Эффективность управления спортивно-тренировочной деятельностью юных волейболистов является фактором, обеспечивающим подготовленность спортсменов, их готовности выступать на соревнованиях и достигать результатов, а также фактором, обеспечивающим сохранение и улучшение здоровья юных спортсменов. Так как в районах, приравненных к северным, одной из причин ухудшения состояния здоровья детей является низкая эффективность спортивно-тренировочной деятельности спортивных школ.
Всё больше ученых подчеркивают необходимость совершенствования спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов. Комплексный и системный подходы ученые (С.А. Кастюнин [1], Е.П. Ильин [2], Ю.В. Рыбалов [3], М.Я. Виленский [4] и др.) представляют в виде оценки ряда компонентов в условиях как тренировочной, так и соревновательной практики.
К структуре оценки относятся следующие компоненты: психосоциальный (совокупность психических процессов и социальных явлений у волейболистов) [5]; физический (физические навыки и качества спортсменов); физиологический (совокупность физиологических свойств организма спортсмена); технико-тактический (особенности и характеристика игровых действий на площадке); познавательный (совокупность знаний о волейболе, особенностях тренировочного процесса волейболистов).
Исследования вышеуказанных авторов позволили сформировать и структурировать систему оценки управления спортивно-тренировочным процессом, но неизученным остается вопрос определения её уровня эффективности.
Цель статьи: на основе оценки физического и психосоциального компонентов установить уровень эффективности управления спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов в условиях Среднего Приобья.
Материалы и методы исследования
В эмпирическом исследовании приняли участие 76 спортсменов в возрасте 13–14 лет из трёх спортивных учреждений.
К физическому компоненту оценки относится комплекс физических свойств, таких как силовые качества, гибкость, выносливость, ловкость, прыгучесть, быстрота. К психосоциальному компоненту относятся такие качества, как мотивация, волевые качества, эмоциональная устойчивость, мышление, концентрация внимания.
Для оценки психосоциального компонента были использованы следующие методики:
1. Методика «Мотивация азарта» (определения степени развития азарта). Целью является определить стремление к достижению цели, соперничеству, победе.
2. Методика исследования волевой организации личности. Опросник из 36 вопросов с вариантами ответов.
3. «Экспресс-диагностика изучения эмоциональной сферы подростков на основе теста Люшера».
4. Методика исследования быстроты мышления.
5. Особенности концентрации внимания, тест Пьерона-Рузера.
Для оценки физического компонента использованы следующие методики:
1. Тест «Силовые качества волейболистов» [6]. Состоит из двух упражнений – метание медицинского мяча сидя и стоя. Показатель определяется путем суммирования результатов по каждому упражнению.
2. Тест «Гибкость». Методика отличается тем, что в процесс тестирования вовлекаются все крупные суставы, снижается риск получения травмы и отсутствует возможность применения силовой составляющей.
3. Тест «Выносливость» [6]. В рамках методики необходимо выполнить беговое упражнение по волейбольной площадке, меняя направление, касаясь предварительно расставленных фишек.
4. Тест «Ловкость» [4]. Необходимо выполнить челночный бег с 4 поворотами.
5. Тест «Прыгучесть» [6]. Осуществляется прыжок в высоту с места на тумбы разной высоты, а также прыжок в длину с места.
6. Тест «Быстрота» [6]. Необходимо выполнить спринтерский бег на дистанции 30 и 100 м.
Для определения результатов применены различные диагностические методики, посредством которых обеспечены количественные и качественные материалы. Валидность методик является достоверной, коэффициент надежности составляет 0,74.
При помощи методов математической статистики полученные результаты были обобщены и интерпретированы. Для корректного сравнения данных полученные результаты диагностики приведены в однородные количественные значения, то есть проведена процедура формализации первичных данных в соответствующие уровни: высокий (3), средний (2), низкий (1). По итогам оценки каждой методики определены следующие уровни эффективности спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов по физическому компоненту:
– высокий уровень: спортсмены, которые согласно установленным нормативам имеют сформированный на высоком уровне комплекс физических качеств, эмоционально устойчивы и высоко замотивированы;
– средний уровень: спортсмены, которые согласно установленным нормативам имеют сформированный на высоком уровне комплекс физических качеств, на среднем уровне эмоционально устойчивы, а также с помощью других ставят перед собой спортивную цель и пытаются ее достичь;
– низкий уровень: спортсмены не выполняют установленные нормативы, комплекс физических качеств не развит, не способны ставить перед собой цель и достигать её, эмоциональная устойчивость на низком уровне.
Обобщенная оценка спортивно-тренировочной деятельности юных спортсменов на основе оценки физического компонента представлена в табл. 1.
Таблица 1
Таблица оценки спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов на основе физического компонента
№ п/п |
Составляющие компонентов |
Методики |
Количественные значения уровней |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Физический компонент |
|||||
1 |
Развитие силовых качеств |
Тест «Cиловые качества волейболистов» |
4–5 баллов |
2–3 балла |
0–1 балл |
2 |
Развитие гибкость |
Тест «Гибкость» |
0,44–0,5 баллов |
0,37–0,43 баллов |
0,30–0,36 баллов |
3 |
Уровень выносливости |
Тест «Выносливость» |
27,4 с и меньше |
27,5–27,9 с |
28,0 с и больше |
4 |
Развитие ловкости |
Тест «Ловкость» |
10,4 с и меньше |
10,5–11,8 с |
11,9 с и больше |
5 |
Развитие прыгучести |
Тест «Прыгучесть» |
4–5 баллов |
2–3 балла |
0–1 балл |
6 |
Развитие быстроты |
Тест «Быстрота» |
4,5 с и меньше |
4,4–5,7 с |
5,8 с и больше |
Психосоциальный компонент |
|||||
1 |
Развитие мотивации |
Методика «Мотивация азарта» |
74–108 баллов |
37–73 баллов |
1–36 баллов |
2 |
Развитие волевых качеств |
Методика исследования волевой организации личности |
97–144 баллов |
49–96 баллов |
0–48 баллов |
3 |
Эмоциональная устойчивость |
«Экспресс-диагностика изучения эмоциональной сферы подростков на основе теста Люшера» |
Эрготропные тенденции развития |
Трофотропные тенденции развития |
Наличие стресса |
4 |
Развитие мышления |
Методика исследования быстроты мышления |
31 балл и выше |
21–30 баллов |
20 баллов и ниже |
5 |
Особенности концентрации внимания |
Тест Пьерона-Рузера |
68–100 баллов |
34–67 баллов |
1 – 33 баллов |
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ уровня эффективности физического компонента спортивно-тренировочной деятельности спортсменов дал возможность определить их специфику.
Развитие силовых качеств сформировано следующим образом: большинство респондентов входят в группу с низким (52,6 %) уровнем развития силовых качеств; одинаковое количество испытуемых (23,7 %) относятся к среднему и высокому уровням (табл. 2).
Таблица 2
Уровень эффективности составляющих физического компонента спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов
Составляющие компонентов спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов |
Уровень эффективности (количество испытуемых в %) |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Физический компонент |
|||
Развитие силовых качеств |
52,6 |
23,7 |
23,7 |
Развитие гибкости |
28,9 |
42,2 |
28,9 |
Уровень выносливости |
23,7 |
34,2 |
42,1 |
Развитие ловкости |
60,5 |
10,5 |
28,9 |
Развитие прыгучести |
55,3 |
10,5 |
34,2 |
Развитие быстроты |
13,2 |
68,4 |
18,4 |
Психосоциальный компонент |
|||
Развитие мотивации |
21,1 |
78,9 |
0 |
Развитие волевых качеств |
0 |
71,1 |
28,9 |
Эмоциональная устойчивость |
28,9 |
34,3 |
36,8 |
Развитие мышления |
84,2 |
15,8 |
0 |
Особенности концентрации внимания |
0 |
36,8 |
63,2 |
Уровень развития гибкости юных волейболистов указывает на преобладание у опрошенных средней нормы (42,2 %). Также выявлено 28,9 % исследуемых с низким уровнем развития и такое же количество респондентов – с высоким уровнем.
Анализ уровня выносливости выявил, что 42,1 % спортсменов имеют высокий уровень выносливости; 34,2 % опрошенных средний уровень; 23,7 % респондентов – низкий уровень выносливости.
Кроме того, был выявлен уровень развития ловкости волейболистов. Установлено, что у значительного количества испытуемых (60,5 %) низкий уровень, высокий уровень имеют 28,9 % волейболистов и 10,5 % имеют средний уровень.
Также был определен уровень развития прыгучести спортсменов (табл. 2). Большинство волейболистов имеют низкий уровень развития прыгучести (55,3 %); средний уровень у 10,5 % опрошенных; и 34,2 % волейболистов имеют высокий уровень развития прыгучести.
Уровень развития быстроты сформирован следующим образом: 18,4 % опрошенных – высокий уровень; 68,4 % – средний уровень; 13,2 % – низкий уровень развития быстроты.
Результаты исследования уровня развития волевых качеств указывают на преобладание у опрошенных среднего уровня развития (71,1 %). Также не выявлено ни одного исследуемого с низким уровнем. И лишь 28,9 % имеют высокий уровень.
Анализ уровня эмоциональной устойчивости обнаружил, что 36,8 % испытуемых имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости; 34,3 % опрошенных средний уровень; 28,9 % респондентов имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, что говорит о необходимости развития данного фактора надежности, успеха деятельности, который предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации.
Установлено, что значительное количество опрошенных (84,2 %) имеют низкий уровень развития мышления, ни один респондент не имеет высокого уровня развития мышления и 15,8 % имеют средний уровень.
Также был определен уровень концентрации внимания спортсменов. Большинство волейболистов имеют высокий уровень концентрации внимания (63,2 %); ни одного из опрошенных нет с низким уровнем; и 36,8 % волейболистов имеют средний уровень.
Анализ результатов исследования физического и психосоциального компонентов предоставил возможность определить высокий, средний и низкий уровни эффективности управления тренировочным процессом.
Анализ физического компонента показал, что в целом компонент развит ниже среднего. 14,5 % испытуемых имеют высокий уровень эффективности, 56,6 % – средний и только у 28,9 % спортсменов низкий уровень.
Анализ психосоциального компонента выявил, что он развит на среднем уровне. Подавляющее количество опрошенных (89,5 %) имеют средний уровень, низкий – 7,9 %, высокий – 2,6 %.
В целом исследование продемонстрировало необходимость совершенствования физических качеств и навыков у спортсменов, необходимость улучшения системы диагностики и контроля за динамикой физического компонента, обеспечивающих совершенствование тренировочного процесса. Результаты также указывают на недостаточную приверженность спортсменов к достижению целей, недостаточное развитие волевых качеств и эмоциональной устойчивости, слабый уровень мышления, хотя уровень концентрации внимания волейболистов позволяет говорить о достаточной сосредоточенности на развитии данного качества во время спортивно-тренировочной деятельности.
Таблица 3
Уровень эффективности управления спортивно-тренировочной деятельностью юных волейболистов
Компоненты спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов |
Уровень эффективности компонентов (количество испытуемых, в %) |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Психосоциальный |
7,9 |
89,5 |
2,6 |
Физический |
28,9 |
56,6 |
14,5 |
Выводы
По итогам изучения различных источников определена система оценки спортивно-тренировочной деятельности, которая состоит из пяти взаимосвязанных компонентов. В целях определения уровня эффективности тренировочного процесса разработан комплекс методов измерения. Согласно особенностями совершенствования спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов были определены уровни эффективности: высокий; средний; низкий. Таким образом, по результатам исследования установлено, что уровень тренировочной деятельности на основе физического компонента неэффективен, на основе психосоциального – на среднем уровне эффективности. Это указывает на необходимость совершенствования у спортсменов умений и навыков, обеспечивающих результативное осуществление спортивно-тренировочной деятельности.
Для комплексной оценки спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов необходимо произвести дополнительно исследование физиологического; технико-тактического и познавательного компонентов. Результат дополнительного исследования позволит определить уровень спортивно-тренировочной деятельности юных волейболистов в целом и ее отдельных компонентов. Анализ всех компонентов позволяет оценить сильные и слабые стороны спортсменов и укажет на необходимость совершенствовать спортивно-тренировочную деятельность, основываясь на принципах всестороннего развития, корректируя и развивая слабые стороны.