Джадидизм (арабск. – «новый») возник в конце XIX века и просуществовал до первой четверти XX века. Джадидизм вызывает массу и интереса и вопросов у поколений не только Средней Азии, где движение зародилось, но и далеко за ее пределами в мусульманских и христианских государствах. Этот интерес, прежде всего, обоснован тем фактом, что учение джадидов, или джадидистов, содержало положения о гуманизме и просвещении, которые актуальны всегда. Прежде всего необходимо определиться кого называли джадидами. Джадиды – это прямые последователи просвещенного мнения Исмаила Гаспринского, который, будучи муллой в Крыму, кроме исламских знаний и ценностей отдавал большую долю и светскому образованию. Именно под его руководством в Азии создавались религиозные школы, где кроме исламского богословия преподавались и светские дисциплины, языки, живопись и искусство.
Методы исследования
Методами исследования стали методы изучения исторического процесса – сравнительно-исторический, структурно-функциональный и проблемно-исторический, а также методы исследования истории культуры, такие как системно-аналитический, сравнительно-типологический и семиотический.
Результаты исследования и их обсуждение
Роль печатного слова в просветительстве джадидизма
Одним из способов распространения идей джадидизма было печатное слово, и высоко ценили тех, кто производил печать, распространял и умел читать. В Ферганскую долину поступали публикации из Бахчисарая «Тарджиман» («Переводчик»), изданный И. Гаспринским, из города Казань «Юлдуз» («Звезда»), «Анг» («Мысль») и «Баянуль-хак» («Повествуй честность»), из Астрахани «Идель» («Эдил» – старое название р. Волги), из Оренбурга «Шуро» («Совет») [1].
Джадидисты понимали, что газеты и журналы имеют особое значение в области образования, и в связи с этим основали газеты и журналы, открыли типографии, через издательскую продукцию распространяли свои идеи просветителям. Некоторыми, среди которых, были следующие газеты: «Тараккий» (Исмоил Обидий, 1906 г.), «Хуршид» (Мунаввар-кары, 1906 г.), «Тужжор» (Саидкаримбой Саидазимбоев, 1907 г.), «Садои Туркистон» (У. Асадуллахужаев, 1914 г.), «Нажот» (Мунаввар-кары, 1917 г.), «Шурои Ислом» (Абдулла Баттол, 1917 г.) и другие.
Журналы: изданные в Ташкенте: «Ал-ислох» (Абдурахмон Сайёх, 1915–1918 гг.), «Чаён» (1917 г.), «Изхорул ҳақ» (Мулла Садриддинхўжа муфтий, 1918 г.), «Ал изох» (1917–1918гг.); изданные в Фергане: «Садои Фаргона» (Обиджон Махмудов, 1914 г.), «Фаргона нидоси» (1917 г.), «Тирик сўз» (1914г.) и другие.
В Коканде издавались журналы: «Эл байроғи» («Народное знамя» Б.Солиев, 1917 г.), «Тирик сўз» («Живое слово» О. Махмудов, 1915г.); газеты: «Кенгаш» («Совет» Хамза Хакимзода, 1917 г.), «Юрт» («Народ» Ашурали Зохидий, 1917 г.).
Они были распространены среди населения, в 1913 г., к примеру, в Ошскую почтовую и телеграфную контору были присланы газеты в количестве 81795 штук, они были в 78 заголовках [2].
Если раньше просветители одной территории с просветителями другой территории обменивались опытом и учились друг у друга бесконтактной или устной связью, то теперь они необходимую информацию для занятий, опыты преподавателей, обучающие методы по тому или иному предмету получали из газет и журналов. С этой целью джадидисты особое значение придавали открытию типографий, изданию публикаций, их распространению среди густонаселенных районов.
Новые методы порядка и школьные учебники школ-медресе
Одной из первых книг по этому направлению стал букварь на узбекском языке Саидрасула Саидазизова «Устози аввал» («Первый учитель»). Эта учебная книга, написанная ташкентским учителем в 1902 г., была очень востребованной не только среди узбекских учеников, но и среди кыргызских школьников, книга переиздавалась 14 раз. В соответствии с дидактическими принципами, в книге сначала даются легкие буквы, потом постепенно предлагаются сложные. Показано написание букв в начале и в середине предложения. Это называется «Алиппе мезгили» («Время букваря»). Во второй части даны обыкновенные стихи, басни, пословицы и поговорки, некоторые из них переведены и на русский язык. В третьей части приведены отрывки из Корана, предлагается и ряд текстов арабского алфавита с узбекской транскрипцией.
Тем, кто обучался на узбекском языке, предлагалось пользоваться учебниками «Муаллими аль-Соний» («Второй учитель», 2003 г.), автором которого был Али Аскара ибн Байрамали, учебник «Адиби аввал» Мунаввар-кары Абдурашидханова, А. Авлонинина «Биринчи муаллим» («Первый учитель»), «Иккинчи муаллим» («Второй учитель»), А. Ибодинина «Тахсил ул-Алифбо»; обучающиеся на казахском языке пользовались учебниками: Ы. Алтынсарина «Мактубат» («Письмо», Санкт-Петербург, 1889 г.), З. Иргалиева «Казак алиппеси» («Казахский букварь», Уфа, 1910 г.), К. Сыргалиной «Алиппе» («Букварь», Казань, 1913 г.); пользовались книгами: «Казак балаларына карагат китеби» (М.Дебердиева), «Казакша алиппе» («Казахский букварь», М.Нурбаева), «Казакша эң жаңы алиппе» («Самый лучший букварь по-казахски», М. Молдобаева), «Үлгүлүү бала» («Примерный ученик», Кубаева) и другие.
Для кыргызских и казахских детей Э. Арабаев и Х. Сарсекеев написали книгу «Алипфе йаки – төтө окуу» («Букварь, или обучение быстрому чтению», 1911 г.), которая широко использовалась.
По некоторым данным, в 1910 г. в 13 типографиях Российской империи для мусульман издавались книги, газеты и журналы. Самыми близкими нам среди них были: 5 типографий в г. Казань, 3 типографии в г. Оренбург, в г. Уфа была типография «Шарк». В 1911 г. в электроиздательстве под названием «Восточная печать» были изданы портрет О. Сыдыкова и две книги на языке чагатай «Муктаси тарихи Киргизия», «Тарихи кыргыз Шадмания».
В 1910 г. в Ташкенте была издана книга «Суфи-Аллаяр», ею широко пользовались учителя-мударисы, она заинтересовала учеников тем, что в ней пропаганда исламской религии велась в поэтической форме. В эту же книгу были введены и стихотворения Шамсетдина Махаммеда Хафиза.
В 1901 г. в Ташкенте Мунаваар-кары обучал по методике «усули жадид» («джадидская методика»), сам проводил урок в первом классе, и, опираясь на этот опыт, написал учебники: для 1-го класса «Адиби аввал», для 2-го класса «Алиби соний», «Ер юзи» («География», 1908 г.). Для 3 и 4 классов составил хрестоматию «Сабзазор», ввел в неё стихи Ками, Хислата, Суфизаде, Хамзы и других поэтов, переведенный им же, из татарского языка «Тажвил», труд «Хавойижи диния», который учит исламскому учению. Для 2–5 классов выпустил учебник «Узбек тили сабоклиги» («Урок узбекского языка»).
Его книга для 1-го класса «Адиби аввал» несколько лет повторно переиздавалась. В ней он улучшил книгу Саидрасула Азизи «Устоди Аввал».
«Адиби аввал» состоит из четырёх частей: первая – арабские буквы даются от простого к сложному, далее предлагаются названия и написание вещей и предметов, которыми пользуются в повседневной жизни, потом содержатся тексты воспитательного характера.
В учебнике «Адиби соний» обучение языку проводится вместе с изучением шариата. Эта книга вышла в 1911 г., в ней 33 текста, среди них занимают место устные народные произведения. Говорится, что книга посвящена этапу чтения вслух. Учебник «Ер юзи» («География») в Узбекистане использовался до 1929 г., очень много географических терминов и понятий были переведены на узбекский язык. Книга «Хавойижи диния» (1908 г.) была посвящена 3–4 классам, 89 страниц книги направлены на объяснение только исламских правил.
Учебный план был таким (на примере медресе «Экбалия», который был открыт в 1902 г. в г. Токмок):
1. «Мугалиму Шарша» (Учитель шариата).
2. «Тарихи ислам» (История Ислама).
3. «Минг быр Хадис» (1001 хадисов пророка Мухаммеда).
4. «Коран».
5. «Тахарат» (Совершить омовение).
6. «Гакида» (Учение о вере в Аллаха и его посланника).
7. «Мунтхаб» (Поклонение, богослужение).
8. «Намаз» (Намаз).
9. «Тарыхи Анбия» (История пророков).
10. «Анны Киаарат» (Чтение с новым произнесением).
11. «Гамали Хисаб» (Арифметические действия).
12. «Мухтасар Джаграфия» (Краткая география).
13. «Рузы-Закат» (Ураза-Закят) [3].
По вышеуказанному учебному плану, в джадидистских школах на первое место ставили религиозно-исламское образование, их выпускники становились муллами, судьями, имамами и богослужителями и т.д.
Гораздо труднее было обеспечить джадидистские школы кадрами, для этого из других городов приглашали учителей-мударисов, например тысячник Эраалы в Куршаб, население которого составляли русские и кыргызы, для их обучения из Ташкента пригласил учителя, а в Джалал-Абад и тем медресе, которые находились в его округе, Мырзакул болуш нанял учителя из Бухары.
В городе Узген 1907 г. по инициативе мулл Факриддина, Рахима начала работать школа-медресе. Об этом в качестве примера показывает М. Султанова, что в газете «Садои Туркестан» 1914–1915 гг. под номером № 47 узгенский Х.О. Кабулзода сообщает: «вся красота нашего города – это то, что в нашем городе есть всего лишь две школы. Одной из них является школа муллы Фахриддина, другой – школа муллы Рахимжана. В течение 20 лет мулла Рахим обучал детей старыми методами, а теперь уже четыре года как он начал обучать «новыми методами». Многие родители сами покупают карандаши и тетради. Ученик, много лет учившийся в школах «со старыми методами», в школах «с новыми методами» овладевает знаниями за два года, поэтому, работу учителей в таких школах необходимо оценивать» [4].
В статье, опубликованной в том же издании № 28, в начале года говорится, что тысячник Эралы села Куршаб, привел человека по имени Гулам Зафарий, который владел «новыми методами», он обучал детей в Куршабской мечети [4].
В 1914 г. были в городе Ош две джадидистские школы, в них получали знания 100 студентов, одна из них была открыта Фазылбеком Касымовым в 1910 г., в ней учились и девочки. В такой же школе города Кара-Суу учились по 20 школьников [2].
В то время старые школы-медресе, наряду с джадидистскими школами с новым методом обучения, вели одинаковую работу, некоторые люди, чувствуя влияние России, думая о будущем своих детей, начали давать их в российские туземные школы.
Роль джадидистов в национально-освободительном восстании 1916 г.
В 1996 г. при Институте истории Академии наук Республики Узбекистан был открыт «Джадидистский центр» по исследованию джадидистского движения Ферганской долины Туркестана.
Заведующая этого центра Д.А. Алимова опубликовала несколько своих трудов, сотрудники центра С.С. Агзамходжаева, Р.М. Абдуллаева защитили свои диссертации. После этого, в силу суверенитета, были написаны десятки трудов о появлении, формировании, развитии и историческом месте джадидизма. В большинстве из них говорится о большой роли джадидистов в национально-освободительном восстании 1916 г. В начале ХХ века, в Туркестанском крае Царской России в школах-медресе с исламским направлением в основном обучали учеников на узбекском, арабском, фарском-таджикском языках. В Бухаре было 80 медресе, Самарканде – 22, Маргелане – 28, Ташкенте – 17, ханстве Хива – 130, в них учились более 5 тысяч учеников. В большинстве из них, чтобы не дать Туркестан другим религиям на растерзание, стояла идея свободы родины, веры людей «конца света» в очищение через исламский шариат.
IV Государственная Дума царской России вынесла решение взять в наемники мужчин среди Туркестанского населения в возрасте от 19 до 43 лет для работ в тылу вокруг войны (1916-жыл, 25-июнь). В Ташкенте 1916 г. против этого решения специально была создана комиссия, председателем которой являлся У. Асадуллахожаев, членом – Мунаввар кары Абдурашидхонов, секретарем – К. Асадуллабеков. Они провели много работ. 4 июля в Ферганской долине, а точнее, в городе Кожент началось восстание, и его искры начали разлетаться и на другие места. В результате Николай II вынес решение о приостановлении и продлении срока взятия людей в наемники до 15 сентября. Некоторые члены Государственной Думы (Керенский, Тавкелов) приехали в Туркестан и на месте изучили проблему.
У туркестанской молодежи расло сознание, и царская администрация, побоявшись, что они свяжутся с Турцией, Ираном и другими мусульманскими странами, наложила вето, чтобы туркестанцы стали депутатами Государственной Думы. Против этого джадидисты перешли на различные политические действия, например М. Бехбуди написал статью, в которой он излагает мысли о том, что джадидистам оказывают давление, и поэтому они вынуждены пойти на политические требования. Действительно, перевороты в Турции и Иране 1905–1911 гг. туркестанцев разбудили, поэтому они открыли центр в Ташкенте, дали знать, что они намерены организовать собрание, что для развития Туркестана будут ставить задачи центру.
Мусульмане в Ферганской долине собирались и созывали собрание для обсуждения различных тем, известные как «гап» («слово»). Такая форма встреч на Южном Кыргызстане существует и поныне. В них единомышленники, ровесники, или люди в количестве 5–6 или 20–30 в большинстве случаев собираются один раз в неделю, едят вместе и разговаривают на какую-нибудь тему. «Джадидисты в этих встречах играли активную роль, обсуждали политические вопросы, новости недели, открытие школ с новыми методами и оказывали им помощь, под их воздействием в целях проведения благотворительных акций были собраны средства». В некоторых местах иногда в таких вечерах, как «Гап» и «Машраб», собирали даже по 20 тыйынов (копеек). Такие организации имели связь с мусульманскими братьями в такой стране, как Турция, и, может быть, были идеи выйти на национально-освободительное восстание.
Если сознание молодежи зародило чувство национального освобождения, царское правительство беспощадно расправились с восставшими. В Жети-Суйской области 94 кыргызских и казахских сел и деревень были разрушены, 5373 домов были сожжены, 1905 человек убиты, 684 человека получили ранения различной степени, 1105 человек были взяты в плен. По Жети-Суйской области в 1917 г. по подсчетам комиссара Временного правительства М. Тынышбаева, 44 областей и из 47 тысяч 759 семейных очагов 40 тысяч 250 семей бежали в Китай, иначе говоря одна четвертая часть населения этой территории, примерно 300 тысяч человек, были изгнаны [5–7]. В целом восстание завершилось поражением: из Туркестанского края для военно-тыловых работ были отправлены 123 тысяч человек, 47 человек были приговорены к смертной казни и 587 человек отправлены в ссылку, а 129 человек были арестованы [8]. В организации таких гражданских событий в обеспечении идеологией, джадидистская система образования, джадидистское движение, джадидисты сыграли большую роль.
Одним из организаторов восстания был джадидист Исхак Канатов, он был убит, И. Арабаев остался живым, сбежав в Китай. Он писал: «…многие учителя активно участвовали в восстании 1916 года» [9].
«После Андижанского восстания на территории Туркестана, опасавшееся царское правительство открыто начало преследовать татарских просветителей. Они следили за каждым татарским просветителем, даже за каждым грамотным человеком» [9]. Вот в таком состоянии Ферганская долина вышла на национально-освободительное восстание, жертвой стали местные жители, когда укреплялась власть Царской России, победила Великая Октябрьская социалистическая революция, пришла другая эпоха, другая система. Многие джадидисты приняли большевиков, а многие так и не признали власть бедных. Очень многие джадидисты, которые служили новой власти, стали сначала жертвами ленинской, а затем, в 1930 гг. – сталинской репрессии.
Выводы
Выпускники джадидских школ-медресе, в которых обучались по новым правилам, в отличие от выпускников ранних школ-медресе имели в обществе некоторые особенности, в первую очередь это связано с нижеследующими:
1. Вместо ранее используемого буквенно-слогового метода в школах «Усулу кадим» в новых образовательных заведениях «усулу жадид» использовался фонетико-звуковой метод, иначе говоря, основывались не только на буквах (зрение), но и особое внимание уделялось звукам (слух), это помогало правильно произносить звуки и слова арабского языка.
2. Организация учебного процесса основывалась на научной дидактике, которая была разработана общей педагогической наукой.
3. В школах и медресе с новыми методами обучения занятия стали вести татары, крымские татары, башкиры, которые получили воспитание и образование в Европе, молодые кыргызы, узбеки, таджики, казахи, учившиеся в г. Казани и Уфе.
4. В целях обогащения научных знаний, познания мира были введены уроки математики, географии, истории, биологии, физкультуры.
5. Была введена система обучения классного урока, определены время и место (класс) занятия.
6. Большое значение придавали обучению девушек и женщин.
7. Они высоко ставили идею свободы народов и национальностей, были против колониальной политики царской России. Поэтому власть царской России не желала, чтобы существовали такие учебные заведения.
Но судьба дала джадидам в Кыргызстане очень мало времени на создание новой системы школьного образования – после большевистской революции их методы обучения быстро устарели, и им на смену пришли методы советской системы.