Согласно исследованиям, глобальное ухудшение экологической ситуации, равнодушное отношение граждан к проблемам загрязнение окружающей среды, исчезновение редких видов растений и животных ставят перед образовательными учреждениями задачу воспитания нового поколения природопользователей. Одним из путей решения данной проблемы должна стать подготовка вузами грамотных специалистов [1, с. 3]. Данные обстоятельства заставляют разрабатывать новые концептуальные подходы к профессиональной подготовке студентов вуза, имеющих глубокие экологические знания, навыки природоохранной деятельности, у которых сформированы основы культуры бережного и рационального потребления природных ресурсов.
По мнению отечественных ученых (Н.С. Дежникова, С.Г. Добротворская, Н.Н. Моисеев, Г.П. Сикорская и др.), современной системе образования необходим преподаватель, способный к экологическому обучению и воспитанию обучающихся, умеющий продемонстрировать необходимость проведения мероприятий по природоохранной деятельности [2].
Имеющиеся на сегодняшний день в педагогической науке изыскания, посвященные подготовке педагогов общеобразовательных учреждений к экологическому воспитанию и образованию учащихся (С.Н. Глазачев, С.В. Владимирова, А.А. Иноземцев, В.В. Пасечник, Е.С. Сластенина, Э.В. Трусов, В.В. Черованецкий и др.), полно и подробно раскрывают вопросы экологической деятельности. Однако недостаточно представлены результаты научных исследований, посвященных содержанию и способам формирования экологической культуры студентов высших учебных заведений.
Многолетняя практика работы в вузе показывает, что будущие выпускники имеют поверхностные знания о законах рационального взаимодействия человека и природы, не представляют своего поведения в ситуациях возникновения природных катастроф, таким образом, обладают низким уровнем готовности к эколого-педагогической деятельности.
Цель исследования: сформировать основы экологической культуры у студентов вуза для их последующего саморазвития и самообразования в будущей профессиональной деятельности.
Объект исследования: дидактический инструментарий по формированию основ экологической культуры студентов вуза.
Предмет исследования: включение в образовательный процесс вуза дидактического инструментария по формированию основ экологической культуры.
Задачи исследования:
1. Определение содержательного контента экологической культуры.
2. Установление исходного уровня сформированности экологической культуры студентов вуза путем анкетирования и проведения бесед.
3. Внедрение в образовательный процесс дидактического инструментария.
4. Контроль результативности применения дидактического инструментария по формированию основ экологической культуры студентов.
Материалы и методы исследования: наблюдение, изучение деятельности студентов в ходе бесед и анкетирования, педагогический мониторинг.
Ссылаясь на научные труды Н.М. Верзилина, Э.В. Гирусова, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева Н.М. Мамедова, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и других ученых, В.И. Лещинский описывает экологическую культуру студентов вуза как совокупность аксиологического, деятельностного, личностно-творческого аспектов. В качестве основного выступает аксиологический, который автор рассматривает как часть контента общей культуры личности, суть жизни и деятельности которой состоит в познании окружающего мира, осмыслении общечеловеческих ценностей [3].
Данную точку зрения разделяет А.Г. Асмолов, выражая мысль о том, что стремление познавать и изменять мир выступает мерой нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности [4, с. 51].
В деятельностном аспекте экологическая культура представляет собой способы природоохранной и природосберегающей деятельности личности, направленной на решение разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой. Поэтому овладение основами экологической культуры студентами должно быть направлено на овладение основами практической деятельности, в процессе которой сохраняются, создаются и охраняются её образцы [3].
В процессе познавательной и практико-ориентированной деятельности по сохранению окружающей среды происходит не только усвоение основ экологической культуры, но и развивается мотивация внести свой личный вклад в дело охраны природы. Таким образом, у студентов появляется желание личного участия, а природохранная деятельность становится потребностью каждого (личностно-творческий аспект) [3].
Особая роль в экологическом образовании подрастающего поколения отводится педагогу-наставнику. От его умения передать знания обучающимся, которые помогут им в будущем, направить их деятельность на созидание, писал А. Дистервег. В своей книге «Руководство к образованию немецких учителей» (1835 г.) великий педагог выразил свои мысли о том, что «...никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является воспитанным, развитым и образованным…» [5].
Формирование основ экологической культуры у студентов вуза предполагает в первую очередь усвоение экологических знаний, норм, законов; развитие умений использовать их в соответствии с конкретной ситуацией и передать другим, осознание себя частью природы, без которой невозможно существование человека.
Изучая проблему формирования экологической культуры будущих учителей, С.Е. Гусарова определяет ее как интегральное профессиональное качество, составляющие которого представляют диалектическое единство. Оно включает определенный уровень сформированности экологического мировоззрения, развития сознания и мышления, готовность к природоохранной деятельности (эколого-аксиологическая, эколого-деятельностная, эколого-педагогическая). Автор анализирует экологическую культуру в контексте общей и профессиональной педагогической культуры [6].
Формирование экологической культуры выпускников вузов должно осуществляться путем овладения совокупностью компетенций, которые обозначены в ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
В соответствии с данными стандартами, выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению 45.03.02 Лингвистика, должен овладеть общекультурной компетенцией (ОК-5) [7]: способностью к осознанию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию. Выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика, должен обладать готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-6) [8].
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления факторов, определяющих наличие основ экологической культуру у студентов, была разработана авторская анкета, проведены беседы, анкетирование, обобщены результаты, определены и применены на практике эффективные формы, инструменты, механизмы работы по её повышению.
При определении основ экологической культуры студентов вуза мы исходили из положений об организации образовательного процесса, предложенных С.В. Владимировой, в соответствии с которыми будущий выпускник должен соответствовать требованиям, предъявляемым обществом к качеству его профессионально-педагогической подготовки, а именно, обладать совокупностью определенных знаний, умений и навыков. Автор выделяет три блока, составляющие основы экологической культуры: 1) когнитивный блок; 2) мотивационно-ценностный; 3) организационно-практический [1].
Когнитивный блок направлен на изучение информационного контента; усвоение, пополнение, углубление, систематизацию и обобщение экологических и педагогических знаний студента; глубокое понимание и осознание им многообразной ценности природы; умение вырабатывать экологические представления и формулировки понятий.
Мотивационный компонент направлен на создание мотивов, связанных с осознанием студентом потребности в усвоении экологических и педагогических знаний; активизацию внутренней, познавательной деятельности, эмоциональной сферы; стимулирование потребности экологического образования и самообразования.
Ценностный компонент представлен совокупностью идей, норм, регулирующих и направляющих деятельность студента и выражающийся в отношении и чувствах к природе (убежденность в необходимости оказания посильной помощи, проявление чувств любви, симпатии, уважения).
Организационно-практический блок направлен на превращение экологических и педагогических знаний в убеждения, их закрепление, совершенствование на основе соответствующих действий, операций, поведения и передачу другим. Студент вуза должен овладеть навыками, творчески переосмыслить и применить на практике способы и приемы природоохранной и природосберегающей деятельности, передать имеющиеся экологические знания обучающимся, дать объективную оценку собственным профессиональным возможностям по организации экологического образования и воспитания, применять разнообразные технологии и формы по организации экологической деятельности [2].
Проведенное анкетирование показало следующие результаты: большую часть опрошенных составили студенты со средним и низким уровнем сформированности основ экологической культуры: они имеют неполные бессистемные экологические знания, не интересуются проблемами окружающей среды, не считают нужным принимать участие в решению экологических проблем, имеют житейские представления о взаимосвязи человека и природы [1]. Лишь незначительное количество опрошенных студентов рассматривают природу как духовную ценность, часть общей культуры. Тем не менее ими отмечается необходимость изменения потребительского отношения к природе, но они не имеют достаточные для этого знания и практические навыки.
На основании количественной и качественной обработки проведенных результатов исследования был поставлен педагогический диагноз о необходимости формирования экологической культуры студентов.
Исходя из анализа инструментария, представленного в научной литературе, в качестве компонентов дидактического сопровождения процесса формирования основ экологической культуры студентов вуза были выбраны следующие:
– разноуровневые диагностические и развивающие задания, направленные на усвоение экологических знаний, формирование экологического сознания, развитие навыков природоохранной деятельности студентов;
– эколого-дидактические игры, направленные на овладение навыками педагогической деятельности и поведения студентов вуза;
– гностико-эвристические игры, содержанием которых является усвоение и систематизация экологических знаний, развитие экологических чувств и убежденности в необходимости рационального отношения к природе, поиск правильных путей решения экологических проблем, например «В лесу». Студентам предлагаются две картинки: первозданный лес и лес после посещения туристами. Цель: сформировать представление о необходимости бережного отношения к природе.
– ситуация «Координация действий»: играющий получает карточку, содержащую экологическую загадку, проблему, вопрос и т.д. Суть задания состоит в том, чтобы найти другого студента в группе, в карточке которого находится ответ/предлагаются варианты решения этой загадки, проблемы, вопроса [1];
– подготовка сообщений, рефератов, мультимедийных слайд-презентаций экологической направленности;
– поиск информации в поисковых системах о экологических, техногенных катастрофах, деятельности человека по оказанию помощи животному и растительному миру, уникальных природных памятниках, экологических мероприятиях, организациях, занимающихся вопросами сохранения природы и другое;
– проведение экологических фестивалей, акций, концертов;
– публикация материалов в средствах массовой информации;
– участие в конференциях, творческих проектах, способствующих реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Проекты для класса, школы, семьи
1. Проведите опрос среди одногруппников, как они добираются до вуза. Не рассматривают ли они другие альтернативные средства передвижения, чтобы не загрязнять окружающую среду, и сократить потребление природных ресурсов в виде бензина для автомобилей и электроэнергии для трамваев и троллейбусов [1].
2. Организуйте в школе акцию, посвященную плановому сбору мусора.
3. Составьте план, как можно сократить выброс отходов в классе, школе, дома.
Такого рода проекты способствуют актуализации витагенного опыта, являются показателем наличия экологических знаний, превращения их в действие, способствуют формированию экологического представления о необходимости рационального природопользования, построены на принципе интеграции знаний из других областей (педагогика, психология, социальная экология, экопедагогика, биология, иностранный язык, страноведение, культурология) [1].
Работа по включению компонентов дидактического сопровождения в образовательный процесс вуза осуществлялась в различных формах: индивидуальной, групповой, фронтальной. Таким образом, были учтены личностные и индивидуальные образовательные и психологические особенности студентов. В группы входили студенты с разным уровнем экологического опыта. Такая организация работы дала возможность сравнивать различные подходы, обмениваться информацией, опираться не только на собственный опыт, но и на опыт товарищей, а также создать благоприятный психологический климат (взаимопомощь, поддержка).
Организация учебно-образовательного процесса в вузе имеет достаточные возможности по формированию у будущих выпускников экологической культуры и готовности к эколого-педагогической деятельности.
С целью проверки эффективности формирования основ экологической культуры после применения в образовательном процессе вуза указанных выше дидактических компонентов студентам было предложено задание оценить их полезность.
Заключение
Всеми студентами, принимавшими участие в опытно-поисковой работе, был дан утвердительный ответ о полезности работы: «Я получила много новой информации, которая мне пригодится в будущей профессиональной деятельности по экологическому образованию и воспитанию школьников», «Я приобрел необходимый минимум теоретических знаний по экологическим вопросам, узнал много нового об основных направлениях работы с учащимися, обогатил свой внутренний духовный мир, научился любить и понимать природу», «Работая с информационными материалами, мы обогатили наши знания технологиями, формами, приемами работы с детьми, чтобы привить у них любовь к природе, воспитать чувство ответственности за все живое».
Педагогический мониторинг формирования основ экологической культуры студентов вуза позволил установить, что данный процесс находится в прямой зависимости от проявления активности обучающихся в усвоении экологических знаний, развитии умений и выработке навыков бережного, рационального отношения к природе.
Анализ эмпирического материала исследования, наблюдение за деятельностью студентов, обобщение результатов анкетирования позволяют сделать вывод об эффективности использования дидактических компонентов по формированию основ экологической культуры студентов вуза.