Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,484

READINESS OF TEACHERS FOR CONDUCTING LESSONS ON PHYSICAL CULTURE WITH CHILDREN AND YOUTH

Firsin S.A. 1 Lipskiy E.V. 2
1 Academy of Social Management (ASOU)
2 Russian Transport University (MIIT)
The article examines the problems of the preparedness of specialists in the field of physical culture and sports to conduct classes. The authors consider questions on the attitude of teachers towards assessing their health, their physical potential in the field of physical culture and sports. The article deals with the indicators of physical activity of specialists in the field of physical culture and sports. The conducted research revealed a self-assessment of the level of physical fitness of specialists in the field of physical culture and sports. The study revealed a whole range of problems regarding the physical condition of teachers and physical education teachers. In particular, the education of schoolchildren should be conducted by healthy and competent specialists in the field of physical culture and sports. Most teachers do not have sufficient physical fitness, to perform physical exercises, have low knowledge about the theory and methods of physical education, anatomical and physiological features of the organism of children and youth and. etc. It is necessary to conduct a set of measures among teachers proposed by the authors in the article. It is necessary to create a viable, developing system of physical education, based on innovative developments in scientific and pedagogical education. To do this, it is necessary to prepare a decent level of teachers with good theoretical and practical training in the field of physical education and those who have advanced technologies in the field of physical culture and sports that can take a personalistic and humanistic attitude towards the instructors and themselves.
physical culture
physical readiness
physical condition

Огромную роль в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом играет преподаватель (учитель) физической культуры. От умения преподавателя в организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя зависит качества преподавания предмета «Физическая культура».

Умение разрешения конфликтов на занятиях физической культуры между учащимися, преподавателями, родителями, владение способами их анализа и разрешения и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия) играет важнейшую функцию в создании мотивационной детерминантности поведения у детей и молодежи.

Решаемые на занятиях физической культуры учащимися познавательные задачи, которые запланированы преподавателем, поиск нестандартных решений способствует повышению мотивации детей и молодежи к занятиям физической культуры [1].

Преподавателю физической культуры благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями необходимо двигаться, выполнять физические упражнения, рационально выбирать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки школьников [2].

Основная цель исследования: выявление у преподавателей отношения к оценке своего здоровья и уровня физической подготовленности.

1. Исследовать отношение преподавателей к оценке своего здоровья.

2. Определить оценку преподавателем своего физического потенциала в области физической культуры и спорта.

3. Выявить показатели физической активности специалистов в области физической культуры и спорта.

4. Выявить самооценку уровня физической подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта.

Исследование проводилось на базе Российского университета транспорта (МИИТ) среди преподавателей физической культуры, а также учителей физической культуры Московской области в период сентябрь 2017 – март 2018 г. Из них: 195 (47, 6 %) респондентов – мужского пола и 215 (52,4 %) – женского.

Исследование отношения преподавателей к оценке своего здоровья, физической подготовленности и двигательных способностей показало, что отличное здоровье (болеют не чаще 1 раза в 2–3 года и реже) имеют 8 % респондентов – из них 7 % мужчин и 9 % женщин. Большинство – 41 % – имеют хорошее здоровье. Испытывают различные недомогания не чаще 1 раза в год 46 % мужчин и 36 % женщин [3].

При оценке своего физического потенциала в области физической культуры и спорта большинство специалистов – 58 % – выбрали следующее: могут заниматься только «щадящими» видами спорта и физической культуры, которые не требуют нагрузки, 64 % мужчин и 52 % женщин. Не могут заниматься спортом и физической культурой по состоянию здоровья 21 % респондентов (18 % мужчин и 24 % женщин). Могут заниматься физической культурой и спортом регулярно, но в качестве любителя, без особых нагрузок, 14 % специалистов – из них 12 % мужчин и 16 % женщин. Только 4 % специалистов могут выносить ежедневные физические нагрузки, заниматься спортом профессионально. Затруднились с ответами на данные вопросы 2 % респондентов [4].

Показатели физической активности специалистов в области физической культуры и спорта. 81 % респондентов занимаются физкультурой только в школе (вузе), из них 78 % мужчины и 84 % женщин. 9,5 % ведут активный образ жизни, из них 11 % мужчин и 8 % женщин. Только 5 % занимаются спортом и за пределами школы (вуза) – 8 % мужчин и 2 % женщин. Всего 4,5 % респондентов ведут малоподвижный образ жизни.

Самооценка уровня физической подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта. При самооценке уровня своей физической подготовленности 65,5 % выбрали средний уровень, из них 68 % мужчин и 63 % женщин. Низкий уровень выбрали 29,5 % респондентов (25 % мужчин и 34 % женщин). Высокий уровень выбрали только 5 % респондентов (7 % мужчин и 3 % женщин) [5].

Ответы о помощи регулярных физических упражнений человеку, которого беспокоит состояние его здоровья. «Нисколько не сомневаюсь в этом» – 59,5 % специалистов, из них 58 % мужчин и 61 % женщин. «Есть некоторые сомнения в этом» – у 27 % респондентов (30 % мужчин и 24 % женщин). «Очень сильные сомнения в этом» – у 10,5 % респондентов. Лишь у 3 % респондентов есть уверенность в том, что занятия физическими упражнениями не помогут данному человеку. Никто из респондентов не затруднился с ответами на данный вопрос.

Представлены показатели знаний и основных компонентов телесной культуры личности у специалистов, занимающихся физической культурой и спортом. Так, с отношением человека к своему телу как к ценности в полной мере согласились 12 % мужчин и 15 % женщин, в какой-то мере – 68 % мужчин и 73 % женщин, совсем нет – 16 % мужчин и 12 % женщин.

Уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения: владеют в полной мере 4 % мужчин и 12 % женщин, в какой-то мере – 46 % мужчин и 53 % женщин, совсем нет – 50 % мужчин и 35 % женщин. Характер ценностей, которые индивид связывает с телом, одобряемые и реализуемые им на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии, ответили в полной мере 3 % мужчин и 1 % женщин, в какой-то мере – 19 % мужчин и 13 % женщин, совсем нет – 78 % мужчин и 86 % женщин.

Многообразие используемых средств поддержания в норме и совершенствования физического состояния, различных его параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей – ответили в полной мере 2 % мужчин и 0 % женщин, в какой-то мере – 6 % мужчин и 3 % женщин, совсем нет – 92 % мужчин и 97 % женщин [6].

В какой мере специалисты обладают знаниями, необходимыми для проведения работы по физическому воспитанию с детьми и молодежью в досуговой области:

1) знаниями о физическом воспитании как элементе социализации личности в полной мере владеют 18 % мужчин и 12 % женщин, в какой-то мере – 34 % мужчин и 35 % женщин, совсем нет – 48 % мужчин и 53 % женщин;

2) знаниями о гуманистически ориентированном физическом воспитании в полном мере владеют 6 % мужчин и 8 % женщин, в какой-то мере – 34 % мужчин и 27 % женщин, совсем нет – ответили 60 % мужчин и 65 % женщин;

3) о значении спорта для укрепления и сохранения здоровья, физического совершенствования человека в полной мере ответили 69 % мужчин и 83 % женщин, в какой-то мере ответили 31 % мужчин и 17 % женщин, совсем нет – ответили 0 % мужчин и женщин;

4) знаниями о том, какие физические упражнения и каким образом использовать для укрепления здоровья и физического совершенствования, в полной мере ответили 73 % мужчин и 82 % женщин, в какой-то мере – 27 % мужчин и 18 % женщин, совсем нет – ответили 0 % мужчин и женщин;

5) о физкультурно-спортивном воспитании, основанном на использовании активных, регулярных занятий физкультурой и спортом для решения комплекса педагогических задач в полной мере ответили 63 % мужчин и 58 % женщин, в какой-то мере – 34 % мужчин и 41 % женщин, совсем нет – ответили 3 % мужчин и 1 % женщин;

6) о проблемной ситуации анализа физкультурного воспитания и путях ее решения в полной мере ответили 7 % мужчин и 11 % женщин, в какой-то мере – 38 % мужчин и 41 % женщин, совсем нет – ответили 55 % мужчин и 48 % женщин;

7) о понятиях физкультурного воспитания в досуговой деятельности в полной мере ответили 34 % мужчин и 25 % женщин, в какой-то мере – 46 % мужчин и 39 % женщин, совсем нет – ответили 20 % мужчин и 36 % женщин;

8) о формах физкультурного воспитания в досуговой деятельности в полной мере ответили 12 % мужчин и 9 % женщин, в какой-то мере – 19 % мужчин и 21 % женщин, совсем нет – ответили 69 % мужчин и 70 % женщин;

9) о понятиях и основных направлениях (компонентов) физкультурного воспитания в полной мере ответили 3 % мужчин и 6 % женщин, в какой-то мере – 8 % мужчин и 11 % женщин, совсем нет – ответили 89 % мужчин и 83 % женщин;

10) о современной теоретической основе и комплексной системе физического воспитания в полной мере ответили 2 % мужчин и 4 % женщин, в какой-то мере – 6 % мужчин и 7 % женщин, совсем нет – ответили 92 % мужчин и 89 % женщин.

Показатели вклада знаний, внесенных институтом, который заканчивал специалист (или факультетом (курсами) повышения квалификации).

Очень большой вклад знаний внес институт – 12 % мужчин и 15 % женщин, большой – 78 % мужчин и 63 % женщин, незначительный – 8 % мужчин и 14 % женщин, практически нулевой – ответили 2 % мужчин и 8 % женщин.

Факультеты (курсы) повышения квалификации, которые внесли очень большой вклад знаний, отметили только 6 % мужчин и 2 % женщин. Большой – 11 % мужчин и 14 % женщин. Незначительный вклад выбрали 48 % мужчин и 56 % женщин. Практически нулевой выбрали 35 % мужчин и 28 % женщин.

Показатели усвоения лекций и занятий по следующим предметам, необходимым в процессе подготовки и переподготовки специалистов физического воспитания, следующие:

Большинство специалистов ответили «да, обязательно» на тему: «Современные инновационные программы, методики, технологии физического воспитания в досуговой деятельности» – 23 % мужчин и 16 % женщин.

«Можно, но не обязательно» респонденты считают:

– Философия спорта (57 % мужчин и 61 % женщин).

– Современные инновационные программы, методики, технологии физического воспитания в досуговой деятельности (48 % мужчин и 53 % женщин).

– Вопросы гуманизма и гуманистической концепции воспитания (46 % мужчин и 53 % женщин).

«Совсем не надо»:

– Социология спорта (34 % мужчин и 31 % женщин).

– Основные понятия системы физкультурного воспитания (34 % мужчин и 26 % женщин).

– Философия спорта (34 % мужчин и 24 % женщин).

«Затрудняюсь ответить»:

– Социология спорта (28 % мужчин и 35 % женщин).

– Вопросы гуманизма и гуманистической концепции воспитания (28 % мужчин и 15 % женщин).

– Основные понятия системы физкультурного воспитания (24 % мужчин и 34 % женщин).

– Современные инновационные программы, методики, технологии физического воспитания в досуговой деятельности (17 % мужчин и 22 % женщин).

Большинство специалистов – 85,5 % – считают, что очень велика потребность в методическом обеспечении по организации физкультурного воспитания учащейся молодежи в досуговой деятельности (87 % мужчин и 84 % женщин).

8 % считают что потребность есть, но не очень большая, 4 % считают, что нет, потому что и без него знают, как проводить такую работу. 1,5 % респондентов считает, что нет, потому что не занимаются и не собираются заниматься такой воспитательной работой. Затруднились с ответом 1 % респондентов.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство специалистов в области физической культуры и спорта, преподаватели (учителя), позитивно относятся к оценке своего здоровья, физической подготовленности и двигательных способностей.

1. Преподавателям не хватает знаний и основных компонентов телесной культуры личности у специалистов для формирования и совершенствования физической, психической, нравственной, эстетической, коммуникативной, экологической культуры человека, его интеллектуальных, творческих и других способностях, о путях реализации этих возможностей и т.д.

2. На занятиях большинство преподавателей не используют многообразные средства и методы для поддержания в норме и совершенствования физического состояния, различных их параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей.

Таким образом, готовность преподавателей к проведению занятий по физической культуре работы с детьми и молодежью находится на низком уровне [7].

Необходимо среди преподавателей проводить разнообразные физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия, направленные на развитие у них не только основных физических качеств и подготовку к сдаче норм ГТО, но также воспитанию активной, целостно развитой личности преподавателей, для которой характерно полноценное и гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств [8, 9].

К числу таких мероприятий относятся:

1. Спартианские игры.

2. Спортивный фестиваль ГТО-НИКА.

Это позволит не только сохранить здоровье, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.

Реализация такой программы будет способствовать формированию у преподавателей здорового образа жизни, укреплению здоровья, повышению социальной активности, а также приобщению преподавателей к физической культуре и спорту [10].