Укрепление здоровья детей – одна из главных задач сохранения здоровья нации. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период с 2000 по 2025 г. (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования, в частности дошкольного образования, поскольку именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья. Данная задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
По данным РИА «Новости» в пресс-службе Роспотребнадзора за 2017 г. число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12 %. За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней – в два раза [1]. Меры, предпринимаемые государством, образовательными структурами, способствуют достижению определенных положительных моментов в улучшении здоровья детей. Но вместе с тем состояние здоровья детей первых семи лет продолжает ухудшаться. Исследования ИВФ РАО позволили Н.Л. Кузнецовой, Л.Х. Пановой, В.Г. Яфаевой классифицировать факторы риска, влияющие на здоровье ребенка: несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации жизнедеятельности детей; стрессовая педагогическая тактика, недостаточность функциональной грамотности педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья, интенсификация образовательного процесса, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей [2].
Значимость физического развития детей подтверждается работами учёных В.Г. Алямовской, П.Ф. Лесгафта, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, С.О. Филипповой и др. Вопросы здоровьесбережения наиболее глубоко изучены Н.П. Абаскаловой, Т.Ф. Акбашевым, С.Г. Ахмеровой, М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Е.А. Ждановой, Г.К. Зайцевым, Э.М. Казиным, В.В. Колбановым, С.В. Поповым, Н.К. Смирновым, Л.Г. Татарниковой. Проблемы валеологического образования дошкольников освещены исследователями Н.М. Амосовым, Л.П. Банниковой, З.И. Бересневой, Н.С. Голицыной, Г.К. Зайцевым, И.М. Шумовой, С.Е. Шукшиной и др.
В современных условиях дошкольная образовательная организация призвана в первую очередь сохранить здоровье детей. Главенствующая роль при этом отводится педагогам.
Целью нашего исследования являлось апробация разработанной системы по здоровьесбережению и выявление степени её эффективности.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования выступили: обобщение и анализ педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, анализ полученных данных. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 48» г. Соликамска Пермского края в 2017–2018 учебном году. В ней принимали участие 25 педагогов, 50 детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) и 82 родителя, давших своё согласие на проведение исследования. Работа состояла из трёх этапов. На первом этапе опытно-экспериментальной работы был проведён анализ состояния здоровья детей, уровня их физической подготовленности, условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Второй этап включал формирующий эксперимент, который проводился с использованием разнообразных форм работы с педагогами, детьми, родителями детей на основании разработанной системы по здоровьесбережению. На третьем этапе была проанализирована результативность работы.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе опытно-экспериментальной работы, к которой были привлечены инструктор по физической культуре и медицинский работник, были проведены диагностические исследования с детьми, в основу которых легли разработки преподавателей кафедры естественнонаучных и математических дисциплин Соликамского государственного педагогического института (СГПИ, филиал ПГНИУ), тесты Т.Э. Токаевой [3]. При оценке физического развития детей измерению подлежали рост, вес, окружность грудной клетки. По результатам исследования были выявлены: группа детей с гармоничным развитием (47 детей) и группа детей с отклонениями в физическом развитии (3 ребёнка). Результаты обследования каждого ребёнка были занесены в «Диагностическую карту». При определении уровня физической подготовленности детей оценке подлежали двигательные качества: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, координация. Детям предлагались упражнения в игровой или соревновательной форме. Диагностирование проводилось с соблюдением режимных моментов при участии воспитателей. Анализ полученных данных показал, что 70 % детей имеют высокий и средний уровень физической подготовленности, 58 % детей выполняют технику движений без ошибок.
При анализе условий ДОУ была проведена оценка санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий, проанализирован оздоровительный потенциал ДОУ (по Т. Токаевой) и материально-технического обеспечение (на основании требований СанПиНов 2.4.1.1249-03). Данные свидетельствуют о том, что в ДОУ созданы благоприятные условия, гарантирующие укрепление здоровья детей и развитие их двигательных качеств. Было установлено, что ДОУ имеет достаточный оздоровительный потенциал: имеется спортивный зал, оснащённость которого физкультурным оборудованием составляет 73 %; группы снабжены необходимым стандартным оборудованием (мячи, кегли, скакалки, обручи, кольцебросы, гимнастические палки и др.). Однако тематическая проверка реализации образовательной деятельности педагогов показала, что воспитатели уделяют недостаточное внимание валеологическому образованию: в группах отсутствуют уголки здоровья, педагоги не ставят задачи по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью; пропаганда здорового образа жизни среди родителей идет только на уровне наглядной информации.
Полученные данные позволили нацелить инструктора по физической культуре на пополнение оборудованием и пособиями спортивного зала, на создание комнаты безопасности; воспитателей – на оформление в группах центра здоровья, оснащенного играми и материалами по валеологии и безопасности. В дальнейшем в группах были созданы двигательные центры, обеспечивающие благоприятные условия для укрепления здоровья детей, способствующие организации самостоятельной двигательной активности. В соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста группы пополнились нестандартным оборудованием (городки, мишени, самодельные эспандеры, сенсорные коврики и др.), были оборудованы детские игровые площадки.
На втором этапе опытно-экспериментальной работы была спланирована и реализована работа с воспитателями, детьми, родителями. Опираясь на высказывания К.Ю. Белой, что развитие системы образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов, была определена цель работы с воспитателями – содействие профессиональному и личностному росту в вопросах здоровьесбережения [4]. Различные аспекты подготовки педагогических кадров к осуществлению здоровьесбережения обучающихся рассматриваются в работах Г.К. Зайцева, А.Г. Зайцева, Г.Н. Серикова, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, Е.А. Овчарова, Л.В. Радионовой, С.Г. Серикова и др.
Повышение педагогической квалификации воспитателей ДОУ осуществлялось через их включение в городское образовательное пространство. Посещение семинаров, консультаций, круглых столов, организованных преподавателями кафедры математических и естественнонаучных дисциплин СГПИ (филиал) ПГНИУ Н.Ю. Сугробовой, Л.В. Чугайновой для воспитателей ДОУ и инструкторов по физическому воспитанию, студентов вуза по теме «Проблемы экологического образования дошкольников на современном этапе» оказались значимыми для развития потребности воспитателей в интеллектуальном росте, побуждении их к деятельности, повышению уровня профессиональных компетенций [5]. Одной из эффективных форм деятельности явилась организация практических занятий, где педагоги ДОУ и студенты разрабатывали диагностические карты, учились методически грамотно организовать и проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия с детьми и родителями.
Активное участие воспитателей, специалистов в городском методическом объединении способствовало обмену информацией. Воспитатели ДОУ познакомились с педагогическим опытом по физкультурно-оздоровительному направлению, посетили открытые занятия инструкторов по физической культуре, воспитателей ДОУ г. Соликамска, где на практике смогли наглядно увидеть организацию образовательного процесса с опорой на личностно-ориентированный и деятельностный подходы, убедились в важности и значимости установления субъектно-субъектных отношений.
С целью формирования у педагогов позиции субъекта, реализующего деятельностный подход, развития контрольно-оценочных навыков, рефлексивной позиции на базе ДОУ специалистами были проведены: педагогическая гостиная по теме: «Система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду», лекция-дискуссия «Организация двигательного режима в группе». В результате участники уточнили основные подходы к организации двигательного режима детей, обсудили регламентированные формы, определили их место в режиме дня и интеграцию с другими видами деятельности. Педагоги повысили уровень компетентности в вопросах проектирования педагогического взаимодействия с детьми, их родителями, специалистами ДОУ, обмена информацией, составления двигательного режима с учётом возраста и индивидуальных возможностей детей.
Об эффективности проделанной работы свидетельствуют позитивные изменения. Уровень сформированности компонентов здоровьесберегающей компетентности педагогов определялся в соответствии с разработанными Ю.Г. Абакумовой критериями, уровнями [6].
В процессе анкетирования, тестирования было выявлено, что у педагогов повысился уровень знаний о специфике физического развития детей старшего дошкольного возраста; воспитатели овладели теоретическими аспектами здоровьесберегающих технологий, научились определять тактику своей деятельности в сфере здоровьесбережения дошкольников, диагностировать собственное состояние здоровья, оценивать эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий. Повысилась компьютерная грамотность педагогов: умение добывать необходимую информацию, критически её оценивать, презентовать результаты своей профессиональной деятельности.
Благодаря системе работы по формированию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах ЗСД, наметилась динамика: с высоким уровнем компетентности в вопросах ЗСД стало 18 педагогов, что составило 72 %, со средним уровнем – 6 педагогов (24 %), с низким уровнем – 1 педагог (4 %).
Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ осуществлялись инструктором по физической культуре, воспитателями, психологом. Были использованы в работе с детьми: технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, фитотерапия, технологии эстетической направленности), технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно-игровые ситуации, игротренинги, игротерапия, коммуникативные игры), коррекционные технологии (арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика). С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, приобщения к здоровому образу жизни была внедрена региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста Т.Э. Токаевой «Азбука здоровья», использованы методические рекомендации Т.Э. Токаевой, Н. Авдеевой, Р. Стеркиной, О. Князевой по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей [7].
Организацию процесса оздоровления обучающихся по дополнительным образовательным программам с учётом интересов и индивидуальных возможностей детей осуществляли инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования. Начали действовать кружки «Туристёнок», «Плавание», «Лёгкая атлетика», «Профилактика плоскостопия», «Подготовка детей к сдаче ГТО». Апробировались краткосрочные образовательные программы валеологической направленности. В результате целенаправленной основной образовательной и дополнительной деятельности было установлено снижение заболеваемости у детей, повышение процента детей, посещающих утреннюю гимнастику, городские катки и стадионы, участвующих в соревнованиях.
В.Г. Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения должна быть понятна не только педагогическому персоналу, но и родителями. ДОУ и семья ребёнка – это две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка [8]. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения идет, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала семьи. Анкетирование показало, что родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 88 % не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают спортивные учреждения. Более 60 % родителей не соблюдают режим дня и питания. Главную роль в оздоровлении детей отводят ДОУ и медицинским учреждениям. Поэтому важно было отработать преемственные связи с семьей, повысить грамотность родителей по вопросам здоровьесбережения.
В связи с этим были определены направления работы с семьей:
– ознакомление родителей с результатами диагностических исследований;
– просветительская работа: ознакомление с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОО, с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОО;
– обучение родителей приёмам оздоровления;
– участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей.
Данная деятельность стала осуществляться в рамках родительских собраний, отвечающих определенной структуре. Первая часть собрания посвящалась анализу навыков детей, приёмов семейного воспитания, образовательного процесса в ДОО, что позволяло чётко формулировать проблему. Ко второй части занятия привлекался специалист, который раскрывал причины неудач и знакомил родителей с приёмами формирования у детей здорового образа жизни, отвечал на вопросы родителей. Эффективным средством в данной ситуации выступала активизация семейного опыта родителей.
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями явилась организация семейного клуба. Практико-ориентированные занятия клуба проводились совместно с детьми. В первой части занятия (теоретической) родителям предлагалось сообщение специалиста (медицинского работника, психолога, инструктора по физической культуре) по теме занятия. Во второй (практической) части участвовали и родители, и дети, осваивая комплекс упражнений, самомассаж, дыхательную гимнастику. В третьей, заключительной части подводились итоги занятия, родителям выдавались памятки, методические рекомендации, комплексы упражнений, подвижных игр.
Педагоги привлекали родителей к участию в составлении индивидуальных программ оздоровления всех членов семьи, обучали конкретным приёмам и методам оздоровления. Воспитатели и специалисты побуждали родителей проявлять активность в при участии в физкультурно-оздоровительных, спортивных, массовых мероприятиях и праздниках («Мама, папа, я – спортивная семья», «Сильные, ловкие, смелые», «Праздник мяча» и др.), туристических походах, соревнованиях.
Организация «Странички специалиста» в уголке для родителей обеспечила систему письменных консультаций специалистов по запросам родителей, привлекла внимание к важности сохранения психического здоровья для развития ребенка, способствовала обогащению опыта родителей в вопросах здоровьесбережения. Оформление библиотечки с рекомендациями по разным темам: «Игры, которые лечат», «Азбука здоровья», «Дыхание и здоровье» осуществило знакомство родителей с современными взглядами разных авторов на приёмы здоровьесбережения. Использование эффективных форм и методов обучения родителей позволило «погрузиться» в ситуацию конструктивного участия всех субъектов образовательного процесса. Данная система работы способствовала повышению заинтересованности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, позволила обеспечить условие взаимодействия семьи с ДОО по сохранению здоровья детей, совместного планирования и принятия решений.
Заключение
В результате проведённой работы была апробирована система, способствующая сбережению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста, повышению педагогической квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающая взаимодействие всех участников образовательного процесса. Результаты опытно-экспериментальной работы доказали её эффективность.