Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи на современном этапе является чрезвычайно актуальной в связи с тем, что из года в год растет число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья или приобретающих их в течение обучения в вузе [1]. Особенно остро данная проблема проявляется при проживании в регионах с экстремальными климатогеографическими условиями, к которым относятся районы Ханты-Мансийского автономного округа [2]. В условиях ХМАО-Югры человек повседневно сталкивается с комплексом природных факторов, которые резко меняются по силе и времени воздействия [3]. Продолжительный зимний период с преобладанием низких температур и обильных осадков в виде снега приводит к снижению времени, проводимого на открытом воздухе, что в свою очередь способствует возникновению дефицита двигательной активности. Дополнительным фактором развития гиподинамии является образ жизни студенческой молодежи: большую часть времени студенты находятся в стенах вуза или дома, общаясь в виртуальном мире, заменяя активные виды деятельности пассивными. Следовательно, суровость климата ХМАО-Югры определяется не только группой факторов, входящих в понятие «синдром полярного напряжения», но и группой экофакторов урбанизированной среды обитания в связи с длительным пребыванием в закрытых помещениях и малоподвижным образом жизни [4]. Доказано, что занятия физическими упражнениями и оптимальная двигательная активность человека способствуют гармоничному физическому развитию и достаточному уровню развития физических качеств, в то время как недостаток двигательной активности приводит к снижению уровня здоровья и является одной из причин возникновения патологических состояний, на основании которых студенты по данным медицинского обследования относятся к специальной медицинской группе (СМГ).
В связи с этим сравнительная оценка физического развития и физической подготовленности девушек СМГ, проживающих в условиях Крайнего Севера, представляется нами необходимой для обоснования поиска таких форм физкультурно-оздоровительной деятельности, которые мотивировали бы девушек заниматься физическими упражнениями и способствовали достижению оптимального уровня их физического развития и физической подготовленности.
Цель исследования: провести сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности девушек (СМГ), проживающих в условиях ХМАО-Югры, со сверстницами основной медицинской группы, проживающими в условиях Крайнего Севера и студентками аналогичных групп средней полосы России.
Материалы и методы исследования
Исследования проводили в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Югорский государственный университет», расположенном в г. Ханты-Мансийске. В исследовании участвовали девушки первого курса, имеющие отклонения в состоянии здоровья и отнесенные на основании медицинского заключения к СМГ (36 человек). В ходе исследования определяли уровень физического развития и физической подготовленности девушек по общепринятым методикам, учитывая медицинские противопоказания к выполнению тестов физической подготовленности.
Для оценки уровня физического развития измеряли следующие антропометрические показатели: рост стоя (с точностью 0,5 см), вес (с точностью 0,05 кг), кистевая динамометрия (динамометр шкалой до 50 кг). По антропометрическим показателям рассчитывали индексы:
1) весо-ростовой индекс (ВРИ, индекс Кетле) = вес (гр)/рост (см);
2) весо-ростовое соотношение (ВРС, оценка состава тела, % жира) = вес (кг)/рост (м2);
3) силовой индекс (СИ) = [сила кисти (кг) / вес тела (кг)]*100 %.
Для оценки уровня физической подготовленности измерялись следующие показатели [5]:
1. Силовые показатели: взрывная сила нижних конечностей (прыжок в длину с места), [см]; динамическая сила (прыжок вверх с места), [см].
2. Показатели выносливости: максимальное количество подъемов туловища из положения лежа на спине, руки за головой в течение 30 с (количество раз); общая аэробная выносливость (тест Купера) – ходьба или бег на расстояние в течение 12 минут (м).
3. Показатель гибкости: наклон туловища вперед в положении стоя на гимнастической скамейке с выпрямленными в коленях ногами, с касанием отметки ниже или выше нулевой отметки (на уровне стоп), [см].
4. Скоростные показатели: быстрота реакции (тест «Ловля линейки»), [см].
Полученные результаты исследования обрабатывали методами математической статистики и сравнивали с аналогичными данными литературы. Количественные параметры представлены в таблицах в виде средней арифметической и стандартного отклонения.
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки уровня физического развития были проведены антропометрические измерения у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, и рассчитаны соответствующие индексы. Показатели физического развития девушек первого курса, отнесенных к СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, в сравнительном аспекте со студентками первого курса средней полосы России представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительные данные показателей физического развития девушек первого курса регионов ХМАО-Югры и средней полосы РФ
Показатели |
СМГ, ХМАО-Югра |
ОМГ, Крайний Север |
СМГ, средняя полоса РФ |
ОМГ, средняя полоса РФ |
Рост, см |
161,6 |
164,5 |
168,8 |
166,1 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
–1,8 |
+1,6 |
||
Вес, кг |
59,4 |
54,4 |
58,1 |
55,1 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
+9,2 |
+5,4 |
||
ВРИ (Кердо), г/см |
367 |
333 |
344 |
331 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
+10,2 |
+3,1 |
||
ВРС, кг/м2 |
22,7 |
20,2 |
20,4 |
20,0 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
+12,4 |
+2,0 |
||
Динамометрия, правая рука, кг |
22,4 |
24,1 |
29,6 |
28,3 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
–7,0 |
+4,6 |
||
Динамометрия, левая рука, кг |
19,7 |
20,3 |
26,9 |
27,5 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
–2,9 |
–2,2 |
||
СИ (правая рука), % |
37,7 |
41,0 |
50,9 |
51,4 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
–8,0 |
–1,0 |
Примечание. СМГ, ХМАО-Югра – средние значения девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры (собственные данные); ОМГ, Крайний Север – средние значения студенток ОМГ, проживающих в условиях Крайнего Севера [6]; СМГ, средняя полоса РФ – средние значения студенток СМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ [7]; ОМГ, средняя полоса РФ – средние значения студенток ОМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ [7].
Анализируя показатели физического развития девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, мы отмечаем явные отличия основных показателей в сравнении с развитием студенток основной медицинской группы, как регионов Крайнего Севера, так и средней полосы России. Так, по нашим данным, средние значения ростового показателя у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, ниже величин роста студенток основной медицинской группы региона Крайнего Севера (разница 1,8 %) и еще более снижены по сравнению с показателями жительниц средней полосы РФ: разница в росте девушек СМГ, проживающих в ХМАО-Югре, и студенток СМГ средней полосы РФ составляет 7,2 см или 4,3 %.
Средние значения массы тела у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры и средней полосы РФ, превышают данный показатель студенток основной медицинской группы. При этом численные значения массы тела у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, в среднем на 9,2 % выше относительно здоровых сверстниц данного региона. Для умеренных широт эта разница составляет 5,4 %. Налицо явное наличие избыточной массы тела для девушек СМГ, проживающих как в условиях ХМАО-Югры, так и в условиях средней полосы РФ.
В свою очередь, интегральные показатели – ВРИ и ВРС – у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, на 10,2 % и 12,4 % соответственно были выше, чем у студенток основной медицинской группы этого же региона. При этом у студенток СМГ, проживающих в средней полосе России, рост ВРИ, относительно основной группы, составлял в среднем 3,1 %, а ВРС – 2 %.
Силовые показатели физического развития девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, еще больше отличаются от показателей сверстниц основной медицинской группы. Во-первых, средние значения динамометрии обеих рук у девушек округа ниже, чем у студенток, проживающих в умеренных широтах РФ: для основной медицинской группы соответственно 24,1 кг против 28,3 кг для правой руки и 20,3 кг и 27,5 кг для левой; для студенток СМГ эта разница еще больше: для правой – 22,4 кг у северян против 29,6 кг для жительниц средних широт, и 19,7 кг против 26,9 кг для левой руки. Во-вторых, у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, сила кисти значительно ниже, чем у здоровых сверстниц этого же региона: сила правой руки ниже в среднем на 7,0 % (или 1,7 кг), сила левой руки – на 2,9 % (или 0,6 кг).
При существующих различиях по данным динамометрии, расчет силового индекса позволил обнаружить характерную закономерность: силовой индекс у девушек СМГ всегда ниже, чем у студенток основной медицинской группы, но более ярко это проявляется у жительниц регионов ХМАО-Югры. Как показали наши исследования, разница силового индекса между девушками СМГ и основной группы составляет 8,0 % (в сравнении со средними широтами, где эта разница равна 1,0 %).
Для оценки уровня физической подготовленности было проведено тестирование физических качеств с учетом медицинских противопоказаний. Анализ показателей физической подготовленности девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, также демонстрирует их отставание от студенток основной медицинской группы как своего региона, так и средней полосы РФ (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительные данные показателей физической подготовленности девушек первого курса регионов ХМАО-Югры и средней полосы РФ
Показатели |
СМГ, ХМАО-Югра |
ОМГ, Крайний Север |
СМГ, средняя полоса РФ |
ОМГ, средняя полоса РФ |
Прыжок в длину с места, см |
140,0 |
175,9 |
142,9 |
156,3 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
–20,4 |
–8,6 |
||
Прыжок вверх с места, см |
26,7 |
31,4 |
27,6 |
37,0 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
–15,0 |
–25,4 |
||
Пресс за 30 сек, раз |
16,8 |
22,0 |
21,6 |
36,8 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
–23,6 |
–41,3 |
||
Тест Купера, м |
1324 |
1879 |
1559 |
1775 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
–29,5 |
–12,2 |
||
Гибкость, см |
10,4 |
11,9 |
8,9 |
12,5 |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
–12,6 |
–28,8 |
||
Ловля линейки, см |
19,6 |
22,0 |
– |
– |
Разница в % между СМГ и ОМГ |
+12,2 |
– |
Примечание. СМГ, ХМАО-Югра – средние значения девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры (собственные данные); ОМГ, Крайний Север – средние значения студенток ОМГ, проживающих в условиях Крайнего Севера [6]; СМГ, средняя полоса РФ – средние значения студенток СМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ [7]; ОМГ, средняя полоса РФ – средние значения студенток ОМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ [7].
Особенно низкие показатели физической подготовленности отмечаются при оценке взрывной силы нижних конечностей (прыжок в длину с места). Так, если у студенток СМГ, проживающих в средней полосе РФ, отставание по этому показателю от студенток основной медицинской группы составляет 8,6 %, то для девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, – 20,4 %. Также значительно снижены у обследованных нами девушек СМГ, относительно здоровых сверстниц данного региона, средние показатели теста прыжка вверх с места – на 15,0 %, аналогичные показатели жительниц средней полосы РФ еще более снижены – на 25,4 %.
Показатели анаэробной выносливости (подъем туловища за 30 сек) девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры также находятся ниже на 23,6 % средних значений девушек основной медицинской группы данного региона. При этом данный показатель девушек СМГ, проживающих в условиях средней полосы РФ, еще более снижен – на 41,3 %.
У обследованных нами девушек СМГ также был снижен и показатель общей аэробной выносливости, оцениваемый по тесту Купера. Оказалось, что испытуемые девушки СМГ, проживающие в условиях ХМАО-Югры, в среднем проходили 1324 м, что было на 555 м (или на 29,5 %) меньше, чем проходили сверстницы основной медицинской группы данного региона. В свою очередь, литературные данные демонстрируют, что отличия показателей теста Купера у девушек СМГ относительно показателей основной группы для жительниц средней полосы РФ составляло меньшее значение – 216 м (12,2 %). При этом, однако, студентки основной медицинской группы, проживающие в регионах Крайнего Севера, демонстрировали большую выносливость, чем сверстницы средней полосы России: 1879 м против 1775 м (разница 5,9 %).
Для девушек северных регионов ниже были и показатели гибкости (наклон туловища). При этом для регионов Крайнего Севера разница между средними значениями теста на гибкость девушек СМГ и основной медицинской группы составляла 12,6 %, тогда как для средней полосы РФ в два раза больше – 28,8 %.
Исключением являлся тест на быстроту реакции («ловля линейки»): у девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, она была на 12,2 % выше относительно девушек основной медицинской группы северного региона.
Таким образом, исследование уровня физического развития и физической подготовленности девушек СМГ, проживающих в условиях Ханты-Мансийского автономного округа, указывают на явное наличие у них избытка массы тела, на фоне сниженных показателей физической подготовленности, характеризующих развитие мышечной массы и физических качеств. При этом такие отличия для девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, во многом обусловлены влиянием регионального природно-климатического фактора, ведущим компонентом которого, на наш взгляд, является низкая двигательная активность студенток.
Заключение
Суровые природно-климатические условия Крайнего Севера оказывают значительное влияние на здоровье студенческой молодежи, а в совокупности с образом жизни современных студентов приводят к развитию гиподинамии на фоне снижения двигательной активности. Дефицит двигательной активности негативно сказывается на уровне физического развития и физической подготовленности студенток, особенно тех, кто по медицинским показаниям относится к СМГ.
Результаты проведенного нами исследования показали, что уровень физического развития и физической подготовленности студенток СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, значительно снижен не только по отношению к студенткам основной медицинской группы, но и к сверстницам средней полосы России, отнесенным также к СМГ.
Состояние физического развития и физической подготовленности девушек СМГ, проживающих в условиях ХМАО-Югры, ставит необходимость поиска и внедрения более эффективных, по сравнению с используемыми, технологий оздоровления в ходе занятий физической культурой у данного контингента учащейся молодежи.