Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,399

PECHA-KUCHA FORMAT AS THE FORM OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL STUDENT’S CONFERENCES

Fedorovskaya N.A. 1
1 Far Eastern Federal University
In article, the problem of holding student’s conferences in higher education institution is considered. It is established that, the format of a traditional conference not always corresponds to requirements of students and meets requirements of educational process of creative specialties. Many reports do not reach a publication stage, and student’s collections show not the highest level of theses. Search of more effective forms of holding of conferences led to adaptation popular around the world like mini-conferences, received the name «pecha-kucha». The offered format for five years is successfully approved for conferences of the creative directions of preparation in Far Eastern Federal University (masters, bachelors, postgraduate students in arts and crafts, culturology, design, architecture). Among advantages we will be note the oral form of reports these imparting skills of public statements, the limitation of time of presentations to develop of ability to accurate and short to state the thoughts, ability to present material in a clear form, available to perception, by means of the presentations. The brevity, oral submission of reports and the comfortable atmosphere provide high susceptibility and an opportunity to act to the maximum number of speakers. The format is represented perspective for holding of conferences, that developing professional and scientific and practical skills and abilities to students who studying at different levels directed from a bachelor’s degree to a postgraduate study.
Keyword: pecha-kucha
student’s conference
scientific and practical conference
formats of conferences
Far Eastern Federal University
magistracy
skills of public statements

Необходимость выполнения федеральных государственных стандартов, прописывающих обязательное привлечение студентов к научной и научно-практической деятельности, способствовало активному росту молодежных конференций в высших учебных заведениях. В последние десятилетия подобные конференции стали обыденным событием, в рамках которого учащиеся не только демонстрируют результаты своей научной деятельности, но и готовятся к более серьезным научным мероприятиям. Конференции становятся активной формой учебной работы, которая раскрывает научный и творческий потенциал учащихся, что делает их интересным материалом для исследований в области современных методов образования. Например, работы Л.В. Пилипец и Н.Ю. Абышевой [1], М.Ю. Пучкова и Э.М. Ребко [2], Т.А. Сошниковой и В.С. Соиной [3], М.В. Криворучко [4] и др. В то же время анализ проводимых мероприятий свидетельствует, что они часто воспринимаются как чистая формальность [5].

Цель исследования – на основании выявления сильных и слабых сторон студенческих конференций обосновать введение формата «печа-куча» как универсальной формы студенческой научно-практической конференции, позволяющей представить результаты научной деятельности студентов творческих направлений. Материалом для исследования послужили студенческие конференции, проводимые в Дальневосточном федеральном университете, посвященные гуманитарным и творческим направлениям подготовки: «Актуальные проблемы развития искусства, культуры и спорта», «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук», а также научно-практических конференций «Мир творчества в формате «печа-куча»», проводимых кафедрой изобразительного искусства Школы искусства, культуры и спорта совместно с Научной библиотекой ДВФУ в 2013–2017 гг., а затем в 2018 г. Департаментом искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук.

Результаты исследования и их обсуждение

Студенческие конференции в Дальневосточном федеральном университете являются обязательной формой научных мероприятий, в которых прививается участие в подобных мероприятиях. На протяжении многих лет автор руководил секцией «Искусство и дизайн», которая неизменно собирает аспирантов направлений 50.06.01 «Искусствоведение», 51.06.01 «Культурология», бакалавров направления подготовки 54.03.01 «Дизайн», магистрантов направлений 54.04.01 «Дизайн», 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 50.04.03 «История искусств», бакалавров и магистрантов направлений 07.03.01/ 07.04.01 «Архитектура» и 07.03.03/ 07.04.03 «Дизайн архитектурной среды». Каждый год подается около 30 заявок, с участием 15–20 человек. Отметим, что из общего числа участников только половина доходит до финального этапа – присылает подготовленные в соответствии с требованиями тезисы докладов для публикации в сборнике.

Для обычного студента участие на студенческой конференции чаще всего заканчивается на уровне выступления. Практика показывает, что сами учащиеся понимают незначительность своих результатов и сами не хотят их публиковать. Анализ публикаций показывает, что их уровень довольно низок и действительно интересные результаты теряются в общей массе докладов-рефератов. Поэтому перспективным студентам эффективнее опубликовать тезисы на многочисленных всероссийских и международных конференциях, чтобы зафиксировать результаты своей работы.

В результате возникают правомерные вопросы: «Что дают такие конференции студентам и насколько актуальна для них публикация тезисов?» Несмотря на то, что студенческие конференции часто замкнуты на вузе-организаторе и лишены широкого регионального охвата, который дает формат «больших» конференций, участие в таких мероприятиях имеет ряд положительных сторон: дает опыт публичного выступления, сертификат или диплом, которые могут быть использованы как дополнительный балл для получения стипендий вуза, губернатора, мэра, различных фондов и т.д. Публикация же тезисов имеет второстепенное значение.

В связи с тем, что формат традиционной конференции не всегда соответствует потребностям студентов, возникла необходимость поиска более эффективных форм проведения конференций. Представляется, что адаптация популярного во всем мире типа мини-конференций, получившего название «печа-куча» (в переводе с японского языка означает «болтовня»), может быть новой формой студенческой конференции. «Печа-куча» – это мини-конференция, организованная по определенному формату: 20 слайдов презентации по 20 с на каждый слайд (20×20). Эта форма представления результатов весьма продуктивна, когда необходимо отсмотреть десятки проектов в короткие сроки или познакомиться с большим числом докладов. Количество слайдов обусловлено средним объемом традиционных презентаций, а 20 с – объективным временем, достаточным для восприятия информации на слайде.

Явление возникло в начале XXI века в Японии из традиционного просмотра дизайнерских проектов в компании «Klein Dytham Architecture» (KDA), когда от претендента требовалось представить краткую презентацию своей идеи. Astrid Klein (Астрид Кляйн) и Mark Dytham (Марк Дитам) в 2003 г. провели для дизайнеров первую ночь «Печа-куча» в токийском баре Super Deluxe. Мероприятие оценили, формат быстро получил международное признание, став одной из развлекательных форм тематических мини-конференций [6].

Формат 20×20 быстро вышел за пределы дизайнерской среды и получил распространение в японских клубах, когда любой человек мог представить на суд публики свой краткий проект. Публичное обсуждение докладов не входило в формат, что соответствовало традиционной японской тактичности: критиковать и задавать вопросы, которые могут поставить докладчика в неловкое положение, на таких мини-презентациях было невыгодно. Учитывая краткость докладов – менее семи минут – слушатель способен вежливо «пережить» неинтересное сообщение или сомнительную идею, не вступая в дискуссию. Если же идея пришлась по душе, то всегда есть возможность после доклада подойти к выступавшему человеку и в частном порядке обсудить детали. Задача данного вида собраний заключалась в поиске единомышленников и партнеров для реализации какой-либо идеи, в стремлении показать себя, повысить свою самооценку, преодолеть стеснительность и т.п.

Формат набрал стремительную популярность в Европе. Он стал частью интеллектуальных вечеринок, которые, наряду с развлекательной и познавательной функциями, выполняют и коммуникативную функцию, способствуя поиску союзников, своего круга и т.д. В эпоху социальных сетей стала остро ощущаться нехватка живого общения, основанного не только на бытовых вещах, но и на обсуждении интеллектуальных и духовных проблем. Мероприятия подобного типа дают возможность встретиться «в реале» и поддерживаются владельцами клубов, так как данный формат предполагает прием пищи и напитков, привлекает благонадежных посетителей, увеличивает популярность самого заведения. Обратим внимание на то, что никто не требует от докладчика особой научности и сами мероприятия в большей степени, относятся к разряду интеллектуальных развлечений.

Насколько применим формат «печа-куча» для учебных целей? В отличие от свободной тематики подобного рода мероприятий, сам формат и первоначально входящие в него условия видятся весьма перспективными именно для обучения студентов разных уровней. Начиная с 2014 г. автор совместно с Научной библиотекой ДВФУ успешно использует эту форму для студенческой конференции «Мир творчества», что позволяет делать выводы о ее возможностях применительно к развитию профессиональных навыков учащихся (рисунок).

fed1a.tif fed1b.tif fed1c.tif

Студенческая мини-конференция «Мир творчества» в формате «печа-куча» 2017, фото автора

Первоначально конференция мыслилась исключительно как магистерская. Основной ее задачей была публичная апробация результатов диссертаций и знакомство с новыми поступлениями профильной литературы в библиотеку. Однако постепенно стали очевидны преимущества именно этого формата, что позволяет его использовать для всех уровней обучения – от бакалавров до аспирантов.

«Мир творчества» решает несколько серьезных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся.

Проблема выступления на публике. Большая часть студентов творческих направлений обладает ярко выраженным интровертным типом поведения, преодоление которого становится важным этапом обучения. В противном случае осуществление руководящих и организаторских функций становится невозможным. Когда возникает необходимость излагать свой проект перед группой незнакомых или малознакомых людей, интроверты «теряются» и не могут изложить свою идею. Данная проблема оказывает значительное влияние на успешность практиков в их профессиональной среде.

Отметим, что волнение при выступлении на публике присуще не только интровертам, но и практически каждому. Преимущество формата «печа-куча» видится в том, что он психологически не воспринимается как «серьезный» и позволяет выступающим говорить свободно, не зацикливаясь на оценке своего доклада. Тематика доклада может быть не строго научной, а практико-ориентированной. Учитывая тот факт, что образовательные программы творческих направлений в основном тесно связаны с практической деятельностью, то в докладе нет необходимости искусственно «создавать научность». Осознание того, что презентация не будет подвергнута критике и неудобным вопросам, психологически успокаивает начинающих докладчиков, дает им возможность вести себя на публике более свободно и живо делиться интересными проблемами.

Важное условие конференции – это устное представление доклада. Каждый участник конференции неоднократно сталкивался с проблемой, когда прочитанный доклад, каким бы интересным по содержанию он ни был, плохо воспринимается на слух даже опытными слушателями. Поэтому, малое время доклада на «печа-куче» тоже играет в пользу теряющегося докладчика, так как психологически проще осознать, что нужно выдержать 7 минут устного рассказа, а не 15–20 минут.

Время. Время является ключевым критерием сохранения интереса к докладам. 10-минутная смена докладчиков позволяет познакомиться с максимумом работ за относительно короткий промежуток времени. Не секрет, что на «больших» конференциях часто удается послушать 8–10 докладчиков на 3-часовой секции. В современном напряженном рабочем графике выделить несколько полных дней для посещения конференции становится непозволительной роскошью. Многие студенты старших курсов работают и также не могут много времени тратить на конференцию. Поэтому ситуация, когда за два астрономических часа появляется возможность познакомиться с 12–14 докладчиками, выгодна для всех.

Знакомство с максимальным количеством выступлений выполняет не только информационную функцию, открывая новые, неизвестные области в искусстве и дизайне, но и обучающую, позволяя видеть достоинства и недостатки других докладов, получать опыт построения презентаций и рассказа, воспринимать приемы и методы изложения материала и т.д.

Кроме того, краткий формат учит правильно подавать тему, отсекая лишнее и рассказывать о проблеме, избегая при этом «воды». Подобный опыт чрезвычайно полезен для будущих специалистов, которые будут должны не только свободно, но и кратко рассказывать о своих проектах перед любой публикой: учащимся, коллегой, заказчиком, спонсором, государственным чиновником и т.д. Единственный способ получения этого важного навыка – практика, так как только в процессе устного изложения своего тезиса и знакомства с другими докладами становятся очевидными как свои ошибки, так и недостатки других.

Составление презентации для доклада. В настоящее время умение правильно составить презентацию и ее представить публике является неотъемлемой частью жизни учащегося творческого направления. Наиболее эффективным помощником в составлении презентаций в настоящее время является программа Power Point. Предполагается, что навыком работы в этой программе владеют все студенты, которые со школьных лет делают доклады и презентации. Однако общение со студентами творческих направлений показывает, что далеко не все умеют грамотно сделать презентацию. Анализ причин возникновения трудностей позволяет объединить их в две группы.

Первая группа – это технические проблемы, которые могут быть связаны с недостаточной компьютерной грамотностью проходящих обучение магистрантов и аспирантов, когда программу проходят взрослые, сложившиеся практики. Старшее поколение, не имеющее устойчивых навыков работы с компьютерной техникой, пользуется очень ограниченным списком программ. Работающие руками профессионалы-практики, далеко не всегда видят целесообразность освоения программного обеспечения, когда оно не может им помочь в решении творческих задач. Необходимость составления презентации обычно возникает для них внезапно, когда времени на освоение программы нет. В результате приходится либо обращаться за помощью к более продвинутым пользователям, либо обходиться подручным материалом.

Вторая группа – это редкость выполнения подобного рода работ. С этой проблемой сталкиваются даже недавние выпускники бакалавриата, которые только при необходимости создавали презентации. Отсутствие постоянной практики приводит к тому, что программу приходится осваивать каждый раз практически заново. Ситуацию осложняет стремительно эволюционирующее программное обеспечение и постоянные обновления. Кроме того, даже знание программы не дает гарантий правильного составления презентации.

Целенаправленное акцентирование внимания студентов творческих направлений на возможностях визуализации докладов и проектов дает положительные результаты при любом уровне первоначальной подготовки. Цель создания презентации – облегчить докладчику представление своей идеи и донести ее зрителям, оказав при этом максимально положительное воздействие. Достижение цели обычно обеспечивают основные составляющие презентации – общая структура, позволяющая выстроить логику изложения идеи, и подача материала. Несмотря на то, что общая структура презентации известна всем, ее правильное составление требует практического опыта. Только на конкретных и многочисленных примерах становится понятным, почему нельзя использовать 10 разных шрифтов в подаче, что получается при постоянном использовании сложной анимации и т.п.

Создание презентаций для доклада на конференции формата «печа-куча» позволяет решить несколько задач: освоить технологию составления презентаций, увидеть примеры, представленные другими докладчиками, отработать свою индивидуальную подачу материала, выявить достоинства и недостатки своих и чужих докладов, получить уникальный опыт решения технических проблем, когда техника отказывается работать, презентация не открывается, и т.д. Формат публичных выступлений, когда докладчик оказывается в стрессовой ситуации, делает получаемый опыт более ярким и действенным, любые недостатки презентации проявляются и воспринимаются более ощутимо, что позволяет избегать ошибок в дальнейшем.

Заключение

Таким образом, изучение возможностей студенческих конференций показывает, что требуется поиск новых форм, которые направлены на формирование профессиональных компетенций учащихся творческих направлений. В контексте развития практико-ориентированных образовательных программ, формат «печа-куча» представляется перспективным для проведения конференций, направленных на отработку профессиональных и научно-практических навыков и умений студентов, обучающихся на разных уровнях. Предлагаемая форма мини-конференции помогает студентам справиться с трудностями публичных выступлений, организовать время доклада, сконцентрировав внимание на главном, научиться выбирать темы, которые могут быть преподнесены в устной форме, визуализировать свое выступление. Формат способствует выработке ключевых навыков для сотрудника и руководителя предприятия – умения видеть главное, концентрировать внимание на основной идее, четко представлять результаты проекта или исследования.