Огромную роль в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом играет преподаватель (учитель) физической культуры. От умения преподавателя в организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя зависит качества преподавания предмета «Физическая культура».
Умение разрешения конфликтов на занятиях физической культуры между учащимися, преподавателями, родителями, владение способами их анализа и разрешения и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия) играет важнейшую функцию в создании мотивационной детерминантности поведения у детей и молодежи.
Решаемые на занятиях физической культуры учащимися познавательные задачи, которые запланированы преподавателем, поиск нестандартных решений способствует повышению мотивации детей и молодежи к занятиям физической культуры [1].
Преподавателю физической культуры благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями необходимо двигаться, выполнять физические упражнения, рационально выбирать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки школьников [2].
Основная цель исследования: выявление у преподавателей отношения к оценке своего здоровья и уровня физической подготовленности.
1. Исследовать отношение преподавателей к оценке своего здоровья.
2. Определить оценку преподавателем своего физического потенциала в области физической культуры и спорта.
3. Выявить показатели физической активности специалистов в области физической культуры и спорта.
4. Выявить самооценку уровня физической подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта.
Исследование проводилось на базе Российского университета транспорта (МИИТ) среди преподавателей физической культуры, а также учителей физической культуры Московской области в период сентябрь 2017 – март 2018 г. Из них: 195 (47, 6 %) респондентов – мужского пола и 215 (52,4 %) – женского.
Исследование отношения преподавателей к оценке своего здоровья, физической подготовленности и двигательных способностей показало, что отличное здоровье (болеют не чаще 1 раза в 2–3 года и реже) имеют 8 % респондентов – из них 7 % мужчин и 9 % женщин. Большинство – 41 % – имеют хорошее здоровье. Испытывают различные недомогания не чаще 1 раза в год 46 % мужчин и 36 % женщин [3].
При оценке своего физического потенциала в области физической культуры и спорта большинство специалистов – 58 % – выбрали следующее: могут заниматься только «щадящими» видами спорта и физической культуры, которые не требуют нагрузки, 64 % мужчин и 52 % женщин. Не могут заниматься спортом и физической культурой по состоянию здоровья 21 % респондентов (18 % мужчин и 24 % женщин). Могут заниматься физической культурой и спортом регулярно, но в качестве любителя, без особых нагрузок, 14 % специалистов – из них 12 % мужчин и 16 % женщин. Только 4 % специалистов могут выносить ежедневные физические нагрузки, заниматься спортом профессионально. Затруднились с ответами на данные вопросы 2 % респондентов [4].
Показатели физической активности специалистов в области физической культуры и спорта. 81 % респондентов занимаются физкультурой только в школе (вузе), из них 78 % мужчины и 84 % женщин. 9,5 % ведут активный образ жизни, из них 11 % мужчин и 8 % женщин. Только 5 % занимаются спортом и за пределами школы (вуза) – 8 % мужчин и 2 % женщин. Всего 4,5 % респондентов ведут малоподвижный образ жизни.
Самооценка уровня физической подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта. При самооценке уровня своей физической подготовленности 65,5 % выбрали средний уровень, из них 68 % мужчин и 63 % женщин. Низкий уровень выбрали 29,5 % респондентов (25 % мужчин и 34 % женщин). Высокий уровень выбрали только 5 % респондентов (7 % мужчин и 3 % женщин) [5].
Ответы о помощи регулярных физических упражнений человеку, которого беспокоит состояние его здоровья. «Нисколько не сомневаюсь в этом» – 59,5 % специалистов, из них 58 % мужчин и 61 % женщин. «Есть некоторые сомнения в этом» – у 27 % респондентов (30 % мужчин и 24 % женщин). «Очень сильные сомнения в этом» – у 10,5 % респондентов. Лишь у 3 % респондентов есть уверенность в том, что занятия физическими упражнениями не помогут данному человеку. Никто из респондентов не затруднился с ответами на данный вопрос.
Представлены показатели знаний и основных компонентов телесной культуры личности у специалистов, занимающихся физической культурой и спортом. Так, с отношением человека к своему телу как к ценности в полной мере согласились 12 % мужчин и 15 % женщин, в какой-то мере – 68 % мужчин и 73 % женщин, совсем нет – 16 % мужчин и 12 % женщин.
Уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения: владеют в полной мере 4 % мужчин и 12 % женщин, в какой-то мере – 46 % мужчин и 53 % женщин, совсем нет – 50 % мужчин и 35 % женщин. Характер ценностей, которые индивид связывает с телом, одобряемые и реализуемые им на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии, ответили в полной мере 3 % мужчин и 1 % женщин, в какой-то мере – 19 % мужчин и 13 % женщин, совсем нет – 78 % мужчин и 86 % женщин.
Многообразие используемых средств поддержания в норме и совершенствования физического состояния, различных его параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей – ответили в полной мере 2 % мужчин и 0 % женщин, в какой-то мере – 6 % мужчин и 3 % женщин, совсем нет – 92 % мужчин и 97 % женщин [6].
В какой мере специалисты обладают знаниями, необходимыми для проведения работы по физическому воспитанию с детьми и молодежью в досуговой области:
1) знаниями о физическом воспитании как элементе социализации личности в полной мере владеют 18 % мужчин и 12 % женщин, в какой-то мере – 34 % мужчин и 35 % женщин, совсем нет – 48 % мужчин и 53 % женщин;
2) знаниями о гуманистически ориентированном физическом воспитании в полном мере владеют 6 % мужчин и 8 % женщин, в какой-то мере – 34 % мужчин и 27 % женщин, совсем нет – ответили 60 % мужчин и 65 % женщин;
3) о значении спорта для укрепления и сохранения здоровья, физического совершенствования человека в полной мере ответили 69 % мужчин и 83 % женщин, в какой-то мере ответили 31 % мужчин и 17 % женщин, совсем нет – ответили 0 % мужчин и женщин;
4) знаниями о том, какие физические упражнения и каким образом использовать для укрепления здоровья и физического совершенствования, в полной мере ответили 73 % мужчин и 82 % женщин, в какой-то мере – 27 % мужчин и 18 % женщин, совсем нет – ответили 0 % мужчин и женщин;
5) о физкультурно-спортивном воспитании, основанном на использовании активных, регулярных занятий физкультурой и спортом для решения комплекса педагогических задач в полной мере ответили 63 % мужчин и 58 % женщин, в какой-то мере – 34 % мужчин и 41 % женщин, совсем нет – ответили 3 % мужчин и 1 % женщин;
6) о проблемной ситуации анализа физкультурного воспитания и путях ее решения в полной мере ответили 7 % мужчин и 11 % женщин, в какой-то мере – 38 % мужчин и 41 % женщин, совсем нет – ответили 55 % мужчин и 48 % женщин;
7) о понятиях физкультурного воспитания в досуговой деятельности в полной мере ответили 34 % мужчин и 25 % женщин, в какой-то мере – 46 % мужчин и 39 % женщин, совсем нет – ответили 20 % мужчин и 36 % женщин;
8) о формах физкультурного воспитания в досуговой деятельности в полной мере ответили 12 % мужчин и 9 % женщин, в какой-то мере – 19 % мужчин и 21 % женщин, совсем нет – ответили 69 % мужчин и 70 % женщин;
9) о понятиях и основных направлениях (компонентов) физкультурного воспитания в полной мере ответили 3 % мужчин и 6 % женщин, в какой-то мере – 8 % мужчин и 11 % женщин, совсем нет – ответили 89 % мужчин и 83 % женщин;
10) о современной теоретической основе и комплексной системе физического воспитания в полной мере ответили 2 % мужчин и 4 % женщин, в какой-то мере – 6 % мужчин и 7 % женщин, совсем нет – ответили 92 % мужчин и 89 % женщин.
Показатели вклада знаний, внесенных институтом, который заканчивал специалист (или факультетом (курсами) повышения квалификации).
Очень большой вклад знаний внес институт – 12 % мужчин и 15 % женщин, большой – 78 % мужчин и 63 % женщин, незначительный – 8 % мужчин и 14 % женщин, практически нулевой – ответили 2 % мужчин и 8 % женщин.
Факультеты (курсы) повышения квалификации, которые внесли очень большой вклад знаний, отметили только 6 % мужчин и 2 % женщин. Большой – 11 % мужчин и 14 % женщин. Незначительный вклад выбрали 48 % мужчин и 56 % женщин. Практически нулевой выбрали 35 % мужчин и 28 % женщин.
Показатели усвоения лекций и занятий по следующим предметам, необходимым в процессе подготовки и переподготовки специалистов физического воспитания, следующие:
Большинство специалистов ответили «да, обязательно» на тему: «Современные инновационные программы, методики, технологии физического воспитания в досуговой деятельности» – 23 % мужчин и 16 % женщин.
«Можно, но не обязательно» респонденты считают:
– Философия спорта (57 % мужчин и 61 % женщин).
– Современные инновационные программы, методики, технологии физического воспитания в досуговой деятельности (48 % мужчин и 53 % женщин).
– Вопросы гуманизма и гуманистической концепции воспитания (46 % мужчин и 53 % женщин).
«Совсем не надо»:
– Социология спорта (34 % мужчин и 31 % женщин).
– Основные понятия системы физкультурного воспитания (34 % мужчин и 26 % женщин).
– Философия спорта (34 % мужчин и 24 % женщин).
«Затрудняюсь ответить»:
– Социология спорта (28 % мужчин и 35 % женщин).
– Вопросы гуманизма и гуманистической концепции воспитания (28 % мужчин и 15 % женщин).
– Основные понятия системы физкультурного воспитания (24 % мужчин и 34 % женщин).
– Современные инновационные программы, методики, технологии физического воспитания в досуговой деятельности (17 % мужчин и 22 % женщин).
Большинство специалистов – 85,5 % – считают, что очень велика потребность в методическом обеспечении по организации физкультурного воспитания учащейся молодежи в досуговой деятельности (87 % мужчин и 84 % женщин).
8 % считают что потребность есть, но не очень большая, 4 % считают, что нет, потому что и без него знают, как проводить такую работу. 1,5 % респондентов считает, что нет, потому что не занимаются и не собираются заниматься такой воспитательной работой. Затруднились с ответом 1 % респондентов.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство специалистов в области физической культуры и спорта, преподаватели (учителя), позитивно относятся к оценке своего здоровья, физической подготовленности и двигательных способностей.
1. Преподавателям не хватает знаний и основных компонентов телесной культуры личности у специалистов для формирования и совершенствования физической, психической, нравственной, эстетической, коммуникативной, экологической культуры человека, его интеллектуальных, творческих и других способностях, о путях реализации этих возможностей и т.д.
2. На занятиях большинство преподавателей не используют многообразные средства и методы для поддержания в норме и совершенствования физического состояния, различных их параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей.
Таким образом, готовность преподавателей к проведению занятий по физической культуре работы с детьми и молодежью находится на низком уровне [7].
Необходимо среди преподавателей проводить разнообразные физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия, направленные на развитие у них не только основных физических качеств и подготовку к сдаче норм ГТО, но также воспитанию активной, целостно развитой личности преподавателей, для которой характерно полноценное и гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств [8, 9].
К числу таких мероприятий относятся:
1. Спартианские игры.
2. Спортивный фестиваль ГТО-НИКА.
Это позволит не только сохранить здоровье, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
Реализация такой программы будет способствовать формированию у преподавателей здорового образа жизни, укреплению здоровья, повышению социальной активности, а также приобщению преподавателей к физической культуре и спорту [10].