В условиях активно глобализирующегося мира проблема воспитания членов общества на базе общечеловеческих ценностей выходит за рамки сугубо образовательной среды и приобретает государственный масштаб. Однако именно воспитательный и образовательный процесс формирует ценностные ориентации у представителей молодежи. Поэтому решение данной проблемы следует начинать с организации процесса формирования веротерпимости в средних и высших учебных заведениях.
Веротерпимость, лежащая в основе этнической консолидации поликонфессионального общества Республики Казахстан, не передается генетически, а представляет собой формируемое общественной практикой качество сознания, то есть оно не возникает само собой. Человек по природе своей скорее склонен рассматривать действительности в терминах бинарной оппозиции свой/чужой, и без приобщения к гуманистической культуре враждебно воспринимает отличного от него «другого», особенно по религиозным признакам.
Цель исследования: изучение формирования веротерпимости в средних и высших учебных заведениях Республики Казахстан.
Материалы и методы исследования
Кажущаяся простота процесса формирования толерантного поведения на самом деле представляет большую сложность для работников педагогической сферы. Например, требует большого искусства умение привить религиозную культуру субъектам процесса обучения, не допустив при этом формирования у подрастающего поколения убежденности в превосходстве одной конфессии над другими. Веротерпимость в педагогическом контексте является моральным качеством, помогающим человеку, принадлежащему к определенной религиозной традиции, успешно социализироваться в окружении людей другого вероисповедания.
Актуальность воспитания религиозно толерантного члена общества имеет непреходящий характер для казахстанского социума, существующего в режиме межконфессиональной и межэтнической коммуникации. Сегодня в Республике Казахстан реализуются все необходимые меры для формирования религиозной толерантности, официально закреплены рекомендации, в соответствии с которыми должен выстраиваться учебный процесс в образовательных учреждениях страны.
Так, согласно Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана государственная этнополитика в сфере образования включает в себя целый комплекс мероприятий, среди которых «содействие созданию эффективной системы социальной адаптации молодежи, в том числе в контексте формирования толерантности, адаптации к поликультурной и полиязычной среде; формирование устойчивых позитивных стереотипов в отношении представителей инокультурной среды; участие в решении вопроса актуализации исторических знаний, направленных на решение задач становления личности, гражданина и патриота» и т.д. [1].
При этом следует учесть следующий момент: чтобы актуализировать потребность в формировании веротерпимости у обучающихся и педагогов, недостаточно только внешнего воздействия со стороны образовательной системы, веротерпимость может стать сознательно принятой ценностью в процессе самовоспитания, рефлексии над вопросами, стоящими перед гражданским обществом.
Результаты исследования и их обсуждение
Задача образовательной среды – подготовить почву для того, чтобы идея веротерпимости была органично присвоена школьниками и студентами и вошла в систему их ценностных установок. Педагогическая практика в большей степени направлена на формирование благоприятных условий, в которых процесс формирования у молодежи веротерпимости будет протекать наиболее продуктивно и станет самостоятельным делом учащегося [2].
Образование в сфере формирования религиозной толерантности как условия общественного согласия должно привить обучающимся навыки уважительного отношения к религиозным системам других народов и адекватного общения с их представителями, ознакомить с правилами поведения в рамках межкультурного диалога, обогатить их сведениями о ключевых особенностях мировых религий, корректировать проявления активной гражданской позиции при защите права на свободу вероисповедания всех граждан Казахстана.
Педагогический аспект формирования веротерпимости заключается в проведении активной и систематической просветительской работы, поскольку именно религиоведческая грамотность создает условия для возникновения толерантного сознания и, как следствие, гармонично развитой личности, соответствующей требованиям современной культурной парадигмы. Важно отметить и то, что исключительно на базе воспитания веротерпимости возможна консолидация полиэтнического общества. Уважительные отношения к религиям всех этнических групп создают благоприятный климат для созидания высокой культуры и экономического процветания. В интересах всего общества введение в программу государственных образовательных учреждений религиоведческих и этнологических курсов, так как их выпускникам предстоит стать частью полиэтничного, поликонфессионального и все более многоликого постиндустриального общества.
Принимать другого можно в том случае, если понимаешь его, поэтому так важна роль педагогики, дающей представителям молодежи ключи к пониманию других культур. Ведь ситуация осложняется тем, что в мировых религиях заложен импульс к расширению границ своего присутствия и влияния, а потому идейное противостояние между конфессиями является исторически обоснованным и неизбежным. И в этом случае формирование веротерпимости может существенно сгладить конфликт между религиями и противостоять друг другу в цивилизованной форме.
К основным этапам формирования веротерпимости в молодежной среде и актуализации данного аспекта воспитательного потенциала образовательного процесса относятся следующие меры:
1. Привлечение этнокультурных объединений к созданию единой системы этнокультурного образования, которое должно осуществляться непрерывно на всех уровнях образования. Этнокультурные объединения не только могут возбудить интерес учащихся к особенностям разных этнических групп и их религии, но и послужить примером сохранения традиций родного народа, когда можно быть частью сложного общества и одновременно сохранять самобытность. Многообразие религиозного опыта, представленное этнокультурными объединениями, совместно проводящих культурные мероприятия, является мощным инструментом агитации веротерпимости.
2. Внедрение в дошкольных, средних, профессионально-технических образовательных учреждениях и высших учебных заведениях инновационных методов обучения этнокультурной и религиозной терпимости. Применение активных и интерактивных методов обучения (командно-ориентированное обучение, методы сопоставления и развития творческой активности, проведение презентаций, конференций, посещений музеев, литературных и киновечеров) способствует формированию устойчивых позитивных стереотипов в отношении представителей инокультурной среды.
3. Проведение внеаудиторных мероприятий, актуализирующих исторические знания о взаимодействии религий и направленных на решение проблемы становления личности, гражданина и патриота. Анализ в рамках дополнительных занятий исторического материала, демонстрирующего сложные внутренние связи между мировыми религиями, поможет учащимся воспринимать совокупность религиозных учений как единый процесс духовного совершенствования Человека. Выявление параллелей между, на первый взгляд, несовместимыми системами и изучение биографий знаменитых религиозных деятелей, имеющих опыт дружественного общения с иноверцами, скорректирует взгляд молодых людей, обращая его, прежде всего, на общность, а не различие культур.
4. Повышение квалификации педагогов и их обеспечение учебно-методическими материалами по вопросам воспитания духовности, основ веротерпимости и культуры межэтнической коммуникации.Зачастую именно фигура учителя играет определяющую роль в достижении цели ориентированного на толерантность образования, так как обучающиеся, как показывают опросы, больше всего ценят умение преподавателя общаться с ними, возможность доверять ему. Всем известно, что педагог обладает определенным авторитетом и может влиять на ценностные ориентации и поведенческие модели обучающихся. Например, согласно концепции ролевых функций педагога Р.М. Хардена и Дж. Кросби, одна из 12 ролей звучит как «наставник». Эта роль подразумевает удовлетворение более широкого круга потребностей, а не только образовательных. В статье «Руководство AMEE № 20: Хороший преподаватель – больше чем лектор. 12 ролей преподавателя» авторы пишут: «Меггинсон и Клаттербук определяют наставничество как «автономную помощь одного лица другому в совершении значительного перехода в уровне знаний, работе или мышлении». Наставник обычно не является сотрудником, несущим ответственность за обучение или оценку знаний студента, и поэтому с точки зрения взаимоотношений со студентом считается автономным. Наставничество меньше затрагивает деятельность студента по освоению предмета или сдаче экзамена и характеризует его по широкому кругу вопросов. Роль наставника, как считают Меггинсон и Клаттербук, состоит в том, чтобы помочь студенту шире понимать значение происходящего» [3]. Из вышесказанного становится очевидным и обоснованным требование к педагогу светского учебного учреждения являть собой образец человека с толерантным сознанием, укрепляющим в сознании своих учеников идею веротерпимости. Интересующийся другими культурами и имеющий четкое представление об их специфике педагог намного эффективней сможет благотворно воздействовать на умы молодых людей, только начинающих очерчивать круг своих ценностных идеалов.
5. Расширение сферы взаимодействия системы образования, институтов гражданского общества и семьи посредством проведения мероприятий по этнокультурному и религиоведческому воспитанию, формированию активной гражданской позиции у подрастающего поколения, толерантности, внутренней культуры, этики поведения и культуры межэтнических отношений. Следует напомнить, что школа и вуз являются не единственными и далеко не самыми авторитетными воспитателями. Главные воспитатели – родители, в том числе ответственные и за воспитание веротерпимости. Именно воспитание в семье дает первые уроки уважительного отношения к другим людям. Во многом определяющей в этом случае является модель отношений в семье. Если личный пример родителей связан с проявлением толерантности, а не насилия, ребенок, вероятней всего, усвоит именно такую модель отношений. В связи с этим учебные учреждения должны активно вовлекать родителей в процесс формирования веротерпимости, разумно используя авторитетность их мнения для ребенка. Симбиоз педагогических и родительских усилий будет способствовать формированию навыков веротерпимости.
Феномен веротерпимости, разумеется, не существует изолированно от других общественных явлений и процессов, так как религия выполняет как этические, так и социальные функции. Приняв идею веротерпимости как одну из своих ценностей, учащийся начинает активно противодействовать всем остальным проявлениям нетерпимости, что ведет в итоге к сохранению целостности полиэтнического общества. Авторы монографии «Ценностные ориентации молодежи», акцентируя внимание на важности развития этнокультур, отмечают: «Становится очевидным, что формирование, воспитание у молодежи толерантности к духовно-культурным ценностям других поколений, других социально-демографических групп, других народов по формуле «свой» и «чужой» сегодня уже недостаточно. Чрезвычайно важно, чтобы эта очень полезная работа выходила на следующий уровень – на уровень формирования у молодежи понимания того, что духовно-культурная полифония, многоликая панорама духовно-культурной действительности – это наше главное богатство, это наш стратегический «стабилизационный фонд» [4, с. 42].
Дидактический потенциал религиозных ценностей, прививаемых светскими учебными заведениями, заключается в поддержке определенных сторон общезначимого гражданского воспитания и личностного роста молодежи, включая и формирование веротерпимости.
Присоединение казахстанского образования к глобальному образовательному пространству обогатило его множеством новых педагогических систем, однако методологической основой педагогической деятельности объявляются такие параметры, как поливариативность, мозаичность, множественность. Поэтому сегодня многие исследователи и педагоги сходятся во мнении, что «современному педагогу необходимо формировать у себя особое мировоззрение, позволяющее синтезировать различные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса.
Трудно поспорить с тем, что сегодня формирование веротерпимой личности, которая способна к реализации личностных и профессиональных компетенций в условиях современного поликультурного пространства, уже давно стало объективным требованием эпохи. Как отмечает С.С. Нартдинова, «понимание толерантности как неотъемлемого качества психологической зрелой личности делант необходимой задачу ее активного формирования и развития» [5]. И выполнять поставленную временем задачу призвана система образования, построенная на принципах религиозной и этнической толерантности.
Право исповедовать любую религию закреплено в Конституции Республики Казахстан, поэтому при формировании веротерпимости у представителей молодежи важно обратить внимание и на уровень правовой грамотности, который нуждается в повышении. Правовой нигилизм, свойственный многим членам общества, нисколько не помогает в решении задачи формирования религиозной и этнической толерантности, а наоборот способствует появлению и распространению различных форматов агрессии, нетерпимости, а иногда и собственной исключительности.
Для педагога религиоведческий аспект учебного процесса означает то, что семантическим ядром воспитания должны стать ценности общечеловеческой культуры, включая в первую очередь религиозную культуру. Вхождение современного человека в социальное пространство родного или зарубежного государство немыслимо без овладения всем культурным богатством мировой цивилизации. Это позволит молодому представителю казахстанского общества признать людей, принадлежащих к другому народу, социуму, менталитету и вероисповеданию, равноправными и достойными уважительного отношения.
Одним из векторов педагогической деятельности в этом проблемном пространстве должно стать формирование навыков существования, проживания в координатах многообразия. Принимая это многообразие, молодой человек уважает право другого на другое. «Другое» можно принимать или не принимать, понимать или не понимать, но признавать право на собственную точку зрения, позицию – необходимый элемент морального взаимодействия.
Выводы
Таким образом, веротерпимость является активной моральной позицией, для которой характерна психологическая готовность принимать непохожесть другого, для того чтобы достичь взаимопонимания между этносами, социальными группами и тем самым сохранить комфортные условия жизни на планете для всех ее обитателей. Достичь этой цели можно в том случае, если овладевать навыками налаживания позитивной коммуникации между людьми, отличающимися по таким параметрам, как пол, возраст, социальный статус, национальность и религиозная принадлежность.
Основную роль в формировании подобного отношения к многообразию мира играет образовательная среда и педагогические усилия по воспитанию веротерпимости, прививающей ученикам и студентам своеобразный духовный иммунитет к разного рода антигуманным проявлениям человеческой натуры. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка новых педагогических методик, практик, дискурсов, которые презентуют в образовательном пространстве ценности веротерпимости, толерантности, согласия и взаимопонимания.