов при изучении практического материала.
Методы конкретных ситуаций (кейс-стади) с применением элементов экономико-математического моделирования в процессе обучения особенно эффективны при исследовании финансово-хозяйственной деятельности, для анализа статистических данных и динамики процессов хозяйственной деятельности на макро- и микроуровне, выявления трендов и тенденций, прогнозированию экономической деятельности предприятий, одновременно позволяют развить у студентов знания по построению экономико-математических моделей в хозяйственной деятельности.
Использование элементов самостоятельной проектной деятельности в самостоятельной работе студентов показывает развитие творческих навыков у обучающихся, умения критически воспринимать современные народнохозяйственные и промышленно-производственные проблемы, экономические явления и процессы, активизацию мыслительной деятельности студентов, способность предлагать собственные пути решения тех или иных проблем, разрешения критических хозяйственных ситуаций на предприятиях.
Данные табл. 1 свидетельствуют о значительном повышении общего понимания преподаваемых дисциплин (до 15 %) и запоминаемости лекционного материала (до 12 %), в то время как результаты рубежного и итогового контроля знаний студентов не всегда показывают прямую корреляцию в связи с частичным влиянием других факторов, как, например, уровня их возможностей и способностей к обучению, то есть разницу в способностях студентов к изучению математических, гуманитарных или технических дисциплин, их базового уровня знаний и уровня их интеллекта и другие факторы.
Таблица 1
Результаты обучения в послевузовском образовании за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы
Специальность |
Дисциплины |
Критерии оценки, % |
||||||||
По проверке знаний путем контрольного опроса |
Полученные оценки рубежного контроля |
Результаты экзамена |
Результаты итогового контроля знаний студентов |
|||||||
Общее понимание преподаваемой дисциплины |
Запоминаемость лекционного материала |
|||||||||
1 рубежный контроль |
2 рубежный контроль |
|||||||||
Докторантура (PhD) |
||||||||||
Экономика |
«Модернизация и пространственное развитие» |
1 |
66 |
67 |
92 |
96 |
94 |
94 |
||
2 |
76 |
75 |
96 |
100 |
98 |
76 |
||||
Менеджмент |
«Управление исследованиями» |
1 |
70 |
72 |
93 |
97 |
95 |
95 |
||
2 |
84 |
82 |
90 |
94 |
92 |
92 |
||||
«Управление природным капиталом» |
1 |
68 |
72 |
94 |
96 |
96 |
96 |
|||
82 |
78 |
95 |
99 |
97 |
97 |
|||||
Средний балл |
1 |
68 |
70,3 |
93 |
96,3 |
95 |
95 |
|||
2 |
83 |
80 |
92,5 |
96,5 |
94,5 |
94,5 |
||||
Магистратура |
||||||||||
Менеджмент |
«Контроллинг» |
1 |
55 |
58 |
90 |
96 |
94 |
94 |
||
2 |
75 |
78 |
88 |
94 |
92 |
92 |
||||
Экология и оценка |
«Экономическая оценка природных ресурсов» |
1 |
56 |
64 |
88 |
94 |
92 |
92 |
||
2 |
82 |
86 |
90 |
98 |
94 |
94 |
||||
Средний балл |
1 |
55,5 |
62 |
89 |
95 |
93 |
93 |
|||
2 |
78,5 |
82 |
89 |
96 |
91 |
93 |
Примечание. 1 – 2016–2017 и 2 – 2017–2018 учебные годы.
Таблица 2
Результаты анкетирования студентов по эффективности использования технических средств и активных методов обучения и их реальному вкладу в процесс обучения в послевузовском образовании по видам активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы
Специальность |
Виды технических средств и активных методов обучения |
Эффективность активных методов обучения (средневзвешенная величина) |
||||||
Лекции-презентации |
Кейс-стади |
Схемы, таблицы |
Тестирование с применением ЭВМ |
Самостоятельная работа магистрантов и докторантов |
Применение ИКТ |
|||
Докторантура (PhD) |
||||||||
Экономика |
1 |
76 |
74 |
68 |
66 |
64 |
66 |
69,3 |
2 |
88 |
86 |
82 |
84 |
92 |
78 |
85 |
|
Менеджмент |
1 |
74 |
72 |
72 |
64 |
68 |
64 |
69 |
2 |
90 |
84 |
80 |
82 |
90 |
80 |
84,3 |
|
Средний балл |
1 |
75 |
73 |
70 |
65 |
66 |
65 |
69 |
2 |
89 |
85 |
81 |
83 |
91 |
79 |
84,7 |
|
Магистратура |
||||||||
Менеджмент |
1 |
66 |
64 |
58 |
48 |
56 |
58 |
58,3 |
2 |
72 |
74 |
76 |
68 |
66 |
64 |
70 |
|
Экология и оценка |
1 |
64 |
68 |
56 |
50 |
54 |
56 |
58 |
2 |
74 |
72 |
74 |
72 |
64 |
68 |
70,7 |
|
Средний балл |
1 |
65 |
66 |
57 |
51 |
55 |
57 |
58,5 |
2 |
73 |
73 |
75 |
70 |
65 |
66 |
70,3 |
Примечание. 1 – 2016–2017 и 2 – 2017–2018 учебные годы
Как показывает табл. 2, приведенная ниже, согласно опросам обучающихся в системе послевузовского образования, по мнению магистрантов и докторантов, реальная эффективность инновационных методов обучения составляет до 25 %.
В соответствии с рис. 1–3, диаграммы по всем рассмотренным активным формам обучения носят достаточно сглаженный характер, что означает актуальность приблизительно в равной мере практически всех рассмотренных форм инновационного обучения, однако для докторантуры уровень эффективности указанных методов обучения значительно выше.
Рис. 1. Диаграммы эффективности использования активных методов обучения для магистратуры и докторантуры (PhD) по специальности «Менеджмент» за 2017–2018 учебный год. Примечание. Под факторами приняты формы активного обучения, приведенные в табл. 2
Рис. 2. Сравнительные диаграммы для докторантуры по средневзвешенным величинам показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы
Рис. 3. Сравнительные диаграммы для магистратуры по средневзвешенным величинам показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы
По нашему мнению, отмеченный тренд связан с лучшим уровнем подготовки, готовности к обучению и активности обучающихся в докторантуре по сравнению с магистратурой, поскольку магистрантам, особенно на первых курсах, частично присущ более пассивный характер участия в процессе образования и недостаточное понимание исследовательского характера послевузовского обучения.
Относительно сравнения показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы, показанного на рис. 2, 3, диаграммы показывают результативный рост эффективности модели инновационного обучения в ее комплексном характере за 2017–2018 учебный год по сравнению с предыдущим учебным годом. Исследование показывает, что рассмотренные методы и технологии обучения приводят к значительному повышению эффективности учебного процесса и способствуют активизации процессов обучения в послевузовском образовании.