Одним из основополагающих принципов обучения со времен Я.А. Коменского является принцип наглядности. Любая наглядность направляет и облегчает процесс усвоения знаний, однако на современном этапе развития системы обучения особое внимание уделяется тем видам наглядности, которые позволяют включить обучающихся в активное «открытие» нового знания. В связи с этим возникает термин «фасилитация» (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать обсуждение. Все мы мыслим образами, поэтому очень популярным направлением становится графическая фасилитация. Графическая фасилитация (Graphicfacilitation) – это процесс использования визуальных образов для вовлечения обучающихся в обсуждение с целью повышения результативности восприятия информации и эффективности обучения в целом.
Современный ребенок привык к обилию информации, а избыток информации формирует так называемое «клиповое мышление». Клиповое мышление – термин, означающий особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов. СМИ выработали универсальный формат подачи информации, суть которого заключается в том, чтобы подать набор тезисов или клипов без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для тезиса является объективная действительность.
Из-за уже сформированного клипового мышления современные дети испытывают затруднения при освоении школьной программы, построенной с опорой на понятийное мышление. В этой непростой ситуации набирает популярность одна из техник графической фасилитации – скрайбинг [1].
Применение скрайбинга при изучении химии в школе вызывает у обучающихся интерес к предмету, повышает познавательную активность, побуждает к творческой деятельности. В скрайбинге задействуются одновременно слух, зрение и воображение обучающихся, что способствует запоминанию. Поэтому ученики быстрее и активнее включается в процесс. Скрайбы действуют как на логику, так и на эмоции обучающихся, поэтому информация «пропускается через себя» и запоминается легко, быстро и надолго.
Скрайбинг (от английского Scribe – набрасывать эскизы или рисунки) – это новейшая техника презентации материала, изобретенная британским художником Эндрю Парком. Это динамический, синхронный процесс визуального отображения информации, ключевых идей, итогов, в реальном времени в ходе процесса, деятельности.
Первым использовать скрайбинг в школе стал американский преподаватель Пол Богуш. В педагогике уже были технологии, сходные со скрайбингом – это опорные схемы В.Ф. Шаталова, интеллект-карты Тони Бьюзена. Все три технологии роднит то, что информацию кодируют в виде ассоциативных образов – пиктограмм, схем, рисунков. Однако у скрайба есть принципиальное отличие – он ближе к мультипликации, комиксу, нежели схеме. Функция скрайба – «эффектно» подать информацию, сделав ее привлекательной, помочь лучше ее запомнить и усвоить, вовлекая в обработку данных сразу два анализатора – зрение и слух [2].
Цель исследования: использование техники графической фасилитации – скрайбинга в школьном курсе химии как средства повышения эффективности обучения.
Материалы и методы исследования
Предварительный этап исследования (сентябрь 2017 – сентябрь 2018 гг.) предполагал анализ состояния проблемы на практике, уточнение основных направлений и методики использования скрайбинга в обучении химии в средней школе. Нами были использованы следующие методы: анализ уроков и продуктов деятельности (конспектов, технологических карт, статей и иных публикаций учителей и др.), теоретический анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ литературы по проблеме классификации скрайбов позволил выбрать виды скрайбинга, которые уместно использовать в обучении химии:
1. По способу подачи: скрайбинг-фасилитация, видеоскрайбинг.
Скрайбинг-фасилитация интерактивна по сути, поскольку позволяет вовлечь в процесс рассуждения обучающихся. Учитель-фасилитатор по ходу беседы зарисовывает основные идеи и важнейшие моменты урока с помощью картинок и схем. В данном случае, чтобы избежать неловкости и не затягивать время на уроке, рекомендуется использовать интерактивную доску с заготовленными подвижными картинками или применить аппликационную технику на доске. Видеоскрайбинг предполагает создание скрайба заранее в видео-формате и его демонстрацию учащимся. Этот вариант проще в исполнении.
2. По технике исполнения: рисованный, аппликационный, магнитный, компьютерный.
Скрайбинг «рисованный» – классический вариант скрайбинга. Рука художника (скрайбера) рисует картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с текстом. Скрайбинг «аппликационный». На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. Скрайбинг магнитный аналогичен аппликационному, с той лишь разницей, что в нем используется магнитная доска и магниты для фиксации заготовок. Скрайбинг «компьютерный». При создании компьютерного скрайба используются специальные программы и онлайн-сервисы: PowerPoint, PowToon, VideoScribe
3. По дидактической цели: скрайбинг, используемый для усвоения материала урока; скрайбинг-презентация проектной деятельности учащихся и т.д. [3].
Преимущества скрайбинга в процессе обучения химии:
1. Эффективность – за короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.
2.Универсальность. Скрайбинг можно использовать на любом уроке химии и по любой теме. Созданный скрайб подойдет для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как основа для домашнего задания, как сопровождение «мозгового штурма» на уроке. Скрайб можно создать как для иллюстрации небольшого понятия, так и целой темы или раздела. Скрайбинг гармонично сочетается со многими технологиями: уже упомянутый «мозговой штурм», «перевернутый класс», проектная деятельность, кейс-технология и др. Так, в случае использования модели «перевернутый класс» учащимся предлагается заранее дома просмотреть скрайб-лекцию, а на уроке отводится время на обсуждение материала, выполнение заданий [4].
3. Вариативность. Готовый скрайб – это прекрасное наглядное пособие, которое можно использовать так, как этого требует ситуация – можно попросить учащихся прокомментировать просмотренный скрайб, ответить на вопросы, найти в нем ошибку, обсудить увиденное. Методика работы с конкретным скрайбом будет зависеть от подготовленности класса, его направленности, поставленных дидактических задач.
4. Усиление памяти. Визуальное подкрепление промежуточных и финальных результатов обеспечивает лучшее запоминание. В этом месте графическая фасилитация опирается на психологию восприятия и памяти.
5. Интерактивность. Как заготовленные, так и синхронные варианты визуализации повышают вовлеченность обучающихся в процесс совместной работы. Это происходит за счет того, что обучающиеся не только активно участвуют в формировании самих предложений, но также оказываются в опыте переосмысления достигнутых договоренностей через призму визуализации [5].
В обучении химии мы выделили группы вопросов, для работы над которыми будет полезен скрайбинг:
1. История открытия, создания или изобретения («История открытия каучука и изобретение резины», «История открытия кислорода», «История создания химических символов», «История открытия Периодического закона и развитие учения о периодичности», «История открытия строения атома», «История освоения человеком металлов», «Органическая химия – от отдельных представлений до науки», «Витамины – открытия ценой жизни», «История свечи» и др.).
2. Круговороты и превращения веществ («Путешествие капельки воды», «Круговорот азота», «Круговорот фосфора», «Обмен белков», «Обмен жиров», «Обмен углеводов», «Путешествие нефти: от недр до автозаправки» и др.).
3. Иллюстрация законов и теорий («Последствия одного спора: закон постоянства состава», «Закон сохранения массы веществ», «Периодический закон и периодическая система», «Атомно-молекулярное учение»).
4. Объяснение новых понятий («Коррозия», «Электролитическая диссоциация», «Кристаллические решетки», «Аллотропия»).
5. Биография ученых («Три службы Родине Д.И. Менделеева», «М.В. Ломоносов – гений земли русской», «А.М. Бутлеров»).
6. Применение веществ, роль соединений в жизни человека («Соли в жизни человека», «Кислоты в жизни человека и природе», «Металлы вокруг нас», «Минеральные удобрения»).
7. Характеристика некоторых объектов с точки зрения химии («Химия молока», «Взгляд химика на чашку чая»). Данный вариант преимущественно используется в проектной деятельности.
8. Дискуссионные темы («Озоновые дыры», «Спирт в жизни человека», «Сахар – сладкий яд?»).
9. Техника безопасности при работе в лаборатории.
Полученный скрайб может быть линейным, циклическим, разветвленным, системным. Линейный скрайб предполагает последовательную смену картинок-скетчей. Это оправданно, когда мы говорим об истории. Циклический вид скрайб приобретает, когда нужно вернуться к началу повествования, например, в случае с циклами, круговоротами или дискуссионными вопросами. Последние могут предполагать и разветвленный вид. Системный скрайб предполагает разновекторное расположение скетчей – они постоянно дополняют исходную картинку, в итоге создается большое изображение, состоящее из большого количества изображений. Это уместно в случае исследования биографии ученого, а также объяснения термина и закона.
Как следует из перечня вопросов, скрайб может охватывать разные объемы информации: от частного вопроса (история, применение веществ) до целой темы, раздела. В каждом случае скрайбинг выполняет свою дидактическую задачу: сделать тему более «живой» и близкой, обобщить имеющиеся представления и создать систему, осуществить максимальное заучивание материала на уроке и др. В своей практике мы используем скрайбинг на любом этапе урока. С его помощью можно подвести учащихся к новой теме, осуществить проблематизацию и целеполагание, организовать освоение нового материала в группе, обобщить и закрепить сказанное, а также использовать скрайб в качестве домашнего задания.
Любой продукт, созданный по сценарию, несет авторский посыл зрителю, поэтому скрайбинг позволяет в ненавязчивой форме реализовать воспитывающие задачи химического обучения: формировать патриотизм, здоровые привычки, правильное пищевое поведение, экологосообразное и экономическое мышление, осуществить эстетическое воспитание. «Несерьезный» формат скрайба, лишенный морализаторства, благосклонно воспринимается учащимися.
Безусловно, работа над скрайбом развивает. Это, прежде всего, творческие способности школьников и ИКТ-компетентность. Однако при работе над созданием скрайба, а также с готовым скрайбом развивается и речь. Во-первых, возникает необходимость рассказать «просто о сложном», не потеряв научности изложения. Во-вторых, в большинстве случаев требуется «компрессия текста», а здесь важно понять, что является основным, а что – деталями. В-третьих, перед ребятами встает необходимость обойти все сложные моменты грамматики русского языка. Например, в ходе проектной работы при озвучке скрайба «Каучук – история одного открытия» учащиеся столкнулись с проблемой постановки ударений в разных формах слова «каучук». Неожиданным дополнительным «продуктом» работы стал следующий мнемоприем, сформулированный учащимися:
Как ни склоняй ты «каучук»,
Ударным слогом будет «чук».
При создании скрайба по химии следует придерживаться следующего плана:
1. Выбрать тему и продумать основные идеи, которые должен отражать будущий скрайб. Так, скрайб по теме «Каучук – история одного открытия» имел своей целью полностью раскрыть содержание темы «Каучуки» и рассмотреть все основные вопросы параграфа: каучук в природе, история его открытия, строение и физические свойства натурального каучука, получение искусственного каучука, изобретение резины и эбонита, их состав и свойства, применение резины. По задумке требовалось обратить внимание зрителей на роль случая в открытии, а также на вклад ученых разных стран в изобретение искусственного каучука и резины. Разработчики скрайба хотели в проблемной форме продемонстрировать связь между строением и свойствами.
2. Продумать сценарий. Рассматриваемый выше скрайб создавался как путешествие из Бразилии в Великобританию и далее в Россию. При этом все ученые, которые работали с каучуком, сталкивались с определенными проблемами (низкие эксплуатационные свойства природного каучука, неэластичность искусственно синтезированного продукта и др.). Проблемность изложения и стала важной составляющей сценария, которая позволяла активно включать зрителей в работу с темой.
3. Выбрать тип скрайба, разбить сценарий на скетчи, «визуализировать» их в виде набросков. В описываемом случае ребята выбрали апликационную технику и линейную форму подачи информации. По задумке им пришлось создать заготовки 3 государств (Бразилии, Великобритании и России), нарисовать фигурки людей разных народностей и эпох (индейцев, конкистадоров, англичан в период 19 в. и др.), изобразить структуры некоторых молекул, которые можно было растягивать и двигать (цис- и транс-форм каучука, резины) и др.
4. Снять скетчи на камеру, внося по ходу необходимые зарисовки и дополнения.
5. Смонтировать ролик и озвучить его. Здесь важно отметить, что просмотр готового скрайба не должен требовать много времени. В идеале – от 3 до 10 минут.
6. Продумать методику использования полученного продукта [6].
Заключение
В заключении отметим, что скрайбинг, как и любое средство обучения, имеет свои недостатки, главный из которых – большие затраты времени на его создание. Однако эффект от его использования, связанный с интерактивностью, соответствием клиповому мышлению ребенка, восполняет эти небольшие неудобства и при правильной организации нивелируется, что позволяет рассматривать его как перспективное средство обучения школьников на уроках химии. Преподаватели уже начинают видеть в скрайбинге хорошего помощника. В школе основы скрайбинга помогают учителям сделать схемы на доске более интересными, а ученикам – не просто сухо рассказать доклад, а выступить с запоминающейся яркой презентацией. Важным значением такого подхода к обучению для учителя является то, что на уроке останется больше времени для оттачивания практических умений учеников, для осуществления индивидуальной помощи и контроля (работа с рабочими тетрадями и КИМ). Для учеников появится возможность смотреть урок в удобное время и в достаточном для усвоения количестве раз. А результатом станет то, что ученики научатся ориентироваться в текстовой информации по обществознанию в частности и в окружающем мире в целом. Это вызовет у них интерес к предмету, повысит познавательную активность, побудит к творческой активности [7].