Современная система инновационного образования требует постоянного совершенствования и развития. Актуальность исследования основывается на проблемах повышения качества образовательных услуг, роста активизации и мотивации к получению профессиональных знаний в высшей школе [1–2]. Проблемы высшего, среднего и послевузовского образования являются предметом постоянных дискуссий среди ученых, педагогов и общественных деятелей [3–5].
Целью исследования является развитие теоретико-методических рекомендаций по применению новых технологий и активных методов обучения в послевузовском образовании, помощь магистрантам и докторантам в понимании, усвоении и запоминании учебного материала и способствование повышению интереса обучающихся к исследовательской деятельности.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, экономико-математические и статистические методы обработки данных.
Материал исследования основан на применении фактических данных по Карагандинскому экономическому университету.
Предлагаемая комплексная инновационная модель активных методов обучения прошла апробацию в Карагандинском экономическом университете в группах магистратуры и докторантуры (PhD) по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Экология и оценка» по дисциплинам «Модернизация и пространственное развитие», «Управление исследованиями», «Управление природным капиталом», «Экономическая оценка природных ресурсов» и «Контроллинг».
По перечисленным дисциплинам разработаны кейсы по наиболее актуальным направлениям народного хозяйства, касающиеся нефтегазового комплекса и его перерабатывающего сектора, природной нефтегазовой ренты и ее распределения и использования как основной части доходов от недропользования, малого бизнеса и инноваций, проблемам антикризисного управления на предприятиях [6–7].
Результаты анкетирования в преподаваемых группах показали, что использование предлагаемой комплексной модели по данным опросов магистрантов и докторантов повысило понимание, усвояемость и запоминаемость учебного материала в среднем на 12–15 %, способствовало большему раскрытию для усвояемости благодаря наглядности лекционного и практического материала в виде слайдов и презентаций, кейс-методов при изучении практического материала.
Методы конкретных ситуаций (кейс-стади) с применением элементов экономико-математического моделирования в процессе обучения особенно эффективны при исследовании финансово-хозяйственной деятельности, для анализа статистических данных и динамики процессов хозяйственной деятельности на макро- и микроуровне, выявления трендов и тенденций, прогнозированию экономической деятельности предприятий, одновременно позволяют развить у студентов знания по построению экономико-математических моделей в хозяйственной деятельности.
Использование элементов самостоятельной проектной деятельности в самостоятельной работе студентов показывает развитие творческих навыков у обучающихся, умения критически воспринимать современные народнохозяйственные и промышленно-производственные проблемы, экономические явления и процессы, активизацию мыслительной деятельности студентов, способность предлагать собственные пути решения тех или иных проблем, разрешения критических хозяйственных ситуаций на предприятиях.
Данные табл. 1 свидетельствуют о значительном повышении общего понимания преподаваемых дисциплин (до 15 %) и запоминаемости лекционного материала (до 12 %), в то время как результаты рубежного и итогового контроля знаний студентов не всегда показывают прямую корреляцию в связи с частичным влиянием других факторов, как, например, уровня их возможностей и способностей к обучению, то есть разницу в способностях студентов к изучению математических, гуманитарных или технических дисциплин, их базового уровня знаний и уровня их интеллекта и другие факторы.
Таблица 1
Результаты обучения в послевузовском образовании за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы
| Специальность | Дисциплины | Критерии оценки, % | ||||||||
| По проверке знаний путем контрольного опроса | Полученные оценки рубежного контроля | Результаты экзамена | Результаты итогового контроля знаний студентов | |||||||
| Общее понимание преподаваемой дисциплины | Запоминаемость лекционного материала | |||||||||
| 1 рубежный контроль | 2 рубежный контроль | |||||||||
| Докторантура (PhD) | ||||||||||
| Экономика | «Модернизация и пространственное развитие» | 1 | 66 | 67 | 92 | 96 | 94 | 94 | ||
| 2 | 76 | 75 | 96 | 100 | 98 | 76 | ||||
| Менеджмент | «Управление исследованиями» | 1 | 70 | 72 | 93 | 97 | 95 | 95 | ||
| 2 | 84 | 82 | 90 | 94 | 92 | 92 | ||||
| «Управление природным капиталом» | 1 | 68 | 72 | 94 | 96 | 96 | 96 | |||
| 82 | 78 | 95 | 99 | 97 | 97 | |||||
| Средний балл | 1 | 68 | 70,3 | 93 | 96,3 | 95 | 95 | |||
| 2 | 83 | 80 | 92,5 | 96,5 | 94,5 | 94,5 | ||||
| Магистратура | ||||||||||
| Менеджмент | «Контроллинг» | 1 | 55 | 58 | 90 | 96 | 94 | 94 | ||
| 2 | 75 | 78 | 88 | 94 | 92 | 92 | ||||
| Экология и оценка | «Экономическая оценка природных ресурсов» | 1 | 56 | 64 | 88 | 94 | 92 | 92 | ||
| 2 | 82 | 86 | 90 | 98 | 94 | 94 | ||||
| Средний балл | 1 | 55,5 | 62 | 89 | 95 | 93 | 93 | |||
| 2 | 78,5 | 82 | 89 | 96 | 91 | 93 | ||||
Примечание. 1 – 2016–2017 и 2 – 2017–2018 учебные годы.
Таблица 2
Результаты анкетирования студентов по эффективности использования технических средств и активных методов обучения и их реальному вкладу в процесс обучения в послевузовском образовании по видам активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы
| Специальность | Виды технических средств и активных методов обучения | Эффективность активных методов обучения (средневзвешенная величина) | ||||||
| Лекции-презентации | Кейс-стади | Схемы, таблицы | Тестирование с применением ЭВМ | Самостоятельная работа магистрантов и докторантов | Применение ИКТ | |||
| Докторантура (PhD) | ||||||||
| Экономика | 1 | 76 | 74 | 68 | 66 | 64 | 66 | 69,3 | 
| 2 | 88 | 86 | 82 | 84 | 92 | 78 | 85 | |
| Менеджмент | 1 | 74 | 72 | 72 | 64 | 68 | 64 | 69 | 
| 2 | 90 | 84 | 80 | 82 | 90 | 80 | 84,3 | |
| Средний балл | 1 | 75 | 73 | 70 | 65 | 66 | 65 | 69 | 
| 2 | 89 | 85 | 81 | 83 | 91 | 79 | 84,7 | |
| Магистратура | ||||||||
| Менеджмент | 1 | 66 | 64 | 58 | 48 | 56 | 58 | 58,3 | 
| 2 | 72 | 74 | 76 | 68 | 66 | 64 | 70 | |
| Экология и оценка | 1 | 64 | 68 | 56 | 50 | 54 | 56 | 58 | 
| 2 | 74 | 72 | 74 | 72 | 64 | 68 | 70,7 | |
| Средний балл | 1 | 65 | 66 | 57 | 51 | 55 | 57 | 58,5 | 
| 2 | 73 | 73 | 75 | 70 | 65 | 66 | 70,3 | |
Примечание. 1 – 2016–2017 и 2 – 2017–2018 учебные годы
Как показывает табл. 2, приведенная ниже, согласно опросам обучающихся в системе послевузовского образования, по мнению магистрантов и докторантов, реальная эффективность инновационных методов обучения составляет до 25 %.
В соответствии с рис. 1–3, диаграммы по всем рассмотренным активным формам обучения носят достаточно сглаженный характер, что означает актуальность приблизительно в равной мере практически всех рассмотренных форм инновационного обучения, однако для докторантуры уровень эффективности указанных методов обучения значительно выше.

Рис. 1. Диаграммы эффективности использования активных методов обучения для магистратуры и докторантуры (PhD) по специальности «Менеджмент» за 2017–2018 учебный год. Примечание. Под факторами приняты формы активного обучения, приведенные в табл. 2

Рис. 2. Сравнительные диаграммы для докторантуры по средневзвешенным величинам показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы

Рис. 3. Сравнительные диаграммы для магистратуры по средневзвешенным величинам показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы
По нашему мнению, отмеченный тренд связан с лучшим уровнем подготовки, готовности к обучению и активности обучающихся в докторантуре по сравнению с магистратурой, поскольку магистрантам, особенно на первых курсах, частично присущ более пассивный характер участия в процессе образования и недостаточное понимание исследовательского характера послевузовского обучения.
Относительно сравнения показателей эффективности новых технологий и активных методов обучения за 2016–2017 и 2017–2018 учебные годы, показанного на рис. 2, 3, диаграммы показывают результативный рост эффективности модели инновационного обучения в ее комплексном характере за 2017–2018 учебный год по сравнению с предыдущим учебным годом. Исследование показывает, что рассмотренные методы и технологии обучения приводят к значительному повышению эффективности учебного процесса и способствуют активизации процессов обучения в послевузовском образовании.

