Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

COMPETENT APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER

Kuramaeva T.A. 1
1 Kyrgyz National University named after Zhusup Balasagyn
This article describes what qualities should have a qualified teacher, how the process of formation of teacher competencies is happening and what personal qualities he must possess and his role in the society in the formation of a fully developed member of society. The concepts of «competence», «professional competence of the teacher» and «teacher’s pedagogical competence» are considered from the point of view of well-known scientists. The professional competence of the teacher is the creative realization of oneself in pedagogical activity, the integral feature of activity, which is part of interconnected and substantially supplemented components, which is unique for each teacher, professional formation is its moral inseparable property. Pedagogical competence of the teacher – a sufficiently high level of pedagogical work, pedagogical communication, self-realization of personal activities to achieve good results in the training of students. And also understand the definitions given by scientists «competence approach». In our opinion, the competence approach in the field of education includes such components as professional formation, development, professional competence of the teacher, his independent self-realization, self-actualization. The professional formation and development of the teacher is considered as a dynamic, continuous design process. The article also contains the principles of the education paradigm aimed at the individual. In the work we relied on the works of well-known foreign, Russian and domestic scientists and on the personal-oriented principles of the educational pyramid on the formation of a competence approach to the development of the professional activity of the teacher.
competence
competence approach
formation of professionalism
professional competence of the teacher
pedagogical activity

Развитие формирования профессиональной деятельности учителей занимает важное место в развитии общества в целом. Компетентностный подход в образовании ставит определенные задачи перед профессиональным формированием и развитием учителя.

Личностные качества учителя, а также глубина его профессиональных знаний является ценным богатством общества. Учитель доступно может довести до ученика только те ценности, которыми владеет он сам. И в связи с этим, с одной стороны, учитель не только в нормативно-правовой деятельности является основной фигурой в обществе, но и субъектом, активно служащим, осуществляя свои методы в повседневной жизни во благо общества. От начала профессии до профессионализма учителя, его профессиональное формирование и развитие охватывает долгий период его жизни.

Исследователь Э.Ф. Зеер, рассматривая профессиональное формирование и развитие учителя как динамичный, беспрерывный процесс проектирования, беря во внимание его профессиональную подготовку, согласно изменению общественной обстановки и характеру выполняемой работы делит его на следующие этапы:

- Оптация (от лат. – свое желание, свой выбор) – формирование профессионально-педагогических целей, побуждений по выбору профессии, опираясь на индивидуальный психологические особенности.

- Подготовка к профессии – формирование знаний, умений и способностей, системы педагогических знаний одного направления, приобретения опыта в решении типичных профессионально-педагогических проблем.

- Приобретение профессиональных навыков – освоение новой общественной роли при вступлении в профессию, определения себя по профессии, формирование профессиональных и общественно важных качеств, приобретение собственного опыта при выполнении педагогической деятельности.

- Стать профессионалом – формирование профессионального положения, воссоединение важных общественных, профессиональных качеств и способностей, самостоятельное осуществление образовательных мероприятий.

- Профессиональные навыки – самостоятельное и полное осуществление индивидуальной личностью творческой профессиональной деятельности на основе нового сравнительно-подвижного интегрального строя [1].

Наконец, профессиональная компетентность учителя – это творческое осуществление самого себя в педагогической деятельности, интегральное свойство деятельности, входящее в состав взаимосвязанных и содержательно дополненных компонентов, являющееся для каждого учителя уникальным, профессиональное формирование является его нравственной неразрывной собственностью.

Ученый педагог Э.М. Мамбетакунов [2] в своей работе отмечает, что «профессиональная компетентность учителя, как интеграция опыта, основанная на информации (комплекс знаний различных отраслей) и профессионально важные качества индивидуальной личности, формирует потенциал творческого педагога и доказывает взаимосвязь категорий профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя». Из вышеуказанной характеристики мы пришли к мнению, что профессиональное формирование учителя характеризует его нынешнюю профессиональную компетентность. Рассмотрим это понятие.

Ученые педагоги А.Л. Журавлев, Н.Ф. Талызина, Р.Х. Шакуров, А.И. Щербаков и другие к понятию «компетентность» присоединяют знание, умение, навык, а также методы ведения дела. Педагогическая компетентность учителя – это достаточно высокий уровень педагогического труда, педагогическая связь, самостоятельное осуществление личной деятельности, достижение хороших результатов в обучении учеников и в образовании. В этом случае компетентность педагога определяется реальным трудом его профессионального знания и участием его способностей, точнее говоря, его профессиональная компетентность, с одной стороны, показывает его профессиональные позиции, индивидуальные личностные качества, с другой, его самостоятельное осуществление педагогической деятельности. Итак, мы под педагогической компетентностью понимаем овладение им компетенцией, соответствующей учителю, усвоение знаний, умений, навыков и методов работы, а также личное отношение к ним педагога, способность показать себя в своей предметной и педагогической деятельности.

Понятие «компетентность» родственно с понятием «компетенция». Авторы, по этим понятиям разделяют мысль А.С. Белкина. Он отмечает «компетенцию» как совокупность компетенций овладеваемых человеком, а «компетентность» – совокупность компетенций, владеющих человеком [3].

А исследователи Кыргызстана [4] Т.А. Абдырахманов, М.А. Ногаев высказывают такую мысль: «Компетентность – это овладение, владение соответствующими компетенциями, включающее в себя собственное мнение, отношение человека к предмету деятельности. А «компетенцию» можно рассматривать как совокупность отношений вокруг определенных предметов и процессов, взаимосвязанных между собой личных качеств (знание, способности, навыки, методы деятельности). Итак, человек берет компетенцию из процесса образования, жизненного и профессионального опыта, а компетентности человек достигает сам, и в результате осуществляется профессиональное и частное саморазвитие личности.

В педагогике Н.В. Кузьминой определены следующие элементы основных важных направлений профессионально-педагогической компетентности:

- Компетентность по специальности и профессии в области изучаемой дисциплины.

- Методическая компетентность в области формирования знаний, умений учащихся.

- Общественно-психологическая компетентность в области отношений, связи.

- Дифференцированно-психологическая компетентность в области способностей, учащихся к направленности, мотивации.

- Аутопсихологическая компетентность в области приоритетов и недостатков по собственной деятельности индивидуальной личности [5]. Компетентность является сплавом знаний и опыта при осуществлении знаний и опыта. Говоря иначе, владение учителями компетенциями обусловливает достижения успеха в выполнении ими своих профессиональных обязанностей и обеспечивает умение показать себя. На сегодняшний день, чтобы учителю быть профессионально компетентным, надо ему, с одной стороны, постоянно учиться и самостоятельно получать знания, а с другой стороны, самостоятельно осуществлять педагогическую деятельность.

Преподаватель в ходе осуществления самовыражения развивает восприятие, усвоение и отдачу. Проанализировав этот процесс, приходим к выводу, что такие процессы бывают поискового и соискательного характера [6]. Поиск восприятия, происки обуславливаются активностью выбора средств самостоятельного осуществления, самовыражения. Несомненно, самопознание, воплощение, самовыражение учителя не просто сделанная им работа в обществе, для его учеников это бесценное богатство, значит, он может гордиться ценностью его труда в общественном производстве. Итак, насколько шире возможность самостоятельного осуществления учителем своей профессиональной работы, настолько высоко значимо его профессиональное формирование и развитие.

В.И. Кобрина исследовала зависимость системы коммуникативной связи от способностей личности, от успехов его самовыражения. А. Маслоу и Ю.М. Орловым определено управление личностью приемами саморазвития и роста. Все эти исследования полностью создают реальный портрет современного специалиста, отражая его общественное и профессиональное развитие. Обращение к компетентностному подходу убеждает в том, что это совокупно понятию актуализации «самого себя». А. Маслоу свою точку зрения по этим понятиям выражает так: «актуализация самого себя – это благой труд по собственному желанию человека» [7].

В этом случае актуализация самого себя выражается как система подходов к себе и своей педагогической деятельности педагога. Основные положения актуализации самого себя следующие:

- Самопознание и право самостоятельно самовыражаться.

- Ставить себе ответственные требования.

- Вместо страха дать приоритет росту и развитию.

- В совершенствовании отношение к себе как познанию, предмету обучения.

- Отказаться от мыслей, почему ты не соответствуешь, от ложных информаций о тебе, иллюзий.

- Раскрыть меры самозащиты и преодолеть препятствия.

Отечественные исследователи С.К. Калдыбаев, А.М. Мамытов, С.И. Иптаров по «компетентностному подходу» выражают следующую мысль: «Компетентностный подход требует того, чтобы человек всю жизнь учился, способности быть готовым к усвоению новых профессиональных умений, мобилизации полученных навыков и знаний в конкретных жизненных ситуациях, выражать основную точку зрения о предмете деятельности, умений решать проблемы, появившиеся в жизни» [8].

С внедрением в республике двухуровневой структуры высшего образования в 2011 г. повсеместно начали разрабатываться ГОС ВПО третьего поколения по всем направлениям подготовки бакалавров и магистров, согласно утвержденным классификаторам специальностей. Например, требования ГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование»: бакалавр должен обладать универсальными (общенаучными, инструментальными, социально-личностными и общекультурными) и профессиональными компетентностями. В профессиональные компетенции входят: готовность использовать знания и понимания в области педагогического образования в решении профессиональных задач; осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивация к осуществлению педагогической деятельности; владение педагогической этикой и речевой профессиональной культурой; умение диагностировать уровень развития учащихся в различных областях (умственное, социальное, моральное и т.д.) и, конечно, предотвращать различные негативные влияния (насилие, наркотики, алкоголь и т.д.) [9].

Введение в образование компетентностного подхода и компетенции как результата образования рассматривается в качестве модернизации отечественного образования. Реализация компетентностного подхода отражает социальный заказ общества на подготовку конкурентоспособной личности, обладающей свободой действий в быстро меняющихся общественно-экономических условиях.

На сегодняшнем этапе развития современного образования приоритетным направлением является переход от знаниевой парадигмы к деятельностному, т.е. к компетентностному, подходу. Значит, приходим к выводу что для того, чтобы подходить компетентностно к профессиональному формированию учителя и реализации его, нужно всю жизнь вести эффективные мероприятия в области формирования образования. Следовательно, самоактуализация учителя считается настоящим пределом своей жизни и раскрывает его гуманные возможности, необходимые для саморазвития его целей, средств, профессиональных ценностей в жизни, свойств, качеств.

Профессиональное формирование и развитие учителя, основанное на компетентностном подходе, воплощается в жизнь согласно следующим принципам парадигмы образования, направленного на личность.

Компенсаторный принцип. В этом принципе определяется возможность восстановления деятельных качеств или мастерства недостающего учителю. Каждый деятельное качество учителя или способность выполнения работы, подход неподражаем, уникален, ярок и неповторим, но несмотря на это, в современных условиях развития образования, в педагогической деятельности освоение всех различных образовательных технологий и систем трудно. Поэтому по такому принципу учитель должен обеспечить свой опыт, самосовершенствование, способность самостоятельного осуществления вести через рефлексию, способность учителя перестройки своей педагогической деятельности согласно потребности общества, своевременно осознавая устаревшими некоторые способы и формы работы с детьми.

Принцип творческой активности, оригинальности учителя и восприятия инновационных идей. Использование новых видов обогащения личностности воспитуемого в образовательной деятельности учителя, под воздействием творческой активности, оригинальности и инновационных идей, на основе своего профессионального и личностного развития является повышением его образовательного опыта и педагогического мастерства, совершенствуя свои творческие способности.

Принцип применения профессиональных схожестей взаимоотношениями и взаимосвязями. Изучение профессионального опыта успешных учителей и коллег в учебной работе, а также установление новаторских технологий является применением профессиональных схожестей взаимоотношениями и взаимосвязями, означающим совершенствование во взаимосвязях. Взаимоинформирование и согласование, согласованные действия, взаимодополнение и обогащение, пополнение места, взаимопомощь и взаимовыручка – такие формы взаимного сотрудничества являются совокупностью субъектов интеллектуальности, рассудительности, деятельности, характера, поведения, обусловленного обеспечением успешного развития человека, его нравственным ростом в условиях личностно-ориентированного образования, функцией беседы учителя, самосовершенствованием личности.

Единый (синергетический) принцип. Профессиональное формирование и развитие учителя в пределах различных внешних влияний и мероприятий. Этот принцип, по отношению к исследуемому объекту, очень точно определяет различные внешние воздействия, влияющие на учителя в условиях инновации, и в результате создает предпосылки для профессионального самоосуществления, формирования и развития профессионально-педагогической компетентности учителя.

Принцип естественной направленности на рост педагогического мастерства указывает на возможность профессионального роста учителя только в пределах его природных, известных и присущих только ему возможностей. Навязывание учителю функций, противоречащих содержанию деятельности или его личным целям, интересам, необязательных и неэффективно отвечающих требованиям субъекта может причинить ущерб, будучи безрезультатным для роста и развития его профессиональных умений. На основе естественных способностей, данных природой, взращивать педагогическое мастерство – является развитие принципа его природной чувствительности и разработка его конкретизации.

Принцип рефлективности. В этом принципе говорится, что социальные просьбы, общественные требования, другие субъекты, нормы чего бы ни было – все они в профессиональном формировании и развитии играют только направляющую, ведущую роль. Для развития педагогического мастерства через анализ и умение чувствовать свои личностные качества необходимо стремление воплощения своих возможностей, контролирование и анализ себя в педагогической деятельности и дальнейшее развитие своих личностных качеств.

Принцип деятельности. Здесь обозначает, что формирование профессиональных качеств учителя формируется как процесс осуществления профессионально-педагогической деятельности, непосредственно особым способом, точнее, в условиях инновации.

Принцип непрерывного развития профессии. Профессионально-педагогическая деятельность – основной атрибут учителя, поэтому необходимо быть в состоянии своевременно решать постоянно появляющиеся педагогические проблемы. Каждая из этих проблем обусловливает рост педагогического мастерства учителя, появления мастерства, в каких-то других, измененных обстоятельствах и вместе с тем вносит вклад в личностное саморазвитие учителя.

По нашему мнению, компетентностный подход в области образования включает в себя такие компоненты, как профессиональное формирование, развитие, профессиональная компетентность учителя, его самостоятельное самоосуществление, самоактуализация. А учителей в системе образования мы понимаем не как человека, не имеющего своего мнения, безвольного, текущего по течению жизни, лишенного реального представления жизни, а как компетентную личность, умеющего самостоятельно самоосуществляться, самовыражаться; умеющего беспрерывно работать над развитием своих профессиональных ценностей и личных качеств; стремящегося быть хорошим человеком; умеющего через гармоничное отношение к миру достигать истинного предела воплощения компетентного подхода и так же ставящего перед собой важную цель внести свой вклад в формирование и рост и развитие своего воспитанника.